Урок русского языка в 7 классе
Тема: Типы и стили речи
Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенций, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.
Задачи:1)формирование навыков комплексного анализа текста,
2)обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
3)совершенствование орфографических и пунктуационных навыков,
4)формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ГИА.
Ход урока
Оргмомент.
1.Беседа
Вопросы классу:
-можно ли назвать текстом данные предложения?
· В 1601году в нашем крае возник первый в мире заполярный город Мангазея, который за свои богатства называли «златокипящей государственной вотчиной». Самая распространенная форма кочевого жилища у народов Севера- чум. В округе, по подсчетам орнитологов, насчитывается 150 видов птиц. Аргиш - так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой скарб.
(Нет. Предложение может само по себе служить средством общения, т.е.передавать необходимую информацию, выражать различные чувства. Но это когда информация является простой.
Когда надо передать сложную информацию, мы используем несколько предложений, и предложение становится строительным материалом для создания более сложного речевого произведения-текста).
· А эти предложения можно назвать текстом?
А.Север называется Крайним, потому что у нас край земли: кончается суша и начинается океан, Северный Ледовитый.
Б.Мы живем на Крайнем Севере.
В.Мы чувствуем его дыхание.
Г.Он находится не очень далеко от нас.
(при условии соблюдения последовательности)
-Выбрать вариант ответа:
1.А 2.Б 3. Г 4. В
Б А В Г
В Г Б А
Г В А Б
Правильный ответ-2
Мы живем на Крайнем Севере. Север называется Крайним, потому что у нас край земли: кончается суша и начинается океан, Северный Ледовитый. Он находится не очень далеко от нас. Мы чувствуем его дыхание.
Итак, есть смысл,
есть последовательность,
предложения между собой связаны
ВЫВОД
Текстом мы будем называть ряд тематически объединенных предложений, выражающих относительно законченное сообщение
Основные признаки текста: связность, единство, целостность, завершенность, выраженность(всегда выражен в устной или письменной форме),ограниченность(имеет четкие границы),упорядоченность, членимость, содержание соотносится с темой
2. Коллективная работа:
а). Разделите текст на простые законченные предложения, укажите в каждом грамматическую основу.
Ветер упал постепенно море очищалось от льда одинокие льдины тихо покачивались волной сбежали последние легкие тени тучек морозное небо заискрилось мириадами блесток море улеглось необъятно и в нем дробились звезды тихо дремлет полярная ночь в темной пучине колебались повисшие яркие звезды с вышины задумчиво льется голубое сияние мертвая тишина неподвижно повисла над застывшим морем.
Ветер упал. Постепенно море очищалось от льда. Одинокие льдины
Тихо покачивались волной. Сбежали последние легкие тени тучек, морозное небо заискрилось мириадами блесток. Море улеглось необъятно, и в нем дробились звезды. Тихо дремлет полярная ночь. В темной пучине колебались повисшие яркие звезды. С вышины задумчиво льется голубое сияние. Мертвая тишина неподвижно повисла над застывшим морем.
б).Беседа:
-тип речи?
-как озаглавить текст?
-составить схемы сложных предложений,
-назовите антонимы к словам:
упал, улеглось, яркие, мертвая,
- найти инверсию,
- какая часть речи необходима в тексте-описании?
3.Слово учителя
О пользе знаков препинания
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили- в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал- так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
А.Каневский
4.Слово учителя
Итак, текст-высказывание, представляющее собой два или несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности.
Текст отражает конкретный фрагмент окружающей действительности.
Текст может состоять и из одного слова.
Текст- от лат.textus- сплетение, соединение, ткань.
5.Задание на развитие логики(устно)
Прочитайте предложение. Определите, в каких случаях расчленение предложения на части недопустимо.
1.Мне не больно. Совсем. Нисколько. Не из гордости. В самом деле.
2.Он здесь. Стоит. Как мрамор, у окна.
3.Быть. Счастливым значит. Быть умным.
4.Самое дорогое. В семье тундровика или таежника. Дети.
(3,4- первые части не оформлены как самостоятельные предложения)
6.Лингвистическая минутка.
-В безбрежном море щепка плавает (ненецкая загадка)
(лодка)
7.Самостоятельная работа
· соберите «рассыпанные» предложения, подчеркивая основу:
1.Я,тундра, к, любви, тебе, прячу, не.
, 2.Вплоть, тебя, мучения, не мучай,животных, страшные,постигнуть, насекомого,до последнего, могут.
1. Тундра,
Я к тебе любви не прячу… Л. Лапцуй
2.Не мучай животных вплоть до последнего насекомого- тебя могут постигнуть страшные мучения.)
8.Работа с таблицей
Стили речи
Книжные стили
Разго- ворный |
||||
научный |
официально-деловой |
публицистиче-ский |
литературно- художественный |
|
стиль научных работ, учебни-ков, т.д.
|
стиль документов, договоров, деловых бумаг,т.д. |
стиль периодической печати, политических выступлений, т.д. |
стиль произве- дений художест- венной литерату- ры |
Функ-ция обще-ния |
9.Тренировочные упражнения.
· Что не является стилем речи:
а)научный,
б)публицистический,
в)официально-деловой,
г)разговорный,
д)риторический,
ж)стиль художественной литературы.
· В каких стилях употребляются слова-синонимы:
-а)устранить возгорание,
б)потушить пожар,
в)победить в битве;
а)дрыхнуть,
б)находиться в объятиях Морфея,
в)находиться в состоянии сна;
а)встреча,
б)стрелка,
в)саммит
(-офиц.- деловой, разгов., публиц.:
-разгов., художест., офиц.-деловой;
-худож.,разгов., разговор., офиц.-делов., публиц.)
· Определите стиль речи. Докажите:
-Ямало-Ненецкий автономный округ располагается в пределах трех зональных равнинных областей: тундровой,
лесотундровой и лесной. Тундра –пространство приполярных областей со скудной мелкой растительностью. Тундровая зона расположена за Полярным кругом. Климат здесь суровый, избыточно влажный. С полярной ночью и полярным днем, с сильными ветрами. Вечная мерзлота. Повсюду мохово-лишайниковая растительность ,на юге- кустарниковая на тундровых глеевых почвах. Территория используется для пастбищного оленеводства.
(Научный.
Характерно наличие терминов, употребление слов в их прямом назначении, исключена эмоциональная лексика разговорного характера, преобладание глагольных форм н. в. 3 лица, т.д..
Главное назначение научного текста- описать явления, предметы, назвать их и объяснить.)
10.Работа с таблицей
Типы речи
Тип речи
Повествование |
Описание |
Рассуждение |
|
на какой вопрос дается ответ в тексте? |
Что происходит с человеком, предметом? |
Каков предмет, человек? |
Почему предмет, человек такой? Почему он поступает так, а не иначе? |
О чем говорится в тексте? |
О событиях и действиях |
О признаках предмета, человека и т. д. |
О причинах и следствиях какого- либо явления. события |
Строение текста |
Вступление, завязка, развитие действия, кульминация. развязка |
Общее впечатление (общий признак0 и отдельные признаки предмета, человека и т. д.. Возможен вывод |
Тезис. Аргументы. Выводы |
Языковые особенности |
Использование слов, подчеркивающих последовательность действий(сначала, потом, затем, после этого…) |
Использование прилагательных, помогающих тонко и объективно «нарисовать» предмет, лицо |
Использование вводных слов, подчеркивающих последовательность изложения мыслей, доказательств(во- первых, итак…) |
11.Тренировочные упражнения:
· Что не является типом речи:
-рассказ,
-рассуждение,
-диалог,
-описание,
-реплика?
· Дополнить утверждение:
В тексте, кроме описания окружающего мира, доказывается, почему то или иное время года является любимым. Значит, это-------------------------------- с элементами описания.
(рассуждение)
· Завершить утверждение:
В тексте-повествовании о встрече мальчика с незнакомцем в лесу показаны внешность мальчика и облик
незнакомца, значит, это повествование с элементами--------------------------------
(описание)
Итоги урока.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.