Типы условно-графической наглядности
Оценка 4.7

Типы условно-графической наглядности

Оценка 4.7
docx
26.03.2021
Типы условно-графической наглядности
Типы условно-графической наглядности по обществознанию.docx

Виды условно-графической наглядности

          Обществоведческий материал сложен для понимания на всех этапах обучения. Процесс развития обществоведческих  знаний у школьников невозможен без применения условно – графической наглядности. В связи с этим необходимо  изучить  виды условно-графической наглядности. А также, выяснить на каких  этапах урока необходимо применять виды условно-графической наглядности.  

         Условно-графическая наглядность представляет собой формирование обществоведческого материала с помощью условных знаков. И включает в себя разнообразные схемы, таблицы и  диаграммы.

        Рассмотрим первый вид  условно-графической наглядности: схему.

     Схема  представляет собой условное или абстрактное изображение или взаимодействия частей, элементов чего-либо.[1]  В  схематичной форме изначально заложены возможности для использования наглядного разъяснения смысла  учебного материала. Поэтому таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида: струк­турные, логические, поисковые. Структурные схемы отражают  взаиморасположение и связь составных частей  изучаемого теоретического материала. А логические схемы отра­жают  составляющие части изучаемого теоретического материала. Применение структурной и логической схемы на уроках обществознания облегчает понимание обществоведческого материала и способствует закреплению  обществоведческого материала у учащихся.  Поисковые схемы  содержат познавательные вопросы, которые «заставляют» учащихся рассуждать, усваивать получаемые знания. Использование поисковой схемы на уроках обществознания  способствует закреплению  обществоведческого материала у учащихся,  развивает у учащихся мыслительную деятельность и логику.

    Стоит отметить, что схемы  разноформатны: могут занимать как часть страницы, так и целую страницу или несколько страниц.    
    Схемы необходимо применять на  таких этапах урока как: ввод нового обществоведческого понятия, закрепление материала, повторение ранее пройденного материала. 

     Из вышесказанного следует, что схемы  просты и удобны в использовании. Их применение способствует закреплению материала.

      Рассмотрим еще один вид условно-графической наглядности: таблицу.

    Таблица  –  перечень сведений, расположенных  в определенном порядке по графам.[2] В  табличной форме заложены возможности для широкого использования наглядного разъяснения смысла материала, приема сравнения двух или более элементов. Поэтому таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида: разъяснительная, сравнительная, обобщающая.  Функция разъяснительной таблицы заключается в помощи   усвоения  теоретического материала учениками. Сравнительная таблица осуществляет сопоставление или противопоставление обществоведческого материала. При этом, сравниваться могут любые элементы:  признаки исторических, социальных, экономических и политических объектов. При сравнении, как правило, выделяют у них общее, особенное или единичное.
Стоит отметить, что сравнительная таблица развивает у учащихся умение анализировать пройденный материал на уроке.  Функция обобщающей  таблицы (тематической) заключается в  подведении итогов изученному теоретическому материалу, а также, способствует формированию обществоведческих  понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляются основные черты явлений, событий. Именно тематическая таблица облегчает понимание обществоведческого материала, способствует формированию обществоведческих понятий у учеников, систематизирует пройденный материал.

      Таблицы  также  как и схемы, разноформатны: они могут занимать часть страницы, целую страницу или даже несколько  страниц.

       Таблицы  учителя могут использовать на различных этапах урока обществознания: при вводе нового обществоведческого понятия, закреплении материала, повторении ранее пройденного материала.

       Из вышесказанного следует, что таблицы являются простым, но весьма эффективным средством. С их  помощью  можно выделить основное в изучаемом материале, облегчить понимание учебного материала, способствовать запоминанию выделенной мысли, понятия и определения, произвести сравнение разных объектов, систематизировать изученное.

      Рассмотрим третий вид условно-графической наглядности: диаграмма.
    Диаграмма – графическое изображение  соотношения каких-нибудь величин.[3] Диаграмма формирует у обучающихся умение видеть за статистическим материалом развитие общественных явлений, опреде­лять внутренние связи между ними. Поэтому в методической литературе выделяются следующие виды диаграмм:  круговая, столбчатая, фигурная. Круговая диаграмма помогает видеть, какую часть занимает каждый элемент. (Приложение 1). А столбчатая диаграмма позволяет проводить  сравнения предоставленных статистических данных. (Приложение 2). Фигурная диаграмма позволяет проводить сравнения, предоставленных статистических данных. Информация представлена  в  виде фигур-символов, характерных для определенного явления.   (Приложение 3). 

      В  некоторой методической литературе  выделяются и такие виды диаграммы, как гистограмма и график. Гистограмма иллюстрирует изменение объектов за какой-то период времени. (К примеру,  данные социального опроса за 2014 год).  Информация в гистограмме   изображена  в виде столбцов или строк, а график представляет непрерывное изменение данных в какой-то промежуток времени и иллюстрирует изменение объектов за указанный период.

   Таким образом, процесс развития обществоведческих  знаний у школьников невозможен без применения условно – графической наглядности. В связи с этим, мы  изучили  виды условно-графической наглядности и  выяснили на каких этапах урока необходимо  применять.  

      Подведем следующие итоги:

1. Условно-графическая наглядность  разнообразна (таблицы, схемы, диаграммы)  и удобна при использовании на различных этапах урока (при вводе нового обществоведческого понятия, закреплении материала, повторении ранее пройденного материала).

2. Использование условно-графической наглядности на уроках обществознания облегчает понимание обществоведческого материала, развивает мыслительную деятельность и логику учащихся, способствует закреплению  и систематизации изученного материала.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. С.300.

 

17  Там же.

[3] Там же. С. 153.

Виды условно-графической наглядности

Виды условно-графической наглядности

Стоит отметить, что схемы разноформатны: могут занимать как часть страницы, так и целую страницу или несколько страниц

Стоит отметить, что схемы разноформатны: могут занимать как часть страницы, так и целую страницу или несколько страниц

Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляются основные черты явлений, событий

Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляются основные черты явлений, событий

В некоторой методической литературе выделяются и такие виды диаграммы, как гистограмма и график

В некоторой методической литературе выделяются и такие виды диаграммы, как гистограмма и график
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2021