Тезисы к исследовательской работе "Традиции чаепития в разных странах мира" . В исследовательской работе прослеживается история развития чаепития, традиции и обряды, пришедшие из глубины веков, делается акцент на видах чаепития в России, Китае, Японии , Узбекистане. Говорится о пользе чая
ТЕЗИСЫ
Трудно представить себе жизнь без чая, который придает бодрости по утрам, восстанавливает
силы после тяжелого трудового дня и согревает дружескую беседу.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что где бы ни появился чай, он за
считанные годы вытеснял традиционные напитки большинства народов мира, и что самое
удивительное, до сих пор остается типичным традиционным напитком России. В то время, когда
восточная культура активно проникает в нашу жизнь, мы ещё мало знаем о многовековой
традиции и философии чаепития. Втретьих, мы считаем, что, сохраняя свои традиции, мы
должны изучать культуру других стран
Чай – это древний и благородный напиток, который еще обладает и целебными свойствами. Так
в древнекитайских мифах чайный лист выступал в качестве самостоятельного лекарственного
средства.
Существует множество различных видов чая. Одних только черных сортов насчитывается
несколько сот наименований. Лучшие сорта чая те, что приготовлены из двух самых верхних
листьев куста, притом из смеси нескольких сортов.
Стоило чаю появиться в какойлибо стране, как он в считанные годы завоевывал ее целиком и
полностью. А сама процедура чаепития обрастала своеобразными традициями и становилась
«визитной карточкой» народа.
Родиной чая принято считать ЮгоВосточную Азию, точнее, югозападную провинцию Китая и
часть Вьетнама..
Чай пьют поутру для возбуждения жизненных духов и аппетита, а через несколько часов после
обеда – в способствование пищеварению.
Чайная церемония в Японии – это важная часть культуры Страны Восходящего Солнца. За
определенный срок времени она из обычного чаепития стала целым искусством, основанным на
философии буддизма дзен. Этот порядок действий складывался на протяжении целых 700 лет,
став таким, каким сейчас он и проводится.
Примерно в XIII веке чай активно употребляла вся высшая знать. Проводились даже целые
турнирысоревнования, где было представлено огромное число сортов напитка, а участвующие
пытались определить, попробовав его, что это за сорт и где он вырос.
Самой примечательной является специальная чайная церемония. В Японии ее проводят, если
нужно отпраздновать какоелибо событие: особенные дни, дружескую встречу. В более ранние
времена ритуал проводили, подготавливаясь к сражениям или ритуальному самоубийству
сэппуку, известному как «харакири».
В России во времена Ивана Грозного о чае знали лишь понаслышке.
В 1618 году государь Михаил Федорович Романов получил царский подарок от монгольского
Алтынхана — четыре пуда чайного листа. Напиток не впечатлил двор
. Второй царь династии Романовых, Алексей Михайлович, имел проблемы с пищеварением, и
лекари отпаивали его чаем. Результат порадовал всех, «жизненная сила» чайного напитка была
высоко оценена.Чай постепенно опускался по иерархическим ступеням общества до самых низов. . Неотъемлемой
частью чаепития являлось общение
Купцы и богатые помещики выставляли свою зажиточность напоказ и мерялись кошельками.
Чайная церемония представляла собой великолепную возможность выделиться
Россияне почемуто больше полюбили черный чай. «Чаевничанье» стало синонимом задушевной
беседы, знаком гостеприимства и обязательным завершающим этапом застолья.
Технически процесс заваривания существует в 3х вариантах. Наиболее «русский»: вода
подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону
(верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара
Знакомство с чаем у среднеазиатских народов состоялось раньше Англии и Европы — здесь шли
караваны Шелкового Пути, которые его везли вместе с другими редкостями.
Зеленый чай из пиалы, чай с маслом и солью, с верблюжьим молоком и даже со сметаной — все
это среднеазиатское чаепитие, со своей культурой, обычаями и рецептами. Но есть одно общее —
особое уважение, оказываемое гостям, собравшимся за чайным столиком в чайхане, у костра в
степи или на кошме в юрте.
Узбекское чаепитие начинается с того, что самый младший, из присутствующих за столом, делает
«кайтар», то есть переливает чай из чайника в пиалу (именно из них пьют чай в Узбекистане) и
обратно. Это действие производится трижды. В Узбекистане считают, что первая налитая пиала
при «кайтаре» это глина, вторая пиала – это масло, а третья пиала – это уже сам чай. После того,
как наливающий чай произвел все эти действия, он дает чаинкам осесть на дно и только потом
наливает чай в пиалы и раздает гостям, приложив одну руку к сердцу. Очень важно – чай в пиалу
наливают на одну треть! Если налить полную пиалу чая, это является знаком неуважения к гостю
и подразумевает желание, чтобы он поскорее допил чай и ушел
.
Ну, вот вроде бы и все. Стол накрыт, гости непринужденно ведут беседу, не замечая, что хозяйка
уже не раз заваривала чай, расходиться ни кому не хочется. Столь еще не сказано друг другу. Чай
своим теплом сближает нас, люди научились получать удовольствие от чашки чая, иногда
достаточно одной чашки чая, чтобы между людьми зародилась дружба, которая, возможно
окажется дружбой на всю жизнь.