Психологи определили следующие типы неправильного поведения родителей: потворствующая- Гиперопека доминирующая потворствующая- Гипоопека скрытая- Повышенная моральная ответственность- Эмоциональное отвержение- Жестокое обращение- Воспитание в культе болезни- Противоречивое воспитание
Гиперопека потворствующая — ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи, «сокровище». Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают.
В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы.
Гиперопека доминирующая — ребенок лишается самостоятельности, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка разрушается самостоятельность, инициатива, не формируется чувство долга.
Гипоопека потворствующая — ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, а больше заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.
Гипоопека скрытая — за ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле ребенком не интересуются.
Изредка встречается даже семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода — необходимые условия воспитания, но не основные.
Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству.
Повышенная моральная ответственность ― сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери, на которого она оставляет младших детей и уходит на работу. Так формируется отказ от собственной значимости, дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! В итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности. ( травма покинутости, отверженности: «Я никому не нужен, я одинок, меня не любят!»)
Эмоциональное отвержение — это воспитание по типу «Зoлушки». В его основе лежит неосознаваемое (а может, и осознаваемое) ребенок ассоциируется у родителей с какими-то отрицательными моментами в собственной жизни (нежелательный ребенок, например). Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей. Этот тип воспитания ведет к формированию невротических расстройств у детей.
Жестокое обращение с детьми ― на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в виде избиений, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.
Воспитание в культе болезни — фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании; родители сами формируют образ «больного», проявляют особую заботу, и тогда возникает проблема: «Меня любят тогда, когда я болею».
Культ болезни формирует эго- центризм, завышенный уровень притязаний. («Я особенный, мне все и всё должны»)
Противоречивый, или неустойчивый, тип воспитания — резкий переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Этот тип воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.
Взаимоотношения в семье определяют через те роли, которые выполняет ребенок в семье.
Роль – это набор шаблонов поведения взрослых по отношению к ребенку: сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.
Роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье.
Наиболее типичны четыре роли:
«козел отпущения»,
«любимчик»,
«примиритель»,
«беби».
ТТипы родительской любви :
Типы родиТипы родительской любви :
Оптимальная (положительная) родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям:
адекватности
гибкости
прогностичности
Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей, возможностей и склонностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность.
Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи.
«Закостенелая» позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.
Прогностичность позиции взрослого выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка:
это взаимосвязь между процессом обучения (первичное) и умственным развитием ребенка (вторичное);
это задачи завтрашнего дня, т. е. опережающая инициатива взрослого с учетом перспектив развития своего ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.