Авторы сценария:
Методическое объединение
учителей начальных классов
Варламова М.Н., Коротова В.И.,
Сидорова А.А., Ан-Чауечи Ю.Е.
МОБУ «СОШ №17» ГО «г.Якутск»
Сценарий занятия |
ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО НАРОДОВ ЯКУТИИ |
3-4 классы.
Трудимся в настоящем, и творим будущее! Мой труд вливается в труд моей республики! |
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО НАРОДОВ ЯКУТИИ»
Цель занятия: формировать осознание принадлежности к родному народу, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине и труду; привлечь внимание подрастающего поколения к истории и культуре традиционного хозяйства народов Республики Саха (Якутия), воспитывать чувство гордости и уважения к культурной самобытности народа саха.
Формирующиеся ценности: трудолюбие, история традиционного хозяйства народов Якутии, патриотизм, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства.
- проявление интереса к истории традиционного хозяйства народов Республики Саха (Якутия);
- эмоциональное осознание своей принадлежности к этносу Республики Саха (Якутия), имеющей богатую и разнообразную культуру и традиции, уникальную природу и деятельность.
- выполнение правил совместной коммуникативной деятельности.
- умение описывать особенности, деятельность и культуру народа саха;
- проявление активности в диалоге, умение аргументированно высказывать свое мнение.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа на основе воспринимаемой иллюстративной и вербальной информации; анализ воображаемых ситуаций (интерактивные задания). Занятия предполагает также оценку предложенных видеофрагментов, презентационных материалов.
– сценарий;
– методические рекомендации;
– видеоролик;
– презентационные материалы;
– интерактивные задания;
– рабочий лист
– толковый словарь
Часть 1. Мотивационная.
Занятие начинается с обсуждения о труде. Знакомство с историей традиционного хозяйства будет закреплено и расширено в последующей беседе.
Просмотр видеоматериала о традиционном хозяйстве народов Якутии и его обсуждение. С целью активизации деятельности обучающихся предлагается выполнить несколько интерактивных заданий.
Обобщение материалов занятия, подведение итогов.
Часть 1. Мотивационная.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие я хочу начать словами Ф.М. Достоевского «Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства». Давайте подумаем, что вы можете сказать по данному высказыванию? Какие мысли у вас возникли? (Ответы детей).
Труд- это основа жизни всякого человека. Каждый человек должен заниматься какой -то деятельностью.
Учитель: Как вы думаете какие виды деятельности входят в традиционное хозяйство народов Якутии?
Учитель: Давайте посмотрим видеофрагмент и узнаем, какими основными видами традиционного хозяйства занимались народы Якутии.
Часть 2. Основная.
Демонстрация видео (дикторский текст)
Традиционные формы народного хозяйства нашей республики представлены отраслями – оленеводством, скотоводством, коневодством и рыболовством.
Оленеводство – один из важнейших видов хозяйственной деятельности народов северной части Якутии. Основная продукция северного оленеводства мясо и шкуры, кроме того, северный олень используется как транспортное животное. Мясо питательное и вкусное. Шкуры ценное сырье. Из оленьих шкур шьют теплую одежду и обувь, изготавливают меховые палатки, жилища.
Оленеводам характерен кочевой образ жизни. Оленеводы вместе со стадом кочуют по труднодоступным горным и речным местам. Работники живут в палатках или чумах. В работу оленевода входит ежедневное дежурство: он должен следить и ухаживать за стадом. Животных подкармливают солью и комбикормом.
Одной из ведущих отраслей хозяйства у якутов является коневодство. Якутов называют конными людьми. Они поклоняются и почитают это животное. Ведь, лошадь с давних времен, верно служила якутам в суровых условиях этого холодного края, не только являясь для него средством передвижения, но и обеспечивая мясом, молоком и шкурами. Якутская лошадь – единственная в мире, которая круглогодично находится под открытым небом.
Лошади питание добывают себе самостоятельно. Лошадям, которых используют в качестве рабочей силы в зимний период держат в загонах подкармливая их готовым сеном. В летнее время коневоды их отводят на просторные пастбища и помогают отпугивать насекомых с помощью дымокуров.
Скотоводством якуты занимаются с XIV века. Оно стало одним из главных занятий центральных народов Якутии. Народ саха в эсктримальных условиях вывел новую породу скота. Якутская порода крупного рогатого скота отличается выносливостью, морозоустойчивостью. Порода известна высоким содежранием жира в молоке и питательным мясом.
Зимой скот содержат в коровниках «хотонах», а в летнее время их перевозят в летники, которые называются «сайылык». Чтобы обеспечивать скот сеном в зимний период, летом косят сено. Весной готовят поля – огораживают, очищают от кустарников.
Рыболовство- рыбный промысел здесь существует давно.
Якутские реки и озера — это настоящие сокровищницы, наполненные многообразием экологически чистой и полезной рыбы. Рыба традиционно занимает важное место в рационе местных жителей.
Рыбалка неводом-мунха – это способ, которым можно выловить большое количество рыбы.
Рыбалка веригой (туу). Вершу ставят возле берега озера, выбрав удобное для этого место. Особенно много рыбы попадает в вершу во время нереста.
В Якутии есть только один своеобразный способ рыбкой ловли, уникальный способ рыбного промысла якутского народа. Это ловля куюром. Куйуур плетут из конского волоса. Куйуур не забыт, возрождается и будет развиваться в будущем, как любимое занятие для отдыха, здорового образа жизни, как массовый вид спорта.
В ходе просмотра видео ребята выполняют интерактивные задания:
1 задание: Соотнесите картину с подходящей деятельностью.
2 задание: Заполните пропущенные слова в тексте, используя слова для справок.
3 задание: Опредалите верные и неверные утверждения о традиционном занятии якутского народа.
4 задание: Анаграмма: перетяните буквы в их правильные позиции, чтобы расшипровать слово или фразу.
5 задание: Составьте предложения о традиционном хозяйстве якутов.
Учитель: Какими основными видами традиционного хозяйства занимаются в нашей республике? (ответы детей).
- В чем уникальность климатических условий жизни нашего народа и повлияло ли это на виды традиционного хозяйства?
- Значит, можно ли сказать, что труд нашего народа самобытен?
- Работа со словарем, дети дают определение слова «самобытность».
Самобытность- идущий своими путями; оригинальный не похожий на других, своеобразный.
Значит, труд каждого народа самобытен, имеет свои особенности исходя из условий проживания. Трудовое наследие наших предков мы сохраняем по сей день: оленеводство, скотоводство, коневодство, рыболовство.
Учитель: Давайте подумаем, как наши предки выжили в таких суровых климатических условиях? С какими трудностями они сталкивались? (Ответы детей).
Эти трудности закаляли характер народа саха.
- В чем особенность характера нашего народа?
- Можете объяснить, что такое «чувства собственного достоинства»?
(ответы детей, обращение к словарю)
Собственное достоинство – это ощущение собственной значимости для других людей и общества в целом, а чувство собственного достоинства – ощущение значимости для самого себя.
Работа в рабочих листах.
Учитель: Ребята, сейчас проведем работу по группам. Предлагаю разделиться на группы по видам традиционного народного хозяйства и заполнить рабочий лист «Портрет народов саха по видам деятельности».
(Обсуждение в группах, заполнение листа, выступление детей)
Вывод: Действительно наш народ саха уникален тем, что очень трудолюбивые, выносливые, честные, упорные люди. Обладают хорошей способностью переносить трудности, невзгоды и голод в экстремальных климатических условиях. Мы называем себя «Дети Солнца» («Кун о5олоро»), стремясь жить в гармонии с природой и верой, глубоко чтя традиции и обычаи, почитая духов природы. Трудом многих поколений наших предков была освоена огромная территория Якутии.
2023 год - объявлен годом Труда Главой республики А.С. Николаевым, а также в наслегах Годом сельского хозяйства. Все мы от мала до велика трудимся каждый на своем месте - вы, школьники за партой, рабочие в шахтах, оленевод в бескрайней тундре, охотник в тайге. Именно трудом мы добиваемся сохранения духовно-нравственных ценностей, самобытности, развития и светлого будущего для нашего народа саха.
Часть 3. Заключительная.
Рефлексия:
Какие чувства вы испытывали сегодня на занятии?
Что было для вас наиболее интересным?
(Ответы детей).
Учитель: Ребята, составьте синквейн по теме сегодняшнего классного часа.
1-я строка – ключевое слово;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – предложение, раскрывающее суть темы;
5-я строка –ключевого слово- существительное.
Учитель: Мы пришли к выводу, что для всех людей труд является важнейшей ценностью. Каждый житель нашей республики должен сохранять и приумножать культуру, гордиться своей самобытностью. Уважать и чтить труд наших предков. Как сказал Федор Михайлович Достоевский «Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства». Сохранение своеобразной культуры, не забывать свои традиции - это и есть наш главный труд.
Дополнительные материал
Рабочие листы по видам традиционного народного хозяйства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.