"Травяное ткачество"
Оценка 4.6

"Травяное ткачество"

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
технология
5 кл
24.05.2017
"Травяное ткачество"
Ткачество очень интересный и творческий процесс. Но как сделать так, чтобы процесс изучения производства ткани в 5 классе стал интересным для учащихся. Для этого можно дать возможность учащимся стать создателем прекрасных полотен из природного материала. Поэтому учителям технологии необходимо освоить удивительный вид рукоделия "Травяное ткачество".мастер класс для учетелей технологии по травяному ткачеству
травяное ткачество.docx
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 577 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ АВТОНОМНОЕ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА    Городской мастер­класс                  «ТРАВЯНОЕ ТКАЧЕСТВО»                   Проводит Учитель технологии Воронова Н.В.  План мероприятия: 1. Ареал распространения ткачества на бердо. 2. Необходимые инструменты и материалы. 3. Необходимые инструменты и материалы. 4. Травяное ткачество 5. Технология изготовления травяного ковра 6. Оформление готового полотна 7. Анализ выполненных работ                                               Дата проведения: 20.10.2015 Время проведения: 16:00­17:30 Ареал распространения ткачества на бердо. Бердо, бердышко – древнее и повсеместно распространенное  приспособление для ручного ткачества. Этим старинным народным  способом можно ткать пояса, ленты, тесьму, дорожки, полотна,  элементы одежды. А если вместо утка использовать целебные травы, корни, мох и другие дары природы, можно соткать циновки,  коврики, гобелены. Самое раннее изображение бердо выявлено в манускрипте начала  14­го века. Оно так же использовалось в эпоху раннего  средневековья в Скандинавии. Скандинавы вырезали их из кости и  оленьего рога. В течение многих столетий французы и испанцы  использовали гребни для создания бердечек. Способ тканья на бердо был распространен по всему Псковскому  округу, в Смоленщине, Могилевщине, на Севере у пермяков, в  Сибири у остяков, известен во всей Средней и Северной Европе в  средние века, а так же в Америке, куда, Как предполагают, он был  завезен европейцами после завоевания Америки. Пермяками и  остяками он, возможно, был заимствован у русских. Необходимые инструменты и материалы. Для того, чтобы ткать на бердо, вам необходимо прежде всего  бердо. Оно представляет собой тонкую  (3­4 см) деревянную  пластину размером в среднем около 13—14 см в высоту и 24—26 см в ширину, поделенную щелеобразными прорезями шириной 1.5 –2  мм на тростины. Посреди каждой их них имеется круглое отверстие  диаметром 1.5­2 мм. Дополнительными инструментами для ткачества да бердышке  являются челнок, ножницы, деревянный нож для подбивания  уточной нити, пояс, к которому вы привяжете нити и  соответственно нитки. Рис.1 Бердо Рис.2 Челнок                                 Травяное ткачество Традиционно травы и растения собирались в определенные дни года, когда   они   набирали   свою   наибольшую   целебную   силу   и использовались весь год, как обереги, ими украшались оклады икон, варились настои для лечения, отвары, чаи. Так же из трав ткали травяные ковры. Сейчас эти знания частично утрачены. Необходимо сохранять эти древние знания. Помимо  художественного, эстетического значения, травяной ковер, гобелен  должен нести и свое целебное значение. Например, если мы соткали  коврик для ног в баню из ивовой коры, то он будет полезен при  потливости ног, при кожных заболеваниях, снимет воспалительные  процессы, а красивый коврик из полыни на кухне возбуждает  аппетит и улучшает пищеварение. Хорош будет этот коврик и в  спальне, так как рекомендуется при бессоннице. Травяное  полотенце из пижмы как компресс поможет в бане при болях в  суставах, а приложенный к голове, снимет головную боль, поможет  избавиться от перхоти. Использование крапивы в полотнах имеет  обережное значение, повышает жизненный тонус.  Плетение из сухих трав можно отнести к категории малозатратных  старинных  ремесел, на которые вернулась мода вместе с желанием  жить в согласии с окружающим миром. Мастера­практики часто  советуют именно с него начинать путь в мир плетения и на тонких  травяных стебельках отрабатывать основные приемы техники, ведь  работа с сухими травами не требует от мастера больших  физических усилий, что позволяет заниматься этим видом ремесла с детства до глубокой старости. Сегодня от занятия этим довольно простым и легким ремеслом  многих сдерживает отсутствие материала для работы. Традиционно  считается, что плести можно только из стеблей культурных злаков.  Действительно, в те далекие времена, когда пшеничные и ржаные колосья убирали с помощью серпов вручную, было слишком много  соломы от этих культурных растений, под работу с которой и  "подстроилась" техника плетения. Именно этим и объясняется  обилие красивых работ из  стеблей культурных злаков , которые  были выполнены в прошлые века. Сегодня многое поменялось и  ржаное, и пшеничное поле перестало быть источником материала  для плетения по двум причинам: 1. Зерновые культуры убираются с помощью комбайнов, которые не  заботятся о том, чтобы сохранить хрупкие стебли ровными. 2. Современные сорта злаков стали намного короче. Связано это со  стемлением земледельцев избежать полегания колосьев перед  уборкой урожая, поэтому в росте многие культуры убавили больше,  чем наполовину. Это коснулось не только пшеницы, овса или ржи, из которых традиционно выполняли работы европейские мастера. В  Азии практически полная замена рисовой соломки ее синтетической имитацией связана с этой же причиной. Сегодня старинные сорта злаков выращивают на небольших  площадях специально для плетения и срезают вручную на различных стадиях зрелости вручную под заказ того или иного мастера.  Ценится такая соломка недешево и ее стоит все же считать  материалом для работы уже зрелого мастера. Начинающим лучше обратить свое внимание на дикое степное поле,  способное стать источником материала для плетения. Для работы  подойдет зубровка, белая полевица, ежа сборная, бор развесистый,  мятлик луговой, овсяница, костер, тимофеевка и другие похожие на них дикорастущие злаки. Даже ненавидимый многими дачниками  пырей подойдет для работы. Научиться  находить их довольно просто, нужно только внимательно  присмотреться и увидеть  растения. Стебли растений срезают большим ножом под корень. Мастера  связывают ее сразу в снопы, но и этому приему нужно учиться и  стоит это сделать только тем, кого плетение из сухих трав  действительно увлечет, а на первых порах подойдут и небольшие пучки, благо материала для первых работ потребуется совсем  немного. Собранную траву нужно сушить под навесом и после превращения  ее в солому разделить на две части. Первую так и оставить, а вторую обработать следующим образом: срезать с каждой соломины колос  или метёлку, удалить покровные листья, разрезать на отдельные  коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют в зависимости от длины и толщины и для придания им более насыщенного  золотистого оттенка выдерживают 2­3 дня под летними солнечными  лучами. Солому можно обесцветить и придать ей затем яркий цвет с помощью анилиновых красителей  Еще немного теории или более подробно об узлах и коленцах: Стебель любого дикорастущего или культурного злака разделен на  несколько частей узлами. Каждая такая часть называется коленцем  или по­научному междоузлием. Самое длинное и тонкое коленце  расположено обычно сверху и завершается колосом или метёлкой, а самое короткое и толстое ­ у корня. Верхнее коленце используется  практически для любых работ, то, что ниже ­ в зависимости от  прочности и толщины стенок соломины. Расположенные у самого  корня коленца гораздо толще и короче верхних, у них жесткие  стенки, поэтому в плетении из сухих трав они используются как  каркасные стойки или для изготовления народных игрушек или  украшений (бирюльки, подвески, пищалки). Технология изготовления травяного ковра 1. Укрепление верха изделия Чтобы в дальнейшем можно было повесить наше изделие на стенку,  нам необходим жесткий верх, для этого используем деревянную  палочку(см. рис.3). Рис.3 2. Заправка бердо Начинаем заправлять бердо. Желательно заправку начинать с  середины, чтобы нитки равномерно расходились в разные стороны и  при ткачестве бердо не перевешивалось на бок. Особенно это  ощутимо при длинном бердо с множеством зубьев (от 60 зубьев и  выше).   Заправим все нитки. Рекомендую заправлять очень внимательно,  чтобы не пропустить зуб или отверстие и не засунуть случайно в  один зуб две нитки, иначе придется перезаправлять. Хорошо, когда  это случается под конец, а если где­то в середине и когда очень  много ниток ­ времени затрачивается достаточно. Теперь подравниваем длину ниток, чтобы все они примерно  находились на одном уровне, подправляем, если они спутались  между собой.  Далее связываем их все вместе в узел. Так же  рекомендую проверить, все ли нитки были завязаны в пучок, не  вылезла ли хоть одна. Лучше сразу исправить это и перезавязать  пучок.   При помощи бердо и рук начинаем распутывать нитки. Перед   началом   работы   в   пространство   между   нитками   (зев) продеваем   рабочий   пояс   и   обвязываем   его   вокруг   себя.   Можно начинать!          3. Ткачество Бердо опускаем вниз. Благодаря бердо между нитями образуется  зев, куда необходимо уложить первую часть травяного материала  (рис.4). Затем необходимо уплотнить травяной материал с помощью  деревянной линейки. Далее меняем положение бердо, поднимаем  его вверх. Меняем зев – берем бердо за рамку и приподнимаем  вверх, так, чтобы нитки в щелях ушли вниз, а сверху были нитки в  дырочках. Опять   образуется   зев,   куда   необходимо   уложить   вторую   часть травяного материала. Рис.4 Получается травяное полотно. После изготовления  необходимой длины полотно закрепляют деревянной палочкой, как  в начале тканья. Для этого вместо последнего травяного материала  берут палочку. Нити по две отрезают и фиксируют вокруг палочки.  Процесс повторяют со всеми нитями. Гобелен, сотканный из нескольких видов целебных трав (зверобой,  тысячелистник, донник лекарственный, мята перечная, полынь и др.) содержит эфирные масла, которые выделяют как живые, так и сухие растения. Эфирные масла, попадая в организм через дыхательные  пути, излечивают и очищают внутренние органы от вредных  микробов. Они оказывают на организм или тонизирующее или  успокоительное воздействие. Практически все эфирные масла  бактерицидны, они прекрасные антисептики, благотворно влияют на нервную систему и являются противовоспалительными средствами. Бердышко позволяет весь природный материал крепко сплести,  соткать нитями. Такие изделия очень прочны, имеют большой срок  хранения (несколько лет). Если на гобелен не падает прямой  солнечный свет, он прекрасно сохраняет свои цвета , не осыпается.  Если сбрызнуть изделие из пульверизатора водой, усиливается его  природный аромат, что особенно приятно зимой и ранней весной.  Хорошо будет чувствовать себя такой гобелен в ванной комнате, в  бане, в сауне, там, где присутствует влажный воздух. Гобелены из  природных материалов оригинальны на внешний вид, и с пользой  могут использоваться в интерьере квартиры, дома, дачи. Удобен при переноске (сворачивается рулоном). Оформление готового полотна Готовое изделие можно дополнить различными элементами: ракушками, шишками, цветами, русскими традиционными  куклами и т.д.  Если коврик используется как лечебный, то его нельзя ничем  покрывать. Если же ковер несет только эстетическую функцию, то  его можно покрыть лаком для волос сильной фиксации. Ткачество без бердо 1. На каркас (в нашем случае это картонная крышка) наматываем  основу – шнур, бечёвку, толстую нить. Первый моток нужно  закрепить узелком, а потом обмотать весь каркас бечёвкой так,  чтобы нить ложилась в надрезанные отверстия и не съезжала. Конец  нитки так же закрепляем узелком. 2. Когда основа натянута, начинаем вплетать между нитями основы,  заранее приготовленные травы, чередуя их по своему вкусу с  нитями­заготовками из бисера, нитями с бусинами, тесьмой,  веточками и другим материалом, который мы заготовили. Способ  переплетения лучше выбирать самый простой, чередуя нити через  одну, чтобы после высыхания травы лучше держались в основе  коврика.  Вплетая травинку, нужно держаться за нижнюю часть стебля,  поочередно переплетая стеблем «струны» основы. Направление  плетения надо менять, вплетая траву поочередно ­ то справа, то  слева, так, чтобы цветок оставался то с одной, то с другой стороны  коврика, для равномерной кромки. После каждой вплетенной  травинки нужно аккуратно прижать плетение, чтобы коврик был как можно более плотным, поскольку, когда травы высохнут, плетение  станет более редким. 3. Когда все элементы коврика вплетены, переворачиваем каркас  обратной стороной, посередине разрезаем нити основы и  освобождаем коврик от каркаса. 4. Обрезанные концы нитей основы попарно связываем между  собой узелками для закрепления работы. Концы можно оставить  длинными и еще несколько раз попарно связать между собой, а  можно просто обрезать.

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"

"Травяное ткачество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2017