толстой Акула

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала l.n.tolstoy_akula.docx

Тема: Л.Н. Толстой «Акула»

Цель:

Познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).

Задачи:

1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.

2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД).

3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.

4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД.)

5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном

Оборудование: выставка книг, портрет Л.Н.Толстого, карточки для кластера, раздаточный материал ( задания для работы групп,  каждому ученику научно- популярные тексты «Акула»), файл Smart Notebook.

 

 

1. Организационный момент – приветствие. Эмоциональный настрой.

 

1.Зарядка для глаз

Поприветствуем гостей.

Китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу –я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

- Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

 

2. Речевая разминка.

1) Дыхательная и артикуляционная гимнастика

- Дудочка

-Парус

-Ветер в парус

2)  Я рисую море,
     Голубые дали.
     Вы такого моря
     Просто не видали!

-Прочитать текст жужжащим чтением.

-Ответ на вопрос, какое было море

- С восклицанием

- С удивлением.

3.Актуализация знаний.

 

Граф.

Ясная поляна

Школа для детей.

 

- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку?

Эти слова мы можем отнести к Л.Н.Толстому

 

Коллективно ( даю индивидуальное задание)

Как эти слова относятся к Толстому. Докажите (Выступление учащихся)

 

Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду

 

В имении Ясной поляне прожил почти всю свою жизнь. Там он родился и по его просьбе был похоронен.

 

Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте. Он написал для них «Азбуку».

 

Индивидуально ( пара)

 

Представим в виде кластера то, что мы уже знаем о творчестве Л.Н.Толстого

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/12812_afd22a998fa6c9109d981716a58b116e.jpg.jpg

 

- А чтобы узнать, какой рассказ мы будем читать на уроке, предлагаю справиться с хитрым заданием.

На доске вы видите знаки – буквы из алфавита разных языков. Выберите в паре только буквы русского алфавита. Будьте внимательными.

R F А Q N К G Z У I Л D Z А (АКУЛА)

 

- Что обозначает это слово?

 

Посмотрим видеоотрывок, пользуемся приемом «Чтение с пометами»

 

 

 

 

Акулы
Акулы – крупные  морские  рыбы, самые опасные океанские хищники.  В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул. Это очень древние рыбы. Учёные установили, что появились они раньше динозавров. 
Акулы очень прожорливы и вечно голодные. Они очень быстро плавают. Они – прекрасные охотники и чуют добычу по запаху. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам.
Акулы отличаются друг от друга величиной и внешним обликом. Самая крупная  китовая акула, а самая страшная, свирепая и сильная из всех акул рыба-людоед  – белая акула, пожалуй, наиболее опасный хищник на планете. Ее называют "белая смерть”. Она вырастает до 12 метров в длину, а её гигантская пасть заполнена острыми треугольными зубами.
На людей акула нападает чаще всего, когда вода в море теплая, свыше 180. Акула может охотиться даже в темноте – у нее прекрасный слух и обоняние. У акулы несколько рядов зубов. Зубы изнутри постоянно заменяют выпавшие с внешнего ряда – как на конвейере Глаза акул при нападении могут поворачиваться, чтобы избежать повреждений
Но не все акулы хищники. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы наносит  серьезные раны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты)

-Что вы знали об этом животном?

-Что узнали нового?

 

4. Знакомство с темой урока и постановка целей урока.

-Итак, озвучим тему урока.

– А какие задачи мы поставим перед собой на урок?

- познакомимся….  с содержанием рассказа,

- учиться…. анализировать поступки героев;
- научиться понимать мотивы их поведения, давать им оценку.

5. Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте ключевые слова:

В паре  поработаем над смыслом слов

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты)

                         - спортсмен, соревнующийся в конном спорте

Фитильгорючий шнур для орудия для поджигания пороха.

     - тропическое растение

Хобот    – задняя часть орудия, на которую опирается пушка.

    - удлиненный нос

первое слово «артиллерист» подскажет выбор

Ропот – неясная, негромкая речь.

            - классическая музыка

Полотно -   слабое освещение

        -  льняная ткань                                     ПРОВЕРКА

 

- Учитывая значения слов из текста, название рассказа, иллюстрации? Предположите, о чем этот текст? (Антиципация)

 

– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитать рассказ.)

 

6. Первичное восприятие текста

чтение с остановками  (Прогнозирование по содержанию)

1 часть

- Где происходит действие рассказа?

- Где стоял корабль?

- Как Толстой описывает погоду в этот день?

– Где и почему моряки устроили купальню? (В парусе. Было безопасно.)

– Какое настроение было на корабле?

- Какие чувства испытывают люди, которые там находятся? Какое настроение?

-Какие вопросы вы могли бы задать?

- Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события?

 

2 часть

- Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)

- Ваши вопросы?

- Кто же был с матросами на корабле?

- Почему мальчики поплыли в открытое море?

– Что значит, слово вздумали?

– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку? Почему?

- Подтвердите словами из текста.

-Как старый артиллерист отнёсся к забавам своего сына и его товарища? Найдите в тексте слова, подтверждающие это. (Мужчин воспитывали с юных лет выносливости, смелости.)

- Что значит «Не выдавай! Понатужься!»

- Почему автор называет артиллериста старым? У него большой возраст?

– А как вы относитесь к забавам мальчиков? Понимаете или осуждаете их за это, если да, то за что?

 - Какое настроение вызывает эта часть?

- Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события?

 

3 часть

- Оправдались ли предположение?

-Ваши вопросы товарищам?

- Каким словом автор передает неожиданность, внезапность появления акулы?

- Кого увидели матросы с палубы?

- Какими словами автор называет акулу? Почему? (почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.)

- Какие попытки предпринимали взрослые для спасения мальчиков?

- Как охарактеризуем матросов?

- Как отреагировали дети на слова отца?

- На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

-  Прочитайте  действия матросов. Какую часть речи использует автор и для чего?

- Как мы будем читать? (Быстро и с чувством волнения)

- Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает

- Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? Докажите (Почему артиллерист  смотрел  на  мальчиков не шевелясь, и не предпринимал никаких действий? )

-Что будет дальше?

 

4 часть

- Оправдались?

- Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”? Почему автор использует именно это выражение?

- Как подействовал визг мальчика на отца?

- Что автор хотел передать словами “сорвался с места”?

- Какое решение принимает артиллерист?  Почему он пошёл на этот шаг?

– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?

(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности. Когда он понял что ребёнок на волосок от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности)

- А что в это время делала команда? Как автор говорит об их бездействии?

- Что автор хотел показать этими словами?

- Какой из этого можно сделать вывод? (Что этот визг разбудил лишь одного артиллериста).

- Почему после выстрела артиллерист закрыл лицо руками?(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть. Он не знал, застрелил акулу, и остались ли мальчики в живых.)

- Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам?

– Перечислите качества, которые проявил артиллерист в этот момент.

- А как бы вы поступили на месте отца?

- Чем закончиться история?

 

5 часть

– Чем закончилась эта история?

- Прочитайте. В какой момент артиллерист понял, что трагедию удалось избежать?

- Какое он сейчас испытывает чувство?

- Что его успокоило?

- Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события?

- Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)

 

-Какой это рассказ: художественный? Научно – популярный?

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

- Кто, по-вашему, главный герой рассказа? Обоснуйте ответ.

- Что особенно запомнилось?

 

7. Физкультминутка.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас.

Одной, другой, это – кроль.

Плыли вдоль и поперек

И вернулись на урок.

 

8. Повторное чтение рассказа

- Ну, а теперь вернёмся к нашему рассказу. У меня на доске разбросаны картинки, все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему?

- Давайте попробуем  восстановить последовательность событий в рассказе. К каждой иллюстрации подберем заглавие.

- Что у нас получилось? (Картинный план)

 

Соотнесем названия частей иллюстрации

1.Купальня в парусе.

2.Мальчики в открытом море

3.Акула.

4.Выстрел.

5.Дети спасены.

 

- Этот план передаёт последовательность событий рассказа. В группах найдите начало и окончание каждой части.

 

Проверка ( чтение каждой группой первого и последнего предложения части)

 

9. Работа с текстом  после чтения в группах

1 группа

Расположить части по композиции рассказа

 

 

 

 

 

2 группа

– сопоставить настроение героев рассказа с частями плана.
(тревога, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость, спокойствие, безмятежность, волнение, ужас, облегчение, счастье) 


Название части


Настроение

1. Купальня в парусе.

Спокойное

2. Мальчики в открытом море.

Волнение

3. Акула.

Тревога, страх

4. Выстрел.

Ужас

5. Дети спасены.

Радость и облегчение

 

 

3 группа

Дайте характеристику мальчикам, какими мы их увидели в этой истории?.

(Активные, весёлые, ленивые, подвижные, озорные, испуганные, радостные, беззаботные, безрассудные, сильные, выносливые, беззащитные, глупые)

 

4 группа

-Перечитайте с.4 – 5, какие средства художественной выразительности использует автор?

 

5 группа

Дайте характеристику артиллеристу. Выберите, что вы можете сказать про его настроение и отношение к сыну и его товарищу.

(Героический, радостный, решительный, любовался сыном, мужественный, находчивый, мастерство, волнующийся, сильный духом, трусливый, мудрый, мужественный, честный, слабохарактерный, веселый,  опытный, беззащитный,  смелый, бывалый, опытный )

 

6 группа

– Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.

Душа в пятки ушла

Лёгок на помине

Сам не свой

Риск – благородное дело

Держать ухо востро

10. Подведение итогов

-Мог ли этот рассказ закончиться по-другому? Как?

-– Кому из героев вы больше всего сопереживали?

-Посмотрите по тексту на знаки препинания. Сделайте вывод. ( усиливающих напряжение)

- Всегда ли чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?

-А как же получилось прочитать, услышать все напряжение? (У автора особые слова, выражения)

- Автор использует речевые обороты и слова, чтобы показать пик ситуации бывает так в жизни - наступает момент, когда никто не знает что делать дальше, тогда наступает «момент напряжённой тишины».

Какое важное мужское качество затрагивает автор в произведении? Чему нас научила история, описанная в рассказе?

Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.

 

11. Домашнее задание.

- На слайде три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.

1) Перескажи текст по плану.

2) Нарисовать к понравившемуся эпизоду рисунок.

3) Составить вопросы к рисункам.

 

12. Рефлексия:

- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказов? Свой ответ вы можете начать со следующих слов (Слайд 18)

- Мне захотелось…

- Я задумался…

- Я понял (а)…

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

- Хотя рассказы написаны более ста лет назад, но они актуален и сейчас, автор показал переживания родителей, их любовь к своим детям, осудил беззаботное поведение мальчиков, показал опасности, которые могут подстерегать детей. Но также дал возможность поразмышлять, помог нам понять, что даже из самой трудной ситуации можно найти выход.