Традиционное хозяйство народов Якутии
Оценка 4.8

Традиционное хозяйство народов Якутии

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
классное руководство
3 кл—4 кл
19.02.2023
Традиционное хозяйство народов Якутии
Знакомство с историей традиционного хозяйства народов Якутии. Занятия предполагает также оценку предложенных видеофрагментов, презентационных материалов.
Сценарий классного часа.docx

 


 

 

 

Авторы сценария:

Методическое объединение

учителей начальных классов

Варламова М.Н., Коротова В.И.,

 Сидорова А.А., Ан-Чауечи Ю.Е.

МОБУ «СОШ №17» ГО «г.Якутск»

 

 

 

 

 

 

Сценарий занятия

ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО НАРОДОВ ЯКУТИИ

3-4  классы.

 

Трудимся в настоящем, и творим будущее!

Мой труд вливается в труд моей республики!



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 3–4 классов по теме

«ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО НАРОДОВ ЯКУТИИ»

 

Цель занятия: формировать осознание принадлежности к родному народу, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине и труду; привлечь внимание подрастающего поколения к истории и культуре традиционного хозяйства народов Республики Саха (Якутия), воспитывать чувство гордости и уважения к культурной самобытности народа саха.

Формирующиеся ценности: трудолюбие, история традиционного хозяйства народов Якутии, патриотизм, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства.

           Планируемые результаты:

          Личностные:

- проявление интереса к истории традиционного хозяйства народов Республики Саха (Якутия);

- эмоциональное осознание своей принадлежности к этносу Республики Саха (Якутия), имеющей богатую и разнообразную культуру и традиции, уникальную природу и деятельность.

- выполнение правил совместной коммуникативной деятельности.

         Метапредметные:

-     умение описывать особенности, деятельность и культуру народа саха;

- проявление активности   в диалоге, умение аргументированно      высказывать свое мнение.

          Продолжительность занятия: 30 минут.

 

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа на основе воспринимаемой иллюстративной и вербальной информации; анализ воображаемых ситуаций (интерактивные задания). Занятия предполагает также оценку предложенных видеофрагментов, презентационных материалов.

           Комплект материалов:

   сценарий;

   методические рекомендации;

   видеоролик;

   презентационные материалы;

   интерактивные задания;

   рабочий лист

   толковый словарь

 

Структура занятия

 

Часть 1. Мотивационная.

Занятие начинается с обсуждения о труде. Знакомство с историей традиционного хозяйства будет закреплено и расширено в последующей беседе.

Часть 2. Основная.

Просмотр видеоматериала о традиционном хозяйстве народов Якутии и его обсуждение. С целью активизации деятельности обучающихся предлагается выполнить несколько интерактивных заданий.

Часть 3. Заключение.

Обобщение материалов занятия, подведение итогов.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

 Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие я хочу начать словами Ф.М. Достоевского «Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства». Давайте подумаем, что вы можете сказать по данному высказыванию? Какие мысли у вас возникли? (Ответы детей).

 Труд- это основа жизни всякого человека. Каждый человек должен заниматься какой -то деятельностью.

Учитель: Как вы думаете какие виды деятельности  входят в традиционное хозяйство народов Якутии?

Учитель: Давайте посмотрим видеофрагмент и узнаем, какими основными видами традиционного хозяйства занимались народы Якутии.

Часть 2. Основная.

Демонстрация видео (дикторский текст)

 

Традиционные формы народного хозяйства нашей республики представлены отраслями – оленеводством, скотоводством, коневодством и рыболовством.

Оленеводство – один из важнейших видов хозяйственной деятельности народов северной части Якутии. Основная продукция северного оленеводства мясо и шкуры, кроме того, северный олень используется как транспортное животное. Мясо питательное и вкусное. Шкуры ценное сырье. Из оленьих шкур шьют теплую одежду и обувь, изготавливают меховые палатки, жилища.

Оленеводам характерен кочевой образ жизни. Оленеводы вместе со стадом кочуют по труднодоступным горным и речным местам. Работники живут в палатках или чумах. В работу оленевода входит ежедневное дежурство: он должен следить и ухаживать за стадом. Животных подкармливают солью и комбикормом.

Одной из ведущих отраслей хозяйства у якутов является коневодство. Якутов называют конными людьми. Они поклоняются и почитают это животное. Ведь, лошадь с давних времен, верно служила якутам в суровых условиях этого холодного края, не только являясь для него средством передвижения, но и обеспечивая мясом, молоком и шкурами. Якутская лошадь – единственная в мире, которая круглогодично находится под открытым небом.

Лошади питание добывают себе самостоятельно. Лошадям, которых используют в качестве рабочей силы в зимний период держат в загонах подкармливая их готовым сеном.  В летнее время коневоды их отводят на просторные пастбища и помогают отпугивать насекомых с помощью дымокуров.

Скотоводством якуты занимаются с  XIV века. Оно стало одним из главных занятий центральных народов Якутии. Народ саха в эсктримальных условиях вывел новую породу скота. Якутская порода крупного рогатого скота отличается выносливостью, морозоустойчивостью. Порода известна высоким содежранием жира в молоке и питательным мясом.

Зимой скот содержат в коровниках «хотонах», а в летнее время их перевозят в летники, которые называются «сайылык». Чтобы обеспечивать скот сеном в зимний период, летом косят сено. Весной готовят поля – огораживают, очищают от кустарников.

Рыболовство- рыбный промысел здесь существует давно.

Якутские реки и озера — это настоящие сокровищницы, наполненные многообразием экологически чистой и полезной рыбы. Рыба традиционно занимает важное место в рационе местных жителей.

Рыбалка неводом-мунха – это  способ, которым можно выловить большое количество рыбы.

Рыбалка веригой (туу). Вершу ставят возле берега озера, выбрав удобное для этого место. Особенно много рыбы попадает в вершу во время нереста. 

В Якутии есть только один своеобразный способ рыбкой ловли, уникальный способ рыбного промысла якутского народа. Это ловля куюром. Куйуур плетут из конского волоса. Куйуур не забыт, возрождается и будет развиваться в будущем, как любимое занятие для отдыха, здорового образа жизни, как массовый вид спорта.

 

              В ходе просмотра видео ребята выполняют интерактивные задания:

1 задание: Соотнесите картину с подходящей деятельностью.

2 задание: Заполните пропущенные слова в тексте, используя слова для справок.

3 задание: Опредалите верные и неверные утверждения о традиционном занятии якутского народа.

4 задание: Анаграмма: перетяните буквы в их правильные позиции, чтобы расшипровать слово или фразу.

5 задание: Составьте предложения о традиционном хозяйстве якутов.

 

 

Учитель: Какими основными видами традиционного хозяйства занимаются в нашей республике? (ответы детей).

- В чем уникальность климатических условий жизни нашего народа и повлияло ли это на виды традиционного хозяйства?

- Значит, можно ли сказать, что труд нашего народа самобытен?

- Работа со словарем, дети дают определение слова «самобытность».

Самобытность- идущий своими путями; оригинальный не похожий на других, своеобразный.

Значит, труд каждого народа самобытен, имеет свои особенности исходя из условий проживания. Трудовое наследие наших предков мы сохраняем по сей день: оленеводство, скотоводство, коневодство, рыболовство.

Учитель: Давайте подумаем, как наши предки выжили в таких суровых климатических условиях? С какими трудностями они сталкивались? (Ответы детей).

 

 

Эти трудности закаляли характер народа саха.

- В чем особенность характера нашего народа?

- Можете объяснить, что такое «чувства собственного достоинства»?

(ответы детей, обращение к словарю)

Собственное достоинство – это ощущение собственной значимости для других людей и общества в целом, а чувство собственного достоинства – ощущение значимости для самого себя.

 

Работа в рабочих листах.

Учитель: Ребята, сейчас проведем работу по группам. Предлагаю разделиться на группы по видам традиционного народного хозяйства и заполнить рабочий лист «Портрет народов саха по видам деятельности».

(Обсуждение в группах, заполнение листа, выступление детей)

 

Вывод: Действительно наш народ саха уникален тем, что очень трудолюбивые, выносливые, честные, упорные люди. Обладают хорошей способностью переносить трудности, невзгоды и голод в экстремальных климатических условиях. Мы называем себя «Дети Солнца» («Кун о5олоро»), стремясь жить в гармонии с природой и верой, глубоко чтя традиции и обычаи, почитая духов природы. Трудом многих поколений наших предков была освоена огромная территория Якутии.

2023 год - объявлен годом Труда Главой республики А.С. Николаевым, а также в наслегах Годом сельского хозяйства. Все мы от мала до велика трудимся каждый на своем месте - вы, школьники за партой, рабочие в шахтах, оленевод в бескрайней тундре, охотник в тайге. Именно трудом мы добиваемся сохранения духовно-нравственных ценностей, самобытности, развития и светлого будущего для нашего народа саха.

 

 

Часть 3. Заключительная.

 

Рефлексия:

Какие чувства вы испытывали сегодня на занятии?

Что было для вас наиболее интересным?

(Ответы детей).

Учитель: Ребята, составьте синквейн по теме сегодняшнего классного часа.

1-я строка – ключевое слово;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола;

4-я строка – предложение, раскрывающее суть темы;

5-я строка –ключевого слово- существительное.

 

Учитель: Мы пришли к выводу, что для всех людей труд является важнейшей ценностью. Каждый житель нашей республики должен сохранять и приумножать культуру, гордиться своей самобытностью. Уважать и чтить труд наших предков.  Как сказал Федор Михайлович Достоевский «Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства». Сохранение своеобразной культуры, не забывать свои традиции - это и есть наш главный труд.

Дополнительные материал

Федор Михайлович Достоевский «Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства».

 

 

 

 

 

«Труд»
 
«традиционное хозяйство»
 
«самобытность»
 
«чувство собственного достоинства»
 

 

 

 

 

 

 


Рабочие листы по видам традиционного народного хозяйства.

 

          

 

 

      



 

Авторы сценария: Методическое объединение учителей начальных классов

Авторы сценария: Методическое объединение учителей начальных классов

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 3–4 классов по теме «ТРАДИЦИОННОЕ

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 3–4 классов по теме «ТРАДИЦИОННОЕ

Структура занятия Часть 1

Структура занятия Часть 1

Традиционные формы народного хозяйства нашей республики представлены отраслями – оленеводством, скотоводством, коневодством и рыболовством

Традиционные формы народного хозяйства нашей республики представлены отраслями – оленеводством, скотоводством, коневодством и рыболовством

Заполните пропущенные слова в тексте, используя слова для справок

Заполните пропущенные слова в тексте, используя слова для справок

Именно трудом мы добиваемся сохранения духовно-нравственных ценностей, самобытности, развития и светлого будущего для нашего народа саха

Именно трудом мы добиваемся сохранения духовно-нравственных ценностей, самобытности, развития и светлого будущего для нашего народа саха

Рабочие листы по видам традиционного народного хозяйства

Рабочие листы по видам традиционного народного хозяйства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2023