Толерантность.
( Классный час)
Цели: Воспитывать терпимое отношение к своим одноклассникам, к людям другой
национальности и вероисповедания.
Оборудование: плакат «Мир всем народам на свете!», рисунки детей, воздушные шарики.
Ход мероприятия. 1. Актуализация знаний.
- Люди каких национальностей проживают в нашем городе?
- Дружишь ли ты с ребятами, говорящими на другом языке?
- А в нашей школе ты встречал таких детей?
- Есть ли в нашем классе такие ребята?
2. Ведущий( Вступительное слово).
Наша страна многонациональная. На территории Российской Федерации проживают несколько десятков разных народов и национальностей. Это русские, татары, мордва, буряты, эвенки, коми, шорцы, телеуты…
А если взять всю нашу планету, то народов и национальностей окажется ещё больше.
С развитием транспорта люди стали чаще переезжать, менять место жительства.
Многие едут учиться в другую страну.
Сейчас невозможно найти ни одну страну в мире, на территории которой проживали бы только коренные жители. И в нашей стране можно встретить и африканца с чёрной кожей, и представителя Азии с жёлтой кожей. И россияне тоже проживают в разных странах мира.
Мы, как хозяева своей страны, должны относиться терпимо и уважительно к приезжим, даже если они чем-то отличаются от нас.
3. Чтение и обсуждение рассказа «Чичико и русская девочка Нина» ( По С.Алексееву)
Сдружились они – грузинский мальчик Чичико и русская девочка Нина. Бегут они берегом моря.
- Чичико! Чичико! – догоняет приятеля Нина. Голос долго звенит над морем. Поднимутся дети в горы.
- Нино! Нино! – Чичико окликает Нину.
Спустятся в тёмное ущелье дети.
- Нино!...Чичико!...Нино!...Чичико!...- отдаётся эхом сто раз ущелье.
Уже год, как мальчик и девочка дружат. Если увидишь, что идёт Чичико, - обязательно рядом Нина. Если заметишь Нину, можешь глаза закрыть, и то Чичико увидишь. Дружат они – Чичико и русская девочка Нина.
В их родном посёлке много различных народов: русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, евреи, немцы. Дружно живут простые люди. Им нечего делить друг с другом. Помогают друг другу в беде. Делят вместе и радость.
- Мешает ли дружбе национальность?
- Объясни смысл пословиц ( Нет друга – ищи, а нашёл – береги. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде. Жизнь дана на добрые дела.)
- Приведите примеры братской помощи народов нашей страны в период Великой Отечественной войны, в чрезвычайных ситуациях( наводнения, землетрясения, террористические акты…)
4.Литературная композиция.
Быль для детей
( С.Михалков)
*****
И от моря и до моря встали русские полки.
Встали, с русскими едины, белорусы, латыши,
Люди вольной Украины, и армяне, и грузины,
Молдоване, чуваши – все советские народы против общего врага,
Все, кому мила свобода и Россия дорога!
И когда Россия встала в этот трудный, грозный час,
« Всё на фронт!» - Москва сказала. « Всё дадим!» - сказал Кузбасс.
« Никогда, - сказали горы – не бывал Урал в долгу».
« Хватит нефти для моторов. Помогу!» - сказал Баку.
***
« Ничего не пожалею!» - так откликнулся Алтай.
Мы, оставшихся без крова, в дом к себе принять готовы.
Будет кров сиротам дан! – обездоленных встречая,
Казахстану отвечая, поклялся Узбекистан.
- Почему говорят, что в единении – сила?
5.Ведущий ( Беседа).
Терпимо надо относиться и к своим одноклассникам. Ведь все мы разные. У каждого свой характер, привычки, внешность…
Представьте себе на минутку, что все люди на нашей планете ( в нашем классе) совершенно одинаковые, пусть даже все они как две капли воды похожи на тебя. Понравилось ли бы тебе это?
Действительно, каждый человек хорош по-своему. У каждого свои недостатки и достоинства. И вы должны научиться жить в мире и согласии со своими товарищами, помогать им в трудной ситуации, радоваться вместе с ними, а не завидовать.
Ёжик.
Сережа очень нелюдим. Ох, как бы подружиться с ним?
А может быть напрасный труд? Его не зря ежом зовут.
Девчонки просят: Ёжик, дай перочинный ножик.
А Коля крикнет, всех смеша: - Не уколитесь об ежа!
Но ёж как будто глух и нем – сидит, не говорит ни с кем.
- Серёжа, взять в кино билет? А он сердито буркнет: - Нет!
- А на коньках пойдёшь кататься? – Нет, мама будет волноваться.
Но вот в начале декабря узнали об еже,
Что у него совсем не зря так плохо на душе.
Что мама у него больна, с постели не встаёт она.
И ёжик ходит за обедом, и топит печь вдвоём с соседом.
Он должен в комнате прибрать, а иногда и постирать.
Конечно, трудно одному приходится Серёже.
Решил Алёша: - Мы ему всей звёздочкой поможем!
Друзья стучатся у дверей: - открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
И сахар взяли заодно, а здесь в пакетике пшено.
Давай готовить ужин. Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом. Он стал совсем не колкий.
Скорей за чайником пошёл. Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить, пожалуй, с целым светом.
Когда кому-то трудно жить, должны мы знать об этом.
Ситуации для обсуждения с детьми.
***
В классе – четверо: два мальчика и две девочки – второклассники. Мальчики что-то пишут, девочки вытирают парты.
- Чем вы тут занимаетесь?
- Мы парты моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Костылёв опять пять ошибок сделал! Ему двойку поставили. А мне пятёрку!
- Пятёрка – хорошо. Только зачем же хвастать?
- Вот идите, посмотрите!
Она бесцеремонно взяла у Костылёва тетрадку и стала показывать:
- Смотрите: раз, два, три…пять ошибочек! Видите, двойка стоит. А у меня пятёрочка!
Девочка рада своей пятёрке, но, пожалуй, не меньше и тому, что у Костылёва двойка.
-Наблюдали ли вы такие ситуации в жизни?
- Способствует ли такое поведение хорошим отношениям в коллективе?
***
Алик всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда кончались уроки…
Он первым выбегал из-за парты. Если кто-то стоял впереди него, то он отталкивал его, а сам вставал вперёд, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаком доказать право на первое место в строю.
- Наблюдали ли вы такие поступки у ребят нашего класса?
- Как вы думаете, любят ли такого мальчика в классе?
Одинаковые.
Жили две неразлучные подружки. Они очень походили друг на друга.
- Мы во всём одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку и сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела…А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
- За что мама осудила Соню?
- Как бы ты поступил на месте Сони?
6.Игровая программа.
Игра «Сядь и встань»
Играющие стоят парами друг к другу, взявшись за руки. По сигналу все пары садятся, по второму – встают. Побеждает та пара, которая выполнила задание быстрее, не разомкнув рук.
Игра « Смена мест»
Играющие располагаются парами по кругу, в центре круга – водящий. Под музыкальное сопровождение дети исполняют танец. После прекращения музыки происходит обязательная смена мест в парах. Водящий занимает одно из них. Оставшийся без пары становится водящим. Игру повторяют 3-4 раза.
Игра « Музыкальные змейки»
Играющие делятся на 3-4 команды, построенные в колонну по одному. Каждая команда (змейка) под музыкальное сопровождение исполняет танцевальные движения, встречаясь с другими змейками. Танцевальные мелодии даются в произвольном порядке. Как только музыка смолкает, команда останавливается. Движения выполняет другая команда. После того, как были исполнены все мелодии 1-2 раза, по сигналу руководителя команды бегом возвращаются в исходное положение. Побеждает та команда, которая построилась быстрее всех.
7. Итог.
- Как надо относиться к людям, которые отличаются от тебя ( по внешности, по национальности, по характеру, по успеваемости…)?
- Объясни значение фразы « Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.