Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера
Оценка 5

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
история
6 кл
21.11.2019
Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера
Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера.docx

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Игримская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Собянина Гавриила Епифановича

 

 

 

 

 

 

 

Проектнаяработа

 

 

 

«Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера»

Номинация: « Угорское наследие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: ученица 6 А класса Сливинская Дарья,

12 лет

 

                                  Руководитель: Кабиров Рудольф  Мунипович,

учитель истории

 

 

Игрим- 2018г.

 

Введение

Мы живем в многонациональном государстве, около 160 национальностей и народностей проживает на территории нашей страны. Наша страна огромная, в ней необъятные просторы, поля, леса, озера и реки. Каждый человек, проживающий на территории нашей Родины, стар и млад, чтит традиции и уважает законы, веками заложенные в ней. И кроме большой,  общей, у нас у всех есть Малая Родина, где мы родились, где воспитывались, где жили и живут наши предки.

Актуальность: Много веков живет земля Югорская,  большое число национальностей  представлено на этой территории. Наш округ является одним из самых красивых субъектов Российской Федерации. Тему моей проектной работы  я выбрала не случайно, ведь одному из районов Югры, а именно -  Березовскому,  жительницей  которого я являюсь,   в 2018 году исполняется 95 лет со дня образования. Я хочу рассказать о традициях коренных народов севера: ханты и манси. Быт и традиции  коренных народов уникален и отличается самобытностью.Много столетий подряд территории Сибири населяли разные народы, которые жили в небольших селениях. Они проживали родами или общинами, мирно соседствуя друг с другом. Вели совместное хозяйство и поддерживали родственные связи.

Цель моей работы:

1.Проявить патриотизм, выразив уважение и любовь к своей Малой Родине, ценить и соблюдать традиции коренных народов Севера;

2.сохранение традиционного образа жизни возрождение и развитие самобытной культуры,языка и фольклора повышение уровня и качество жизни коренных малочисленных народов севера;

Задачи:

1. Познакомиться с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера;

2. Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси;

3. Изучение литературы по проблеме исследования;

Объект исследования:  традиции  коренных малочисленных народов Севера.

Прежде чем говорить о традициях  коренных малочисленных народов Севера, о  проблемах их сохранения и изучения, я бы хотела вкратце рассказать о «родословной» этих народов.

Ханты и Манси

Ханты и манси - два близкородственных по языку и культуре финно- угорских народа, проживают на севере Западной Сибири – в Тюменской, Томской и Свердловской областях. Их часто объединяют под общим названием «обские угры» , так как они расселены по реке Оби и ее притокам.

Манси («человек»), вогулы – название народа Российской Федерации, коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Народ манси как этническая общность сложилась в первом тысячелетии нашей эры на основе аборигенных племен  Прикамья, Приуралья и Южного Зауралья и угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Северного Казахстана и Западной Сибири.

Ханты, хант, хандэ, кантэк («человек»), остяки  – народ  в РФ. До начала 20 века русские называли ханты остяками (возможно, от  «астях» - «народ большой реки», еще ранее, до 14 века – югрой, югричами. В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана.

Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали передвижения в течение года. Они занимаются охотой и рыболовством, часть населения - оленеводы.

Традиционный промысел коренных народов Севера.

Охота. Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Рыболовство. Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука, язь.

Оленеводство. Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13 – 15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры. Утепляют жилище.

Одни из самых известных поговорок и пословиц манси и   ханты.

- Не водою рыбак кормится - а сетями.

- Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому - маленькая тяжела.

- Легким трудом не проживешь и человеком не станешь.

- Дал слово – держи его.

Жилище. Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Отапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур.

Домашняя утварь. Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Пища коренных народов. Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем является строганина (патанка) – свежемороженая рыба. Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым.

Традиционная Национальная одежда

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым). Летом традиционный костюм женской одежды-это платья, распашные халаты (сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья). Мужская одежда – рубаха, штаны. Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.

Украшение головы

Волосы манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы,бусы и другие украшения.

Брак и семья. Главой в семье ханты и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семьях все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров.

Традиции национальных праздников.

«Медвежий праздник» Это самый любимый праздник ханты и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. Он олицетворяет справедливость хозяина тайги.

Вороний день – "Вурнахатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Игриме проходит на берегу Малой Сосьвы, возле лыжной базы. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем.

День оленевода, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку- другую, чтобы согреться. Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре.

Музыкальная культура обских угров гораздо богаче и разнообразнее, чем у большинства их соседей. Так, ханты и манси издавна научились изготавливать разнообразные струнно-щипковые инструменты.

Ханты и манси очень радушны и любят гостей. Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме. Особый случай — это большие праздники, например, «Медвежий праздник» и т.д.

Для полного освещения содержания работы, я долгими вечерами беседовала с дедушкой Ендыревым Михаилом Андреевичем. Он поистине является представителем коренных народов севера и продолжателем рода Ендыревых, которые жили и живут в Югорской земле, а именно в Березовском районе. Он любезно поделился историей одной из старейших деревень где живут представители малочисленных народов Севера, Анеева.

От него я узнала как появилась деревня, как и чем живут люди. Из рассказов моего деда: «Есть такое сказание… начал он свой рассказ. Когда-то мимо этих мест проезжал богатый купец, захотелось ему воды попить из речки, отправил он своего слугу с золотой чашей , черпнуть воды. Слуга случайно уронил золотую чашу в речку, долго искали они эту чашу, но не смогли найти. Это было в устье Анеевки. Тогда купец сказал, чтоб построили на этом месте деревню Анья, что в переводе означает чашка. После деревня была названа Анеева. Первыми основателями деревни были Ендыревы и Руковы, со временем пришли Сайнаховы, Собянины, Ефимовы и т.д. И так, в Березовском районе, на берегу реки Северная Сосьва, появилась деревня Анеева, там проживают ханты и манси, они занимаются рыболовством и охотничьим промыслом. Сюда до войны и после отправляли в ссылку людей, и так постепенно люди обживали это место. Сейчас там живут их потомки, в том числе и мой дед. По документам переписи населения, в 1926 году в деревне проживало всего 97 человек, было 17 различных хозяйств. До 1930 года территория Анеевского Совета была в Сартынье, там находился Туземный Совет. Туземные Советы сыграли большую роль в объединении родовых племен народностей Севера. Именно с 1930 года туземное управление начали поддерживать общий процесс развития, в ходе которого по всему Северу были образованы Сельские советы.

              Анеевский Сельский совет был образован в 1932 году, тогда и была отделена эта территория от Сартыньинского национального Совета. В её состав вошли деревни Люлюкары, Игрим, Нярга, Хонгокурт, Шухтунгорт и другие поселения. Там работали 5 крупных колхозов, было много охотничьих хозяйств и рыбодобывающих артелей. Во всех деревнях были школы, где работали по 2 учителя. В населенном пункте Анеева был интернат, начальная школа, а позже запустили и восьмилетнюю школу. Письменности тогда не было, коренные жители не умели читать и писать. Но жизнь шла вперед, в деревне появилось электричество, радиоприёмники, построили клуб. По архивным документам за 1938 год на территории Анеевского сельсовета в 17 населенных пунктах проживало 1237 жителей - это манси, ханты и коми-зыряне. По словам моего деда, Анеева около 200 лет. Живут там люди, соблюдая традиционную культуру. Прививают основы традиции молодому поколению. Мы узнаем от них о самобытной культуре, о нравах и быте коренных народов севера. Дедушка занимается традиционным промыслом, перенял все это от своего отца, бабушка традиционными орнаментами, пошивкой традиционной утвари, которые всегда полезны в быту.

                Мною была отражена лишь небольшая часть  традиций и быта обских угров, осветить их мне помогали мой дедушка и моя бабушка.Я с ними долго беседовала, и мы понимали, как важно для них сохранение самобытной культуры ханты и манси…..Конечно, много хочется узнать, глубже познать историю своего народа, только, к сожалению, не всегда получается это сделать. Причиной часто является наша лень, отдаленность, бездорожье. Но, несмотря на это, мы должны всячески содействовать распространению идеи сохранения традиции и быта коренных народов севера.

          Я считаю, что  нужно привлекать к этой работе больше молодежи и, конечно же, детей. Нужно стараться всеми силами сохранить эту уникальную и неповторимую  культуру. Я надеюсь, что мы с общими усилиями сохраним эти традиции.

Сохранение традиционного образа жизни-культуры, обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Решение задачи по сохранению традиционного образа жизни-культуры, обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера возможно в результате реализации комплекса мероприятий, направленных на создание социально-бытовых условий, способствующих удовлетворению жизненно важных потребностей коренных малочисленных народов Севера.

 

Источники

1 Рассказы моего деда  Ендырева Михаила Андреевича, жителя поселка Игрим, 2018 г.

2. Алексеева Е. К. Традиционная культура народов Севера в современном сельском пространстве (на примере эвенов Якутии) // Молодой ученый. — 2011. — №7. т.2. — с. 35-37.

3. Учебник. История ХМАО с древности до наших дней.- Екатеринбург, 2000 г.

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера

Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2019