В данном материале представлены с пояснением и примерами основные традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности учащихся в образовательном процессе дополнительного образования. Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования при планировании и составлении конспектов открытых занятий, а также методистам отделения дополнительного образования детей..Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности учащихся в образовательном процессе дополнительного образования
Классификация методов обучения на деятельностной основе
С точки зрения принципа саморазвития методы обучения
характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на
Разнообразию содержания и методов обучения
продуктивные.
дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных
форм учебного процесса.
С точки зрения принципа саморазвития формы обучения
характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на
индивидуальные и групповые (в том числе разновозрастные). Широко
используются методы и организационные формы, основанные на общении,
диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.
Основные группы
методов
Мотивация и
стимулирование
Подгруппы методов
Отдельные методы
Формирование интереса к
занятиям
Формирование долга и
ответственности
Познавательные игры,
дискуссии, методы
эмоционального
стимулирования,
творческие задания;
предъявления
диагностических целей,
поощрения, порицания
Организация и
осуществление учебно
познавательной
деятельности
Перцептивные (передача и
восприятие информации)
Логические (организация и
осуществление мыслительных
операций)
Гностические (по характеру
познавательной деятельности)
Самоуправление учебно
познавательной деятельностью
Словесные, наглядные,
аудиовизуальные,
практическиеИндуктивные, дедуктивные,
анализ, обобщение,
систематизация и др.
Информационнорецептивные,
инструктивнопродуктивные,
проблемные, поисковые
Работа под руководством
педагога, дозированная
помощь, самостоятельная
работа
Контроль и коррекция Экспертный контроль и
Устный, письменный
коррекция
Взаимный контроль и
коррекция
Самостоятельный контроль и
коррекция