Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"
Оценка 4.9

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
профессиональное образование
Взрослым
19.01.2020
Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"
Технологическая карта к открытому уроку
Технологическая карта МДК.04.01.docx

Социальный институт формирования личности»

 

         ФИО преподавателя, квалификационная категория

Эрастова Наталья Николаевна, высшая квалификационная категория

Код, наименование специальности

44.02.01 Дошкольное образование

группа

331

Учебный цикл

Профессиональный учебный цикл

Учебная дисциплина/МДК

МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями ( лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации

Раздел учебного занятия

Раздел 1. Взаимодействие воспитателя с родителями

Тема учебного занятия

Тема 1.1. Основы семейного воспитания  ПЗ: Составление ментальной карты « Семья, как  социальный институт формирования личности»

Вид учебного занятия

Практическое занятие

Тип учебного занятия

 Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний, умений и способов деятельности

Формируемые компетенции

 

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК  6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смен технологий

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями

ПК  4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними

Требования к результатам освоения дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

- изучение особенностей семейного воспитания дошкольников, взаимоотношения родителей и детей в семье

- основных документов о правах ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям;

- особенностей современной семьи, ее функций

 

 

 

Цель учебного занятия

Формирование целостной системы знаний о семье, как социальном институте формирования личности

Задачи учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Систематизировать и закрепить знания по теме 1.1. «Основы семейного воспитания», используя прием «составление ментальной карты»

 

Развивать информационную культуру; коммуникативные умения через групповую работу; ассоциативное мышление; мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения)

 

 

Воспитывать уважение к социальным нормам, регулирующим семейные взаимоотношения; способствовать нравственному воспитанию обучающихся

Методы обучения

Традиционные: словесные ( объяснение, беседа, инструктаж); наглядные ( демонстрация, таблицы, карточки, оформление доски); практические (письменные упражнения, самостоятельная работа, практическая работа).

Интерактивные: прием « составление ментальной карты», анализ конкретных ситуаций, проблемный диалог, метод погружения, метод эвристических  ( ключевых вопросов), метод эмпатии.

Образовательные технологии

Информационно-коммуникативная, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология составления ментальных карт

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения

Материально-техническое обеспечение             

- ноутбук (компьютер)

- интерактивная доска (экран для видеопроектора)

- презентация Power Point

- оборудование для каждой подгруппы  в соответствии с выбранной темой

- карточки с заданиями групп

-лист самооценивания

-кроссворд

- маркер

-микрофон для имитации интервью

Литература

Семейный кодекс  РФ

Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева Дошкольная педагогика Теория воспитания. Учебное пособ. для студентов учреждений высшего образования 5 – издание, стереотипное М.: Издательский центр « Академия» 2017.

Электронные информационные и образовательные ресурсы

 Дошколенок.ру: сайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/

Программы для создания ментальных кар:

Coggle https://coggle.it

Xmind http://www.xmind.net

Freemind freemind.sourceforge.net

MindNode https://mindnode.com

Bubbl.us https://bubbl.us

MindMeister https://www.mindmeister.com

 

 

 

 

1.Предварительная хронометрия урока,  совершенствования знаний, умений и способов деятельности

Этап учебного занятия

Подэтап учебного занятия

Время

1. Подготовка обучающихся к учебной деятельности

1.1. Организационный момент

1.2.Сообщение  темы и цели урока

1.3. Актуализация  теоретических знаний: выполнение заданий на проверку теоретических знаний

1

3

37

2. Основная часть занятия

2.1. Инструктаж по составлению ментальной карты.

2.2. Практическая работа Составление ментальной карты  «Семья, как  социальный институт формирования личности»

2.3. Контроль усвоения общих компетенций, знаний, умений и навыков по теме.

4

38

 

2

3. Завершающий этап занятия

3.1. Подведение итогов занятия, мониторинг результативности

3.2. Рефлексия.

3.3. Организационный момент

2

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока, время

Задачи этапа

Используемые формы, методы, приемы, средства

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Планируемый результат

(смогут, узнают)

1.      Подготовка учащихся к учебной деятельности

1.1. Орг. момент

 

- подготовить обучающихся к работе, положительно настроить на урок

-использование упражнения  «Приветствие» на повышение энергетического и творческого потенциала;

эпиграфа для организации работы на уроке

Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку.

 

-при создании благоприятного психологического климата работа на уроке будет наиболее эффективной

1.2. Сообщение темы и цели занятия

 

- создать благоприятные условия для подведения к формулированию темы и цели урока

- чтение притчи;

- проблемные вопросы;

- составление плана

-обращает внимание на актуальность закрепления и систематизации знаний для выполнения практической работы;

- обращает внимание на формируемые компетенции;

-привлекает к самостоятельному формулированию темы и цели урока

- формулируют самостоятельно тему и цель урока

- смогут осознать значимость выполнения предстоящей практической работы

1.3. Актуализация базовых умений, навыков и знаний.

-систематизировать и закрепить материал по изученной теме;

 -создать условия для осознанного выполнения практической работы

- чтение притчи;

- решение кроссворд;

- блиц – опрос; -решение педагогических задач;

- заполнение таблиц;

-интервью

- предлагает организовать работу в группах для рассмотрения изученных вопросов по плану

-каждая группа предлагает выполнить задания и оценить свою деятельность в листах оценивания  (соответствующего сектора);

 -отвечают на поставленные вопросы,

- выстраивают логические связи

-смогут внимательно и с наибольшим интересом относиться к изучаемому  материалу, связывать его с практической деятельностью и осуществлять контроль своей деятельности

 

Мотивация к выполнению практических заданий

- создать условия для мотивации к выполнению практических заданий

- чтение притчи

 

- предлагает прослушать притчу, ответить на проблемный вопрос и записать ответ в тетрадь

-отвечают на поставленный проблемный вопрос, записывая ответ в тетради

- осознанно и творчески подойдут к выполнению предложенных заданий

Выполнение заданий на проверку теоретических знаний

- создать условия для решения задач каждой группы «ученых»

- решение кроссворда;

- блиц – опрос;

- решение педагогических задач;

- заполне6ие таблиц;

- интервью

- каждая группа «ученых» предлагает свой, заранее подобранный набор практических заданий

- выполняют задания; -поочередно отвечают;

- фиксируют ответы в бланках ответов и проверяют правильность их выполнения

-смогут соотнести теоретический материал с выполнением практических заданий

 

Историки

(сектор синегоцвета)

 

-закрепить знания отдельных исторических вопросов в рамках изученной темы

 

- блиц – опрос

 

 

- предлагают ответить на вопросы в бланках, а затем ответы озвучиваются;

-проверяется правильность выполнения заданий, записывается результат

- отвечают на поставленные вопросы;

- сопоставляют с правильными ответами;

-отмечают ответы в бланках

- смогут проверить уровень сформированности знаний по рассматриваемому вопросу

Социологи

(сектор желтого цвета)

 

-сформулировать функции современной семьи, раскрыть их суть и значение

 

- решение кроссворда

- решение педагогических задач

 

- предлагают задание на решение кроссворда «Функции современной семьи»;

- предлагают решить педагогические задачи на определение функций семьи

- представители от каждой группы решают кроссворд у доски, отвечая на один из вопросов;

- каждая группа предлагает вариант решения педагогической задачи; - правильность ответов фиксируется в бланке

- смогут проверить теоретические знания по рассматриваемому вопросу

Психологи

(сектор красного цвета)

 

-закрепить знания об основных типах семей, раскрыть значение определенного типа семьи для воспитания ребенка

 

- заполнение таблиц

- предлагают задания на заполнение таблиц ( « Стили семейных взаимоотношений;  «Классификация стилей»; « Правила  поведения в семье»)

- участники каждой группы совместно обсуждают задание и заполняют предложенные таблицы;

- сверяют с предложенными ответами

 

 

 

- смогут проверить теоретические знания по рассматриваемому вопросу

 

Юристы

(сектор зеленого  цвета)

 

-раскрыть разницу понятий «семья и брак»;

-решить педагогические задачи, основываясь на основном документе

- работа с документом «Семейный кодекс РФ»;

 - решение юридической задачи

- предлагают поработать с Семейным кодексом РФ и выполнить задания

- работают с документом и выписывают в тетрадь: условия вступления в брак и условия расторжения брака.

- смогут проверить теоретические знания по рассматриваемому вопросу

Журналисты и политологи

(сектор оранжевого цвета)

 

-формировать умение высказывать свою точку зрения и обосновывать ее

 

- интервью;

- беседа

- предлагают ответить на вопросы интервью ( имитация интервью с микрофоном)

- отвечают экспромтом на вопросы интервью

- смогут проверить теоретические знания по рассматриваемому вопросу;

- научаться  высказывать свою точку зрения и обосновывать ее

2.Основная часть учебного занятия

2.1. Обучающий инструктаж по составлению ментальной карты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-помочь структурировать материал по теме, используя прием составления ментальной карты

 

 

 

- объяснение

- инструктаж

 

- предлагает прослушать обучающий инструктаж по составлению ментальной карты;

- акцентрирует внимание на соблюдение правил составления ментальных карт (принципы, условия, свойства)

 

 

 

 

- слушают инструктаж преподавателя

 

 

 

 

 

 

 

- смогут правильно составить ментальную карту

 

2.2.Практическая работа Составление ментальной карты «Семья как социальный институт формирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- составить ментальную карту в соответствии с требованиями

- практическая работа

- предлагает выполнить практическое задание по составлению ментальной карты в соответствии с требованиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-составляют ментальную карту;

-выделяют главные слова, опираясь на предшествующий план работы

 

 

 

 

 

 

- закрепят и систематизируют знания по теме, используя прием составления ментальной карты;

-научатся выделять ключевые слова, систематизировать моменты, группировать;

- с помощью карты научатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминать ее благодаря ассоциациям

2.3. Контроль усвоения общих компетенций, знаний, умений и навыков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями

- обобщающая беседа,

- анализ выполненных заданий

 

-осуществляет контроль усвоения общих компетенций, знаний, умений и навыков;

-контролирует правильность выполнения заданий, корректирует;

-работы сдаются на проверку,  выставляется поурочный балл

 

- участвуют в подведении итогов урока, определяют его эффективность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- смогут проанализировать уровень своих умений и навыков по изученной теме;

- проанализируют уровень усвоения компетенций

3. Завершающий этап занятия

3.1. Подведение итогов занятия, мониторинг результативности

 

 

-помочь обучающимся самостоятельно оценить уровень сформированности компетенций в рамках темы.

- дать качественную оценку индивидуальной работы и работы группы

- коллективное обсуждение

 

-подводит итог урока, указывает на уровень сформированности общих компетенций, делает обобщающие выводы о работе групп

 

 

 

 

 

 

- участвуют в подведении итогов урока, определяют его эффективность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- смогут проанализировать уровень эффективности урока

3.2. Рефлексия

 

- создать условия для собственного выражения мнений об эффективности выполненной практической работы по составлению ментальной карты

- обобщающая беседа

-прием « инсерт»

- использует прием развития критического мышления  « Инсерт»

и предлагает продолжить фразу

1. Я повторил …

2. Я узнал …

3. Я научился…

4. Я могу…

- предлагает выразить свое мнение и о приеме « составление ментальной карты»

-продолжают фразу;

-по  результатам урока проводят рефлексию

- научатся работать с информацией, группировать ее с помощью составления ментальной карты

3.3. Орг.момент

-завершить урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"

Техгологическая карта урока практическое занятие Составление ментальной карты " Семья, как социальный институт формирования личности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020