министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
Пионеры: вчера, сегодня, завтра
по МДК.01.04 Организация деятельности детских и молодёжных общественных организаций и объединений
Автор: преподаватель педагогики
высшей квалификационной категории
А.К. Авсиенко
Шахты
2019
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
1. Тема урока: «Пионеры: вчера, сегодня, завтра».
2. Педагогическая цель урока: формирование представлений о пионерской организации и её деятельности.
3. Задачи урока:
Образовательные:
1) познакомить обучающихся с историей создания пионерской организации;
2) научить распознавать атрибутику пионеров.
Развивающие:
1) развивать познавательную активность обучающихся; профессиональную компетентность;
2) развивать навыки применения теоретических знаний на практике.
Воспитательные:
1) воспитывать интерес к изучению МДК.01.04 Организация деятельности детских и молодёжных общественных организаций и объединений;
2) воспитывать самостоятельность, культуру диалога.
4. Формируемые ОК и ПК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
5. Методы обучения:
- словесный: эвристическая беседа, подводящий диалог, работа с текстом.
- наглядный: демонстрация презентации, видеоролика.
- практический: практическая работа, упражнения (устные, письменные).
- исследовательский: сбор данных, обсуждение полученных данных, формулировка понятий, обобщений, выводов.
- рефлексивный: текущая рефлексия, итоговая рефлексия.
- интерактивные: мозговой штурм, работа в группах, парах.
6. Методы стимулирования и мотивации:
- поощрение;
- соревнование.
7. Средства обучения:
- аудиовизуальные: звуковой фильм, ИКТ – презентация.
8. Тип урока: урок открытия новых знаний.
9. Вид урока: смешанный.
10. Технология межпредметного погружения
11. Образовательные ресурсы:
- дидактически средства: раздаточный материал;
- технические средства: мультимедийный проектор, компьютер.
ХОД УРОКА (время 20 минут)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
ФОРМИРУЕМЫН ОК И ПК |
1. Организационный момент (30 секунд). |
||
Преподаватель приветствует обучающихся. Создает положительную эмоциональную атмосферу. |
Приветствуют преподавателя.
|
ОК 1 |
2. Определение темы урока, постановка задач урока (3 минуты). |
||
Преподаватель предлагает сравнить часы и куст, далее сообщает, что в астрономии есть теория о существовании "Куста времени". Далее спрашивает о том, что связывает два этих объекта. Задает ряд вопросов: - Как вы думаете, какие части куста символизируют прошлое, настоящее и будущее? - Корень символ чего? Стволики? А ветви? Обобщает ответы обучающихся и делает микроитог, подводя к теме: "Вы знаете, речь о кусте времени зашла не случайно. Ведь сегодня мы отправимся в путешествие во времени. А чему, а вернее кому будет посвящено путешествие, вы узнаете благодаря предметам – подсказкам". У каждой пары на столе стоят коробочки с предметами - подсказками. Обучающиеся должны их достать и назвать. Задание выполняется в парах. Далее преподаватель выявляет наличие опорных знаний у обучающихся, необходимых для выполнения поставленных задач, задавая вопросы: - Как вы думаете, в какую эпоху отправимся сначала? - Кому принадлежат эти предметы? Преподаватель предлагает обучающимся предположить тему урока. Тема урока «Пионеры: вчера, сегодня, завтра». Далее обучающимся предлагается определить цель урока, а для этого им необходимо закончить предложение: - получить представление о …. Таким же образом предлагается сформулировать задачи урока: - мы узнаем историю создания …; - мы научимся распознавать атрибутику …; - мы задумаемся над будущим …. В заключении данного этапа урока преподаватель делает вывод: "Итак, мы отправляемся в путешествие во времени по плану – маршруту: 1. Из истории создания пионерской организации. 2. Современные молодежные организации 3. Письмо в будущее. Путешествуя во времени, вы получите новые знания и сможете ответить на, предложенные на карточках, вопросы ". |
Воспринимают информацию.
Отвечают на вопросы.
Воспринимают информацию.
Достают предметы из коробочек и называют их.
Отвечают на вопросы.
Называют тему урока.
Определяют цель урока.
Формулируют задачи урока.
Воспринимают информацию.
|
ОК 4, ОК 6, ПК 3.5 |
3. Организация восприятия и осмысления новой информации и её закрепление (14 минут). |
||
Преподаватель предлагает обучающимся "переместиться" в 20-е годы прошлого столетия и посмотреть видеофрагмент. По окончанию просмотра видеоролика преподаватель предлагает ответить на следующие вопросы: - Кто стал инициатором создания пионерской организации? - Какую дату принято считать днем рождения пионерии? - Какова цель деятельности пионерской организации? Далее обучающимся предлагается поработать со справочной информацией, в которой сообщаются следующие сведения: "В 1921 году по инициативе комсомола началась работа по созданию единой в стране детской коммунистической организации. Большую помощь комсомолу в этой работе оказала Н.К. Крупская. Она предложила создать детские коммунистические группы. И словом, и делом приходилось первым пионерам отстаивать свое право на существование. 19 мая 1922 года комсомол объявил днём рождения пионерии. Цель деятельности пионерской организации – помощь подростку в его становлении как гражданина своего Отечества". После знакомства с данной информацией преподаватель задаёт следующие вопросы: - Кто стал инициатором создания пионерской организации? - Какую дату принято считать днем рождения пионерии? - Какова цель деятельности пионерской организации? Преподаватель предлагает "переместиться" в 80-е годы 20-го столетия, чтобы познакомиться с атрибутикой и символами пионеров, а также с их законами и обычаями. Преподаватель сообщает "Вступая в ряды пионерской организации, каждый школьник давал торжественное обещание". Далее предлагает посмотреть видео «Детей принимают в пионеры. Преподаватель делит обучающихся на группы. Для этого он предлагает каждому обучающемуся взять карточку на столе и перевернуть её. У кого изображен горн, объединяются в группу горнистов, у кого – барабан – в группу барабанщиков. Горнистам предлагается определить, какое значение имели пионерские символы и атрибуты. Для этого надо собрать домино и сделать небольшое сообщение об атрибутике пионеров. Барабанщикам предстоит узнать о законах и традициях пионеров. Для этого обучающимся необходимо изучить иллюстративный материал и соотнести изображение на открытке с текстом. А в словаре-справочнике найти информацию о девизе и салюте пионеров и сделать небольшое сообщение. На выполнение заданий отводится 1 минута. По окончании работы обучающиеся представляют свои задания. Преподаватель подводит микроитог: " Вы отлично поработали и узнали много новой информации об обычаях и атрибутах пионеров. Полученные знания помогут вам воссоздать образ советского пионера". Преподаватель задаёт следующие вопросы: - Давайте вспомним, о чем говорил пионерский значок? Прикрепите его на рубашку. - Что символизировал пионерский галстук? Повяжите галстук нашему пионеру. - Что вы можете сказать о пионерском знамени? Прикрепите его на доску. - А какой духовой музыкальный инструмент звучал во время походов и линеек? Прикрепите его на доску. Далее преподаватель рассказывает о ещё одном важном атрибуте пионера: " А ещё одним очень важным атрибутом пионера была песня. «Взвейтесь кострами, синие ночи!» - одна из первых и, пожалуй, самых любимых песен пионеров Советского Союза. Отправляясь в поход, они бойко маршировали под звуки этой песни". Физминутка Преподаватель предлагает обучающимся немного отдохнуть и промаршировать под песню «Взвейтесь кострами, синие ночи!» Преподаватель обобщает все полученные знания студентов и говорит: "Первый пункт плана мы выполнили. Что вы узнали?" Далее преподаватель предлагает совершить очередной виток во времени и возвратиться в настоящее. Задаёт следующий вопрос: - Как вы думаете, существуют ли сейчас пионерские отряды? Сообщает информацию:"Вчера их было десятки миллионов, сегодня десятки тысяч. Но как и десятилетия назад, пионеры двухтысячных выходят на школьный двор, чтобы спеть о товариществе, взаимопомощи и хороших делах". Далее преподаватель выясняет представления обучающихся о современных молодёжных организациях, для этого задаёт вопросы: - А какие еще молодежные организации, современные, вам знакомы? - Чем они занимаются? - В Ростовской области в 2000 году был создан педагогический отряд "Юга". Кто знает, с какой целью он был организован? Преподаватель предлагает вернуться к кусту времени и подвести небольшой итог: составить кластер. Для этого он вызывает одного обучающегося к интерактивной доске и даёт следующее задание: "Какая организация является корнями нашего куста? А какие части куста символизируют современные молодежные организации? Расположи их на кусте времени. Мы выполнили второй пункт плана: вспомнили о деятельности современных детских и молодежных организаций". Далее преподаватель подводит микроитог и задаёт следующие вопросы: - Чем похожи детские и молодежные организации прошлого и настоящего? - Как вы думаете, сохранятся они в будущем? Почему? Далее преподаватель предлагает выполнить последний пункт плана: написать письмо в будущее для молодежи завтрашнего дня. После выполнения задания преподаватель делает следующее обобщение: "Посмотрите, какой замечательный куст времени получился. Нас с вами ждет светлое будущее. Современные детские и молодежные организации ищут новые пути развития, стремятся к новым идеалам. Но история никогда не писалась с чистого листа, т.к. всякое «завтра» вырастает из предшествующего «вчера»". |
Смотрят видеофрагмент.
Отвечают на вопросы.
Работают со справочной информацией.
Отвечают на вопросы.
Смотрят видеофрагмент.
Выполняют задания в группах.
Представляют выполненные задания.
Отвечают на вопросы.
Воспринимают информацию.
Участвуют в физминутке.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Воспринимают информацию.
Отвечают на вопросы.
Обучающийся выполняет задание индивидуально на интерактивной доске.
Отвечают на вопросы.
Пишут письмо в будущее.
Воспринимают информацию.
|
ОК 1, ОК 4, ОК 6,ПК 1.3, ПК 3.4, ПК 3.5 |
4. Итог урока. Рефлексия (2 минуты) |
||
Преподаватель просит вспомнить цель урока и задаёт следующие вопросы: - Вспомните цель урока? Достигли мы её? - Что нового вы узнали о пионерской организации и её деятельности? Далее проводит рефлексию. Для этого предлагает тем, кому было интересно в путешествии во времени, и кто узнал много нового – поднять звездочку красного цвета. У кого остались вопросы по данной теме – синего. Далее преподаватель проводит взаимооценку. Он предлагает оценить работу своей группы. Преподаватель проводит оценку деятельности обучающихся. |
Отвечают на вопросы
Оценивают полезность и увлекательность урока.
Проводят взаимооценку.
Воспринимают оценку своей деятельности на уроке. |
ПК 1.3 |
5. Домашнее задание (30 секунд) |
||
Преподаватель даёт следующее домашнее задание: "Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Пионеры: вчера, сегодня, завтра»". |
Фиксируют домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |
ОК 4, ПК3.4 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.