Толерантность
Оценка 4.9

Толерантность

Оценка 4.9
Библиография +1
doc
Междисциплинарный 5
7 кл—11 кл +1
10.02.2017
Толерантность
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Толерантность - это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды
Толерантность.doc
Толерантность  Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг   к   другу,   что   очень   непросто.   «Педагогика   сотрудничества»   и   «толерантность»   —   те понятия,   без   которых   невозможны   какие­либо   преобразования   в   современной   школе. Толерантность ­ это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во   имя   взаимопонимания   между   этносами,   социальными   группами,   во   имя   позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. К   традиционным   принципам   воспитания   Лизинский   В.   добавляет  принцип толерантности, который выражается в следующих положениях:    все   работники   школы   и   родители   в   общении   с   детьми   должны   проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам; педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других; процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.  Методика   воспитания   толерантности   базируется   на   знании   педагогом   особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности классному руководителю необходимо знать и учитывать: ▪   индивидуальные   особенности   каждого   ребенка,   особенности   воспитания   в   семье, семейной культуры;  национальный состав коллектива учащихся; ▪ ▪ Изучив   и   проанализировав   ситуацию,   классный   руководитель   осуществляет   поиск  проблемы в отношениях между детьми, их причины; эффективных   форм   воспитания   у   школьников   толерантности,   определяет   конкретное содержание этой работы. Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому? На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых   первых   дней   обучения.   Для   начальной   школы   проблема   воспитания   толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20­30   детьми,   пришедшими   из   разных   микросоциумов,   с   разным   жизненным   опытом   и   с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе.  Воспитание   толерантности   невозможно   в   условиях   авторитарного   стиля   общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является  освоение учителем   определенных   демократических   механизмов   в   организации   учебного   процесса   и общения учеников друг с другом и с учителем. Задача классного руководителя в начальных классах ­ научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Особое   внимание   классному   руководителю   необходимо   обратить   на   воспитание толерантности   в   подростковом   возрасте.   Именно   в   этом   возрасте   начинает   формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно, повышается интерес к вопросам культурной   принадлежности.   Поиск   приемлемых   социальных   ролей,   интерес   к   общению   за рамками   ближайшего   социума,   потребность   во   взаимопризнании   и   взаимопонимании   с окружающим   миром   заставляют   подростка   впервые   заинтересованно   столкнуться   с   иными культурами. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального пове­ дения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изоли­ рованность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.  У   старшеклассников   важно   воспитывать   такие   качества,   как   политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности. Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Ниже приведена модель, в которой представлены формы поведения в толерантном и интолерантном классах. Толерантный класс Интолерантный класс Умение внимательно слушать и слышать Перебивание,   неумение   слушать   друг Стремление разобраться,  расспрашивание Совет, предложение Похвала, согласие Подбадривание Благожелательность Утешение Уважение Эмпатия Поддержка друга, нетерпение Игнорирование Отстранение Обзывание Обвинение, упреки Осуждение, критика Морализирование Угрозы Предостережение, предупреждение Приказ, указание Главное в работе классного руководителя – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Наиболее   благоприятной   для   формирования   толерантности   является  внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом. Эффективность   совместной   деятельности   детей   как   средства   формирования толерантности повышается, если: ▪  сформирована  установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели  и находят в ней личностный смысл; ▪   осуществляется   совместное   планирование,   организация   и   подведение   итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе; ▪ ▪  создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;  каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело; ▪   отсутствует   давление,   навязывание   со   стороны   педагога,   который   способен   занять позицию старшего товарища. Особую   актуальность   проблема   воспитания   толерантности   приобретает   в   условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых различных национальностей, и не   допускать   ситуаций,   когда   проявляется   неравенство   детей   в   их   правах   и   обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности   групп.   Различие   национально­этнических   особенностей,   которым   ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают   определенный   отпечаток   на   поведение   и   на   взаимоотношение   детей   с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы классному руководителю следут сближать интересы учащихся различных национальностей.  Воспитание   толерантности   должно   осуществляться   по   формуле:   "родители   +   дети   +  Классному   руководителю   необходимо   проводить   целенаправленную   работу   с учитель". родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей толерантности и культуры межнационального   общения.   Важно   организовать   совместное   обсуждение   этих   проблем   с учащимися   и   родителями.   Весьма   сложно   формировать   толерантность   у   детей,   если   этим качеством не обладают родители. Перевоспитать родителей классный руководитель не сможет, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно, если при этом сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьей.  Толерантность  – это фактор, направляющий  межличностные  отношения  в  обществе  в мирное русло. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию,  вызывающему чувство страха и отчуждения  по отношению  к другим. Оно должно способствовать   формированию   у   учащихся   навыков   независимого   мышления,   критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Литература: 1.   Байбородова   Л.   В.   Воспитание   толерантности   в   процессе   организации   деятельности   и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. ­ 2003. ­  № 1  2. Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности 3. Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания // Народное образование. ­ 2002 . № 4. ­  с. 174­178 4. Риэрдон Б.Э. Толерантность ­ дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. ­ 304 с. ­ (Прогр. "Гражд. о­ во"). 2017 г.

Толерантность

Толерантность

Толерантность

Толерантность

Толерантность

Толерантность

Толерантность

Толерантность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017