Типология уроков в школе
Оценка 5

Типология уроков в школе

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
администрации
Взрослым
20.01.2017
Типология уроков в школе
К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
типология уроков в школе.doc
УРОК – ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО Типология урока в современной МАСТЕРСТВА школе Классические типы:  1. вводный урок 2. тренировочный урок 3. контрольный урок 4. урок закрепления знаний, умений, навыков 5. урок самостоятельной работы 6. урок с ТСО 7. урок практической работы 8. комбинированный урок 9. повторительно­обобщающий урок Нетрадиционные типы уроков. 1. Общественный смотр знаний. 2. Интегрированные уроки. 3. Уроки творчества. 4. Мозговая атака. 5. Университет старшеклассников. 6. Научная конференция. Брифинг. 7. Час вопросов и ответов. 8. Устный журнал «Удивительное рядом». 9. Что? Где? Когда? 10. Дидактические сказки. 11. Путешествие в предмет. 12. Аукцион знаний. 13. Робинзонада. 14. Дидактический театр. 15. Азбука человеческих знаний. 16. Путешествие в Страну неразгаданных тайн. 17. Клуб Почемучек. 18. Читай – город. 19. Познавательный КВН. 20. Исторические игры. 21. Защита фантастического проекта. 22. Праздники знаний. 23. Предметный ринг. 24. Справочное бюро «Прямая линия». 25. Урок исправления ошибок. 26. Практикум доброты. 27. Учебные встречи на уроке. 28. Интервью с исторической личностью. 29. Конкурс вопросов. 30. Защита идеи. 31. Уроки в музее. 32. Использование приема «снежного кома». 33. Добавочный урок по выбору. 34. Уроки обмена. 35. Интеллектуальный марафон. 36. Город мастеров. 37. Открытая трибуна. 38. Эстафета творческих дел. 39. Праздник «Великие книги человечества». 40. Исторический календарь. 41. Погружение в эпоху. 42. Дни науки. 43. Жизнь замечательных людей. 44. Урок – викторина. 45. Комбинированный урок. 46. Урок – поиск. 47. Проектный урок. 48. Урок – экскурсия. 49. Урок – экспедиция. 50. Урок без учителя. 51. Стихотворно – музыкальный урок. 52. Урок взаимообучения. 53. Урок – пресс – конференция. 54. Проблемно – обучающий зачет. 55. Конкурс знаний, умений и творчества. 56. Деловые, ролевые и ситуационные игры. 57. Урок – документальный практикум. 58. Урок – фантазия. 59. Урок – сказка. 60. Урок – спектакль (инсценировка). 61. Урок – игра. 62. Урок – поход. 63. Урок – суд. 64. Урок – лекция. 65. Урок самостоятельного поиска знаний. 66. Урок творчества. 67. Урок – переговоры. 68. Урок – соревнование. 69. Урок художественного чтения. 70. Урок – экзамен. 71. Урок – дискуссия. 72. Интегративно – понятийный урок. 73. Урок – тестирование. 74. Урок – отчет (письменный или устный). 75. Урок без правил. 76. Урок – биография. 77. Урок – рассказ. 78. Урок – семинар. 79. Урок в «аквариуме». 80. Межвозрастной урок. 1.  Комбинированный урок Обычный урок, он же комбинированный  ­ самая распространенная форма проведения урока.  У него есть свои достоинства и недостатки. Рассмотрим фазы комбинированного урока  в двух вариантах. 1­я фаза. Оргмомент.  Властное начало урока, жесткое включение в деятельность, главное – форма и дисциплина. 1­я   фаза   (вариант).  Организационно­психологический   момент   – ведущий   элемент   гуманистической   педагогики.   Улыбка,   шутка, доброта,   положительный   психологический   настрой   на   урок, одобрительно­душевное   отношение   к   детям,   смена   приемов, остроумие, бодрость, игровое начало. 2­я   фаза.  Опрос.   Страх,   избиение   словом   и   оценкой,   нудное   и требовательное выискивание недостатков, ошибок. 2­я фаза (вариант). Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, использование микрогрупповых   форм   работы,   исключение   из   этой   фазы   урока запугивающего начала. дифференцированный подход,       3­я фаза. Изложение нового материала. Учитель, под запись или без требует, чтобы   учащиеся, внимательно слушая, запомнили и поняли смысл излагаемых фактов, событий, принципов, подходов – работает только память и пассивно используемый визуально­звуковой ряд. 3­я   фаза   (вариант).    Учитель   организует   познавательную деятельность   и   активность   учащихся   в   связи   с   изучением   нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения учитель обещает  допустить ряд ошибок, а учащиеся должны   их   найти),   выдачу   тезисов   до   урока,   метод   графической записи,   осязательный   ряд, дискуссию, стимулирование поиска учащимися опережающих идей и решений и т. д.   моторный,   визуальный,   звуковой, 4­я   фаза.   Закрепление   изученного   материала.   Подтверждает провал   предыдущих   фаз,   демонстрирует   отсутствие   активности, опирается на свойства кратковременной памяти и на записи. 4­я   фаза   (вариант).  Позволяет   обсудить   главные,   основные, наиболее интересные линии и направления изученного – опирается не на   аппарат   памяти,   а   предполагает   возможность   для   каждого учащегося выступить со своим мнением, пониманием и подходом. 5­я фаза.  Выдача домашнего задания. На доске мелом написать номер параграфа, выкрикнуть запугивающий лозунг: «Буду спрашивать на следующем уроке всех и наставлю половине класса двоек!» 5­я фаза (вариант). Учитель подбирается к домашнему заданию в течение всего  урока, увлекает,  заинтересовывает  учащихся, авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для учащихся интересны,   значительны,   разнообразны,   соответствовать   уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого. Второй   вариант   возможен   только   у   творческого   учителя, которого, по меньшей мере, обожают дети! 2. Урок без учителя В начале года учитель распределяет среди пожелавших учащихся (микрогруппы в составе двух­трех человек) темы уроков, которые они захотят   провести   в   полном   объеме.   Затем   начинается   длительная подготовительная, исследовательская, если нужно, поисковая работа под наблюдением и при поддержке учителя. В процессе подготовки к проведению   урока   учащиеся   знакомятся   с   некоторыми   аспектами педагогики,   дидактики,   психологии,   методики   проведения   урока, затем   разрабатывается   детальный   план,   если   это   необходимо, проводятся   репетиции,   и   в   назначенное   время   один   представитель микрогруппы   ведет   урок,   остальные   выступают   в   качестве ассистентов. В конце урока все ученики класса выступают в качестве ассистентов. В конце урока все ученики класса выставляют  оценку за проведенный урок, учитель выводит средний  балл и выставляет его всем   членам   микрогруппы.   После   проведенного   урока   учитель проводит   вместе   «с   педагогами   на   час»   полный   разбор   урока. Интересно, что в составе микрогруппы могут оказаться учащиеся с разным   уровнем   познавательной   подготовки,   разными   оценками, разным   подходом   к   учению,   но   совместная   работа   над   проектом позволяет   понять   и   почувствовать,   как   трудно   и   вместе   с   тем интересно   готовить   и   давать   урок,   взаимодействовать   с   другими, оценивать чужой труд, поддерживать дисциплину на уроке. 3. Урок взаимообучения ­ ученики попарно задают друг другу вопросы по изученной теме и выслушивают   ответы,   затем   их   позиции   меняются.   Оба   выставляют оценки и за впросы, и за ответы. ­ ученики совместно в режиме микрогрупп ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники выставляют самим себе оценки за активность и участие. 4. Конкурс знаний, умений и творчества Это   не   просто   урок   –   это   школьный   итоговый   праздник   знаний, который проводится в форме игры «Дистанция». Продолжается  эта олимпиада 2 дня (пятница, суббота) и проводится трижды. Сначала при помощи ученического самоуправления средних классов, педагогов и   родителей   олимпиада   проводится   в   начальной   школе,   затем учащиеся   старшей   школы   проводят   в   течение   2   дней   олимпиаду   в средних   классах,   и   затем   олимпиада   проходит   в   старших   классах. Каждый этап включает показ родителям и социуму всех достижений школы:   вернисажи,   спортивные   соревнования,   концерты,   спектакли, игры,   творческие   работы   (оргкомитет   специально   готовит экскурсоводов,   которые   будут   показывать   и   рассказывать   обо   всем сделанном   школой   в   течение   года).   В   школе   во   всех   кабинетах   и мастерских организуются «познавательные дистанции», каждый класс создает несколько команд и с маршрутным листом команды бросаются покорять предметные и творческие «вершины». Конкурсы охватывают все   предметы   и   внеклассную   деятельность   в   форме   викторин, кроссвордов,  творческих  заданий.  Классы  и  ученики  индивидуально участвуют   в   лично­командном   первенстве.   В   конце   субботнего   дня подводятся   итоги,   награждаются   участники   олимпиад   и   проходит большой концерт для родителей учащихся. 5. Урок – фантазия ­ Учащиеся садятся в кружок, учитель начинает, и затем по кругу ученики   продолжают   придумывать   роман   на   любую   познавательную тему. ­ Учащиеся получают краски и листы, на которых они изображают в картинках свое будущее, свои пожелания, свое отношение к людям. ­ Учащиеся рассказывают и поясняют фантастические сны. 6. Урок – игра Игра   со   всеми   ее   атрибутами,   переодеваниями,   костюмами, фантазированием, актерством. Например: ­   составить   стулья   так,   чтобы   это   напоминало   космический корабль,   учащиеся   выбирают   первый   состав   космической   команды, затем   второй,   третий   и   т.   д.   Каждый   «полет»   сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном. ­   класс   превращается   в   кабинет   врача,   здесь   ставится   диагноз, предлагается лечение. ­ берется азбука, учащиеся выбирают себе буквы и рассказывают о них, сочиняют сценки и стихи, изображают их в пантомиме. 7. Урок – поход В   классе   моделируются   станции   преодоления,   класс   делится   на подгруппы, движение осуществляется от станции до станции, группа контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки и решения. 8. Урок – суд Модная   в   свое   время   форма   литературных   судов   может   быть дополнена дидактическим судом, судом нравственным, судом истории, судом   здравого   смысла.   Все   суды   работают   в   культуре познавательного театра. Здесь есть место для ролевых и проблемных игр. 9. Урок самостоятельного поиска знаний ­ Учитель дает гуманитарную или иную другую задачу учащимся, на столах   разложены   разнообразные   источники,   приборы   и   материалы. Дело учащихся найти ответ, решение, рассуждение, доказательство; ­   ученикам   дается   задание   искать   что­либо   на   улицах   города,   в лесу,   в   квартире   –   нужно   найти   вариант   решения.   Скажем,   дается задание:   опишите   городские   шумы   и   дайте   им   социально­ экономическое толкование (поиск, творчество); ­   есть   известная   проблема,   изучите   ее   и   предложите   варианты решений. Например:  а)   растет   наркомания,   пьянство,   хулиганство,   воровство.   В   чем причина   этого   и   каковы   возможные   варианты   решения   данной проблемы.  б) у вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его.  Во   всех   случаях   мы   рассматриваем   варианты   не   только   поиска знаний, но и их активного применения. 10. Урок – переговоры Этот   урок   проводится   в   форме   имитационной   игры   с   целью выяснения сложных обстоятельств и причин, породивших то или иное явление. 11. Урок – экзамен Учитель   совместно   с   учениками   разрабатывает   экзаменационные билеты   по   теме,   затем   учащиеся   в   малых   группах   готовятся   к микроэкзамену, после чего учитель проводит урок – консультацию, в ходе   которого   уточняются   и   конкретизируются   знания   учащихся. Затем   создается   экзаменационная   комиссия   из   числа   учащихся.   Их задача   –   подготовить   все   необходимое   для   проведения   экзамена,   а также остроумные задания, вопросы, задачи. После чего проводится урок – экзамен. 12. Урок – тестирование Проводится   с   помощью   компьютера   или   обычным   способом. Каждый   ученик   получает   задачи   или   иные   задания   с   вариантами решений   или   ответов,   необходимо   выбрать   правильные   ответы   и обосновать свой выбор. Виды   учебных    лекций 1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представление  в теоретических  концепциях.  Главная  цель  такой лекции  – приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно. 2. Лекция – визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной   форме   (в   рисунках,   графиках,   схемах   и   т.д.).   Визуализация рассматривается   здесь   как   способ   информации   с   помощью   разных   знаковых систем. 3. Лекция   вдвоем,   представляющая   собой   работу   двух   учителей   (учителя   и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно – организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания. 4. Лекция пресс – конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей. 5. Лекция   –   консультация  близка   по   типу   к   лекции   пресс   –   конференции. Различие   –   приглашенный   (грамотный   специалист)   слабо   владеет   методами педагогической   деятельности.   Консультирование   через   лекцию   позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм. 6. Лекция   –   провокация  (или   лекция   с   запланированными   ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации   и   оценивать   ее.   Может   использоваться   как   метод   «живой ситуации». 7. Лекция – диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик   должен   отвечать   непосредственно   в   ходе   лекции.   К   этому   типу примыкает   лекция   с   применением   техники   обратной   связи,   а   также программированная лекция – консультация. 8. Лекция с применением игровых методов  (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить. Школьная лекция целесообразна:  ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ при   прохождении   нового   материала,   мало   или   совсем   не   связанного   с предыдущим;  при обобщении различных разделов пройденного учебного материала;  в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей;  при выводе сложных закономерностей;  при изучении материала проблемного характера;  при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе

Типология уроков в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017