Технологическая карта урока
Наталья Валерьевна Петрова
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема: «Великая война и Великая Победа» |
|||
Тип урока: открытие нового знания |
|||
Форма урока: урок-путешествие |
|||
Цель: создать условия для изучения основных событий Великой Отечественной Войны; способствовать воспитанию патриотизма |
|||
Планируемые результаты: |
|||
Предметные: Знать: даты основных событий Великой Отечественной войны, имена героев Великой отечественной войны, города-герои Великой Отечественной войны, понятие «блокада» Понимать: значение победы советского народа в Великой Отечественной войне Уметь: ориентироваться в хронологии основных событий Великой Отечественной войны (Блокада Ленинграда, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, Штурм Рейхстага), давать характеристику некоторым событиям. Применять: умение анализировать информацию о Великой Отечественной Войне и на её основе заполнять блок-схему Анализировать: текст учебника и материал карточки Синтез: использовать полученные знания при формулировании ответов на вопросы Оценка: значимости полученных знаний для формирования гражданской грамотности |
Метапредметные: Регулятивные: - умение самостоятельно формулировать цель деятельности - осуществлять самоконтроль и самоанализ деятельности Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников; извлекать необходимую информацию из текста; находить определённые понятия; использовать знаково-символические средства Коммуникативные: -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; -комментировать выполнение учебного задания в рамках учебного диалога -планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам
|
Личностные: - формировать осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. - развитие эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
|
|
Межпредметные связи: история, литературное чтение |
|||
Методы, технологии: 1. Учебно- познавательной деятельности (словесный, исследовательский, частично-поисковый) 2. Стимулирования и мотивации (диалог, создание проблемной ситуации) 3. Наглядный (использование ИКТ) |
|||
Ресурсы урока: |
|||
Для учителя: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной школы. 2 часть; мультимедийная презентация; видеофрагмент: «Воспоминания ветерана Смирнова А.И.»
|
Для учащихся: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной школы. 2 часть; карточки для рефлексии «Голуби», блок-схемы, карточки с информацией. |
||
Оформление доски: мультимедийная презентация, поезд и схема пути |
|||
Ход урока: |
|||
Содержание деятельности учителя. |
Содержание деятельности обучающихся. |
||
1. Организационный момент |
|||
-Добрый день, ребята. Рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Поприветствуем гостей. Проверим готовность к уроку. |
Ученики приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу. Самоконтроль готовности к уроку. |
||
2. Деятельность по самоопределению (Актуализация необходимых знаний, мотивация, целеполагание |
|||
I. Мотивация к учебной деятельности - Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Солдат» и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке. Его бомбили - он лежал, К нему летел снаряд. В него стреляли - он бежал Вперед, а не назад. «Чем дальше я пройду вперед, - Мечтал солдатик мой, - Тем больше хлеба в этот год Засеем мы весной. Чем больше немцев уложу, - Смекал он на ходу, - Тем раньше путь освобожу, Скорей домой приду. При немцах на моей земле Мне не бывать в родном селе». И беззаветно потому Солдат мой воевал, И было некогда ему, И он ночей не спал.
II. Определение темы, постановка цели урока - О чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей) «Великая война и великая Победа» (На доске) -Обратите внимание на даты 19… - 19.. Какие даты здесь спрятаны? - Какое название несёт много времени война этих лет? - Почему эту войну называют великой? (Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек; не смотря на все трудности советский народ, выстоял в этой страшной войне и победил). -Почему отечественная война? (На борьбу с врагом вступила не только армия, но и весь советский народ: старики, женщины, дети) - Ребята, сегодня я приглашаю вас поехать вместе со мной в поезде. Это скоростной военный поезд, который за 45 минут нашего урока поможет нам с вами изучить основные события войны. (Слайд поезд) - Какую цель мы поставим для себя на нашем уроке – путешествии на военном поезде? (изучить основные события Великой Отечественной Войны) -Вся история, в том числе и нашей страны – это история войн. А для чего нам это изучать?
III. Актуализация знаний Для начала, необходимо проверить билеты. Возьмите со стола свои пустые билетики. Сейчас на слайде будут появляться вопросы, ваша задача - написать на билете цифру, под которым находится правильный ответ. (слайд 2-5) Самопроверка
- Поднимите руку, у кого номер билета совпадает с номером поезда? - Поднимите руку, у кого билет с другим номером? - Хорошо, значит, мы пришли к нужному поезду. IV Самоопределение деятельности - Ребята, как мы выяснили раньше, сегодня нам предстоит на скоростном военном поезде пронестись и изучить по основные события Великой Отечественной войны; вместе заполнить блок-схему, которая есть у каждого из вас на столе. |
Подготовленный учащийся читает стихотворение.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся определяют цель урока.
Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы и записывают цифру с правильным ответом. Проверяют ответы по эталону.
Учащиеся читают вопрос, который вызвал затруднение и отвечают ещё раз. Отвечают на вопросы. Дают комментарии по заданию. |
||
3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
|||
- Ребята, на доске вы видите маршрут нашего поезда. -Чтобы преодолеть маршрут, делимся на микро-группы. У вас на столах есть материал для изучения и прохождения маршрута. Ваша задача изучить, подготовится рассказать. Затем мы вместе пошагово будем заполнять блок-схему. Назовите, пожалуйста, первую остановку на нашем пути. (22 июня 1941 г.) - Кто скажет, что это за дата? (начало войны) - Вы абсолютно правы. В то время шла Вторая Мировая война. -Что значит «мировая»? (масштабная, многие страны участвовали) ГОЛОС ЛЕВИТАНА -Приглашаю первую группу. 1 ГРУППА 1 сентября 1939 года. Германия, под командованием Адольфа Гитлера, захватила Польшу, а затем покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия, Дания. Армия Гитлера захватывала страну за страной и считалась непобедимой. Между Германией и Советским Союзом был подписан пакт о ненападении, Ребята, что такое пакт? (Пакт – договор между странами) Германия и Советский Союз подписали договор, согласно которому, страны обещали не нападать друг на друга. Но несмотря на это соглашение, что произошло? Но, 22 июня в 4 часа утра, нарушив пакт о ненападении, Германия и её союзники обрушили на нашу страну сильнейший удар: 5 миллионов солдат , 4000 танков, 47000 орудий, 4300 самолётов, 250 кораблей напали на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная Война. До сих пор эта дата, 22 июня, считается днем памяти, днем начала войны. Немецкие самолеты начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. Враг рассчитывал на быструю победу. По плану немцы собирались уничтожить Красную Армию за 6-8 недель. Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт, защищать свою Родину, свой дом, своих родных. Мальчишки и девчонки те, которым не было 18 лет приписывали себе возраст и тоже добровольцами отправлялись воевать против врага. А что же те, кто остался? - Откройте учебник стр.140 найдите и прочитайте, какой девиз – призыв звучал в те годы? («Все для фронта! Все для победы!») (плакаты на слайде)
- Так чем же занимались те, кто не ушел на фронт? (трудились на заводах, фабриках, производили автоматы, самолеты, танки.) Итак, ребята, обратимся к нашей схеме. Здесь, как вы видите, необходимо вставить пропущенные слова. Давайте прочитаем и сделаем это вместе. Запись в схему - Итак, мы узнали о начале войны. Какая же следующая остановка на нашем пути? (1941 год - Ленинград, Москва) -Как вы думаете, чему посвящена эта остановка? (Блокада Ленинграда) - Приглашаю вторую группу для выступления.
2 ГРУППА Враг стремительно продвигался вглубь советской территории. В сентябре 1941 года гитлеровцы окружили Ленинград. Началась блокада Ленинграда. -Что такое блокада? (окружение города врагом, закрытие всех выездов и въездов) гитлеровские войска сомкнули кольцо вокруг города (картинка на слайде) -Знаете ли вы, как смогли город связать с большой землей? Для связи города с большой землей по Ладожскому озеру была проложена «Дорога жизни». -Как вы думаете, почему эта дорога называлась «Дорога жизни»? (по ней в город везли продукты, воду). Действительно, это единственная дорога, по которой в теплое время года на кораблях, а зимой – по льду, доставляли продукты питания. Везли продукты вот в таких машинах – полуторках. (фото на слайде) Машины были без дверей, - знаете ли, почему? (чтобы в случае, если машина начнет тонуть, шофер смог выпрыгнуть и спастись.) К сожалению, многие машины не доезжали до Ленинграда: тонули или подвергались обстрелу с воздуха. Основной едой в блокадном Ленинграде был хлеб 125 граммов. (демонстрация кусочка хлеба), который Ленинградцы получали раз в сутки. Муки в хлебе почти не было. В основном в хлеб добавляли те продукты, которыми сейчас кормят животных: это были отруби, мучная пыль и даже кора дерева. Хлеб выдавали по карточкам, и чтобы получить свой кусочек хлеба, иногда приходилось стоять в очереди целый день. Когда в городе перестали работать хлебозаводы, вместо хлеба Ленинградцы получали порцию муки. Люди были настолько уставшими, что не могли идти. Они садились на коленки и ели муку из мешочка.
-Кто мне подскажет, сколько дней длилась блокада Ленинграда? -Какого числа мы отмечаем день полного снятия блокады? Блокада Ленинграда длилась 900 дней и была разорвана 27 января 1944 года. запись в схему
-Для выступления приглашаются ребята 3группы. 3 ГРУППА После Ленинграда, немцы двинулись на Москву. В октябре 1941 года началась грандиозная битва за Москву. На защиту столицы встала вся страна. С Урала, Сибири, Дальнего Востока эшелоны с войсками и вооружением. На заводах и фабриках не прекращалась работа. Красная армия победила и отстояла город. Да, Москва- столица нашей страны, мы гордимся ею и тоже помним, что пришлось пережить этому городу во время войны запись в схему - Ребята 4 группы нас сопровождают на следующую станцию 4 ГРУППА Следующая остановка нашего поезда – 1942 год – Сталинград. Не смотря на то, что немецкая армия потерпела поражение в битве за Москву, сдаваться немцы все-таки не собирались. Фашисты начали новое наступление в направлении Сталинграда. Откройте учебник на странице 143 и прочитайте о Сталинградской битве (читает 1 ребенок) -Кто одержал победу в Сталинградской битве? (Советский союз/СССР/Красная армия) - Что произошло с немецкими войсками в Сталинграде? (были окружены и взяты в плен) Сталинградская битва длилась 6 месяцев. С этого момента началось изгнание немецких войск с захваченных территорий. -Какое название сегодня носит город Сталинград? Сегодня Сталинград переименован в Волгоград. А героям Сталинградской битвы установили памятник. И это не просто памятник, а целый ансамбль памятников, который расположился на Мамаевом кургане (холме). Первый памятник – «Память поколений» изображает фигуры 11 людей, которые в скорбном молчании будто поднимаются на вершину кургана, чтобы почтить память погибших. Следующими идут 12 тумб с землей, названных в честь городов- героев. Следующий – монумент «Стоять насмерть» изображающий воина-богатыря, который будто врос в землю. После идут стены-руины, на которых изображены солдаты, танки и оружие. Следующей изображена скульптура «Скорбь матери» изображающая мать, склонившуюся над телом убитого сына. Ну и завершает ансамбль скульптура «Родина-мать» - женщина, держащая в руке меч. - Видели ли вы ещё где- то скульптуру «Родина-мать»? Такую скульптуру можно увидеть в Санкт-Петербурге на Пискаревском кладбище, в Нижнем Новгороде, Томске, в Вологодской области. На Мамаевом кургане тишина, За Мамаевым курганом тишина, В том кургане похоронена война. В том кургане похоронена война. Запись в схему Следующая остановка на нашем пути «1943 год – Курск». - Приглашаю 5 группу для выступления. 5 ГРУППА Летом 1943 года начались сражения в городе Курске. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 танков. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. Советская армия разгромила врага и перешла в наступление. Благодаря победам в Сталинградской и Курской битве война подходила к концу. Запись в схему
Наша следующая остановка – «1945 - Берлин»
- Где находится Берлин? (Берлин – столица Германии) - Что вы знаете о штурме Берлина? - Чтоб узнать информацию следующей станции, послушаем участников следующей группы. 6 ГРУППА Весной 1945 года начался штурм Берлина. Им руководил выдающийся полководец маршал Георгий Константинович Жуков. Через две недели советские разведчики Егоров и Кантария водрузили над Рейхстагом (здание правительства) Красное знамя Победы. т(слайд) Запись в схему
И наконец, мы добрались до конечной станции «9 мая»
- что это за дата? - Ребята 7 группы расскажут о последней станции. 7 ГРУППА День 9 мая стал Днем Победы в войне с фашистской Германией. В Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. (картинка)– - Как вы отмечаете этот день? -Действительно, День Победы – один из главных праздников. В этот день проходят парады, митинги с возложением цветов на братских могилах, праздничные концерты, в церквях и храмах проводятся поминальные службы, а также каждый желающий может поучаствовать в акции «Бессмертный полк»-пройти колонной с фотографиями своих родственников, участвующих в войне. Символом Дня Побелы является Георгиевская лента, которую мы повязываем в память о героях Великой Отечественной войны. Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Высокое звание героя получили и города. Война унесла свыше 27 миллионов жизней Советских людей, но их имена и подвиги живут в сердцах каждого их нас.
И я хочу рассказать вам о нескольких маленьких героях большой войны. Марат Казей –окончил 4 класса школы и ушел разведчиком на фронт. Марат ходил в разведку и подрывал вражеские поезда. Валя Котик – собирал оружие и боеприпасы, взорвал 6 вражеских поездов. Леня Голиков (16 лет)– разведчик, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 12 мостов , подорвал 9 машин с боеприпасами. Зина Портнова (17 лет) -работала в немецкой столовой и отравила пищу, от чего погибли более 100 немцев. К сожалению, этих ребят давно уже нет в живых. Но
- Мы живем в одно время с героями – ветеранами Великой Отечественной Войны. Они уже старенькие, многие из них болеют, нуждаются в помощи. Мы должны чтить и уважать этих людей, ведь они все 4 страшных года сражались за ваших родителей, за ваших братьев и сестер, за каждого из вас. - Из нашего села много жителей ушло на фронт. Не все вернулись. К сожалению, на сегодняшний день не осталось ни одного ветерана. Но у нас есть уникальная возможность увидеть и услышать, как один из них рассказывал о той страшной войне. Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент записи. (видеосюжет) - Предлагаю почтить минутой молчания всех, кто сражался за мир за нашу Родину, за нас! ЗВУК МЕТРОНОМА
Люди! Покуда сердца стучатся, – помните! Какою ценой завоёвано счастье, – пожалуйста, помните! Песню свою отправляя в полёт, – помните! О тех, кто уже никогда не споёт, люди, пожалуйста, помните! |
Учащиеся в группах изучают предложенный материал к каждому пункту маршрута. Готовят небольшое выступление. Делятся информацией с целью заполнения блок-схемы.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся выступают по каждой микро-теме в соответствии со схемой.
Заполняют блок - схему.
|
||
4. Рефлексивная деятельность |
|||
Подведение итогов урока. -Ребята, кто скажет, о каком важном событии в истории нашей страны мы говорили сегодня на уроке? (О Великой Отечественной Войне) -Кто может, опираясь на заполненную схему, кратко рассказать ход войны и назвать ее основные события? Рефлексия Ребята, у вас на столах лежат белые голуби. Как вы думаете, почему именно голуби? (голубь- символ мира) Есть страны, в которых и сегодня идёт война. Подумайте и напишите на этом голубе пожелание людям всего мира, а затем по очереди я буду приглашать запускать ваших голубей в небо. Большое спасибо вам за урок! Домашнее задание 1 Всем: стр.140-146, читать и пересказать. 2. ОВЗ: стр. стр.140-146, читать и ответить на вопросы. 3. Дополнит. отметка: рассказать о ветеране или труженике тыла и принести портрет. 4 Творческое задание: рисунок по теме ВОВ |
Просматривают видеоролик, задают вопросы, комментируют увиденное. Учащиеся чтут память павших минутой молчания.
Учащиеся составляют рассказ, опираясь на блок-схему.
Учащиеся пишут пожеланий на фигурах голубей и приклеивают их на общий плакат.
|
||
Солдат Сергей Михалков Его бомбили - он лежал, К нему летел снаряд. В него стреляли - он бежал Вперед, а не назад. «Чем дальше я пройду вперед, - Мечтал солдатик мой, - Тем больше хлеба в этот год Засеем мы весной. Чем больше немцев уложу, - Смекал он на ходу, - Тем раньше путь освобожу, Скорей домой приду. При немцах на моей земле Мне не бывать в родном селе». И беззаветно потому Солдат мой воевал, И было некогда ему, И он ночей не спал. |
|
---------22 ИЮНЯ------
1941 г.
------------1941г.------------
Ленинград
Москва
-----------1942г.-----------
Сталинград
-----------1943г.-----------
Курск
------------1945г.-----------
Берлин
-----------9 МАЯ-----------
1945г.
Великая война
и
Великая Победа
19…. – 19….
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.