Виды условно-графической наглядности
Обществоведческий материал сложен для понимания на всех этапах обучения. Процесс развития обществоведческих знаний у школьников невозможен без применения условно – графической наглядности. В связи с этим необходимо изучить виды условно-графической наглядности. А также, выяснить на каких этапах урока необходимо применять виды условно-графической наглядности.
Условно-графическая наглядность представляет собой формирование обществоведческого материала с помощью условных знаков. И включает в себя разнообразные схемы, таблицы и диаграммы.
Рассмотрим первый вид условно-графической наглядности: схему.
Схема представляет собой условное или абстрактное изображение или взаимодействия частей, элементов чего-либо.[1] В схематичной форме изначально заложены возможности для использования наглядного разъяснения смысла учебного материала. Поэтому таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида: структурные, логические, поисковые. Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей изучаемого теоретического материала. А логические схемы отражают составляющие части изучаемого теоретического материала. Применение структурной и логической схемы на уроках обществознания облегчает понимание обществоведческого материала и способствует закреплению обществоведческого материала у учащихся. Поисковые схемы содержат познавательные вопросы, которые «заставляют» учащихся рассуждать, усваивать получаемые знания. Использование поисковой схемы на уроках обществознания способствует закреплению обществоведческого материала у учащихся, развивает у учащихся мыслительную деятельность и логику.
Стоит отметить, что схемы разноформатны: могут
занимать как часть страницы, так и целую страницу или несколько страниц.
Схемы необходимо применять на таких
этапах урока как: ввод нового обществоведческого понятия, закрепление
материала, повторение ранее пройденного материала.
Из вышесказанного следует, что схемы просты и удобны в использовании. Их применение способствует закреплению материала.
Рассмотрим еще один вид условно-графической наглядности: таблицу.
Таблица –
перечень сведений, расположенных в определенном порядке по графам.[2]
В
табличной форме заложены возможности для широкого использования наглядного
разъяснения смысла материала, приема сравнения двух или более элементов.
Поэтому таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида: разъяснительная,
сравнительная, обобщающая. Функция разъяснительной таблицы заключается в помощи усвоения теоретического
материала учениками. Сравнительная таблица осуществляет сопоставление или
противопоставление обществоведческого материала. При
этом, сравниваться могут любые элементы: признаки исторических, социальных,
экономических и политических объектов. При сравнении, как правило, выделяют у них
общее, особенное или единичное.
Стоит отметить, что сравнительная
таблица развивает у учащихся умение анализировать пройденный материал на уроке.
Функция обобщающей таблицы (тематической) заключается в подведении
итогов изученному теоретическому материалу, а также, способствует формированию
обществоведческих понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности
перечисляются основные черты явлений, событий. Именно тематическая таблица облегчает понимание обществоведческого
материала, способствует формированию обществоведческих понятий у учеников,
систематизирует пройденный материал.
Таблицы также как и схемы, разноформатны: они могут занимать часть страницы, целую страницу или даже несколько страниц.
Таблицы учителя могут использовать на различных этапах урока обществознания: при вводе нового обществоведческого понятия, закреплении материала, повторении ранее пройденного материала.
Из вышесказанного следует, что таблицы являются простым, но весьма эффективным средством. С их помощью можно выделить основное в изучаемом материале, облегчить понимание учебного материала, способствовать запоминанию выделенной мысли, понятия и определения, произвести сравнение разных объектов, систематизировать изученное.
Рассмотрим третий вид условно-графической наглядности: диаграмма.
Диаграмма –
графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.[3]
Диаграмма формирует у обучающихся умение видеть за статистическим
материалом развитие общественных явлений, определять внутренние связи между
ними. Поэтому в методической литературе выделяются следующие виды диаграмм: круговая,
столбчатая, фигурная. Круговая диаграмма помогает видеть, какую часть
занимает каждый элемент. (Приложение 1). А столбчатая диаграмма позволяет
проводить сравнения предоставленных статистических данных. (Приложение 2).
Фигурная диаграмма позволяет проводить сравнения, предоставленных
статистических данных. Информация представлена в виде фигур-символов,
характерных для определенного явления. (Приложение 3).
В некоторой методической литературе выделяются и такие виды диаграммы, как гистограмма и график. Гистограмма иллюстрирует изменение объектов за какой-то период времени. (К примеру, данные социального опроса за 2014 год). Информация в гистограмме изображена в виде столбцов или строк, а график представляет непрерывное изменение данных в какой-то промежуток времени и иллюстрирует изменение объектов за указанный период.
Таким образом, процесс развития обществоведческих знаний у школьников невозможен без применения условно – графической наглядности. В связи с этим, мы изучили виды условно-графической наглядности и выяснили на каких этапах урока необходимо применять.
Подведем следующие итоги:
1. Условно-графическая наглядность разнообразна (таблицы, схемы, диаграммы) и удобна при использовании на различных этапах урока (при вводе нового обществоведческого понятия, закреплении материала, повторении ранее пройденного материала).
2. Использование условно-графической наглядности на уроках обществознания облегчает понимание обществоведческого материала, развивает мыслительную деятельность и логику учащихся, способствует закреплению и систематизации изученного материала.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. С.300.
17 Там же.
[3] Там же. С. 153.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.