Традиционные и нетрадиционные методы работы с детьми с нарушением речи

  • docx
  • 10.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Традиционные и нетрадиционные приемы в работе с детьми с речевыми нарушениями.docx

Традиционные и нетрадиционные приемы в работе с детьми с речевыми нарушениями

 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев …  чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

 

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями.

 Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, алалией, дизартрией, заиканием и т.д.

 

Задача педагогов, как логопедов, так и дефектологов, - на занятиях подобрать такие формы и методы обучения детей с речевыми нарушениями, которые целенаправленно будут стимулировать двигательную и речевую активность детей, влиять на коррекцию речевого развития, развивать активный словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике и логопедической практике получили широкое распространение и такие нетрадиционные методы, как

  • Логопедический массаж
  • Массаж языка
  • Су-Джок – японская технология пальцевого массажа
  • Самомассаж, растирания подушечек пальцев,   ладонных поверхностей каменными стеклянными шариками, массаж грецкими орехами, шишками, корой и др. природным материалом
  • Фитотерапия – воздействие с помощью лекарственных растений
  • Ароматерапия – воздействие с помощью ароматов
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека
  • Литотерапия – терапевтическое воздействие камней
  • Имаготерапия – театрализация
  • Куклотерапия
  • Сказкотерапия
  • Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка
  • Крупотерапия – игры с крупой
  • Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции нарушений речи у детей все больше места занимают специальные техники, куда входят такие   направления как: логопедические сказки, работа с природным материалом (вода, песок, камешки), работа с разными куклами работа с графическими схемами, как прием мнемотехники, многофункциональное использование дидактических пособий (например, кубики), как творческой деятельности. А также использование разнообразных игр для улучшения эмоционального настроения ребенка на занятии.

Менее часто используемый прием в логопедической работе – это использование воды. Вода известнейшее средство для снятия напряжения и усталости. Дети очень любят возиться в воде. Этот прием как своеобразную хитрость можно использовать в коррекционной работе. Всем известна игра  «Буря в стакане» на развитие силы дыхания, когда в прозрачный стакан с водой кладется соломинка для коктейлей и ребенку предлагается подуть в соломинку, вызывая всплески и пузыри. Но можно также использовать воду для работы по автоматизации поставленных звуков, или обучению ребенка грамоте. В емкость с теплой водой (лучше всего пластмассовый тазик) кладутся буквы азбуки, ребенку предлагается вытащить (названную букву или) символ звука. 

        Так же в коррекционной работе можно использовать и другие природные материалы, например камешки и шишки. Своеобразный «пальчиковый бассейн» можно сделать очень просто: взять любую коробку, в нее набрать мелкие разноцветные камушки или шишки. «Купая» пальчики в таких «Бассейнах» ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук,

Одно из направлений в коррекционно-развивающей работе это работа с графическими таблицами или  мнемотехника.

 Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем - моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов.

Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (вниманию, памяти, мышления, воображения).

Одним из слагаемых эффективной коррекционно-развивающей работы логопеда является активное участие в процессе его юных подопечных — малышей с нарушениями речевой функции. Добиться такой включенности, заинтересованности при помощи традиционных методов удается далеко не всегда. Поэтому важно искать новые подходы, комбинировать привычные средства и приемы с нестандартными — инновационными для логопедии, развивать новые направления. 

 Когда у специалиста есть в распоряжении широкий спектр методик и технологий, ему значительно проще выбрать наиболее подходящие в каждой конкретной ситуации инструменты, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, что позволит добиться максимально возможных результатов.