Требования к связной речи
и ее лексико-грамматическому оформлению
Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.
Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), т. к. при употреблении длинных, да к тому же сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.
Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т. д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, т. е. то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие,
наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия.
Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего правильным и точным использованием слов. Необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей.
В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, устаревших слов и жаргонизмов. Чем богаче и разнообразнее словарь педагога, тем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.
В качестве недостатков словаря педагогов можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами или словами-паразитами (ну, вот, так сказать, значит и др.), в общении детьми – подлаживание под речь малышей. Нужно постоянно вводить новые слова, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.
В целом рассказ педагога должен быть красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.
Кроме того, речь педагога должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.
Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.
4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.
7. Не допускать в разговоре повышенного тона, грубых выражений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.