ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Мережко Виктория Александровна,
учитель английского языка
ГБОУ «Средняя школа №49 ГО Макеевка»
Отношение к иностранному языку в современном мире повлияло на требования к его обучению, так как запросы общества к знанию и умению общаться на нем изменились. Это обусловило появление нового Государственного Образовательного Стандарта, который предъявляет новые требования к структуре и содержанию урока иностранного языка, так как изучение и владение иностранным языком прежде всего начинается в школе на уроках.
Урок иностранного языка в современной школе это не просто форма организации учебного процесса в конкретном учебном заведении, но, в соответствие с ФГОС – это непрерывная системная деятельность учителя и ученика, направленная на их партнерство и взаимодействие, с учетом личностно ориентированного подхода и индивидуализации всего процесса обучения. Таким образом, грамотное планирование урока является залогом его эффективности и успешности на любом этапе обучения.
На уроке иностранного языка учителям необходимо учитывать и правильно сочетать его структурные и содержательные компоненты. Основными структурными компонентами урока являются начало урока, основная часть, заключительный этап.
В начало урока входит организационный момент, речевые упражнения (лексико-фонетическая разминка), постановка цели урока и его темы, а также организация контроля знаний, навыков и умений учащихся, приобретенных ими в процессе выполнения домашнего задания, что в целом занимает 5-7 минут.
Основная часть урока, которая занимает от 25 до 30 минут, направлена на достижение поставленных целей. Причем, действия по достижению целей урока выполняют сами обучающиеся, а функция учителя состоит в контроле осуществления данных действий. В ходе этого этапа происходит выполнение различного рода упражнений с опорой на учебно-речевые ситуации, тексты учебника, другие технические средства обучения, дополнительный дидактический материал с опорой на межпредметные связи и применением эффективных форм, приемов и режимов работы. Это может быть, например:
- ознакомление с соответствующей лексикой по теме урока;
- тренировка использования языкового и речевого материала;
- применение языкового и речевого материала по конкретным видам речевой деятельности;
- организация аудирования текста для обучающихся в
предъявлении учителя (звукозаписи);
- организация монологических, диалогических высказываний обучающихся;
- организация чтения обучающимися текста вслух, про себя.
Заключительная часть урока должна содержать подведение итогов урока обучающимися, рефлексия достигнутых результатов на уроке, оценивание, информация о домашнем задании и его объяснение. Этот этап может длиться 10-13 минут. (Приложение 1)
Кроме того, при планировании урока учителям необходимо внимательно относиться к такой его составляющей как содержание, в состав которого входит 1) коммуникативный компонент: предметная сторона речи (сфера общения, тема, ситуация общения (в кино, в магазине, в кафе и пр.), а также виды речевой деятельности, аспекты языка, социокультурный аспект); 2) психолого-педагогический компонент, включающий в себя речемыслительные задачи и мотивацию; 3) методический компонент, включающий приёмы обучения, технологии обучения, игровые моменты, положения, регулирующие последовательность и структуру урока.
А кроме того, планируя и распределяя этапы урока, учителю необходимо помнить, что на любом из его этапов должно происходить развитие иноязычной коммуникативной компетенции и ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Во-вторых, должно происходить развитие личности учащихся, формирование и развитие у них универсальных учебных действий. И наконец, должны быть достигнуты результаты: предметные, личностные: формирование мотивации к изучению языка; формирование коммуникативной компетенции, общекультурной и этнической идентичности.
Все это, в свою очередь, будет способствовать появлению у обучающихся осознания возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремлению к самосовершенствованию своей речевой культуры в целом; стремлению к лучшему пониманию культуры своего народа и готовностью помогать знакомиться с ней представителей других стран; толерантному отношению к проявлениям иной культуры и готовностью отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, а также свою гражданскую позицию.
Таким образом, современный урок следует строить, соблюдая обще дидактические принципы, которые включают в себя принципы сознательности, научности, активности, наглядности, доступности и посильности, прочности, индивидуализации, принцип воспитывающего обучения, а также специфические принципы такие как: принцип коммуникативной направленности обучения, принцип дифференциации и интеграции, принцип учёта родного языка.
Учителю необходимо учитывать такие аспекты как:
• логичный – все части урока должны быть соединены между собой от простого к более сложному;
• познавательный – это всегда что-то новое на каждом уроке;
• проблемный – выявление проблем, которые обсуждаются;
• динамичный – темп урока, частая смена видов деятельности на уроке, соответствующие заявленным целям;
• сотрудничающий – использование множества технологий, это может быть работа в группах, парах и т.д.
Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что учитель должен рационально спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко формулировать тему, цель, задачи урока. Сам урок должен быть проблемным и развивающим: учитель нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять на сотрудничество с учителем и одноклассниками, создает проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся, а вывод делают они сами, при этом обязательно планируется обратная связь с обучающимися.
Учителю необходимо использовать в своей деятельности на уроке минимум репродукции и максимум творчества, при этом не забывая о здоровьесберегающих аспектах урока (физкультминутки, учет индивидуальных и возрастных особенностей, уровня и возможностей обучающихся).
Список литературы
1. Педагогика нового времени. Современный урок. Под редакцией Т.П. Лакоцениной. – Ростов, «Учитель», 2007. – 208с.
2. М.М. Поташник «Требования к современному уроку». – Москва, Центр педагогического образования, 2007. – 270с.
3. Справочник учителя. – Москва, 2005. – 120с.
Источники
1. https://www.1urok.ru/categories/10/articles/12025
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата 04/09/2021
Урок № 1 (введения нового материала) в 9-А классе
Тема «Праздники и традиции» Подтема: «Праздники в разных странах»
Цели урока:
предметные – введение лексических единиц (ЛЕ) и речевых образцов (РО) по теме и их практика в устной и письменной речи;
метапредметные – знакомство обучающихся с традициями стран, изучаемого языка;
личностные – формирование толерантного отношения к культуре других стран, расширение кругозора обучающихся.
Решаемые учебные задачи:
|
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока (регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные) |
1 |
Организационный момент |
|
Приветствие, порядок работы в новом учебном году, подпись тетрадей, требования к предмету. Знакомство с учебником |
Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - воспитание требований безопасности - развитие логического мышления Познавательные УУД: - развитие познавательной активности - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте. |
2 |
Введение в языковую атмосферу
|
Речевая, фонетическая разминка |
Тренировка и настрой артикулятивного аппарата |
|
3 |
Формулирование темы и целей урока |
Стр. 9 |
Мозговой штурм; Выполняют задания предшествующие работе с текстом |
|
4 |
Введение ЛЕ и РО |
Стр.10-11 |
Работа с текстом учебника |
|
5 |
Углубление в тему. Закрепление материала |
Стр.11, упр.6-8 |
Выполнение тренировочных упражнений учебника |
|
8 |
Домашнее задание |
Стр.11, упр.9 дифференцировано письменно (для слабых обучающихся) или устно (для сильных обучающихся), выучить ЛЕ и записать их в словарь (для всех обучающихся) |
Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы |
|
9 |
Итоги урока, рефлексия |
Подведение итога урока |
Самооценка деятельности на уроке и личные результаты, выставление оценок |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.