Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
«Традиционный русский пряник».
(ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
4-ый класс
Учитель изобразительного искусства: М.В.Киселева
Цели занятия:
Образовательная:
ü Познакомить учащихся с новым видом народного творчества – пряничным производством;
ü Познакомить с традициями и обычаями предков;
ü Формировать умения создавать эскизы русского пряника.
ü Научить украшать силуэт пряника, используя элементы орнаментальной росписи: линии, точки, кружочки, завитки.
Развивающая:
ü Совершенствовать навыки работы с карандашом, линнером, гелевой ручкой;
ü Развивать творческое воображение учащихся, фантазию, творческого потенциала;
ü Развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;
ü Развитие умений применять свои знания для решения поставленной задачи.
Воспитательная:
ü Воспитывать эстетический вкус;
ü Воспитывать интерес к декоративной работе;
ü Воспитание информационной культуры учащихся;
ü Воспитывать уважительное отношение к товарищам, бережное отношение к материалам, технике.
Планируемые результаты обучения:
Научатся:
Предметные:
ü проявлять интерес к художественным традициям своего народа;
ü приобретут практические умения и навыки в изобразительной деятельности.
Метапредметные:
ü видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
ü проявлять желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
ü активно использовать язык изобразительного искусства.
Регулятивные:
ü контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями;
ü адекватно воспринимать информацию учителя и товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовой работе.
Личностные:
ü эмоционально воспринимать изделия декоративно- прикладного искусства;
ü применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.
Оборудование:
1. Видеоролик о русских пряниках.
2. Презентация по теме.
3. Иллюстрации, фотографии пряничных изделий.
4. Мультимедийные технологии.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Сообщение темы и целей занятия.
Звучит русская народная мелодия. Звучит музыка Ляли Рублевой – Русские пряники.
Учитель:
-Как вы думаете, почему мы начали урок с видеоролика про пряники?
- Правильно, тема нашего урока « Традиционный Русский пряник».
1.Сообщение темы урока (слайд 1)
Загадка про пряники:
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце.
Ответ:Пряники
Сегодня мы узнаем о пряничном производстве, о видах пряников и научимся выполнять эскиз русского пряника.
(Слайд 2)
Пря́ник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, изюм, фруктовое или ягодное повидло, пряности. На вид пряник — пластина фигурной, прямоугольной или овальной формы, на верхней части которой выдавлен рисунок.
2. А дальше мы погрузимся в историю русского пряника…
(Слайд 3)
История. Первое письменное упоминание о приправленных специями медовых лепёшках — около 350 г. до н. э. Уже древние египтяне знали о них. Римляне знали «panusmellitus»: намазанные мёдом лепешки, которые с мёдом же и выпекались. Медовые лепёшки впервые в истории известны под названием «Лебкухен» (сегодня это немецкие рождественские пряники), которые в известной нам сегодня форме первоначально были изобретены в Бельгии в городе Динан.
(Слайд 4)
Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились ещё около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причём мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезённые из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил своё название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам.
(Слайд 5)
Издревле славилась пряниками Русь. Первый пряник был круглый и представлял собой смесь ржаной муки с ягодным соком. С 18 века пекли медовый хлеб – так именовались пряники до 11-12 столетия.
(Слайд 6)
Пряники подавали к царскому столу, пекли их и в крестьянских семьях. Пряники, которые дарили знати в «почесть», пеклись по особому заказу и весили до нескольких пудов (в одном пуде 16,3 кг). Такой пряник доставляли на санях. В 17-19 веках в разных областях России печение пряников становится промыслом. Особенно славились пряники московские, архангельские, вологодские, вязьменские, городецкие, тульские, тверские – печатные, лепные, вырезные.
(Слайд 7)
Пряники делали для подарков и именин, для свадебного обряда, для праздничных трапез, для украшения новогодних елок, для раздачи нищим. На некоторых пряниках оттискивались буквы алфавита, с их помощью дети могли учиться читать.
(Слайд 8)
Пряники было принято дарить, в Прощеное Воскресенье, которое приходилось на последний день Масленицы перед началом Великого поста. Визиты сопровождались подношением очень больших пряников, весивших от двух до пяти килограммов.
(Слайд 9)
По способу приготовления пряники делят на три вида: печатные, вырезные и лепные.
(Слайд 10)
Печатный — самый распространённый, изготавливался с помощью пряничной доски. В старину мастеров изготовителей пряничных досок называли «знаменщиками». Любимым материалом «знаменщиков» была липа, но всё-таки пряничные доски чаще всего резали из нижнего ствола тридцатилетних берёз и груш. Доски вырезали толщиной около 5 см, потом сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени. Края досок смазывали смолой или воском. На готовую доску художник-резчик наносил рисунок.
(Слайд 15)
Одной из разновидностей печатных пряников являются так называемые «разгонные» пряники или «разгони». Под конец трапезы хозяин вручал такие пряники особо засидевшимся гостям, намекая, что пора и расходиться.
(Слайд 15)Вырезанные пряники делались при помощи металлических форм, которыми вырезали фигурки, из темного медового теста, и обильно украшали затейливыми узорами из белого и розового сахара и даже специальной позолоты. Первоначально роспись глазурью выполняли палочкой; современные мастерицы заменили ее на рожок из пергамента. Большие пряники вырезали ножом.
(Слайд 25)
Лепить пряники — самый древний
способ; особенно распространён был на Севере.
(Слайд 26)
Особой региональной разновидностью русских пряников являются козули. Такие пряники очень популярны в Архангельской области и считаются одним из символов Поморья. Лепные пряники были распространены более всего на Севере в Архангельской области. Их делали без помощи форм, лепили руками, иногда даже не из теста, а из простого хлеба. Из рук безвестных крестьянских скульпторов появлялись лошадки, птички, олени. Все эти фигурки назывались одним именем – козули. В старину говорили: «Без козули и праздник не праздник». Обычно козули пеклись на святки в канун наступления нового земледельческого года. Козулями также называют вырезные пряники.
(Слайд 27)
По способу изготовления козули, по крайней мере современные, можно отнести к
вырезным пряникам. Рецепты теста для козуль разнообразны и зачастую хранятся в
семьях десятилетиями. Характерным компонентом такого теста является
«жжёнка» — карамелизованный до янтарно-коричневого цвета сахарный сироп.
Почти всегда козули богато декорированы — расписаны взбитой белковой
массой с добавлением разных красителей.
(Слайд 28)
Пряники стали символом Нового года и Рождества. Их выставляли в окна в праздники, ими щедро одаривали колядующих, особенно детей. В сюжетах городских пряников смешались мотивы языческой мифологии и картинки русской жизни.
(Слайд 29)
Пословицы и поговорки:
•«И пряником не заманишь»
•«Ломается как дешевый пряник»
•«Без работы пряников не купишь»
•«Кнутом и пряником»
•«Брицкий и пряник»
•«Как пряник в ухе»
•«Веселый пряник и под мышкой пролезет»
•«Купи себе пряник»
-А, сейчас ребята, я попрошу вас представить себя народными мастерами- пряничниками и выполнить свой эскиз русского пряника.
III. Практическая работа
Звучат русские народные мелодии и учащиеся выполняют эскиз русского пряника.Лепка русского пряника из соленого теста. Самостоятельная работа учащихся. В процессе работы учитель оказывает индивидуальную помощь.
Материал для практической работы:
макеты пряников для выполнения эскиза, украшения, гуашь.
IV. Заключительная часть урока
Экспресс- просмотр выполненных работ.
Давайте посмотрим ваши работы.
В библиотеке устроим выставку.
Вопросы для обсуждения:
-Какая работа вам нравится?
-Чем она вам нравится?
-Какой пряник вы считаете самым нарядным?
Учитель предлагает закончить предложения:
-На занятии приобрел знания… -Теперь я могу… -Я научился…
Учитель:Итак, наше занятие подходит к заключению, я вас всех благодарю. До новой встречи.
Работы учащихся…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.