Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 21.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера.docx

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича

 

 

 

 

 

 

 

Проектнаяработа

 

 

 

«Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера»

Номинация: « Угорское наследие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: ученица 6 А класса Сливинская Дарья,

12 лет

 

                                  Руководитель: Кабиров Рудольф  Мунипович,

учитель истории

 

 

Игрим- 2018г.

 

Введение

Мы живем в многонациональном государстве, около 160 национальностей и народностей проживает на территории нашей страны. Наша страна огромная, в ней необъятные просторы, поля, леса, озера и реки. Каждый человек, проживающий на территории нашей Родины, стар и млад, чтит традиции и уважает законы, веками заложенные в ней. И кроме большой,  общей, у нас у всех есть Малая Родина, где мы родились, где воспитывались, где жили и живут наши предки.

Актуальность: Много веков живет земля Югорская,  большое число национальностей  представлено на этой территории. Наш округ является одним из самых красивых субъектов Российской Федерации. Тему моей проектной работы  я выбрала не случайно, ведь одному из районов Югры, а именно -  Березовскому,  жительницей  которого я являюсь,   в 2018 году исполняется 95 лет со дня образования. Я хочу рассказать о традициях коренных народов севера: ханты и манси. Быт и традиции  коренных народов уникален и отличается самобытностью.Много столетий подряд территории Сибири населяли разные народы, которые жили в небольших селениях. Они проживали родами или общинами, мирно соседствуя друг с другом. Вели совместное хозяйство и поддерживали родственные связи.

Цель моей работы:

1.Проявить патриотизм, выразив уважение и любовь к своей Малой Родине, ценить и соблюдать традиции коренных народов Севера;

2.сохранение традиционного образа жизни возрождение и развитие самобытной культуры,языка и фольклора повышение уровня и качество жизни коренных малочисленных народов севера;

Задачи:

1. Познакомиться с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера;

2. Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси;

3. Изучение литературы по проблеме исследования;

Объект исследования:  традиции  коренных малочисленных народов Севера.

Прежде чем говорить о традициях  коренных малочисленных народов Севера, о  проблемах их сохранения и изучения, я бы хотела вкратце рассказать о «родословной» этих народов.

Ханты и Манси

Ханты и манси - два близкородственных по языку и культуре финно- угорских народа, проживают на севере Западной Сибири – в Тюменской, Томской и Свердловской областях. Их часто объединяют под общим названием «обские угры» , так как они расселены по реке Оби и ее притокам.

Манси («человек»), вогулы – название народа Российской Федерации, коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Народ манси как этническая общность сложилась в первом тысячелетии нашей эры на основе аборигенных племен  Прикамья, Приуралья и Южного Зауралья и угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Северного Казахстана и Западной Сибири.

Ханты, хант, хандэ, кантэк («человек»), остяки  – народ  в РФ. До начала 20 века русские называли ханты остяками (возможно, от  «астях» - «народ большой реки», еще ранее, до 14 века – югрой, югричами. В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана.

Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали передвижения в течение года. Они занимаются охотой и рыболовством, часть населения - оленеводы.

Традиционный промысел коренных народов Севера.

Охота. Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Рыболовство. Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука, язь.

Оленеводство. Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13 – 15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры. Утепляют жилище.

Одни из самых известных поговорок и пословиц манси и   ханты.

- Не водою рыбак кормится - а сетями.

- Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому - маленькая тяжела.

- Легким трудом не проживешь и человеком не станешь.

- Дал слово – держи его.

Жилище. Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Отапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур.

Домашняя утварь. Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Пища коренных народов. Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем является строганина (патанка) – свежемороженая рыба. Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым.

Традиционная Национальная одежда

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым). Летом традиционный костюм женской одежды-это платья, распашные халаты (сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья). Мужская одежда – рубаха, штаны. Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.

Украшение головы

Волосы манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы,бусы и другие украшения.

Брак и семья. Главой в семье ханты и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семьях все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров.

Традиции национальных праздников.

«Медвежий праздник» Это самый любимый праздник ханты и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. Он олицетворяет справедливость хозяина тайги.

Вороний день – "Вурнахатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Игриме проходит на берегу Малой Сосьвы, возле лыжной базы. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем.

День оленевода, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку- другую, чтобы согреться. Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре.

Музыкальная культура обских угров гораздо богаче и разнообразнее, чем у большинства их соседей. Так, ханты и манси издавна научились изготавливать разнообразные струнно-щипковые инструменты.

Ханты и манси очень радушны и любят гостей. Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме. Особый случай — это большие праздники, например, «Медвежий праздник» и т.д.

Для полного освещения содержания работы, я долгими вечерами беседовала с дедушкой Ендыревым Михаилом Андреевичем. Он поистине является представителем коренных народов севера и продолжателем рода Ендыревых, которые жили и живут в Югорской земле, а именно в Березовском районе. Он любезно поделился историей одной из старейших деревень где живут представители малочисленных народов Севера, Анеева.

От него я узнала как появилась деревня, как и чем живут люди. Из рассказов моего деда: «Есть такое сказание… начал он свой рассказ. Когда-то мимо этих мест проезжал богатый купец, захотелось ему воды попить из речки, отправил он своего слугу с золотой чашей , черпнуть воды. Слуга случайно уронил золотую чашу в речку, долго искали они эту чашу, но не смогли найти. Это было в устье Анеевки. Тогда купец сказал, чтоб построили на этом месте деревню Анья, что в переводе означает чашка. После деревня была названа Анеева. Первыми основателями деревни были Ендыревы и Руковы, со временем пришли Сайнаховы, Собянины, Ефимовы и т.д. И так, в Березовском районе, на берегу реки Северная Сосьва, появилась деревня Анеева, там проживают ханты и манси, они занимаются рыболовством и охотничьим промыслом. Сюда до войны и после отправляли в ссылку людей, и так постепенно люди обживали это место. Сейчас там живут их потомки, в том числе и мой дед. По документам переписи населения, в 1926 году в деревне проживало всего 97 человек, было 17 различных хозяйств. До 1930 года территория Анеевского Совета была в Сартынье, там находился Туземный Совет. Туземные Советы сыграли большую роль в объединении родовых племен народностей Севера. Именно с 1930 года туземное управление начали поддерживать общий процесс развития, в ходе которого по всему Северу были образованы Сельские советы.

              Анеевский Сельский совет был образован в 1932 году, тогда и была отделена эта территория от Сартыньинского национального Совета. В её состав вошли деревни Люлюкары, Игрим, Нярга, Хонгокурт, Шухтунгорт и другие поселения. Там работали 5 крупных колхозов, было много охотничьих хозяйств и рыбодобывающих артелей. Во всех деревнях были школы, где работали по 2 учителя. В населенном пункте Анеева был интернат, начальная школа, а позже запустили и восьмилетнюю школу. Письменности тогда не было, коренные жители не умели читать и писать. Но жизнь шла вперед, в деревне появилось электричество, радиоприёмники, построили клуб. По архивным документам за 1938 год на территории Анеевского сельсовета в 17 населенных пунктах проживало 1237 жителей - это манси, ханты и коми-зыряне. По словам моего деда, Анеева около 200 лет. Живут там люди, соблюдая традиционную культуру. Прививают основы традиции молодому поколению. Мы узнаем от них о самобытной культуре, о нравах и быте коренных народов севера. Дедушка занимается традиционным промыслом, перенял все это от своего отца, бабушка традиционными орнаментами, пошивкой традиционной утвари, которые всегда полезны в быту.

                Мною была отражена лишь небольшая часть  традиций и быта обских угров, осветить их мне помогали мой дедушка и моя бабушка.Я с ними долго беседовала, и мы понимали, как важно для них сохранение самобытной культуры ханты и манси…..Конечно, много хочется узнать, глубже познать историю своего народа, только, к сожалению, не всегда получается это сделать. Причиной часто является наша лень, отдаленность, бездорожье. Но, несмотря на это, мы должны всячески содействовать распространению идеи сохранения традиции и быта коренных народов севера.

          Я считаю, что  нужно привлекать к этой работе больше молодежи и, конечно же, детей. Нужно стараться всеми силами сохранить эту уникальную и неповторимую  культуру. Я надеюсь, что мы с общими усилиями сохраним эти традиции.

Сохранение традиционного образа жизни-культуры, обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Решение задачи по сохранению традиционного образа жизни-культуры, обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера возможно в результате реализации комплекса мероприятий, направленных на создание социально-бытовых условий, способствующих удовлетворению жизненно важных потребностей коренных малочисленных народов Севера.

 

Источники

1 Рассказы моего деда  Ендырева Михаила Андреевича, жителя поселка Игрим, 2018 г.

2. Алексеева Е. К. Традиционная культура народов Севера в современном сельском пространстве (на примере эвенов Якутии) // Молодой ученый. — 2011. — №7. т.2. — с. 35-37.

3. Учебник. История ХМАО с древности до наших дней.- Екатеринбург, 2000 г.