Методическая разработка учебного занятия дисциплины «Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса» по теме «Утилизация токсичных отходов»
Оценка 4.9

Методическая разработка учебного занятия дисциплины «Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса» по теме «Утилизация токсичных отходов»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
профессиональное образование
11 кл
28.01.2020
Методическая разработка учебного занятия   дисциплины «Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса» по теме «Утилизация токсичных отходов»
Открытпе учебное занятие было разработано с целью демонстрации освоения групповой формы проведения занятия с применением кейс - технологии, развивающей умения обучающихся работать в группе, творческие способности, обобщать знания и принимать решения. По учебной дисциплине: «Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса», по специальности «Лаборант – эколог», 2 курса, обучающимся был предложен материал по теме «Утилизация токсичных отходов» для самостоятельного изучения, а также ситуация, её решение должно было выразиться в создании проектов, которые помогли бы проблеме, так как отходы – это продукты, образовавшиеся как побочные, бесполезные или нежелательные в результате производственной и непроизводственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработке или захоронению. Обучающиеся представили сообщения и проекты, продемонстрировали их, создав модели установок для утилизации отходов и проекты баннеров, что явилось очень актуальным в преддверии года Экологии в 2017 году. Преподаватель оценивал не только работу на уроке, но самостоятельно проделанную дома, а также заполнение разработанных преподавателем листов-конспектов рабочих тетрадей, по данной теме.
Методическая разработка урока.doc

Магаданское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Магаданский промышленный техникум»

 

 

 

 

 

Методическая разработка учебного занятия

 дисциплины «Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса»

по теме «Утилизация токсичных отходов»

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель I категории

Островская Г.Е.

 

 

 

 

 

Магадан 2017 г

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Разработка учебного занятия…………………………………………………..4

Технологическая карта учебного занятия…….……………………………….8

Перечень использованной литературы………………………….……………22

Заключение…………………………………………………………………… .22

Приложение 1 Кейс «Утилизация токсичных отходов»……………………. 23

Приложение 2  Лист-конспект рабочей тетради……………………………...29

Приложение 3 Воросы к заданию на слайде  и предполагаемые ответы…...33

Приложение 4   Ситуация, предлагаемая для решения проблемы………......36

Приложение 5  Предполагаемые сообщения  обучающихся и пути решения…………………………………………………………………………..37

Приложение 6  Задание проект обучающихся……………………………........42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Открытпе учебное занятие  было разработано с целью демонстрации освоения групповой формы проведения занятия с применением кейс - технологии, развивающей умения обучающихся работать в группе, творческие способности, обобщать знания и принимать решения. По учебной дисциплине: «Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса», по специальности «Лаборант – эколог», 2 курса,  обучающимся был предложен материал по теме «Утилизация токсичных отходов» для самостоятельного изучения, а также ситуация,  её решение должно  было выразиться в создании проектов, которые помогли бы проблеме, так как   отходы – это продукты, образовавшиеся как побочные, бесполезные или нежелательные в результате производственной и непроизводственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработке или захоронению. Обучающиеся представили сообщения и проекты, продемонстрировали их, создав модели установок для утилизации отходов и проекты баннеров, что явилось очень актуальным в преддверии года Экологии в 2017 году.  Преподаватель оценивал не только работу на уроке, но самостоятельно проделанную дома,  а также заполнение разработанных преподавателем листов-конспектов  рабочих тетрадей, по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка учебного занятия

Учебная дисциплина: Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса   Специальность: Лаборант-эколог       Курс: 2

Тема занятия: Утилизация токсичных отходов

Вид занятия: Урок усвоения новых знаний Форма проведения занятия: групповая

Мотивация темы и формы проведения занятия: Формирование знаний и умений по определению и распознаванию видов утилизации токсинных отходов, Групповая форма проведения занятия с применением кейс - технологии развивает умения обучающихся работать в группе, творческие способности, принимать решения, обобщать знания и делать выводы.

 

Продолжительность занятия: 45 минут

Место проведения  Магаданский промышленный техникум

Цели занятия

 

Дидактическая: Развитие у обучающихся умение    работать    с    увеличивающимся    и    постоянно    обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

умение решать проблемы;

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

познавательной активности, творческой самостоятельности, формирование целостной системы ведущих знаний по теме

    Воспитательная Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

  

Развивающая: умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

способность брать на себя ответственность;

способность участвовать в совместном принятии решения;

способность   выстраивать   конструктивные   взаимоотношения   с   другими людьми;

умение сотрудничать и работать в группе и др.

 

 

Внутридисциплинарные связи: Неорганическая химия. Классификация органических и неорганических соединений .

Учебное оборудование (оснащение) занятия: Проектор и ПК для использования презентаций,

Методическое обеспечение: Раздаточные таблицы, рабочие тетради, протоколы.

Опережающие задания студентам: Подготовка сообщений по данной теме, с использованием дополнительной информации об утилизации токсичных отходов на примере предприятий Магадана и Магаданской области

 

Критерии и методы диагностики уровня готовности( обученности) студентов к занятию: По пятибалльной шкале оценивается работа студентов.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: 5 и 4 балла заработали  100  % студентов, 3 балла заработали  0   % студентов.

 

Хронокарта занятия

 

Этапы урока

Ход урока

Временные затраты

1-ый урок

Действия преподавателя

Действия учеников

45 мин

1. Организация группы

Готовность  группы к уроку, фиксация в журнале отсутствующих обучающихся на уроке.

 

1 мин

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала. Активизация опорных знаний и умений.

1. Объявляется тема урока, ставится задача

2. Фронтальная работа с обучающимися группы по вопросам (слайд с вопросами с использованием интер. доски……), использование знаний материала по данной теме

 

 

 

1. Обучающиеся отвечают на вопросы полными ответами

 

4.      

 

1 мин

 

 

 

10 мин

   3.Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Теория вопроса, рассматривается преподавателем с проверкой проделанной самостоятельной работой обучающихся в виде сообщений, подготовленных обучающимися дома

1.Зачитывают сообщения.

2.Обучающиеся делятся на группы. Участникам предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией в реальной социально-экономической системе.

3.Задача обучающихся: провести анализ предлагаемой ситуации для принятия решения (обобщения, идентификации) в рамках коллективного обсуждения

4.Предварительное обсуждение материала в группе

 5.Внутригрупповая дискуссия

 

15 минут

4. Закрепление первичных знаний

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

Предлагает представить проект по « Утилизации токсичных отходов»

Обучающиеся закрепляют знания в виде защиты проекта, которое было составлено всеми участниками трупп, каждый из участников может выразить своё мнение по решению данной  проблемы.

 

 

15 минут

 

 

 

 

8. Подведение итогов занятия, выставление и комментирование оценок за работу на уроке.

1. Подведение итогов, обобщение

 

2. Рефлексия.

 

 

2 мин

9. Домашнее задание.

 

1. Инструктаж по домашнему заданию

1 мин

 

     Рефлексия, итоги.

     Наш урок подходит к концу, я попрошу вас оценить нашу работу с вами на уроке. Для этого следует закончить предложения.

     1. Сегодня на уроке Я узнал(а) …..

     2. Для меня самым сложным на уроке было …

     3. Я сам(а) могу сделать ….

     4. Урок мне  (не) понравился, так как …

 

 

Домашнее задание: Повторить пройденный материал. , параграф 7.2.

 

 

Технологическая карта учебного занятия

 

Учебная дисциплина: Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса 

Профессия: 240100.02 «Лаборант-эколог»       Курс: 2

Тема урока: Утилизация токсичных отходов

Тип урока: повторительно – обобщающий урок

Вид урока:  урок -  кейс-стади

Методическая цель: применение интерактивных технологий на уроке спецдисциплины

Цель урока:

   Дидактическая: выявление и оценка степени овладения комплексом умений, навыков и системой знаний об утилизации токсичных отходов, готовности применять полученные знания на практике

        Воспитательная: содействовать воспитанию у обучающихся чувства социальной ответственности, интереса к своей профессии   

      Развивающая: способствовать развитию профессиональной компетенции (ПК 3.6 ПМ.03) в сфере экологического контроля, развитию умений сотрудничать и работать в группе, самостоятельности, способности к рефлексии

Оснащение: интерактивная доска, компьютер,   мультимедийная  презентация, видеофрагмент, дидактический материал для кейса 

Межпредметные  связи: дисциплина «Химия», «Биология»

 

 

 

 

 


п/п

Основ-ные эта-пы орга-низации учебной деятель-ности

 

 

Цель этапа

Время

 

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность преподавателя

Действия и предполагаемые ответы обучающихся

Деятельность обучающихся (УУД)

Познава-тельная

Коммуника-

тивная

Регулятив-

ная

Личностная

 1.

Организационный момент.

Подготовка к уроку. Подготовка к восприя-тию учеб-ного мате-риала

2

Преподаватель приветствует обучающихся и гостей. Сообщает обучающимся о работе в группах.

Называет   изучаемую большую тему « Контроль  за твёрдыми отхо-дами». Уточняет, что часть темы «Утилизация токсичных отходов» (Слайд 1) была дана на самостоятельное изучение, предложены  задания для подготовки к уроку.

Обучающиеся заняли рабочие места. Приготовились к уроку.

 

Умение общаться в группе

Делают вывод о цели проделанной подготовительной, само-стоятельной, внеаудитор-ной работы

 

 

 

 

 

 

 

 2.

 

 

 

2.1

Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего зада-ния в игровой форме.

Проверить знания обучающихся

Определить  степень самостоя-тельной подготовки

 

 

 

 

5-8

 

 

 

 

 

 

 

Проверяет домашнее задание. Объясняет правила игры: каждой группе будет задано по 3 вопроса.

(Слайд 3) Обучающиеся могут  выбрать любую номинацию и цену любого вопроса.  Препо-даватель  выбирает любого представителя  группы по своему желанию, сообщает, что если отвеча-ющий затруд-няется, то помочь может любой другой  товарищ из группы.

 

 

 

 

 

Выбирают любую номинацию и цену вопроса. Отвечают на вопросы (см.приложение ). Подсчитывают баллы.

 

 

 

 

Умение воспроизвести правильные ответы.

 

 

 

 

Помогают товарищам сформулировать правильный ответ или дополняют его.

 

 

 

 

 

Умение определять правила работы в группах.

2.2

Подведе-ние итога игры

 

Оценить работу обучающихся на данном этапе урока

 1

Сравнивает  по группам результаты  набранных баллов, выявляет победителей игры

 Объявляют набранные баллы

 

 

 

Умение ус-танавливать связь между целью уч.деятель-ности и результатом

2.3

Проверка самостоятельной внеауди-торной работы с материа-лом кейса

Определитьстепень самоподговки по материалам кейса

 8

Преподаватель

обращает внима-ние на слайд (4) с изображением района ТЭЦ и просит его про-комментировать.

 

 Преподаватель объявляет,  что при работе с изучаемым материалом к уроку обуча-ющимся  было дано задание подготовить сообщения и фотоматериалы об образовании токсичных отходов в  отраслях и на предприятиях промышленности Магаданской области.

Обучающиеся описывают изображение

 

 

 

 

 

Обучающиеся  представляют подготовленные сообщения и фотоматериалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Умение обучаю-щихся самостоя-тельно подгото-вить материал

Умение выражать свои мысли

Умение делать вывод в сфере  экологичес-ких проблем региона

 

2.4

Подведе-ние итога о проде-ланной работе на данном этапе

Оценить знания  и умения обучающихся

2

Оценивает ответы обучающихся

Делает вывод о сообщениях. Сообщает:  «Действительно экологических проблем в области много, а вы как будущие специа-листы – экологи должны не только ориентироваться в этих проблемах, но и уметь находить пути  их решения».

 

Умение оценить свою работу и работу одногруппников

 

 

Умение устанавли-вать связь между целью уч. деятель-ности и результатом

 3.

Применение здоровье-сберегающих тех-нологий.

Использование здоровье-сберегающих технологий.

1

Проводит физкультминутку для глаз

Выполняют упражнение для глаз

 

 

 

 

 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Переход к этапу активизации знаний обучаю-щихся

 

Создание   ситуации интеллекту-ального затрудне-ния

 

 

 5

Обращает  внимание обучающихся  на экран для просмотра фильма.

С какой целью показан этот фильм?

Обучающиеся смотрят фильм.

 

 

 

Дают примерные ответы на вопрос.

Умение находить правиль-ные ответы на вопрос

Умение выслушать ответ товарища

 

 

 5.

Работа в группах по ситуации кейса

Проанализировать ситуацию, разработать варианты проблем, найти пути решения

10

Предлагает занять места в группах.

Сообщает, что проблем утили-зации токсичных отходов много, ими занимаются специализирован-ные  организации.

Обращается с вопросом: «Можете ли вы предложить варианты утилизации бытовых отходов, которые  в небольшой сте-пени, но тоже токсичны?»

Предлагает перейти к ситуа-ции кейса, в которой обучающимся  предстояло найти пути решения данной ситуации.  Зачитывает ситуацию (см приложение5 )

Задание:  обсудите  ваши  действия  в  роли  губернатора  относительно

решения проблемы ТБО в вашем регионе.

Подводит итог.

Обучающиеся рассаживаются  по собственному желанию по группам.

Выбирают спикера группы, который будет защищать вариант ответа группы по данной ситуации.

 Ведут поиск путей решения ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают и защищают решение.

Умение найти пути решения данной ситуации

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции

Умение работать в группах

Умение определять правила работы в группах

 6.

Итог урока

Определе-ние достижения поставленной цели

3

Делает выводы о  выполнении цели, о достигнутых результатах. Оценивает работу обучающихся.

Собирает рабочие тетради.

Подводит итог:

Да, проблем ещё много по Магаданской области. Например, строительство завода по утили-зации бытовых отходов. Возведение этого промышленного объекта является частью комплексной программы по развитию жилищно-комму-нального хозяй-ства региона до 2017 года.

Отходы для переработки будут свозиться из Магадана и из прилегающих территорий. Если проект будет приносить прибыль, то Правительство Магаданской области примет решение о строительстве других подобных предприятий.

 Сдают рабочие тетради, которые заполнили самостоятельно дома

 

 

 

 

 

 

Умение извлекать информа-цию

 

Умение давать оценку своей деятельнос-ти на уроке

Умение проводить саморефлек-сию

 7.

Рефлек-сия

Оценить изученную тему

5

Слайд 5 «Синквейн»

 

 

Составляют синквейн по любой из предложенных тем: «Человек», «Природа», «Мусор», «Отходы», «Утилизация»

Выполняют рабо-ту, анали-зируют, контролируют и оценива-ют результа-ты.

Рефлексия своих действий

Осуществляют контроль результата

Умение проводить саморефлек-сию

 8.

Резерв-ное время

 

3

Преподаватель предлагает обучающимся сформулировать вопросы об экологических проблемах, которые бы они задали  в видео-обращении к президенту РФ

Обсуждают и предлагают вопросы

 

Умение выражать свои мысли в соответ-ствии с условиями коммуника-ции

 

 

 

 


Заключение

В ходе урока были достигнуты поставленные цели,  соблюдены  основные этапы организации учебной деятельности на уроке.

Были получены выводы:

Необходимо совершенствовать систему непрерывного экологического образования населения города. Активизировать пропаганду рационального природопользования и охраны природы через средства массовой информации.

Через отдел экологии города доводить до населения информацию о возможностях повторного использования и вовлечения в оборот опасных отходов с указанием адресов пунктов приема.

По горячей линии доводить до сведения администрации и отдела экологии сведения об образовании стихийных свалок, их объемах и местах расположения

Организовать пункты приема бытовых отходов в нескольких районах города.

Предложить населению различные виды контейнеров для складирования различных типов отходов.

Организовать в газете и на местном телевидении специальную экологическую страницу, где будет предоставлена населению информация о вреде стихийных свалок.

 

Перечень использованной литературы:

 Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.И. Тупикин. - 11-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-384 с.

Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля : учебник / О.С. Габриелян.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-384 с.

Экологические основы природопользования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б.Челидзе. – 3-е изд. Стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208 с.

Основы промышленной экологии: Учебник для нач. проф. образования .- М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 2002.-240 с.

 

Приложение 1

 Кейс «Утилизация токсичных отходов».  

 

Промышленные отходы зачастую являются химически неоднородными, сложными поликомнонентными смесями веществ, обладающими различными химико-физическими свойствами, представляют токсическую, химическую, биологическую, коррозионную, огне- и взрывоопасность.

Токсичные отходы — это не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества.

Токсичные отходы содержат: вредные вещества; возбудителей инфекционных болезней;

токсичные вещества; взрывоопасные вещества; пожароопасные вещества; вещества с высокой реакционной способностью.

Токсичные отходы можно разбить на несколько групп, некоторые из которых представлены ниже:

ü мышьяксодержащие и ртутьсодержащие отходы;

ü циансодержащие сточные воды и шламы;

ü отходы, содержащие свинец, цинк, кадмий, никель, сурьму, висмут, кобальт и их составления;

ü отходы, содержащие металлоорганические токсичные соединения олова, галогенорганические и кремнийорганические соединения;

ü отходы щелочных металлов,

ü пестициды, пришедшие в негодность и запрещенные к применению;

ü отходы гальванических производств;

ü отходы нефтепереработки;

ü использованные органические растворители;

ü утильсырье медицинских учреждений (исследовательских лабораторий)

Токсичность отходов определить значительно сложнее, чем воздуха или воды, поскольку отходы действуют на организмы, как правило, опосредованно – через почву. Основной параметр, определяющий вредность того или иного химического вещества в почве – предельно допустимая концентрация его в почве – ПДКП. Это такое максимальное количество данного вещества в миллиграммах на килограмм пахотного слоя сухой почвы, которое гарантирует отсутствие прямого или опосредованного отрицательного воздействия на организм человека, его потомство и санитарные условия жизни населения. При установлении ПДКП создаются экстремальные почвенно-климатические условия, способствующие действию вредного вещества; учитывается действие этого вещества на другие организмы; учитывается эффект суммарного воздействия. При обосновании ПДКП учитывается 6 лимитирующих признаков вредности: органолептический (изменение запаха, привкуса, пищевой ценности, фитотест растений), общесанитарный (влияние на самоочищение почвы), фито-аккумуляционный (передающееся растениям количество), водно-миграционный, воздушно- миграционный, санитарно-токсикологический.

Токсичные отходы различаются по происхождению (промышленные и бытовые), по агрегатному состоянию (твердые, жидкие, газообразные), по классу опасности для человека.

Класс токсичности отходов определяется в соответствии с Временным классификатором токсичных промышленных отходов и Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов, утвержденными Минздравом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Классификация и виды отходов по классам опасности:

1.           Чрезвычайно опасные материалы. Этим сырьем экологическая система нарушается необратимо.

2.           Высоко опасное сырье. Уровень воздействия на экологию значительный. Он сильно нарушается под влиянием подобных отработок. Минимальный срок для восстановления окружающей среды около 30 лет (при условии, что источник негативного воздействия будет устранен).

3.           Умеренно опасное сырье. Уровень негативного воздействия считается средним, экологическая среда нарушается и требует около 10 лет для восстановления.

4.           Мало опасные. Уровень негативного воздействия низок, но экология нарушается и нуждается в восстановлении сроком минимум в 3 года.

В Российской Федерации установлены вышеуказанные классы опасности отходов в соответствии с ФККО. Виды отходов влияют в значительной степени на пути их утилизации. Но сбор, транспортировка, а также утилизация отработанного сырья выполняется под строгим надзором в соответствии с СанПин. Выполнение всех действий, связанных с мусором, регламентируется соответствующими санитарными правилами.

Способы утилизации токсичных отходов.

Любые производства создают в качестве побочного материала различные отработки, несущие особую опасность для окружающей среды. Сегодня в мире остро стоит вопрос утилизации опасных отходов.

Утилизация особо опасных отходов, способных нанести вред окружающей среде, выполняется всего лишь на 35%. Большая масса отработанного материала загрязняет окружающую нас среду, а также оказывает неблагоприятное влияние на существующие экологические показатели.

Современные организации Российской Федерации имеют собственные линии по переработке утильсырья. Но все же, большая часть заводов не располагает финансами для закупки подобного оборудования. Другие организации не занимаются переработкой отработок из-за отсутствия квалифицированных специалистов.

В связи с этими факторами утилизация опасных отходов выполняется специализированными службами. Сбор, транспортировка и утилизация особо опасных отработок проводится в соответствии с установленными нормативами.

Сбор особо опасных отработок выполняют на территории производства вредных отработок. Далее их транспортируют на место переработки. Для выполнения подобной работы организации должны иметь соответствующую федеральную лицензию, специализированную технику, транспорт и квалифицированный персонал. Сбор опасных отходов проводят специалисты в герметично закрывающиеся контейнеры или пакеты. Причиной такой осторожности являются опасные свойства отходов.
Вредные материалы первой степени опасности не подлежат использованию в качестве вторсырья потому, что опасность отработок для окружающей среды особо высока. Учитывая опасные свойства отходов для окружающей среды, их сберегают в специальных бункерах в герметично закрытой таре.

Распространены такие виды захоронения:

·               Цементирование

·               Микроволновая энергия

·               Полигоны

При утилизации токсичных веществ используют связующие добавки известь или цемент. Токсичные отходы могут утилизироваться  при помощи битума или парафина.

Консервацию высокоактивных токсических отходов называют нитрификацией.

Термообработка -  технология переработки твёрдых отходов, посредством термического разложения в котлах или печах. После высокотемпературного разложения образуются продукты сгорания: пепел, шлаки и летучие газы. Этот метод позволяет снизить объём бытовых отходов для захоронения примерно в 10 раз, а также использовать дополнительную энергию от горения для производства электроэнергии или теплоснабжения.  Однако сжигание хлорсодержащих полимерных материалов ведёт к образованию токсичных веществ, диоксинов и фуранов.

Особо опасные для окружающей среды отходы уничтожают путем:

ü Пиролиза – процесса термического разложения отходов при температуре от 200 градусов Цельсия при недостатке кислорода и дальнейшее дожигании выделившегося газа. Выбросы в атмосферу вредных веществ минимальны. Это говорит о безвредности для окружающей среды. Продукты пиролиза могут использоваться как сырье для химических производств и топливо.

ü Плазменного метода (плазмогазификация) производится при полном или почти полном отсутствии кислорода. Это не химическое окисление и не горение. Раскаленная плазма уничтожает отработки, вредные для окружающей среды, полностью разлагая их на химические элементы.

ü Инсинерации – процесса сжигания отработок. При нем значительно уменьшается объем отработок. Также они становятся безвредными для окружающей среды. Медицинские отходы утилизируются только с помощью инсинератора. Кроме того, на сегодняшний день многие промышленные организации РФ располагают инсинераторами.

ü Стерилизационных методов — применяется в основном для медицинских отходов.

Благодаря этим действиям выполняется обезвреживание вредных отработок, а также уменьшение их объемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2   Рабочая тетрадь

по Основам

 экологического контроля производства

 и технологического процесса

 

 

 

Тема урока: Утилизация токсичных отходов

Дата___________________________________________________

 

Фамилия________________________________________________

Имя____________________________________________________

 

Номер группы___________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вставь пропущенные слова в определение термина.

Токсичные отходы — это не ____________________ в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие _____________________________________ вещества.

 

Выпишите какие вредные вещества содержатся в  токсичных отходах: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Расшифруйте ребус и запишите названия токсичного вещества, которое выделяется при неполном сгорании органических полимеров.

 

 

 

 

 

 

 

 


Расшифруйте сокращение ПДКП __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

 

Подчеркните, какие из перечисленных отходов не относятся к токсичным:

использованные органические растворители, пестициды, пришедшие в негодность, бумага,  мышьяксодержащие и ртутьсодержащие отходы, отходы щелочных металлов, пищевые отходы, отходы нефтепереработки, строительные отходы, стекло.

 

Выпишите, какие признаки вредности учитываются при обосновании ПДКП:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Заполните пропуски.

 

Токсичные отходы различаются по происхождению__________________, по агрегатному состоянию____________________________, по _______________ опасности для человека.

 

Заполните таблицу:

 

Класс опасности токсичных отходов

Опасные вещества, содержащиеся в отходах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напишите, в каких отраслях промышленности и предприятиях Магаданской области образуются токсичные отходы__________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Перечислите виды захоронения отходов: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Запишите виды захоронения токсичных отходов: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

 

Вставьте пропущенное слово.

 

Консервацию высокоактивных токсических отходов называют_________________.

Токсичные отходы могут утилизироваться  при помощи_______________________.

 

Опишите пути утилизации особо опасных отходов:

 

пиролиз____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

плазменный метод_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

инсинерация________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

стерилизационный метод____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Зарисуйте схему утилизации высокотоксичных отходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Вопросы к заданию на слайде  и предполагаемые ответы.

 

 

1. Прочтите информацию.

2. Ответьте на вопросы:

 1.Что принято называть токсичными отходами?

Ответ: Токсичные отходыэто не подвергающиеся утилизации в процессе производства продукты, изделия, виды сырья, содержащие токсичные (ядовитые) вещества.

 

2.Как классифицируются отходы в соответствии с законодательством Российской Федерации?

Ответ: В соответствии с законодательством в Российской Федерации 5 классов отходов, начиная от опасных и заканчивая не опасными.

 

3. Что такое инсинерация? 

Ответ: процесс сжигания отработок.

 

4.Какие связующие добавки используются при утилизации токсичных веществ?

Ответ: При утилизации токсичных веществ связующие добавки известь или цемент.

 

5.Как называют консервацию высокоактивных токсических отходов?

Ответ: Консервацию высокоактивных токсических отходов называют нитрификацией.

 

6.Чем заливают   токсичные отходы при утилизации?

Ответ: Токсичные отходы могут утилизироваться  при помощи битума или парафина.

 

7.Что такое пиролиз?

Ответ: Пиролиз – термохимический процесс, в котором происходит разложение органической части отходов.

 

8.Назовите агрегатные состояния токсичных отходов.

Ответ: По агрегатному состоянию токсичные отходы бывают твердые, жидкие, газообразные.

 

9.Какое вредное воздействие могут оказывать токсичные отходы на организм человека?

Ответ: Токсичность отходов  может вызвать серьезные, затяжные или хронические заболевания людей, включая раковые, при попадании внутрь организма.

 

10.Как осуществляется обезвреживание и захоронение токсичных отходов?

Ответ: Обезвреживание может осуществляться сжиганием, нейтрализацией и способами, обеспечивающими охрану атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв. Захоронение – изоляция отходов, например, на полигонах или в специальных хранилищах.

 

11.Что содержат токсичные отходы?

Ответ: Токсичные отходы содержат: вредные вещества; возбудителей инфекционных болезней; токсичные вещества; взрывоопасные вещества; пожароопасные вещества; вещества с высокой реакционной способностью.

 

12.Как утилизируются опасные отходы производства не представляющие ценности?

Ответ: Опасные отходы производства не представляющие ценности, обезвреживаются и захороняются на специальных полигонах.

 

3. Заполните рабочую тетрадь.

 

4. Подготовьте сообщение и фотоматериалы по теме «Образование токсичных отходов в отраслях промышленности и на предприятиях Магаданской области».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4  

 Ситуация, предлагаемая для решения проблемы:

 Вы губернатор области. У вас есть возможность использовать

все  рычаги  управления  и  ресурсосбережения  –  экономические,  нормативные, правовые,  экологические,  технические,  информационные  для  оптимизации системы обращения с отходами.

Задание:  Обсудите  ваши  действия  в  роли  губернатора  относительно

решения проблемы ТБО в вашем регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5 

Предполагаемые сообщения  обучающихся и пути решения

Медицинские и лекарственные отходы

Одним из опасных видов отходов являются медицинские и больничные отходы. Это использованные шприцы, системы, бинты, марля, лейкопластыри и многое другое. Их утилизация - эпидемиологическая и экологическая проблема. Медицинские отходы могут содержать различные микробы и поэтому опасны при контакте.

Есть люди, которые выбрасывают мусор где попало, не доходя до контейнеров. Так образуются небольшие свалки в городе, состоящие из использованных памперсов, просроченных таблеток, использованных шприцов, разбитых градусников, и прогоревших лампочек.

При организации сбора и уничтожения таких отходов должны соблюдаться санитарные нормы. Существуют даже специальные правила, при нарушении которых на руководителей больниц налагаются большие штрафы.

Больничные отходы делятся по степени опасности на различные классы: А, Б, С, Д, Г. Для сбора каждого класса отходов используются специальные пакеты. Для удобства в пользовании они окрашены в разные цвета (белые, желтые). Есть отходы, которые перед сбором в пакеты обязательно должны обрабатываться специальными составами для обеззараживания (дезинфекции).

Хочу немного рассказать еще про одну группу вредных и опасных отходов. Это лекарства. Любая маленькая таблетка может принести большой вред здоровью, если его неправильно применять.

Все лекарства имеют сроки годности. Если срок годности истек, его нельзя больше принимать. Их надо уничтожить. Ни в коем случае нельзя выбрасывать лекарства где попало, особенно в упаковках. Их могут подобрать малыши.

Причин для уничтожения лекарств бывает много.

 

Ржавые корабли

Рыбацкие суда уже на протяжении многих лет бросают возле берегов, многие из которых даже не освободили от нефтепродуктов.

Однако остатки топлива и моторного масла являются не единственной угрозой экосистеме бухты. В частности, содержащиеся в проводах, трубопроводах и различной оборудовании металлы попадая в соленую воду окисляются, тем самым отравляя море. Только на среднем гражданском траулере содержится примерно 30 килограммов кадмия. Кроме того, также в навигационных приборах содержатся только ртуть и мышьяк. Эти тяжелые металлы никуда не денутся, так и останутся под водой в бухте.

Таким образом, ржавые корабли годами остаются в бухте годами, представляя угрозу для экосистемы.

Экологические последствия прорыва дамбы на Карамкене

После трехдневных дождей, в окрестностях магаданского поселка Карамкен селевой поток сошел в ручей Туманный, который служит отводным каналом хранилища отработанной породы бывшего горно-обогатительного комбината. Произошел прорыв дамбы. Дамба удерживала отходы золотодобывающего производства, содержащие вредные вещества, в том числе цианиды, тяжелые металлы. Хранилище отработанной породы было образовано во время работы Карамкенского ГОКа, прекратившего добычу золота более 15 лет назад. Негативные экологические последствия прорыва дамбы в поселке Карамкен Магаданской области могут проявиться в лососевых реках Хасын и Армань.




 

 

 

 

 

Золотодобывающая отрасль

В 30-х годах XX века началась добыча золота на территории, позднее названной Магаданской областью. Любая разработка россыпей приводит к загрязнению поверхностных вод.
В реки постоянно поступают взвешенные частицы, являющиеся продуктами эрозии почв и сбросов сточных вод с промприборов. С поверхности земельного отвода смываются в реки химические вещества и нефтепродукты, используемые при взрывных работах, извлечении золота и для обеспечения транспортных средств. Паводки и половодья могут разрушать дамбы илоотстойников, выносить илы в реки и загрязнять их. На участках водотоков с повышенной мутностью воды наблюдается сокращение численности рыб.
Поступление в воду большого количества взвешенных частиц приводит к истощению пищевой базы и ухудшению условий нагула речных и приходящих сюда на нерест рыб.
Характерными загрязняющими веществами являются нефтепродукты,
взвешенные вещества, фенолы.

Негативное влияние россыпной золотодобычи на природные ландшафты не ограничивается периодом отработки россыпи. Ртутное заражение грунтовых и поверхностных вод, а также земель сохраняется многие годы. Пески и торф россыпей Магаданской области часто включают гальку, состоящую из нестойких к выветриванию глинистых сланцев, насыщенных кристаллами пирита (FеS2). В отвалах галька быстро разрушается, а пирит разлагается на гидроксиды железа и серную кислоту. В результате в поверхностных и грунтовых водах возрастают концентрации железа, сульфидов, грунты в некоторых случаях закисляются.

Объёмы сточных вод, поступающих с полигонов в реки без очистки, с каждым годом не уменьшаются. Рекультивация земель и русел рек проводится недропользователями либо частично (с нарушениями технологий), либо вообще не проводится.

В настоящее время площадь нарушенных земель в Магаданской области
составляет более 42 тыс. га. Все эти земли находятся в днищах речных долин — наиболее биологически продуктивных и хозяйственно ценных участках горных территорий.

Практически в водах всех рек, отмечается превышение содержания нефтепродуктов, фенолов. А ведь следует помнить, что все наши реки являются нерестовыми и местами зимовья ценных и особо ценных пород рыб.

Численность популяций рыб в водоёмах Магаданской области снижается, уменьшается количество мальков, что в целом свидетельствует о неблагоприятной экологической обстановке.

Пути решения

Старательcким артелям рекомендуем неукоснительно соблюдать природоохранные мероприятия при добыче золота, не допускать сброса отработанных материалов в водоёмы.

Медицинские отходы

Есть люди, которые выбрасывают мусор где попало, не доходя до контейнеров. Так образуются небольшие свалки в городе, состоящие из использованных памперсов, просроченных таблеток, использованных шприцов, разбитых градусников.

Все отходы несут в себе потенциальную опасность для здоровья человека, но наибольшего внимания к себе требуют медицинские отходы, которые в эпидемиологическом отношении достаточно опасны, поскольку они содержат яйца гельминтов и патогенные микроорганизмы. Кроме того, медицинские отходы также вполне могут быть загрязнены радиоактивными или токсичными веществами.

А последствия того, когда на ветру горит мусорная свалка вместе с обсеменёнными патогенной микрофлорой медицинскими отходами, могут быть достаточно плачевными, поскольку в таком случае возбудители опасных инфекций смогут мгновенно распространиться на десятки километров вокруг.

При организации сбора и уничтожения таких отходов должны соблюдаться санитарные нормы. Существуют даже специальные правила, при нарушении которых на руководителей больниц налагаются большие штрафы.

Утилизация батарейки

Электрические батарейки содержат ядовитые вещества – соли ртути, свинца, цинка, марганца, индия, висмута и т.д. Батарейки разных марок различаются химическим составом, но все они, как правило, весьма ядовиты. На корпусе каждой батарейке стоит знак в виде перечеркнутого мусорного контейнера. Он означает, что этот продукт требует специальной утилизации. Любая неутилизированная батарейка представляет серьезную угрозу для окружающей среды. За время своего разложения – а оно достигает ста лет – один элемент питания способен загрязнить около 20 квадратных метров земли.

 А сколько батареек от радиоуправляемых машин, пультов от телевизоров и прочих бытовых приборов в год мы выкидываем?.. Выброшенная в мусорное ведро батарейка попадает на свалку, где в процессе коррозии либо в результате горения выделяет вредные вещества. Далее токсины вместе с водой и едой попадают нам на стол. Ядовитые элементы имеют свойство накапливаться в организме, поэтому даже в небольших количествах могут вызвать онкологические, репродуктивные и другие серьезные заболевания. Самое время задуматься о том, как правильным образом от них избавляться, не вредя при этом природе.

Пути решения

 Во всём цивилизованном мире отработанные батарейки собирают и утилизируют отдельно от бытового мусора.

 В этом проекте мы предлагаем создать пункты сбора батареек.

 А еще пункт для приёма батареек можно организовать самостоятельно – в учебных учреждениях. Это очень просто! Выбрать место для размещения тары для использованных батареек и украсить его информационными плакатами собственного изготовления. Тут есть простор для творчества: оформить тару для использованных батареек так, чтобы ей захотелось воспользоваться!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6  Задание проект обучающихся

Оформите собственный проект по утилизации отходов следующим образом:

 

Название проекта:_____________________________________________

Цель:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи проекта:____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание проекта:________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные результаты проекта: кому и зачем он нужен, чьи и какие потребности он удовлетворяет:_______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Магаданское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Магаданский промышленный техникум»

Магаданское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Магаданский промышленный техникум»

Оглавление Введение…………………………………………………………………………3

Оглавление Введение…………………………………………………………………………3

Введение Открытпе учебное занятие было разработано с целью демонстрации освоения групповой формы проведения занятия с применением кейс - технологии, развивающей умения обучающихся работать в группе,…

Введение Открытпе учебное занятие было разработано с целью демонстрации освоения групповой формы проведения занятия с применением кейс - технологии, развивающей умения обучающихся работать в группе,…

Разработка учебного занятия Учебная дисциплина:

Разработка учебного занятия Учебная дисциплина:

Воспитательная Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности

Воспитательная Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности

Критерии и методы диагностики уровня готовности( обученности) студентов к занятию:

Критерии и методы диагностики уровня готовности( обученности) студентов к занятию:

Усвоение новых знаний и способов действий

Усвоение новых знаний и способов действий

Рефлексия, итоги. • Наш урок подходит к концу, я попрошу вас оценить нашу работу с вами на уроке

Рефлексия, итоги. • Наш урок подходит к концу, я попрошу вас оценить нашу работу с вами на уроке

Развивающая: способствовать развитию профессиональной компетенции (ПК 3

Развивающая: способствовать развитию профессиональной компетенции (ПК 3

Основ-ные эта-пы орга-низации учебной деятель-ности

Основ-ные эта-пы орга-низации учебной деятель-ности

Слайд 1 ) была дана на самостоятельное изучение, предложены задания для подготовки к уроку

Слайд 1 ) была дана на самостоятельное изучение, предложены задания для подготовки к уроку

Слайд 3 ) Обучающиеся могут выбрать любую номинацию и цену любого вопроса

Слайд 3 ) Обучающиеся могут выбрать любую номинацию и цену любого вопроса

Оценить работу обучающихся на данном этапе урока 1

Оценить работу обучающихся на данном этапе урока 1

Магаданской области.Обучающиеся описывают изображение

Магаданской области.Обучающиеся описывают изображение

Умение оценить свою работу и работу одногруппниковУмение устанавли-вать связь между целью уч

Умение оценить свою работу и работу одногруппниковУмение устанавли-вать связь между целью уч

Переход к этапу активизации знаний обучаю-щихся

Переход к этапу активизации знаний обучаю-щихся

Предлагает перейти к ситуа-ции кейса, в которой обучающимся предстояло найти пути решения данной ситуации

Предлагает перейти к ситуа-ции кейса, в которой обучающимся предстояло найти пути решения данной ситуации

ТБО в вашем регионе. Подводит итог

ТБО в вашем регионе. Подводит итог

Например, строительство завода по утили-зации бытовых отходов

Например, строительство завода по утили-зации бытовых отходов

Правительство Магаданской области примет решение о строительстве других подобных предприятий

Правительство Магаданской области примет решение о строительстве других подобных предприятий

Резерв-ное время 3

Резерв-ное время 3

Заключение В ходе урока были достигнуты поставленные цели, соблюдены основные этапы организации учебной деятельности на уроке

Заключение В ходе урока были достигнуты поставленные цели, соблюдены основные этапы организации учебной деятельности на уроке

Приложение 1 Кейс «Утилизация токсичных отходов»

Приложение 1 Кейс «Утилизация токсичных отходов»

При установлении ПДК П создаются экстремальные почвенно-климатические условия, способствующие действию вредного вещества; учитывается действие этого вещества на другие организмы; учитывается эффект суммарного воздействия

При установлении ПДК П создаются экстремальные почвенно-климатические условия, способствующие действию вредного вещества; учитывается действие этого вещества на другие организмы; учитывается эффект суммарного воздействия

Классификация и виды отходов по классам опасности :

Классификация и виды отходов по классам опасности :

Чрезвычайно опасные материалы.

Чрезвычайно опасные материалы.

Сбор опасных отходов проводят специалисты в герметично закрывающиеся контейнеры или пакеты

Сбор опасных отходов проводят специалисты в герметично закрывающиеся контейнеры или пакеты

Инсинерации – процесса сжигания отработок

Инсинерации – процесса сжигания отработок

Приложение 2 Рабочая тетрадь по

Приложение 2 Рабочая тетрадь по

Вставь пропущенные слова в определение термина

Вставь пропущенные слова в определение термина

Напишите, в каких отраслях промышленности и предприятиях

Напишите, в каких отраслях промышленности и предприятиях

Зарисуйте схему утилизации высокотоксичных отходов

Зарисуйте схему утилизации высокотоксичных отходов

Приложение 3 Вопросы к заданию на слайде и предполагаемые ответы

Приложение 3 Вопросы к заданию на слайде и предполагаемые ответы

Что такое пиролиз? Ответ: Пиролиз – термохимический процесс, в котором происходит разложение органической части отходов

Что такое пиролиз? Ответ: Пиролиз – термохимический процесс, в котором происходит разложение органической части отходов

Ответ: Опасные отходы производства не представляющие ценности, обезвреживаются и захороняются на специальных полигонах

Ответ: Опасные отходы производства не представляющие ценности, обезвреживаются и захороняются на специальных полигонах

Приложение 4 Ситуация, предлагаемая для решения проблемы:

Приложение 4 Ситуация, предлагаемая для решения проблемы:

Приложение 5 Предполагаемые сообщения обучающихся и пути решения

Приложение 5 Предполагаемые сообщения обучающихся и пути решения

Ржавые корабли Рыбацкие суда уже на протяжении многих лет бросают возле берегов, многие из которых даже не освободили от нефтепродуктов

Ржавые корабли Рыбацкие суда уже на протяжении многих лет бросают возле берегов, многие из которых даже не освободили от нефтепродуктов

Золотодобывающая отрасль В 30-х годах

Золотодобывающая отрасль В 30-х годах

Численность популяций рыб в водоёмах

Численность популяций рыб в водоёмах

За время своего разложения – а оно достигает ста лет – один элемент питания способен загрязнить около 20 квадратных метров земли

За время своего разложения – а оно достигает ста лет – один элемент питания способен загрязнить около 20 квадратных метров земли

Приложение 6 Задание проект обучающихся

Приложение 6 Задание проект обучающихся

Основные результаты проекта: кому и зачем он нужен, чьи и какие потребности он удовлетворяет: _______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные результаты проекта: кому и зачем он нужен, чьи и какие потребности он удовлетворяет: _______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020