Толерантное отношение в семье
Оценка 5

Толерантное отношение в семье

Оценка 5
docx
22.01.2020
Толерантное отношение в семье
толерантное отношение в семье.docx

Толерантное отношение к детям в семье

 

Преобразования, произошедшие в российском обществе, оказали влияние на все сферы общественной жизни, на все институты воспитания подрастающего поколения. Не остался в стороне такой институт воспитания, как семья. Проблемам современной семьи посвящено множество исследований в различных областях науки, они в психологии также занимают ведущее место. Данные проблемы изучаются на теоретическом уровне, идет поиск их решений в практической психологической деятельности. Важным прикладным направлением в психологии является психологическое сопровождение семьи в аспекте воспитания толерантных отношений между ее членами.

В настоящее время, наряду с исполнением традиционных функций семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, семья призвана сыграть большую роль как надежная психологическая “ниша” с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни [4].

Толерантность – понятие сложное и многоаспектное. Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это, на наш взгляд, определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Рассматривая толерантность во взаимоотношениях между членами семьи, в качестве одной из характеристик толерантных отношений можно выделить активное отношение между ее членами на основе взаимного уважения и поддержки. Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей, они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов и ценностей той молодежной субкультуры, в которую ребенок включен. Подобная позиция взрослых приводит к конфликтам, которые влекут за собой дестабилизацию взаимоотношений взрослых и детей. В результате длительно существующего конфликта в семье между детьми и взрослыми наблюдается снижение социальной и психологической адаптации ее членов, утрачивается способность к совместной деятельности, в частности, способность совместно решать возникающие вопросы.

Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, возникновению невротических реакций у детей и взрослых, чувства постоянного беспокойства и как их следствие – отклонения в поведении различного характера. Семейные конфликты, возникающие из-за непонимания между детьми и взрослыми или желания взрослых подчинить ребенка своим требованиям, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтов, пытаясь исключить их из сферы своего внимания как некоторое “неудобное обстоятельство”, осложняющее жизнь взрослых членов семьи. При этом, естественно, не учитываются последствия действия конфликтов на формирующуюся личность ребенка. Уровень современной культуры ставит перед родителями задачу научиться разрешать конфликты, возникающие с детьми, на основе толерантности во взаимоотношениях всех членов семьи. Существует еще одна крайность во взаимоотношениях детей и родителей – это безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления растущего человека. Рассмотрев две крайности во взаимоотношениях детей и взрослых, можно сказать, что взрослые не видят перспектив складывающихся взаимоотношений с детьми, не оценивают степень их влияния на формирование и развитие ребенка. Таким образом, толерантность во взаимоотношениях детей и взрослых предполагает способность взрослых членов семьи видеть перспективу воздействия складывающихся взаимоотношений на ребенка [41].

Следующей характеристикой толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых является, по мнению автора, отказ взрослых от монополии “знания истины” при решении возникающих проблем и вопросов и, как ее следствие, от позиции перекладывания вины за сделанные ошибки на ребенка. “Истина” всегда находится на стороне родителей, “ошибки” же делают дети – такая позиция характеризует складывающиеся взаимоотношения в семье как интолерантные. Когда мы говорим о толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых, то не имеем в виду отказ со стороны взрослого от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность во взаимоотношениях между членами семьи предполагает сочетание устойчивости как способности детей и взрослых реализовать свои личные позиции с гибкостью – как способности с уважением относиться к позициям и ценностям других членов семьи [6].

Еще одной характеристикой толерантности во взаимоотношениях детей и родителей автор считает совместный анализ действий и поступков членов семьи. Обсуждаются и даются оценки не только ребенку, его личностным качествам, действиям и поступкам, но также личностным особенностям и поступкам взрослых членов семьи [24].

Выделив основные характеристики толерантных взаимоотношений детей и родителей, нам хотелось бы подчеркнуть их значимость для воспитания подрастающего поколения. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее; но часто мы, родители, забываем основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д.Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером.

Толерантность во взаимоотношениях родителей и детей и будет тем непроизвольным фактором, который окажет влияние на формирование толерантности как личностного качества ребенка. Семья – тот институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков. Естественно, школа имеет большой воспитательный потенциал, что семья и индивидуальные особенности ребенка – это две основные детерминанты социального становления человека. Существуют различные средства формирования, развития и воспитания толерантности во взаимоотношениях между родителями и их детьми. Поэтому, на наш взгляд, задача воспитания толерантности у детей и их родителей должна стать одной из задач организации воспитательной работы с семьей.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

Традиционное понятие толерантности в психологии - сугубо психофизиологическое (ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию). Наиболее распространенное психолого-педагогическое понимание толерантности предполагает терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценках людей и событий.

Изучая проблему толерантности взаимоотношений в семье, мы в своих исследованиях рассматривали эти отношения как некоторое интегральное образование, детерминирующее поведение всех членов семьи, индивидуально-своеобразные способы взаимодействия каждого из них вне семьи.

Структуру толерантных отношений в семье (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) [20] можно представить в виде следующих компонентов:

- базовый (установки, ценностные ориентации каждого члена семьи, обеспечивающие мотивацию на развитие толерантности во взаимоотношениях членов семьи);

- содержательный (система знаний и представлений каждого члена семьи о сущностных характеристиках толерантных взаимоотношений между людьми);

- операциональный (индивидуальная техника формирования толерантности во взаимоотношениях между членами семьи);

- рефлексивный (система индивидуальных способов каждого члена семьи осуществлять самонаблюдение и самоанализ, которые являются условиями самосовершенствования в отношениях с другими членами семьи);

- акмеологический (реализация индивидуальной программы формирования толерантных взаимоотношений между членами семьи).

Пилотажное изучение толерантности во взаимоотношениях между членами семьи на основе разработанных критериев (обследовались 330 семей разного типа) позволило выделить три уровня толерантности во взаимоотношениях между членами семьи:

•             слабый;

•             устойчивый; 

•             активный.

Уровень, который мы назвали слабым, означает, что тот или иной член семьи, если и не согласен с другими членами семьи, то на этом и останавливается, не выражая негативных реакций по поводу противоположных точек зрения, позиций, взглядов на решения возникающих проблем. Можно сказать, что в данном случае толерантность во взаимоотношениях складывается на основе терпения одного или нескольких членов семьи [6].

Следующий уровень мы условно назвали устойчивым, он предполагает не просто несогласие с другим членом семьи, основанное на терпении противоположных мнений, но позитивную реакцию на иную точку зрения, иной взгляд. Толерантность во взаимоотношении на данном уровне означает готовность к пониманию и основана на взаимном уважении членов семьи.

Следующий уровень толерантности между детьми и их родителями мы назвали активным, т.е. это такой уровень, когда родители не предпринимают запретительных действий для предотвращения неодобряемого поведения или убеждений ребенка, не используют «родительскую власть», а признают в своих детях право на свободу выбора; любая возникающая проблема обсуждается и решается совместно, причем диалог продолжается до тех пор, пока обе стороны не найдут оптимального и конструктивного решения возникшей проблемы, приемлемого обеими сторонами, такого решения, которое удовлетворяет как детей, так и их родителей. уровень толерантности предполагает активное включение детей в решение «взрослых вопросов», когда к мнению ребенка прислушиваются и оно обсуждается наравне с мнением взрослого. Данный уровень толерантности основан на взаимном понимании, принятии и поддержке всех членов семьи друг другом. Такой уровень во взаимоотношениях членов семьи позволяет говорить о реальных ценностях каждого члена семьи, которые выражаются не в словах, а в действиях, в целом - в поведении.

Под психологическим сопровождением воспитания толерантных отношений в семье мы понимаем процесс оказания своевременной психологической помощи семье и систему корректирующих воздействий на сложившиеся взаимоотношения между ее членами на основе постоянного отслеживания изменений в процессе взаимоотношений между родителями и детьми.

Психологическая помощь направлена, прежде всего, на воспитание толерантных взаимоотношений в семье за счет проработки психологических трудностей и проблем, возникших между ее членами, информационного, поведенческого, мотивационного, эмоционального и характерологического характера.

Можно выделить следующие компоненты психологического сопровождения воспитания толерантных отношений в семье: диагностический, консультационный, практический и прогностический. Диагностический компонент - это своевременное выявление причин интолерантности во взаимоотношениях между членами семьи, выбор оптимальных психологических средств воздействия на каждого члена семьи и создание благоприятных условий для решения имеющихся проблем. Все трудности во взаимоотношениях детей и родителей можно, на наш взгляд, разделить на несколько групп:

1. Мотивационно-смысловые - несовпадение системы ценностей, целей, перспектив, жизненных ориентиров у детей и взрослых.

2. Операционно-действенные - отсутствие общепринятых в семье нормативов, адекватных моделей поведения в сложных жизненных ситуациях.

3. Информационные - нарушение эмоциональных связей ребенок ^^ родитель, теплоты и эмоциональной близости в отношениях членов семьи.

4. Характерологические - наличие у членов семьи черт характера, обуславливающих трудности формирования толерантности во взаимоотношениях между ее членами, таких, например, как эгоизм, лживость, капризность, агрессивность и т.д.

Реализация диагностического компонента психологического сопровождения воспитания толерантных отношений в семье предполагает проведение ряда этапов:

- изучение семьи, имеющихся в ней проблем и характера сложившихся взаимоотношений между ее членами;

- формулировка психологической проблемы;

- изучение взаимоотношений членов семьи с ближайшим окружением;

- формулировка психологического диагноза;

- разработка рекомендаций, программы воспитания толерантных отношений в семье;

- осуществление комплекса намеченных мероприятий или реализация программы и контроль за ее выполнением.

Толерантное отношение в семье

Толерантное отношение в семье

Толерантное отношение в семье

Толерантное отношение в семье

Толерантное отношение в семье

Толерантное отношение в семье

Толерантное отношение в семье

Толерантное отношение в семье

Толерантное отношение в семье

Толерантное отношение в семье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020