толерантность

  • doc
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала tolerantnost.doc

                                   Толерантность.

                                   ( Классный час)

Цели: Воспитывать терпимое отношение к своим одноклассникам, к людям другой

           национальности и вероисповедания.

 

Оборудование: плакат «Мир всем народам на свете!», рисунки детей, воздушные шарики.

 

Ход мероприятия. 1. Актуализация знаний.

 

- Люди  каких национальностей проживают в нашем городе?

- Дружишь ли ты с ребятами, говорящими на другом языке?

- А в нашей школе ты встречал таких  детей?

- Есть ли в нашем классе такие ребята?

 

2. Ведущий( Вступительное слово).

 

Наша страна многонациональная. На территории Российской Федерации проживают несколько десятков разных народов и национальностей. Это русские, татары, мордва, буряты, эвенки, коми, шорцы, телеуты…

А если взять всю нашу планету, то народов и национальностей окажется ещё больше.

С развитием транспорта люди стали чаще переезжать, менять место жительства.

Многие едут учиться в другую страну.

Сейчас невозможно найти ни одну страну в мире, на территории которой проживали бы только коренные жители. И в нашей стране можно встретить и африканца с чёрной кожей, и представителя Азии с жёлтой кожей. И россияне тоже проживают в разных странах мира.

Мы, как хозяева своей страны, должны относиться терпимо и уважительно к приезжим, даже если они чем-то отличаются от нас.

 

3. Чтение и обсуждение рассказа «Чичико и русская девочка Нина» ( По С.Алексееву)

 

Сдружились они – грузинский мальчик  Чичико и русская девочка Нина. Бегут они берегом моря.

- Чичико! Чичико! – догоняет приятеля Нина. Голос долго звенит над морем. Поднимутся дети в горы.

- Нино! Нино! – Чичико окликает Нину.

Спустятся в тёмное ущелье дети.

- Нино!...Чичико!...Нино!...Чичико!...- отдаётся эхом сто раз ущелье.

Уже год, как мальчик и девочка дружат. Если увидишь, что идёт Чичико, - обязательно рядом Нина. Если заметишь Нину, можешь глаза закрыть, и то Чичико увидишь. Дружат они – Чичико и русская девочка Нина.

В их родном посёлке много различных народов: русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, евреи, немцы. Дружно живут простые люди. Им нечего делить друг с другом. Помогают друг другу в беде. Делят вместе и радость.

 

- Мешает ли дружбе национальность?

- Объясни смысл пословиц ( Нет друга – ищи, а нашёл – береги. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде. Жизнь дана на добрые дела.)

- Приведите примеры братской помощи народов нашей страны в период Великой Отечественной войны, в чрезвычайных ситуациях( наводнения, землетрясения, террористические акты…)

 

 4.Литературная композиция.

 

                       Быль для детей

                    ( С.Михалков)

 

*****

И от моря и до моря встали русские полки.

Встали, с русскими едины, белорусы, латыши,

Люди вольной Украины, и армяне, и грузины,

Молдоване, чуваши – все советские народы против общего врага,

Все, кому мила свобода и Россия дорога!

И когда Россия встала в этот трудный, грозный час,

« Всё на фронт!» - Москва сказала. « Всё дадим!» - сказал Кузбасс.

« Никогда, - сказали горы – не бывал Урал в долгу».

« Хватит нефти для моторов. Помогу!» - сказал Баку.

***

« Ничего не пожалею!» - так откликнулся Алтай.

Мы, оставшихся без крова, в дом к себе принять готовы.

Будет кров сиротам дан! – обездоленных встречая,

Казахстану отвечая, поклялся Узбекистан.

 

- Почему говорят, что в единении – сила?

 

5.Ведущий ( Беседа).

 

Терпимо надо относиться и к своим одноклассникам. Ведь все мы разные. У каждого свой характер, привычки, внешность…

Представьте себе на минутку, что все люди на нашей планете ( в нашем классе) совершенно одинаковые, пусть даже все они как две капли воды похожи на тебя. Понравилось ли бы тебе это?

Действительно, каждый человек хорош по-своему. У каждого свои недостатки и достоинства. И вы должны научиться жить в мире и согласии со своими товарищами, помогать им в трудной ситуации, радоваться вместе с ними, а не завидовать.

 

                                            Ёжик.

Сережа очень нелюдим. Ох, как бы подружиться с ним?

А может быть напрасный труд? Его не зря ежом зовут.

Девчонки просят: Ёжик, дай перочинный ножик.

А Коля крикнет, всех смеша: - Не уколитесь об ежа!

Но ёж как будто глух и нем – сидит, не говорит ни с кем.

- Серёжа, взять в кино билет? А он сердито буркнет: - Нет!

- А на коньках пойдёшь кататься? – Нет, мама будет волноваться.

Но вот в начале декабря узнали об еже,

Что у него совсем не зря так плохо на душе.

Что мама у него больна, с постели не встаёт она.

И ёжик ходит за обедом, и топит печь вдвоём с соседом.

Он должен в комнате прибрать, а иногда и постирать.

Конечно, трудно одному приходится Серёже.

Решил Алёша: - Мы ему всей звёздочкой поможем!

Друзья стучатся у дверей: - открой, Серёжа, поскорей!

Мы в нашем переулке тебе купили булки.

И сахар взяли заодно, а здесь в пакетике пшено.

Давай готовить ужин. Серёжа был сконфужен.

Уж не казался он ежом. Он стал совсем не колкий.

Скорей за чайником пошёл. Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить, пожалуй, с целым светом.

Когда кому-то трудно жить, должны мы знать об этом.

 

             Ситуации для обсуждения с детьми.

 

                                  ***

В классе – четверо: два мальчика и две девочки – второклассники. Мальчики что-то пишут, девочки вытирают парты.

- Чем вы тут занимаетесь?

- Мы парты моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Костылёв опять пять ошибок сделал! Ему двойку поставили. А мне пятёрку!

- Пятёрка – хорошо. Только зачем же хвастать?

- Вот идите, посмотрите!

Она бесцеремонно взяла у Костылёва тетрадку и стала показывать:

- Смотрите: раз, два, три…пять ошибочек! Видите, двойка стоит. А у меня пятёрочка!

Девочка рада своей пятёрке, но, пожалуй, не меньше и тому, что у Костылёва двойка.

 

-Наблюдали ли вы такие ситуации в жизни?

- Способствует ли такое поведение хорошим отношениям в коллективе?

 

                            ***

 

Алик всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда кончались уроки…

Он первым выбегал из-за парты. Если кто-то стоял впереди него, то он отталкивал его, а сам вставал вперёд, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаком доказать право на первое место в строю.

 

- Наблюдали ли вы такие поступки у ребят нашего класса?

- Как вы думаете, любят ли такого мальчика в классе?

 

                             Одинаковые.

Жили две неразлучные подружки. Они очень походили друг на друга.

- Мы во всём одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку и сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела…А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

 

- За что мама осудила Соню?

- Как бы ты поступил на месте Сони?

 

 

6.Игровая программа.

 

                                    Игра «Сядь и встань»

Играющие стоят парами друг к другу, взявшись за руки. По сигналу все пары садятся, по второму – встают. Побеждает та пара, которая выполнила задание быстрее, не разомкнув рук.

 

                                   Игра « Смена мест»

 

Играющие располагаются парами по кругу, в центре круга – водящий. Под музыкальное сопровождение дети исполняют танец. После прекращения музыки происходит обязательная смена мест в парах. Водящий занимает одно из них. Оставшийся без пары становится водящим. Игру повторяют 3-4 раза.

 

                                   Игра « Музыкальные змейки»

 

Играющие делятся на 3-4 команды, построенные в колонну по одному. Каждая команда (змейка) под музыкальное сопровождение исполняет танцевальные движения, встречаясь с другими змейками.  Танцевальные мелодии даются в произвольном порядке. Как только музыка смолкает, команда останавливается. Движения выполняет другая команда. После того, как были исполнены все мелодии 1-2 раза, по сигналу руководителя команды бегом возвращаются в исходное положение. Побеждает та команда, которая построилась быстрее всех.

 

 

7. Итог.

 - Как надо относиться к людям, которые отличаются от тебя ( по внешности, по национальности, по характеру, по успеваемости…)?

-  Объясни значение фразы « Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».