Традиции семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

  • Документация
  • docx
  • 16.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Зарубина С.В. Мастер-класс Традиции семейного чтения..docx

                        Областной семинар-практикум

«Воспитание нравственных и патриотических чувств у дошкольников в процессе реализации ФОП ДО»

 

МАСТЕР- КЛАСС

«Традиции семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Изготовление книжки-малышки»

Зарубина Светлана Вячеславовна,

                                                                                  воспитатель

МАДОУ МО «СГО» - д/с №10 «Чайка»

 

СЛАЙД 1 (Титульный)

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

В нашем динамичном и информационно перегруженном мире непросто воспитать гармоничную личность с богатым духовно-нравственным потенциалом. Для этого важно с дошкольного возраста кропотливо, осторожно и искренне наполнять детскую душу любовью к родной культуре, в том числе, к отечественной и мировой художественной литературе. На каких литературных примерах родители рассказывают детям о добре и зле, подлости и благородстве, храбрости и предательстве, любви и ненависти с позиции мудрости, накопленной нашим народом на протяжении веков? Ответ на этот вопрос определяет актуальность данной проблемы.

 

СЛАЙД 2

Наш детский сад является инновационной площадкой: «Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций» под руководством организационно-методического отдела издательства «Мозаичный парк». 2024 год объявлен в России годом семьи и семейных ценностей, поэтому данная тема актуальна вдвойне.

Следует отметить, что традиция семейного чтения в нашей стране имеет богатую историю, уходящую в далекое прошлое. Чтение в кругу семьи было одним из популярных видов досуга. Оно сближало разные поколения, формируя единое культурное поле через знакомые сюжеты, героев, являлось способом общения и доброжелательного воспитания, способствовало формированию книжной культуры всех членов семьи. Увы, читательское поле современной семьи, питающее душу ребенка разнообразными впечатлениями и создающее основу для последующей творческой активности, нуждается в комплексной поддержке со стороны специалистов.

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 3

В рамках инновационной площадки в нашей группе реализуется проект «Традиции семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Современные исследования показывают, что сегодня в семьях зачастую досуг с ребенком проходит перед телевизором, семейное чтение вытесняется интернет-сетями. В таких обстоятельствах у детей вряд ли возникнет любовь к чтению, т.к. она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают взрослые детям. И если в дошкольном возрасте не привить ребенку любовь к художественной литературе, то в школьные годы сделать это будет гораздо сложнее. Вот почему важно вовлечь поколение молодых родителей в проблемное дискуссионное поле о семейном чтении как популярном, престижном, доступном и интересном досуговом занятии с ребенком, эффективно помогающем детям овладеть культурными средствами деятельности и коммуникации. Важно на практике поддержать родителей в глубоком осознании того, что именно книга способна открыть ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений, развить его мышление и воображение, получить прекрасные образцы русского литературного языка.

В рамках реализации проекта совместно с родителями в группе проводились следующие мероприятия по обогащению практики домашнего чтения.

 

СЛАЙД  4

В системе работает семейная гостиная «Читай-ка!», в которой родители с желанием принимают участие. Организуют игровые сеансы с детьми. Мастерят в творческой мастерской.

 

                                                       СЛАЙД  5, 6, 7

СЛАЙД  5   Сейчас стало популярным изучать свою родословную. Мы хотим знать, где наши корни, от кого мы произошли, кто наши родственники по линии мамы и папы. Считаю очень важным воспитывать у своих ребят любовь и уважение к своей семье. Одним из способов формирования у детей понятия о том, что семья - это единое целое, где каждый зависит друг от друга стала акция "Моё родословное дерево"

СЛАЙД  6    Предварительно была проведена беседа о семье, дети рисовали свою семью, рассказывали о семейных праздниках и традициях, учили стихи, рассматривали семейные фотографии.

СЛАЙД  7       И как итог ребята дома вместе с родителями составляли древо своей семьи и вот, что у нас получилось.

 

СЛАЙД 8, 9

СЛАЙД 8   Воспитание читателя - это, прежде всего задача семьи и дошкольной образовательной организации, а главным условием успешности этой работы является заинтересованность взрослых.

СЛАЙД 9     Выпуск фотогазеты «Читаем дома» свидетельствовал о том, что семейное чтение  занимает важное место в семейном досуге.

 

 

 

 

 

СЛАЙД 10, 11

СЛАЙД 10    Сказки - это прекрасный и удивительный мир открытий для детей. Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями.

СЛАЙД 11 В нашей группе была организована выставка детско-родительского творчества «Мой  любимый сказочный герой». Многие родители охотно откликнулись на предложение  изобразить вместе со своими детьми любимого героя из сказки. Проявили фантазию и мастерство, с огромным удовольствием старались изобразить образы полюбившихся им героев. Работы получились интересные, разнообразные и яркие. Судя по работам, представленным на нашей выставке, всё так же популярными остаются наши русские народные сказки.

 

СЛАЙД 12, 13, 14

СЛАЙД 12    В целях изучения проблемы приобщения ребёнка к устному народному творчеству был организован опрос среди родителей на тему «Роль сказки в жизни вашего ребёнка».

          В результате все родители ежедневно читают сказки своим детям, но не все уделяют внимание обсуждению прочитанного вместе с детьми. Это в свою очередь необходимо делать, так как взрослый может объяснить поведение того или иного персонажа, помочь ребенку до конца осмыслить сюжет, и «вынести» из сказки определенный жизненный урок. Большая часть детей любят слушать сказки.  Но в  основном чтение проходит по инициативе родителей.

СЛАЙД 13   Лишь небольшая часть родителей практикуют театрализацию сказки дома, что, несомненно, благоприятно влияет на эмоциональное восприятие и развитие детской речи, позволяет ребенку прочувствовать на себе все события и переживания героев. Лишь 20%  семей имеют театр, это пальчиковый и кукольный. Также немного родителей, которые придумывают свои сказки. Поэтому необходимо провести консультацию о важности развития фантазии и литературного творчества.

СЛАЙД 14  По результатам опроса любимой сказкой, оказалась русская народная сказка «Репка». Тут же в рамках семейной гостиной мы провели творческую мастерскую «Любимая сказка «Репка»». Родители совместно с детьми изготовили  книжки-малышки по теме любимой сказки.

 

                                                     

 

СЛАЙД №15

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам окунуться в волшебный мир русской народной сказки.  Сейчас мы проверим результаты нашего сказочного голосования и узнаем, какая-же русская народная сказка популярна среди педагогов Калининградской области. По результатам изготовим с вами книжку-малышку по мотивам этой замечательной и любимой сказки.