ТОБГОУ «Центр лечебной педагогики и
дифференцированного обучения»
Основные методические
требования к уроку
в
специальном (коррекционном) ОУ VIII вида
Выполнила:
Пронина Людмила Валентиновна
Тамбов 2016 г.
План работы
1. Введение
2. Урок – одна из
форм организации учебного процесса
·
Коррекционно–развивающая
цель урока
·
Воспитывающая
цель урока
3. Основные
дидактические требования к уроку в школе VIII вида
4. Общедидактические
требования
5. Специальные
требования к уроку в школе VIII вида
6. Оптимальные
условия для организации деятельности учащихся на уроке
7. Типы урока в школе
VIII вида
·
Пропедевтический
урок в школе VIII вида
·
Урок
изучения нового материала в школе VIII вида
·
Урок
закрепления знаний в школе VIII вида
·
Урок
обобщения и систематизации знаний в школе VIII вида
·
Урок
проверки и оценки знаний в школе VIII вида.
·
Коррекционный
урок в школе VIII вида.
·
Комбинированный
урок в школе VIII вида
8. Этапы урока
9. Образовательные
задачи
10. Коррекционно-развивающие задачи:
11. Воспитательные задачи
12. Методы обучения:
·
Словесные
методы
·
Наглядные
методы
·
Практические
методы
13.
Средства
обучения
14.
Заключение
Слайд 1
1.
Введение.
Особенности психофизического развития школьников с умственной
отсталостью требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных)
учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса.
Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога,
правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII
вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг
образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет
применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако
эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу первичного дефекта лишен
самостоятельной социализации. Поэтому образовательное учреждение при организации
учебного процесса должно руководствоваться следующими принципами:
Слайд 2
1) обучение должно быть направлено на ослабление
недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;
2) использование проблемных ситуаций является наиболее
эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала;
3) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке
должны быть разнообразны;
4) на уроке должно присутствовать рациональное сочетание
слова, наглядности и действия;
5) трудовое воспитание и обучение не должно ограничиваться
общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей ручной
умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;
6) вся система коррекционной работы должна осуществляется
на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка,
индивидуального и дифференцированного подхода.
2.
Урок – одна из форм организации
учебного процесса.
При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть
рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует
обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований
урок в специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели.
Слайд 3
Коррекционно–
развивающая цель
преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие:
- артикуляционной моторики;
- зрительного восприятия и узнавания;
- зрительной памяти и внимания;
- слухового внимания и памяти;
- основных мыслительных операций;
- наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п.
В постановке коррекционной цели следует отражать два
момента: что развивать и с помощью чего.
Воспитывающая
цель урока
проявляется в воспитании у обучающихся настойчивости, терпения, чувства
коллективизма и др.
Слайд 4
3.
Основные дидактические требования
к уроку в школе VIII вида.
Учитель должен владеть учебным предметом, методами
обучения.
Урок в школе VIII вида должен быть воспитывающим и
развивающим.
На каждом уроке в школе VIII вида должна вестись
коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным,
доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный
подход к учащимся.
На уроке в школе VIII вида должны осуществляться
межпредметные связи.
Урок в школе VIII вида должен быть оснащен:
1. техническими средствами обучения;
2. дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации,
тесты, схемы и т.п.);
3.весь материал должен соотноситься с уровнем развития
ребенка, связываться с логикой урока.
Слайд 5
На уроке должен строго соблюдаться охранительный
режим:
1. проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки,
старшая школа – 1 физминутка);
2. соответствие мебели возрасту детей;
3. соответствие дидактического материала по размеру и
цвету;
4. соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
5. соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок в школе VIII вида должен способствовать решению
основных задач, стоящих перед школой:
1. оказывать всестороннюю педагогическую поддержку
умственно отсталому ребенку;
2. способствовать социальной адаптации аномально
развивающегося ребенка.
Слайд 6
4.
Специальные требования к уроку в школе VIII вида:
1. Замедленность темпа обучения, что соответствует
замедленности протекания психических процессов;
2. Упрощение структуры ЗУН(знаний, умений, навыков) в
соответствии с психофизическими возможностями ученика;
3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и
звеньях урока;
4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что
обусловлено конкретностью мышления ребенка;
5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт
ученика;
6. Опора на более развитые способности ребенка;
7. Осуществление дифференцированного руководства учебной
деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и
регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся делением
целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Слайд 7
5.
Оптимальные условия для организации деятельности
учащихся на уроке в школе VIII вида заключаются в следующем:
1.рациональная дозировка на уроке содержания учебного
материала;
2.выбор цели и средств ее достижения;
3.регулирование действий учеников;
4.побуждение учащихся к деятельности на уроке;
5.развитие интереса к уроку;
6.чередование труда и отдыха.
Слайд 8
6. Типы урока в школе VIII вида
В практике специальных школ VIII вида различают пропедевтический
урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний,
коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические,
комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.
Пропедевтический
урок в школе VIII вида.
Пропедевтический урок в школе VIII вида используется для
подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных
возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе),
для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика.
Урок
изучения нового материала в школе VIII вида -
это - процесс длительный. Овладение чтением, письмом
осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно
отсталых детей применяются уроки - совершенствования знаний. На них
осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее
объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний
и тренинг для формирования навыков.
Урок
закрепления знаний в школе VIII вида.
Уроки, направленные на закрепление
знаний в школах VIII
вида, очень важны для детей. Они помогают знаниям не «пройти мимо» учащихся, а
отложиться в памяти и навыках детей.
Урок
обобщения и систематизации знаний в школе VIII вида.
В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этом уроке в школе VIII
вида объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи
между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков в школе VIII
вида используются для повторения.
Урок
проверки и оценки знаний в школе VIII вида.
Урок проверки и
оценки знаний
применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых
методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы,
практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на
решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип
урока в школе VIII вида практической работой в классе.
Коррекционный
урок в школе VIII вида.
Коррекционный
урок в школе VIII вида
применяют для практической реализации коррекции речи, понятий, координации,
действий, письма и т.д. При этом широко используются подвижные игры и
физические упражнения на развитие всех анализаторов.
Слайд 9
Комбинированный
урок в школе VIII вида.
В практике работы специальной школы VIII вида чаще всего
используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач
нескольких типов уроков. В образовательном учреждении VIII вида наиболее
распространенным является комбинированный урок, из-за малых порций новых
знаний, наличия времени для решения дидактических задач, закрепления,
повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.
Этапы комбинированного урока:
- организация начала урока;
- проверка усвоения ранее изученного и домашнего задания;
- сообщение целей и задач урока;
-объяснение нового материала, который рационально
сочетается с действиями и наглядностью;
- закрепление материалов;
- подведение итогов урока;
- сообщение домашнего задания.
Для начала урока учитель подбирает задания, которые
активизируют или успокаивают детей.
Проверка домашнего задания - это процесс больше закрепления
знаний, чем контроль усвоенного.
Следующий этап урока - объяснение нового материала. Для
успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только
обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также
определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации
деятельности учащихся в течение всего урока.
Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25
минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность
учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности. У умственно
отсталого ребенка фаза пониженной работоспособности растянута, а фаза
повышенной сильно сокращена, Фаза вторичного снижения работоспособности
наступает преждевременно.
При организации урока учитывается индивидуальный темп
работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и
т.п. Каждый урок требует от учителя контроля учебной деятельности, который
позволяет определить усвоение детьми учебного материала, уровень
сформированности их умений и навыков. В этом педагогу помогает анализ урока.
Организовывать учебную деятельность на уроке приходится
из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовывать свои
усилия на решение познавательных задач. Поэтому учителю приходится на уроке
использовать приемы расчленения познавательности на мелкие доли, а всю учебную
деятельность - на мелкие порции. Это находит свое отражение в структуре урока.
Урок состоит из звеньев.
Каждое звено содержит передачу и прием информации, проверку
ее усвоения и коррекцию. В роли средств информации выступает слово,
наглядность, практические действия. Звенья урока также разделяются на
словесные, наглядные и практические. Сочетание и временное расположение этих
звеньев составляют структуру урока. Из-за чередования различных звеньев уроки
различаются по типам.
В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное
место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного,
в-третьих - повторение и систематизация усвоенного. Урок–экскурсия - это выход
к месту объекта познания. Обучение на этом уроке осуществляется в виде
наблюдения, беседы, действия. Экскурсия разделяется по содержанию на
тематическую и комплексную и проводится на разных этапах обучения.
Слайд 10
7. Этапы урока
Искусство учителя заключается (на основе коррекционных
мер) в изменении взаимоотношений между уровнями работоспособности учеников и
обеспечения готовности школьника к выполнению познавательных задач с оптимальной
активностью. С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся
рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:
- организационно- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
Слайд 11
Организационно-подготовительный:
Первый этап обеспечивает быстрое включение детей в урок
и предпосылки к продуктивной работе. У умственно отсталых детей создание
предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и
инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на установку для работы,
поэтому словесное обращение следует дополнять двигательными и сенсорными
упражнениями, направленными на активизацию внимания, восприятия мышления. Эти
упражнения длятся до семи минут, в первую очередь в начальных классах, и должны
быть связаны с предстоящей работой.
По содержанию эти упражнения могут быть арифметической
игрой, игрой на узнавание, цепочкой слов, программированными играми, работой с
картинками, конструированием, составлением мозаики, грамматическим разбором,
просмотром диафильмов, физическими упражнениями, игрой в лото и т.д.
Второй момент организации урока заключается в воспитании
навыков правильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только
обеспечивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованности в
любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы
заключается в постоянном управлении действиями умственно отсталых детей, вплоть
до полной их самостоятельности.
Учитель должен всему научить: как правильно сесть, как
работать с учебником, как расположить на парте учебник и тетрадь. Сначала
осуществляется показ действия, по мере формирования этих навыков можно
переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая
организация осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной
подготовки учащихся к учебной деятельности.
Слайд 12
Основной
этап.
На основном этапе решаются главные
задачи урока. На этом этапе происходит вначале дидактическая и психологическая
подготовка к решению основной задачи урока, чтобы умственно отсталые дети
соотносили свои действия с вопросами познавательной задачи. Это может быть
сообщение темы и цели урока с мотивированным их разъяснением Учитель подробно
рассказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать
мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Далее рекомендуется
осуществлять специальную подготовку к решению познавательных задач урока
вступительной беседой, или фронтальным кратким опросом предыдущего материала,
или рассматриванием таблиц, рисунков, живых объектов для создания представлений
при изучении нового материала. После таких подготовлений следует приступать к
изучению нового материала или повторить предыдущий.
На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся
итоги работы, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на
отдых: игры, песни, загадки и т.д.
Главное требование в этом звене урока - обеспечить у
учащихся правильные представления и понятия. Для полного восприятия и
осознанного усвоения учебной задачи нужно несколько обращений к одному и тому
же материалу, в ходе которого идет уточнение знаний, умений, исправление
неправильно усвоенного материала.
Слайд 13
Заключительный
этап.
Заключительный этап состоит в организационном
завершении урока.
Подготовительную часть урока рекомендуется по времени
соотносить с фазой врабатываемости и повышения продуктивности познания (до
десятой минуты урока).
Основной этап должен осуществляться до двадцать пятой
минуты и заключительный - с тридцатой минуты урока. В периоды спада
работоспособности (двадцать пятая минута), желательно проводить физкультурные
минутки. При самостоятельной работе учащихся наиболее продуктивными являются
первые пятнадцать-двадцать минут. Наличие того или иного этапа урока зависит от
его типа.
Слайд 14
8.
Образовательные задачи:
• формировать (формирование) у учащихся представления
о …;
• выявить (выявлять)…;
• знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
• уточнить…;
• расширить…;
• обобщить…;
• систематизировать…;
• дифференцировать…;
• учить применять на практике…;
• учить пользоваться…;
• тренировать…;
• проверить….
9.
Коррекционно-развивающие задачи:
• корригировать внимание (произвольное,
непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания)
путем выполнения…;
• коррекция и развитие связной устной речи
(регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически
правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного
словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
• коррекция и развитие связной письменной речи (при
работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим
диктантом)…;
• коррекция и развитие памяти (кратковременной,
долговременной) …;
• коррекция и развитие зрительных восприятий…;
• развитие слухового восприятия…;
• коррекция и развитие тактильного восприятия…;
• коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
(формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений,
соразмерности движений)…;
• коррекция и развитие мыслительной деятельности
(операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и
причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
• коррекция и развитие личностных качеств учащихся,
эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки,
умение выражать свои чувства…;
10.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к учебе, предмету;
• воспитывать умение работать в парах, в команде;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать нравственные качества (любовь, бережное
отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Формулировка задач на урок зависит от темы урока,
подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала
– дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить
и т. п.
Слайд 15
11.
Методы обучения.
Классификация и выбор
методов обучения умственно отсталых школьников зависит от принципов решения
вопроса обучения. Классификация методов обучения многообразна, их насчитывается
до 10. В отечественной практике олигофренопедагогики используются две
традиционные классификации методов обучения:
- Санкт-Петербургская, рассматривающая использование
методов в зависимости от этапов обучения. Эта классификация выглядит следующим
образом:
а/ методы изложения нового материала;
б/ методы закрепления и повторения.
- Московская, которая предлагает делить методы
на словесные, наглядные и практические. В практике применяются все три группы
методов в сочетании и на всех этапах урока. А. Граборов ((1885-1949) – русский олигофренопедагог) назвал это сочетание «живое слово
учителя». Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается
в их коррекционной направленности. Это понятие включает замедленность обучения
и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную
развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в
обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и
эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить.
Слайд 16
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Требования к рассказу: это должно быть небольшое по
объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей
доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция
рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки.
В сюжете рассказа должно быть несложные рассуждения. При
рассказе обязательно применение наглядности. В рассказе иногда можно
использовать небольшой диалог. По длительности рассказ в l-4-x классах не
должен превышать 10 минут, а в 5-9-х классах - 20 минут. Фабула рассказа должна
быть предельно простой с малыми событиями. Не стоит прерывать рассказ вопросами
к ученикам. Они из-за этого могут потерять нить рассказа.
Перед рассказом и после него ведется
объяснительно-подготовительная работа: проводится беседа для связи рассказа с
темой, разбираются трудные и неизвестные слова, а после рассказа желательно
провести обобщающую беседу с выделением главной идеи. Объяснение - это
логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление
закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний.
Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися
содержания учебного материала. Объяснение в младших классах краткое, не
более 5 минут, в других группах классов продолжительность объяснения составляет
до 10 минут. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных
моментах содержания материала, применять интонацию, ударения на главном,
существенном в объяснении.
Ценным в методическом плане является проблемное
изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов. Объяснение
необходимо совмещать с показом и демонстрацией. Беседа - это вопросно-ответный
способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыслительной
деятельности умственно отсталого учащегося.
Беседа является мощным средством в коррекции умственного
развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное
средство. В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы,
наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных, выразительных ответов.
Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях
учащихся, недостатки их умственного развития. Эффективность беседы зависит от
характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и
соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль умственно
отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать
из второго. Вопросов не по теме изучаемого учебного материала и лишних
слов не должно быть. Большое значение для результативности беседы имеет ее
темп.
Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой
труд и дети пытаются его избежать. Из-за этого часто отвечают невпопад. Замедленный
темп беседы соответствует замедленному темпу мышления аномального ученика.
Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя
должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик
специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное учителем он
воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли учителю
необходимо выражать адекватно, без двусмысленности.
В специальной школе 8-го вида словесные методы
обучения являются наиболее распространенными (по данным Луценко В.С. - 49,4% из
всех применяемых методов). Из них чаще всего применяются изложение и несколько
меньше - беседа. В выборе методов обучения учитывается предмет изучения,
содержание темы и цель урока, а также возможности школы и состав учащихся.
Беседа побуждает воспроизведению усвоенных знаний.
В беседе ответы детей в 1,5-2 раза полнее по сравнению с
самостоятельным пересказом услышанного и прочитанного. Рекомендуется
повторность прослушивания или прочитанного материала разными приемами или
методами, такими как краткий рассказ, чтение текста, эмоциональная беседа,
вопросы на сравнение, обобщение и на установление причинно-следственных
связей.
Наглядные методы:
Наглядные методы - это такие способы обучения, когда
прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных
восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность
из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей.
Особенность применения наглядных методов: рассредоточение по всему полю
учебного процесса. Сочетание словесных методов с наглядными переводят образы в
знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий.
Показ - это
предъявление образа действия разных способов работы. Условие: обеспечить
умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно
научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям
нужно смотреть.
Иллюстрация - это наглядное объяснение путем
предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает
понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно
смену времен года, высотную поясность, тепловые пояса и т.д.). После показа
объект убирается.
Демонстрация - показ предметов в движении.
Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми
детьми по ходу урока. В процессе применения наглядности многими
олигофренопедагогами рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще
пользоваться вопросами, стимулирующими сравнение предметов по вкусу, цвету,
размерам. В процессе познания должны участвовать руки. Все возможное должно
зарисовываться и лепиться.
Психологические функции наглядных средств в обучении состоят из:
-сигнально-информативной;
-носителя образа;
-стимулятора в деятельности всех анализаторов;
-иллюстрации и демонстрации.
Особенности
практического использования наглядных средств.
Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный
образ демонстрируемого объекта.
Синев В.Н. установил, что картина способствует установлению причинных связей, вызывает стимул к высказываниям.
Приемы использования картины: ее не следует рано показывать для
осмысления содержания, дети сами при помощи вопросов учителя должны делать раскрытие
содержания картины. Перед рассматриванием проводят предварительную
беседу. При восприятии картины необходимо внимание учеников направлять на
характерное, существенное в ее содержании. Описание картины должно осуществляться по плану. После просмотра картины необходимо побеседовать на эту тему. Можно составить
рассказ по картине.
Практические
методы.
Основной источник познания – деятельность учащихся.
Практические и лабораторные работы часто связаны с программированными методами
работы. Некоторые методисты считают, что практические
и лабораторные работы повышают прочность знаний, другие отрицательно относятся
к ним из-за низкой речевой активности процесса обучения. Практические
методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех
этапах обучения. Это заключается и в выполнении рисунков, схем, диаграмм,
обведение контуров материков и т.д.
Прием – это часть метода. Например, при использовании
метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания,
запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания,
контроль за правильностью выполнения задания.
Слайд 17
12. Средства
обучения.
Это содержание обучения, наглядность, технические средства
и т.д. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае,
если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение
доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные
особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального
ученика.
Какие типы
средств обучения существуют?
Общепринятая современная типология подразделяет
средства обучения на следующие виды:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии,
рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
- Электронные
образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии и т.п.)
Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные,
учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD,
Blue-Ray. HDVD и т.п.)
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе,
модели демонстрационные)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое
оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)
-
Средства
обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной
природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной
информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения
поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Слайд 18
10.
Примерный план-конспект урока
Тип
урока – комбинированный
Тема урока
Задачи урока:
- образовательная;
- коррекционно-развивающая;
- воспитывающая.
Оборудование
урока
Слайд 19
1.
Организационно-подготовительный этап
Цель – подготовка
учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные варианты):
- по
звонку найти свое место;
- взаимное
приветствие;
- рапорт
дежурного, определение отсутствующих;
- запись
числа;
- настрой
учащихся на работу, организация внимания;
- проверка
готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
- сообщение
темы и цели урока.
Слайд 20
2.Основной этап
а) Проверка домашнего задания
Цель – установить
правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные
недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал,
устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты
проверки домашнего задания:
- фронтальный
опрос;
- индивидуальный
опрос с вызовом к доске;
- фронтальный
письменный опрос (у доски, по карточкам);
- индивидуальный
письменный опрос;
- уплотненный
опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
- практическая
работа;
- программированный
контроль;
- проверка
тетрадей;
- технические
средства обучения.
Слайд 21
б) Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала
Цель –
организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи
изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового
материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод
нового понятия возможен разными способами:
- загадка;
- ребус;
- кроссворд;
- игра
"Четвертый лишний";
- словарная
работа (связь с новым материалом);
- проблемный
вопрос.
Слайд 22
в) Сообщение нового материала
Цель – дать
учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п.
Сообщение нового материала возможно:
- в
виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный,
последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы,
с выводами);
- самостоятельное
знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;
- вводной
беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
- чередование
беседы и рассказа;
- применение
ТСО.
Слайд 23
г) Закрепление полученных знаний
Цель – закрепить
знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому
материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы:
- беседа;
- работа
с учебником;
- работа
с тетрадью;
- практическая
работа;
- программированные
задания;
- дидактические
игры;
- ТСО;
- таблицы,
схемы, тесты;
- самостоятельная
работа.
Слайд 24
3.
Заключительный этап.
Сделать вывод и
подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить,
что нового узнали учащиеся на уроке.
- выводы;
- вопросы
на понимание изученного материала;
- разбор
и запись домашнего задания;
- оценка
работы учащихся.
Привести организм ребенка в относительно спокойное
состояние, создать установку на отдых, организованно окончить урок.
Слайд 25
Заключение
Любой урок, даже самый простой по своей структуре,
представляет собой довольно сложную деятельность учителя и ученика. Каждое
звено урока предъявляет свои специфические требования. Деятельность умственно
отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не
всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает
роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.
Используемая литература:
Граборов
А.Н. Очерки по олигофренопедагогике.- М.: Учпедгиз, 1961
Еременко И.Г. Материалы исследования
процесса обучения во вспомогательной школе,
ч.1.- Киев.,1968.
Егорова Т.Д. Особенности памяти и мышления младших
школьников, отстающих в развитии.-
М.:Педагогика,1973
Жук
Т.В. Понимание оценки умственно отсталыми учащимися, // Дефектология. 1983 .№1. -с.23
Золотнякова А.С., Комарова Э.С., Любимова Е.Д. Курсовые работы по детской психологии, -М.: Просвещение,1986.
Зимина Н.Н. Словарная работа на уроках
природоведения и географии в
речевой школе //Дефектология: 1977. №5. с. 49
Зорина О.Г. Использование сюжетной картины в процессе формирования исторических понятий в старших классах
вспомогательной школы//
Дефектология: 1992.№1.- с. 98
Кириллова
А.Г. Некоторые вопросы профориентационной работы во вспомогательной школе//Дефектология: 1985.№6.- с. 38
Ликин B.C. Самостоятельная
работа учащихся вспомогательной школы на уроках
географии как средство повышения осознанности знаний //Дефектология.1974.№3.- с. 42
Луценко B.C. Исследование эффективности использования словесных методов при обучении умственно отсталых
старшеклассников//Дефектология
//1979.№3.- с. 31
Луценко B.C. Некоторые приемы организации самостоятельной умственной деятельности учащихся
вспомогательной школы в процессе сообщения
словесной информации //Дефектология.1981.№6.- с. 39
Лиепиня СВ. Особенности внимания учащихся младших
классов вспомогательной школы
//Дефектология.1977.№5.- с. 20
Лутонян
Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития// Дефектология.1977.№3.-
с. 18
Никитина М.П. Некоторые приемы работы
по восполнению пробелов в знаниях
учащихся старших классов вспомогательной школы //Дефектология.1976.№6.- с. 31 "Обучение и воспитание умственно отсталых школьников",/Межвузовский сборник научных трудов
Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж Шиф, В.
Петровой, Т. Головиной. - М.: Педагогика, 1980 Иркутского госпединститута. -Иркутск, 1989
Проценко
Т.А. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых школьников при оперировании
жизненным опытом //Дефектология.1992.№2-3.- с. 2б
Пороцкая
Т.Н. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1970
Пинский Б.И. Коррекция недостатков психического развития умственно отсталых школьников в процессе
трудового обучения//Психологические
вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Шиф Ж.И.-М.: Педагогика. 1972. –с.78
Синев
В.Н., Капустин А.И. Изучение причинно-следственных связей между историческими событиями в старших классах
//Дефектология.197б.№1.- с. 52
Синев
В.Н. Индуктивные и дедуктивные умозаключения учащихся вспомогательной школы//Дефектология.1973,№3.-
с. 32
Синев В.Н. Использование учащимися вспомогательной школы логических методов установления причин
явлений//Дефектология.1974,№6.- с. 21
Стадненко Н.М. Развития мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения //Дефектология.1984,№5.-
с. 25
Торшина Л.Г. Роль сюжетных картинок в усвоении содержания литературных текстов учащихся младших классов
вспомогательной школы//Дефектология.1985.№3.-
с. 40
Торшина
Л.Г. Работа с умственно отсталыми школьниками над содержанием рассказа при наличии сюжетных
картинок//Дефектология.1990.- с. 42
Худенко Е.Д. Наглядно-практические и другие методы обучения на уроках естествознания во вспомогательной
школе//Дефектология, 1993,№1.- с. 42
Скачано
с www.znanio.ru