МОГА ПОУ «МАГАДАНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Разработка урока по математике и электротехнике (с использованием элементов кейс технологии)
Тема: Решение производственных задач с применением математического аппарата
Разработали: преподаватель математики Ватокина Л.Н.
преподаватель электротехники Бузников С.И.
г.Магадан, 2020
Пояснительная записка
Бинарный урок по математике и электротехнике разработан для студентов 2 курса, обучающихся по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».
Уроки с элементами кейс технологии занимают особое место в профессиональном образовании, так как перспективная цель таких уроков – показать глубокую взаимосвязь разных наук и применение полученных знаний в практической ситуации, дать целостное представление об окружающем мире.
На уроке прослеживается связь между дисциплинами математика, физика и электротехника и одновременно с выбранной профессией. Очень часто студенты на уроках задают вопрос: нужна ли мне та или иная тема для моей будущей профессии. И именно данный урок наглядно демонстрирует практическое применение изученных тем в задачах по математике и электротехнике связанных в большинстве своём с профессией «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Использование кейсов в процессе обучения требует подготовленности обучающихся, наличия у них навыков самостоятельной работы, умения работать с текстом, коммуникативного взаимодействия, навыков решения проблемных вопросов.
Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний по теме «Практикум по решению прикладных задач», а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы. В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
Учебная ситуация кейс разработан для практического применения знаний по математике и электротехнике в будущей профессии студентами, обучающимися по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)» по темам: «Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Измерения в геометрии» (ОУД) и «Основы электромонтажных работ. Электроизмерительные приборы и электрические измерения ».
Знание взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве. Распознавание на чертежах и моделях различных случаев взаимного расположения прямых и плоскостей, аргументирование своих суждений. Выполнение построения углов между прямыми, прямой и плоскостью, между плоскостями по описанию и распознавание их на моделях.
Изображение на рисунках и конструирование на моделях перпендикуляров и наклонных к плоскости, прямых, параллельных плоскостей, углов между прямой и плоскостью и обоснование построения. Решение задач на вычисление площадей плоских фигур с применением соответствующих формул и фактов из планиметрии.
Знание основных понятий о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей; сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов, основные элементы электрических сетей.
Развитие общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Цели: решение прикладных задач, связанных с будущей профессией, умение применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности.
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать навыки применения теоретических знаний и практических умений, полученных на уроках математики, физики и электротехники для решения прикладных задач. Установить межпредметные связи, связь с профессией.
Совершенствовать навыки работы в группе.
Развивающие: развивать умение анализировать ситуацию, выделять главное, сопоставлять факты, выбирать наиболее вероятные ответы. Развивать ассоциативное мышление. Воспитывать эмоциональную устойчивость в экстремальных ситуациях, дать практику преодоления трудностей, развивать познавательный интерес.
Воспитательные: совершенствовать навыки коллективной работы.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: бинарный.
Тип кейса: обучающий решению проблемы и принятию решений.
Вид кейса: практический кейс.
Содержание кейса: исследовательские ситуации.
Основная обучающая, образовательная задача кейса: исследование.
Метод обучения: репродуктивный и частично-поисковый.
Форма проведения: групповая.
Комплексно - методическое обеспечение: раздаточный дидактический материал, мультимедийная система.
Содержание кейса: 1) видео сюжет; 2) задания; 3) приложение 1 «Схема помещения с электропроводкой»; 4) таблица 1 «Длительно допустимые токовые нагрузки, А, для проводов с поливинилхлоридной и резиновой изоляцией»;5) методические рекомендации «Как работать с кейсом»; 6) режим работы с кейсом; 7) правила ведения дискуссии; 8) критерий оценки работ обучающихся.
Время работы: 1 час 30 минут
План урока
Этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Время (мин) |
Подготовительный |
Преподаватель проводит отбор учебного материала, формулирует проблемы.
|
Выполняют домашнюю работу |
|
Организационный |
Приветствие. Сообщение темы и целей урока. Выдача кейса. Объяснение правил работы с кейсом. Указание критериев оценки. Назначение экспертов. |
Слушают. Распределяются по группам. Получают кейс. |
5 |
Проверка усвоения теоретического материала по теме |
Проводит устный фронтальный опрос |
Отвечают на поставленные вопросы |
10 |
Работа студентов в малых группах |
Наблюдает за деятельностью обучающихся, инструктирует |
Изучение содержимого кейса студентами в группах, совместный поиск решения поставленной проблемы. Студенты слушают друг друга, говорят сами, записывают, анализируют полученный результат, при этом спорят, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии. |
40 |
Коллективная работа обучающихся |
Выслушивает вариант решения проблемы каждой группы, при этом ответы корректируются, уточняются и дополняются. |
Дискуссия осуществляется представлением вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование. При дискуссии студенты находят противоречия, ошибки, неточности, подходы, варианты решений, моделируют решения, действия, говорят, слушают, отстаивают мнение группы. Находят оптимальный вариант решения проблемы. Оформляют итоги работы. |
30 |
Обобщение полученных результатов. |
Выбирает лучший вариант решения проблемы. Отмечает работу в группах. Выставляет оценки |
Слушают |
5 |
Кейс
Решение производственных задач с применением математического аппарата
1.Посмотрите видеосюжет.
2.Найдите способ решения проблемы, решв следующие задачи:
1) Вспомните последовательность операций при разметке панелей при прокладке кабеля. Как обосновать правильность разметки панелей, применяя теорему о перпендикулярности двух прямых к плоскости? Какая теорема планиметрии здесь используется?
2) В каких случаях на производственной практике вам приходилось иметь дело с углами между двумя пересекающимися плоскостями? Приведите пример измерения таких углов при выполнении производственной операции.
3) Сформулируйте математическое утверждение, на основе которого можно судить о правильности проверки вертикальности углов с помощью отвеса.
4) От верхнего столба протянут провод к стене дома. Задайте необходимые данные и вычислите длину провода.
4) Перечислите контрольно-измерительные инструменты, используемы при разметке трасс электропроводки в помещениях. Каким образом проводится разметка, сопроводите свои действия рассуждениями. Какие теоремы планиметрии здесь используются?
5) Найдите площадь пола, стен, потолка помещения, где необходимо проложить электропроводку, используя план помещения.
6)Продумайте схему вашей электропроводки:
- выключатели на высоте 0,8 – 1,3 м;
- розетки должны иметь заземляющий контакт;
- 1 розетка на 3 м стены;
- отдельная линия для каждого мощного потребления (стиральная машина, посудомоечная машина, электроплита, морозильная камера). Нанесите схему на план квартиры.
7) Рассчитайте необходимую длину проводов, если для освещения помещения используется 2-х жильный провод сечением 1,5 мм2, для розеток в комнатах 3-х жильный провод сечением 1,5 мм2, для розеток на кухне и в ванной комнате трехжильный провод сечением 2,5 мм2.
8) Рассчитайте номинальную мощность, если в квартире включены 14 ламп накаливания мощностью 150вт, 4 лампы по 60 Вт, стиральная машина мощностью 1,5 кВт, чайник 1.8 кВт.
9) Вычислите силу тока протекающего по электрообогревателю мощностью 1500 Вт при напряжении сети 220 В.
10) По таблице найти необходимое сечение кабеля жил проводов, соответствующее току из задания 8.
10) Рассчитать мощность лампы накаливания, если сопротивление нити накаливания R=500 Ом, а номинальное напряжение U=220 В.
11) Найдите номинальный ток в квартире, потребляемы приборами (задание 7), напряжение сети 220 В.
12) В розетку электросети необходимо подключить приборы, общее сопротивление которых составляет R =50 Ом. Параллельно с ними в розетку предполагается подключить электрообогреватель. Необходимо определить (в Ом) наименьшее возможное сопротивление Ry этого электрообогревателя, если известно, что два проводника с сопротивлениями Rx и Ry соединены параллельно, а для нормального функционирование электросети общее сопротивление в ней должно быть не меньше 25 Ом.
13) В комнате соединены по схеме 6 ламп, сопротивления которых R1=R2=1 Ом; R3=R4=2 Ом; R5=R6=3 Ом. Определить потребляемую мощность ламп, если напряжение 220 В.
14) Сила тока в цепи I определяется напряжением U в цепи и сопротивлением R электроприбора по закону Ома:, где U– напряжение в вольтах, R – сопротивление электроприбора в омах. В электросеть включен предохранитель, который плавится, если сила тока превышает 20 А. Определите, какое минимальное сопротивление должно быть у электроприбора, подключаемого к розетке в 220 В, чтобы сеть продолжала работать
Методические рекомендации как работать с кейсом
1. Внимательно изучить материалы кейса, ознакомиться с заданием (ситуацией) кейса;
2. Обсудить изученную информацию;
3. Обменяться мнениями и составить план работы по заданию, (ситуацией) кейса;
4. Работать над проблемой по плану, контролировать продвижение по плану (ситуацией, заданием);
5. Оформить решение заданий кейса в Power Point, в виде плаката, буклета и т. д.
6. Представить полученные результаты;
7. Оценить работу каждого члена группы (оценка руководителя и самооценка).
Режим работы с кейсом
№ п/п
|
Наименование этапа Время
|
этапа урока
|
1. |
Организационная часть. Выдача кейса. |
5 |
2. |
Проверка усвоения теоретического материала по теме. |
10 |
3. |
Работа студентов в малых группах. Изучение содержимого кейса студентами в группах, совместный поиск решения поставленной проблемы. Студенты слушают друг друга, говорят сами, записывают, анализируют полученный результат, при этом спорят, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии. |
40 |
4. |
Дискуссия (коллективная работа студентов). осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование. При дискуссии студенты находят противоречия, ошибки, неточности, подходы, варианты решений, моделируют решения, действия, говорят, слушают, отстаивают мнение группы. Оформление студентами итогов работы. |
30 |
5. |
Обобщение полученных результатов Подведение итогов преподавателем. |
5 |
Критерии оценивания работы групп
№ группы |
Решение поставленных задач |
||
Найден правильный ход решения, все его шаги выполнены верно и получен правильный ответ. 3 балла |
Приведено верное решение, но допущена вычислительная ошибка или описка, при этом может быть получен неверный ответ 2 балла |
Решение начато логически верно, но допущена ошибка, либо решение не доведено до конца, при этом ответ неверный или отсутствует. 1 балл |
|
группа 1 |
|
|
|
группа 2 |
|
|
|
группа 3 |
|
|
|
группа 4 |
|
|
|
Результаты командной работы |
|||
|
Работа шла слаженно. Эффективно, результат – это работа всех и каждого в отдельности 3 балла |
Работа шла слаженно, присутствовало взаимопонимание, но результат достигался работе отдельных членов команды 2 балла |
Работа шла разрозненно, не было достаточного взаимопонимания в группе на различных этапах работы 1 балл |
группа 1 |
|
|
|
группа 2 |
|
|
|
группа 3 |
|
|
|
группа 4 |
|
|
|
Качество аналитики |
|||
|
Представлены различные подходы к решению проблемы Демонстрируется критический анализ материала, определенность собственной позиции 3 балла |
Анализируются различные точки зрения, но собственные выводы не сделаны 2 балла |
Отсутствует критический взгляд на проблему 1 балл |
группа 1 |
|
|
|
группа 2 |
|
|
|
группа 3 |
|
|
|
группа 4 |
|
|
|
Памятка «Правила ведения дискуссии»
Для участника:
ü «Я считаю…»;
ü «По моему мнению…»;
ü «Не могу согласиться…».
ü «Я не совсем понял, что ты имел в виду…»;
ü «Не мог бы ты обосновать свое высказывание…».
Аргументы должны быть:
ü достоверными;
ü доказанными самостоятельно;
ü достаточными.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.