Типы уроков, их описание
Оценка 5

Типы уроков, их описание

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
20.01.2017
Типы уроков, их описание
К сожалению, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе в первый же год. Причин здесь можно назвать несколько и одна из них – неумение правильно общаться в педагогическом, ученическом и родительских коллективах. Такое неумение переходит в скрытые или открытые конфликты, из которых учитель не видит выхода и, как следствие, увольняется. В работе с начинающими учителями очень важно учить их различать виды конфликтов, учить способам выхода из них.
типы уроков, их описание.docx
1. Урок – викторина Викторина составляется так, чтобы ученики показали знание и понимание терминов, событий,   процессов,   способов   решения   задач,   законов,   норм,   правил,   дат,   фамилий, географических сведений. Вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне. Варианты проведения 1.   Учащиеся   не   должны   отвечать   на   вопросы   викторины,   им   необходимо   лишь поставить на листочках номер вопроса и оценку. Если учащийся знает ответ на «отлично», ставит – 5, если знает хуже – 4, ниже этой оценки ученик просто ставит прочерк. В конце урока, ответив на все 40 вопросов, учение складывает количество отличных оценок, и если их оказывается не менее 90%, то учитель без проверки ставит в журнал оценку 5. Если количество пятерок составляет 50%, а остальные четверки, то учитель ставит в журнал оценку 4. 2. Учащиеся отвечают на вопросы викторины, затем учитель собирает ответы и отдает их тем ученикам, кто хотел бы дома проверить правильность ответов, выставить оценки и сообщить   учителю.   Оба   варианта   викторины   предполагают   высокую   степень   доверия учителя   своим   ученикам,   и   не   менее   высокую   степень   познавательной   активности учащихся, их интереса к предмету и учителю. 3. Проводится как один из этапов урока – викторины. Учащиеся задают вопросы по возможной   тематике   викторины   учителю,   и   он   коротко   и   точно   дать   ответ,   а   они выставляют ему оценку. 2. Комбинированный урок Обычный урок, он же комбинированный  ­ самая распространенная форма проведения урока.  У него есть свои достоинства и недостатки. Рассмотрим фазы комбинированного урока  в двух вариантах. 1­я фаза. Оргмомент.   Властное начало урока, жесткое включение в деятельность, главное – форма и дисциплина. 1­я   фаза   (вариант).  Организационно­психологический   момент   –   ведущий   элемент гуманистической педагогики. Улыбка, шутка, доброта, положительный психологический настрой на урок, одобрительно­душевное отношение к детям, смена приемов, остроумие, бодрость, игровое начало. 2­я   фаза.  Опрос.   Страх,   избиение   словом   и   оценкой,   нудное   и   требовательное выискивание недостатков, ошибок. 2­я   фаза   (вариант).  Диагностика   успешности,   разнообразие   форм   и   приемов, дифференцированный подход, использование микрогрупповых форм работы, исключение из этой фазы урока запугивающего начала. 3­я фаза.  Изложение нового материала. Учитель, под запись или без требует, чтобы учащиеся, внимательно слушая, запомнили и поняли смысл излагаемых фактов, событий, принципов,   подходов   –   работает   только   память   и   пассивно   используемый   визуально­ звуковой ряд. 3­я фаза (вариант).    Учитель организует познавательную деятельность и активность учащихся в связи с изучением нового материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения учитель обещает   допустить ряд ошибок, а учащиеся должны   их   найти),   выдачу   тезисов   до   урока,   метод   графической   записи,   звуковой, моторный, визуальный, осязательный ряд, дискуссию, стимулирование поиска учащимися опережающих идей и решений и т. д. 4­я фаза. Закрепление изученного материала. Подтверждает провал предыдущих фаз, демонстрирует отсутствие активности, опирается на свойства кратковременной памяти и на записи. 4­я   фаза   (вариант).  Позволяет   обсудить   главные,   основные,   наиболее   интересные линии   и   направления   изученного   –   опирается   не   на   аппарат   памяти,   а   предполагает возможность   для   каждого   учащегося   выступить   со   своим   мнением,   пониманием   и подходом. 5­я   фаза.  Выдача   домашнего   задания.   На   доске   мелом   написать   номер   параграфа, выкрикнуть запугивающий лозунг: «Буду спрашивать на следующем уроке всех и наставлю половине класса двоек!» 5­я фаза (вариант). Учитель подбирается к домашнему заданию в течение всего урока, увлекает,   заинтересовывает   учащихся,   авансом   стимулирует   их   будущую   деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для учащихся   интересны,   значительны,   разнообразны,   соответствовать   уровню   притязаний, знаний, интересов и развития каждого. Второй вариант возможен только у творческого учителя, которого, по меньшей мере, обожают дети!  3. Урок – поиск Требует   серьезной   предварительной   подготовки,   привычки   учащихся   и   быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше проводить спаренный урок.  Этапы урока. 1. Сообщение важных и интересных сведений по теме, с которыми выступают учитель и учащиеся. 2. Проблематизация. Ученики и учитель ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материалом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы. 3.   Учитель   знакомит   учащихся,   если   это   необходимо,   с   известными   решениями   и образцами. 4.  Микрогрупповой,   индивидуальный   или   фронтальный   поиск   новых   идей,   решений, подходов, моделей. 5. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия. 4. Урок – поиск (вариант) Лучше   всего   становится   понятной   технология   проведения   этого   урока,   если проиллюстрировать ее следующими примерами. Тема урока  «Где, в каких городах, по каким адресам жила А. Ахматова, с кем она общалась, кому посвятила свои стихотворения?» Ученики ведут предварительный поиск и докладывают результаты поисков на уроке. Тема урока «Как А. С. Пушкин относился к женщине, к друзьям, к детям, к поэзии, к природе?»   Найдите   ответы  в  стихах,  письмах  поэта.   Затем  ученики  готовят   спектакль «Монологи о Пушкине». Тема урока  «Пушкин, Маяковский, Блок оказали исключительно сильное влияние на поэзию и поэтов». Найдите подтверждение этому в стихах других поэтов. 5. Проектный урок Уроку   предшествует   «мозговой   штурм»,   в   ходе   которого   выстраивается   тематика возможных проектов. Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить   в   процессе   проектирования   (при   этом   на   всех   этапах   самостоятельной   работы группы учитель выступает в качестве консультанта, помощника или по просьбе учащихся участника   малой   исследовательской   группы),   цели,   направления   и   содержание деятельности   и   исследований,   структуру   проекта,   его   ресурсное   направление.   На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон (как правило, это экспертный или научно­методический совет школы); результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов. 6. Урок – экскурсия Два   месяца   учащиеся   изучают   все   достопримечательности   своей   улицы,   села,   дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи – ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории. Договариваются с возможными участниками урока из числа свидетелей эпохи. Урок проводится в актовом зале, заполненном заинтересованными зрителями. 7. Урок – экспедиция В экспедицию отправляются  для того, например, чтобы сфотографировать наиболее интересные   в   городе   наличники   на   окнах,   городские   памятники,   живописные   места   в городе,  в  лесу,  в  парке.   Учащиеся  могут  поехать  за  город  искать  камни,  чтобы  затем описать их и рассказать о них. Смысл проведения малых познавательных экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть нескольких целей: создать реальную ситуацию для этического,   эстетического,   эмоционального   и   познавательного   включения   учащихся   в процесс   коллективного   и   индивидуального   взаимодействия   с   живой   и   рукотворной действительностью. 8. Урок без учителя В   начале   года   учитель   распределяет   среди   пожелавших   учащихся   (микрогруппы   в составе двух­трех человек) темы уроков, которые они захотят провести в полном объеме. Затем   начинается   длительная   подготовительная,   исследовательская,   если   нужно, поисковая работа под наблюдением и при поддержке учителя. В процессе подготовки к проведению урока учащиеся знакомятся с некоторыми аспектами педагогики, дидактики, психологии, методики проведения урока, затем разрабатывается детальный план, если это необходимо,   проводятся   репетиции,   и   в   назначенное   время   один   представитель микрогруппы ведет урок, остальные выступают в качестве ассистентов. В конце урока все ученики   класса   выступают   в   качестве   ассистентов.   В   конце   урока   все   ученики   класса выставляют  оценку за проведенный урок, учитель выводит средний балл и выставляет его всем   членам   микрогруппы.   После   проведенного   урока   учитель   проводит   вместе   «с педагогами на час» полный разбор урока. Интересно, что в составе микрогруппы могут оказаться   учащиеся   с   разным   уровнем   познавательной   подготовки,   разными   оценками, разным   подходом   к   учению,   но   совместная   работа   над   проектом   позволяет   понять   и почувствовать,   как   трудно   и   вместе   с   тем   интересно   готовить   и   давать   урок, взаимодействовать с другими, оценивать чужой труд, поддерживать дисциплину на уроке. 9. Стихотворно – музыкальный урок Класс делится на группы, каждая из подгрупп получает задание подобрать поэтические произведения,   характеризующие   эпоху,   скомпоновать   к   этим   стихам   музыкальные иллюстрации, что­то исполнить самим. 10. Урок – пресс­конференция Этот урок обычно завершает изучение темы и проводится двумя способами: 1   способ.  Несколько   учащихся   готовятся   к   проведению   пресс­конференции,   класс задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ. 2   способ.  Учащиеся   задают   вопросы   на   пресс­конференции   самому   учителю,   а специальное жюри выставляет оценки учителю и учащимся за вопросы и ответы. 11. Урок взаимообучения ­   ученики   попарно   задают   друг   другу   вопросы   по   изученной   теме   и   выслушивают ответы, затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки и за впросы, и за ответы. ­ ученики совместно в режиме микрогрупп ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники выставляют самим себе оценки за активность и участие. 12. Проблемно­обучающий зачет как форма урока Этот урок можно провести на дифференциальной основе. Левый ряд в классе получает задание внимательно прочитать параграф учебника, после чего   попеременно   ученики,   сидящие   за   одной   партой,   задают   друг   другу   вопросы   и отвечают   на   них   (дополняя   друг   друга),   не   заглядывая   в   учебник.   Каждый   ученик выставляет по итогам работы оценку своему партнеру. Каждая пара учеников среднего ряда получает задание на основании текста учебника подготовить наибольшее количество оригинальных вопросов, заданий, текстов. Затем они передаются   соседним   ученикам   по   парте,   которые,   изучив   поступившие   материалы, выставляют оценку. Третий   ряд   в   полном   составе   садится   полукругом   у   стола   учителя.   Учитель предупреждает детей, что оценке подлежат не только знания, но и логика, оригинальность суждений. Учитель выполняет роль проблематизатора и консультанта. Оценки при этой форме работы ниже 4 – 5 не выставляются. 13. Конкурс знаний, умений и творчества Это не просто урок – это школьный итоговый праздник знаний, который проводится в форме   игры   «Дистанция».   Продолжается   эта   олимпиада   2   дня   (пятница,   суббота)   и проводится трижды. Сначала при помощи ученического самоуправления средних классов, педагогов и родителей олимпиада проводится в начальной школе, затем учащиеся старшей школы   проводят   в   течение   2   дней   олимпиаду   в   средних   классах,   и   затем   олимпиада проходит в старших  классах. Каждый этап включает  показ родителям и  социуму  всех достижений   школы:   вернисажи,   спортивные   соревнования,   концерты,   спектакли,   игры, творческие   работы   (оргкомитет   специально   готовит   экскурсоводов,   которые   будут показывать и рассказывать обо всем сделанном школой в течение года). В школе во всех кабинетах и мастерских организуются «познавательные дистанции», каждый класс создает несколько команд и с маршрутным листом команды бросаются покорять предметные и творческие «вершины». Конкурсы охватывают все предметы и внеклассную деятельность в форме   викторин,   кроссвордов,   творческих   заданий.   Классы   и   ученики   индивидуально участвуют   в   лично­командном   первенстве.   В   конце   субботнего   дня   подводятся   итоги, награждаются участники олимпиад и проходит большой концерт для родителей учащихся. 14. Интегрированные уроки Проводятся в течение целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием   большого   количества   приемов.   Возможно   проведение   серии   уроков   в рамках   целой   темы.   Ведут   уроки   2­3   педагога.   60­80   %   урочного   времени   отводится творчеству учащихся. Если речь идет об интегрированных гуманитарных уроках, то здесь используются   различные   способы   воздействия   на   учащихся:   видео­художественный, музыкальный   ряд,   телевидение,   пресса,   театр,   декламация,   чтение   и   показ   документов эпохи. 15. Урок – документальный практикум Один   из   вариантов:   каждому   ученику   или   микрогруппе   выдаются   строго сформулированные задания, необходимые справочные и информационные материалы по теме.   Его   (их)   задача   –   на   основе   изучения   материалов   провести   глубокий   анализ представленных документов; разработать технологию решения проблемы или прект нового документа; выявить несостыковки, ошибки, неверные подходы в имеющихся решениях; написать заключение (вывод) о целесообразности и приемлемости данного подхода, затем представитель каждой группы или автор с наработанными материалами, предъявляет  и защищает наработки на пленарном заседании (перед всем классом).  16. Урок – фантазия ­ Учащиеся садятся в кружок, учитель начинает, и затем по кругу ученики продолжают придумывать роман на любую познавательную тему. ­ Учащиеся получают краски и листы, на которых они изображают в картинках свое будущее, свои пожелания, свое отношение к людям. ­ Учащиеся рассказывают и поясняют фантастические сны. 17. Урок – сказка Учащиеся   объединяются   по   двое­трое,   сочиняют   сказки   на   заданную   тему   и   затем показывают   их   одноклассникам.   Сказки   могут   быть   подготовлены   дома,   в   них   могут принять участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением.          18. Урок – спектакль (инсценировка)  Ученики играют на уроке поиск открытий, встречу   героев,   роли   авторов,   гениев,   важные   события,   правила   и   решения,   сочиняют сценарии и музыкально­поэтические постановки. 19. Урок – игра Игра   со   всеми   ее   атрибутами,   переодеваниями,   костюмами,   фантазированием, актерством. Например: ­   составить   стулья   так,   чтобы   это   напоминало   космический   корабль,   учащиеся выбирают   первый   состав   космической   команды,   затем   второй,   третий   и   т.   д.   Каждый «полет» сопровождается командами, песнями, рассказом об увиденном. ­ класс превращается в кабинет врача, здесь ставится диагноз, предлагается лечение. ­   берется   азбука,   учащиеся   выбирают   себе   буквы   и   рассказывают   о   них,   сочиняют сценки и стихи, изображают их в пантомиме. 20. Урок – конференция За месяц до проведения конференции учащиеся получают для продумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл сообщений – познакомить учащихся с проблемой,   поставить   важные   вопросы   и   задачи   для   обсуждения.   Учащиеся   в   зале   не должны   специально   готовиться,   их   задача   –   услышать,   понять,   записать,   осмыслить проблемы   и   выдвинуть   свои   версии,   взгляды,   идеи.   При   этом   особо   поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие   вопросы.   Жюри   регистрирует   малые   открытия   и   интересные   идеи, проставляет баллы. 21. Урок – поход В классе моделируются станции преодоления, класс делится на подгруппы, движение осуществляется от станции до станции, группа контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки и решения. 22. Урок – суд Модная в свое время форма литературных судов может быть дополнена дидактическим судом, судом нравственным, судом истории, судом здравого смысла. Все суды работают в культуре познавательного театра. Здесь есть место для ролевых и проблемных игр. 23. Урок – лекция В ходе урока, памятуя о том, что подавляющее большинство учеников в состоянии сосредоточенно   слушать   не   более   5­6   минут,   необходимо   решить   задачу   активизации мыслительной, познавательной, практической деятельности на уроке. С этой целью учитель может использовать следующие приемы:  ­ выдать каждому учащемуся тезисы лекции и попросить, чтобы ученики справа на свободном от тезисов месте на листе написали вопросы, которые возникли у них в ходе лекции. За наиболее интересные вопросы выставляются оценки; ­ учитель обещает в ходе лекции допустить 10 существенных ошибок, и те из учащихся, кто их обнаружит, будут вознаграждены; ­ каждые 3 – 5 минут в ходе лекции ученикам задаются краткие устные или письменные экспресс ­ задания; ­   ученикам   выдаются   листы   с   кратким   изложением   текста   лекции,   где,   однако, пропущены основные понятия, даты, имена, принципы. По ходу лекции ученик все это должен вставить; ­   учитель   поручает   заранее   всем   ученикам   создать   малые   группы   для   совместного поиска интересных материалов к предстоящей лекции; ­   учитель   просит   учащихся   выставить   ему   оценку   за   прочитанную   лекцию   и одновременно отметить все наиболее интересные моменты в ней; ­ учитель предлагает учащимся составить по ходу лекции тезисы; ­ учитель оставляет в конце лекции 2 минуты, объявив об этом заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции; ­ учитель в начале урока сообщает вопросы, темы, задания, над которыми предстоит работать ученикам при выполнении домашнего задания после лекции. 24. Урок самостоятельного поиска знаний ­ Учитель дает гуманитарную или иную другую задачу учащимся, на столах разложены разнообразные источники, приборы и материалы. Дело учащихся найти ответ, решение, рассуждение, доказательство; ­ ученикам дается задание искать что­либо на улицах города, в лесу, в квартире – нужно найти вариант решения. Скажем, дается задание: опишите городские шумы и дайте им социально­экономическое толкование (поиск, творчество); ­ есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений. Например:  а) растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.  б) у вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его.  Во   всех   случаях   мы   рассматриваем   варианты   не   только   поиска   знаний,   но   и   их активного применения. 25. Урок творчества Варианты урока: ­   учащиеся   разбиваются   на   несколько   групп.   Они   получают   задание:   внимательно посмотреть в окно. 1 группа рисует вид из окна. 2 группа пишет стихи на тему того, что увидели. 3 группа пишет прозаический текст. ­ учащимся предлагается придумать веселые и интересные задачи по арифметике на тему «Будьте здоровы». ­ учащиеся создают собирательный литературный портрет героя нашего времени. 26. Урок – переговоры Этот   урок   проводится   в   форме   имитационной   игры   с   целью   выяснения   сложных обстоятельств и причин, породивших то или иное явление. 27. Урок – соревнование как форма За   несколько   дней   до   урока   класс   делится   на   две   команды   и   судейскую   бригаду. Непосредственно на уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. В команде роли распределены так, что один или несколько человек отвечают за направление, тему или возможный вопрос. Перед ответом дается 30 секунд на обсуждение. Судейская   бригада   ставит   баллы   каждому   участнику   за  участие   и   качество   вопроса   и ответа и всей команде в целом. Учитель играет роль консультанта, но имеет право вето, если   вопрос   выходит   за   рамки   темы   или   разумного.   Учитывается   знание,   понимание, остроумие, юмор, реакция, оригинальность ответов. 28. Урок художественного чтения Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с учителем форму и содержание текста и его подачи. Возможно, это будет:  ­ мелодекламация (исполнение текста под музыку), ­ чтение будет сопровождаться показом репродукций, ­ участники будут одеты в костюмы воспеваемой эпохи, ­ чтение текста будет исполняться дуэтом, ­ текст будет инсценирован, ­ будет организовано чтение по цепочке, но в конце урока важно, чтобы несколько судей – искусствоведов из числа учащихся поделились своими впечатлениями. 29. Урок – экзамен Учитель совместно с учениками разрабатывает экзаменационные билеты по теме, затем учащиеся в малых группах готовятся к микроэкзамену, после чего учитель проводит урок – консультацию, в ходе которого уточняются и конкретизируются знания учащихся. Затем создается   экзаменационная   комиссия   из   числа   учащихся.   Их   задача   –   подготовить   все необходимое   для   проведения   экзамена,   а   также   остроумные   задания,   вопросы,   задачи. После чего проводится урок – экзамен. 30. Урок – дискуссия Учащимся предлагаются темы для дискуссии или они сами  предлагают их. Учитель в ходе дискуссии выполняет роль организатора обсуждения и консультанта, он, как правило, не высказывает свою точку зрения до заключительного этапа дискуссии, чтобы не влиять на ход   и   результат   дискуссии   раньше   времени.   Для   активизации   дискуссии   несколько учеников   еще   до   ее   проведения   получают   задание   подобрать   конкретные   фактические материалы, которые могут быть зачитаны в процессе обсуждения. Из учащихся создается группа оценки, которая в конце урока выступает с анализом позиций и с оценкой роли участников. 31. Урок – тестирование Проводится с помощью компьютера или обычным способом. Каждый ученик получает задачи   или   иные   задания   с   вариантами   решений   или   ответов,   необходимо   выбрать правильные ответы и обосновать свой выбор. 32. Урок – отчет Письменный ответ состоит из двух разделов. В первом разделе ученик объясняет и описывает, как он выполнил задание, с какими трудностями встретился, что помогало в работе, какие эмоции при этом испытывал, что мешало, насколько интересна была поставленная перед ним задача. Во   втором   разделе   необходимо   в   свободной   форме   описать   характер   процессов   и результаты выполненных исследований. Задания для отчета: ­ опишите звуки города; ­ исследуйте, какие полезные травы, виды деревьев, насекомые встречаются в вашей полосе и какую пользу или вред они приносят; ­ изучите биографии некоторых государственных деятелей, ученых, представителей шоу –   бизнеса   и   определите,   что   их   роднит,   что   отталкивает,   какие   характерные   черты свойственны каждой группе.

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание

Типы уроков, их описание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017