Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я.
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В
основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что
каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою
жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность.
Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это
единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость
оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека,
которые обусловливают характер общения между людьми: родительское,
взрослое, детское.
Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на заботливое
родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я.
Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду
успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные,
проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности
простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с
большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на
размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
составляющую информации,
Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает
логическую
решения
преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое
Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных,
однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих
свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и
ответственного принятия решений.
принимает
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному
принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства.
Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум
другим составляющими личности.
Оно "отвечает" за творчество,
оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых",
необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности
впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не
чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не
способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого
человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные
реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я
(приспосабливающийся,
виноватый,
прислуживающийся,
колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.
боязливый,
С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога,
начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика,
подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодого
специалиста, артиста - любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие,
однако при условии плохого воспитания личность может деформироватьсятак, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает
нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания
Инстанция Я
Типичные способы поведения, высказывания
ТАБЛИЦА 1
ь Заботливый
родитель
л
е
т
и
д
о
Р
Критический
родитель
Взрослый
к
о
н
е
б
е
Р
Спонтанный
ребенок
Приспосабли
вающийся
ребенок
Бунтующий
ребенок
Утешает, исправляет, помогает
"Это мы сделаем"
"Не бойся"
"Мы все тебе поможем"
Грозит, критикует, приказывает
"Опять ты опаздал на работу?"
"У каждого на столе должен быть график!"
Собирает и дает информацию, оценивет вероятность,
принимает решения
"Который час?"
"У кого же может быть это письмо?"
"Эту проблему мы решим в группе"
Естественное,
поведение
"Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе"
"Вы это сделали просто замечательно!"
Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам,
уступчивое поведение
"Я бы с радостью, но у нас будут неприятности"
Протестующее, бросающее вызов поведение
"Я это делать не буду!"
"Вы этого сделат не сможете"
эгоцентричное
имульсивное,
хитрое,
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие
этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения
связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех
ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по
Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять"
подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-
состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения
трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично
представлены все три состояния Я.
Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можно
воспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания в
баллах от 0 до 10).
Тест "трансактный анализ общения"
Высказывание
Мне порой не хватает выдержки
Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять
Родители, как более зрелые люди, должны устраивать
семейную жизнь своих детей
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях
Меня провести нелегко
¹
1
2
3
4
5
ТАБЛИЦА 2
Личная
оценка
высказывани
я
3
8
3
2
5¹
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Высказывание
Мне бы понравилось быть воспитателем
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому
Думаю, что я правильно понимаю все происходящие
события
Каждый должен выполнять свой долг
Нередко я поступаю не как надо, а как хочется
Принимая решение, я стараюсь продумать его
последствия
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему
следует жить
Я, как и многие люди, бываю обидчив
Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о
себе
Дети должны безусловно следовать указаниям
родителей
Я – увлекающийся человек
Мой основной критерий оценки человека –
объективность
Мои взгляды непоколебимы
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не
хочу уступать
Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны
Люди должны соблюдать все правила независимо от
обстоятельств
Личная
оценка
высказывани
я
2
3
6
8
4
9
8
6
6
8
4
7
6
0
9
1
Я-состояние
"Дитя"
"Взрослый"
"Родитель"
Д
В
Р
Калькуляция теста
Суммируемые строки
1, 4, 7, 10, 13, 16, 19
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21
ТАБЛИЦА 3
Сумма баллов
22
50
48
Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса,
получаем формулу ВРД.
Это свидетельствует о развитом чувстве ответственности,
самообладании, способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить
(доминирующее положение В-составляющей).
Достаточно высока доля Р-составляющей: с одной стороны – это
способность учить, направлять, оценивать, осуждать и опекать; с другой
стороны – чрезмерная категоричность и самоуверенность (учитывая, что эти
качества находятся под контролем В-составляющей – это вполне приемлемо
для делового общения; однако, в отношении с более близкими людьми это,
хотя и редко, сводится к "упрямству").
Удивительно мала доля Д-составляющей. Безусловно, сказывается
деловая (!) направленность теста, учитывающая окончательное принятие
решений и не принимающая во внимание такие стороны личности как
первоначальное восприятие, характер воображения, склонность к каким-либо
играм, различные капризы и другие черты, позволяющие увидеть во Взрослом
Ребенка.В целом, результаты теста вполне удовлетворительны и соответствуют
моему самовосприятию.