Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
«Правописание безударных гласных в корне слова. Типы орфограмм».
Цели урока:
Цели: Образовательные:
1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.
Развивающие:
1) развивать умение анализировать изучаемое орфографическое правило.
2) развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило.
Воспитательные:
1) формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;
2) формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.
Ход урока
I. Организационный
момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация знаний
Жила- была бабушка Орфографушка и была у нее внучка Орфограммушка. Она очень любила прятаться, и бабушке ее приходилось искать. Давайте поможем Орфографушке найти ее внучку.
На доске записано стихотворение:
Л..са вд..ли в..днее,
С..нее н..б..са.
Заметней и м лее
На пашне п..л..са.
Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.
Какое правило вы применили?
Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)
Как проверить безударный гласный в корне?
III.
Сообщение
темы и цели урока.
- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с
произношением)
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться?
- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися).
IV.
IV. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Понятие безударных гласных.
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Что такое орфограмма?
Слово «орфограмма» произошло от греческих слов orthos (орфос) — правильный и gramma (грамма) — буква. Под этим термином понимается единственное корректное написание слова, продиктованное соответствующим ему орфографическим правилом. Многочисленные виды орфограмм гласных в корнях русских слов занимают особое место в нашем языке потому, что являются постоянным источником ошибок и требуют выработки навыков, которые помогают избегать неверного написания слов.
Проверяемые
Алгоритм проверки прост и логичен: нужно подобрать корректное проверочное слово или изменить форму проверяемого слова так, чтобы безударная гласная в корне попала под ударение, тогда вопрос, какую букву писать, пропадет. Примеры: развевается гордый стяг — проверочное слово веять; усталый грибник — проверочное слово гриб.
Непроверяемые
Орфограмму безударного гласного в корне таких словах нельзя установить, используя правило или найдя проверочное слово, правильное написание можно только запомнить или посмотреть в словаре. Примеры: интеллигенция, ватрушка, ромштекс, каракатица, привилегия, каравай, стипендия, вентиляция, дизентерия, компоновка, пластилин, бадминтон и другие.
Чередующиеся
В некоторых словах буква меняется в зависимости от ситуации. В данном случае виды орфограмм гласных в корне могут определяться:
Например:
• В корнях зор/зар под ударением пишется та буква, которая слышится: зори — зарево; без ударения — буква а: зарница, заря. Исключение: зоревать.
• В гор/гар без ударения ставится о, под ударением а: гореть — загар.
• В плов/плав без ударения пишется буква а: плавник, поплавок, кроме слов пловчиха, пловец и плывун.
• В твор/твар и клон/клан под ударением в зависимости от произношения выбирается а или о: тварь, поклон; без ударения пишется о: затвор, преклонить.
2.
Карточки на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.
- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.
Солонка, соль, солить, солёный.
- В написании какого слова вы не сомневаетесь? (соль)
- Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в
корне безударные).
- А почему сомневаетесь в остальных случаях?
- Как быть? (подобрать проверочное слово).
- Слово «соль» является «проверочным»
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно).
- А почему хорошо слышно? (Под ударением)
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без
ударения.
- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное
слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов
проверки безударного гласного в корне.
На доске:
дом – дома
совы - сова
- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и
того же слова).
- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются
проверочными.
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять
изменением формы слова – второй способ).
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слова.
(подобрать однокоренные слова, изменить форму слова)
V. Физкультминутка.
Зарядка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба)
Руки поднимать (руки вверх)
Приседать и вставать (приседать 4-6 раз)
Прыгать и скакать.(10 прыжков)
VI. Словарная работа.
- Сейчас мы с вами немного размялись, позанимались физкультурой. Выполняли упражнения, как спортсмены. И у спортсменов тоже бывает разминка, только не в середине занятия, а перед ним. А как называется занятие у спортсменов? (Тренировка.) Кто проводит тренировку? (Тренер.) Что спортсмены делают на занятии? (Тренируются.) Итак, вы назвали три однокоренных слова. А теперь давайте запишем их в словарь трудных слов и запомним их правописание.
Тренер, тренировка, тренироваться.
VII. Закрепление
Работа по карточкам.
Карточка № 1.
Безударные гласные.
Выберите нужное проверочное слова.
Уд..вительно(диво, дева), м..нять(мина, замена), л..пить( липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый ( лень, линька), м..стерить( мост, мастер)
Фронтальная проверка. Оценивание на этапе.
3. Работа с учебником. Упр 31 на с 18.
4. Работа у доски.
- Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы:
К.рмушка(корм), маслёнок (масло), кр.льчиха (кролик), см.льчак (смелый), б.глец (бег), старичок ( старый), ц.почка ( цепь), д.чурка ( дочь), с.сновый (сосны), д.тишки (дети).
5. Карточка №2
Подчеркните
в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:
•
кричать, крикливый, крик
• окно, окошечко, окна
• тайник, тайна
• сова, совёнок, совы
• дворы, двор, дворовый
• дождь, дождливый, дождик
VIII.. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Скажите, о какой орфограмме шла речь на уроке.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
- Все ли понравилось на уроке?
ІX. Домашнее задание.
X. Итоги урока. Рефлексия.
Какая цель была поставлена на уроке?
Как вы считаете, она достигнута?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.