ТК урока русского языка в 5 классе "Безударные гласные. Типы орфограмм"
Оценка 4.7

ТК урока русского языка в 5 классе "Безударные гласные. Типы орфограмм"

Оценка 4.7
doc
09.10.2024
ТК урока русского языка в 5 классе "Безударные гласные. Типы орфограмм"
Безударные глассные. Типы орфограмм.doc

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

«Правописание безударных гласных в корне слова. Типы орфограмм».

Цели урока:

Цели: Образовательные:

1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

Развивающие:

1) развивать умение анализировать изучаемое орфографическое правило.

2) развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило.

Воспитательные:

1) формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;

2) формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.

 

Ход урока

I.      Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II.   Актуализация знаний

Жила- была бабушка Орфографушка и была у нее внучка Орфограммушка. Она очень любила прятаться, и бабушке ее приходилось искать. Давайте поможем Орфографушке найти ее внучку.

На доске записано стихотворение:

Л..са  вд..ли  в..днее,

 С..нее  н..б..са.

 Заметней и м лее

На пашне п..л..са.

Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.

Какое правило вы применили?

Какая орфограмма объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне слова)

Как проверить безударный гласный в корне?

 

III.           Сообщение темы и цели урока.

- На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)
- Сформулируйте тему урока.
- Чему мы будем учиться?
- Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися).

IV.           
IV. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Понятие безударных гласных.

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Что такое орфограмма?

Слово «орфограмма» произошло от греческих слов orthos (орфос) — правильный и gramma (грамма) — буква. Под этим термином понимается единственное корректное написание слова, продиктованное соответствующим ему орфографическим правилом. Многочисленные виды орфограмм гласных в корнях русских слов занимают особое место в нашем языке потому, что являются постоянным источником ошибок и требуют выработки навыков, которые помогают избегать неверного написания слов.

Проверяемые

Алгоритм проверки прост и логичен: нужно подобрать корректное проверочное слово или изменить форму проверяемого слова так, чтобы безударная гласная в корне попала под ударение, тогда вопрос, какую букву писать, пропадет. Примеры: развевается гордый стяг — проверочное слово веять; усталый грибник — проверочное слово гриб.

Непроверяемые

Орфограмму безударного гласного в корне таких словах нельзя установить, используя правило или найдя проверочное слово, правильное написание можно только запомнить или посмотреть в словаре. Примеры: интеллигенция, ватрушка, ромштекс, каракатица, привилегия, каравай, стипендия, вентиляция, дизентерия, компоновка, пластилин, бадминтон и другие.

Чередующиеся

В некоторых словах буква меняется в зависимости от ситуации. В данном случае виды орфограмм гласных в корне могут определяться:

  • ударением;
  • значением слова;
  • буквой, которая следует за гласной;
  • суффиксом, стоящим за корнем.

Например:

• В корнях зор/зар под ударением пишется та буква, которая слышится: зори — зарево; без ударения — буква а: зарница, заря. Исключение: зоревать.

• В гор/гар без ударения ставится о, под ударением а: гореть — загар.

• В плов/плав без ударения пишется буква а: плавник, поплавок, кроме слов пловчиха, пловец и плывун.

• В твор/твар и клон/клан под ударением в зависимости от произношения выбирается а или о: тварь, поклон; без ударения пишется о: затвор, преклонить.

 

2. Карточки  на доске:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

- Прочитайте предложения.
- Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)
- Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.
Солонка, соль, солить, солёный.
- В написании какого слова вы не сомневаетесь? (соль)
- Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные).
- А почему сомневаетесь в остальных случаях?
- Как быть? (подобрать проверочное слово).
- Слово «соль» является «проверочным»
- По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно).
- А почему хорошо слышно? (Под ударением)
- Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.
- Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.
- Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)
- Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.
На доске:
дом – дома
совы - сова

- Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова).
- Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.
– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – второй способ).
- Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слова. (подобрать однокоренные слова, изменить форму слова)

 

 

 

V. Физкультминутка.

Зарядка.

       Каждый день по утрам

       Делаем зарядку (ходьба на месте)

       Очень нравится нам

       Делать по порядку:

       Весело шагать (ходьба)

       Руки поднимать (руки вверх)

       Приседать и вставать (приседать 4-6 раз)

       Прыгать и скакать.(10 прыжков)

 

VI. Словарная работа.

- Сейчас мы с вами немного размялись, позанимались физкультурой. Выполняли упражнения, как спортсмены. И у спортсменов тоже бывает разминка, только не в середине занятия, а перед ним. А как называется занятие у спортсменов? (Тренировка.) Кто проводит тренировку? (Тренер.) Что спортсмены делают на занятии? (Тренируются.) Итак, вы назвали три однокоренных слова. А теперь давайте запишем их в словарь трудных слов и запомним их правописание.

Тренер, тренировка, тренироваться.

 

 

 

 

VII. Закрепление

Работа по карточкам.

Карточка № 1.

Безударные гласные.

Выберите нужное проверочное слова.

Уд..вительно(диво, дева), м..нять(мина, замена), л..пить( липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый ( лень, линька), м..стерить( мост, мастер)

 

 

Фронтальная проверка. Оценивание на этапе.

3. Работа с учебником. Упр 31 на с 18.
4. Работа у доски.

- Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы:

К.рмушка(корм), маслёнок (масло),  кр.льчиха (кролик),  см.льчак (смелый), б.глец  (бег), старичок ( старый),  ц.почка ( цепь), д.чурка ( дочь), с.сновый (сосны),  д.тишки (дети).

 

5. Карточка №2

Подчеркните в каждой группе слово, которое является проверочным. Докажите, почему:
• кричать, крикливый, крик
• окно, окошечко, окна
• тайник, тайна
• сова, совёнок, совы
• дворы, двор, дворовый
• дождь, дождливый, дождик


VIII.. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Скажите, о какой орфограмме шла речь на уроке.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?

- Все ли понравилось на уроке?

 

ІX. Домашнее задание.

 

X. Итоги урока. Рефлексия.

Какая цель была поставлена на уроке?

Как вы считаете, она достигнута?

 

 

 

 

 

 


Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

I. Сообщение темы и цели урока

I. Сообщение темы и цели урока

Непроверяемые Орфограмму безударного гласного в корне таких словах нельзя установить, используя правило или найдя проверочное слово, правильное написание можно только запомнить или посмотреть в словаре

Непроверяемые Орфограмму безударного гласного в корне таких словах нельзя установить, используя правило или найдя проверочное слово, правильное написание можно только запомнить или посмотреть в словаре

А почему сомневаетесь в остальных случаях? -

А почему сомневаетесь в остальных случаях? -

Сейчас мы с вами немного размялись, позанимались физкультурой

Сейчас мы с вами немного размялись, позанимались физкультурой

Какие гласные в корне требуют проверки? -

Какие гласные в корне требуют проверки? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2024