Требования методистов к условно-графической наглядности
Оценка 4.6

Требования методистов к условно-графической наглядности

Оценка 4.6
docx
26.03.2021
Требования методистов к условно-графической наглядности
Требования методистов к условно-графической наглядности.docx

Требования, предъявляемые к использованию средств условно – графической наглядности

 

Для того чтобы каждое средство условно-графической наглядности могло в полной мере реализовать свою функциональную роль необходимо соблюдать определенный ряд требований при их использовании.

В первую очередь, условно-графические наглядные средства должны отвечать общедидактическим и  методическим указаниям, от соблюдения этих указаний зависит скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление учениками полученных знаний. 

Общедидактические требования[1]: условно-графические средства должны проявлять ориентированность на мотивацию обучения, активировать интерес и завлекать познавательной деятельностью. Также быть содержательными с позиции современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. 

Общие методические требования[2]:

1.Соответствие возрасту и психологическому развитию учащихся.    «Необходимо  соотнести использование условно-графической наглядности с возможностями аудитории»[3]. Учителю необходимо изучить  особенности развития школьников, как среднего возраста (11-15 лет), так и старших школьников (15-18 лет). Учесть, что у старшеклассников формируется своеобразная форма учебной деятельности.

2. Соответствие изучаемой теме урока.

3.Высокое качество полиграфической печати. Используемые цвета наглядности не должны раздражать глаза учеников. Запрещается использование цветных красок на ярком фоне средства условно-графической наглядности.

4.Использование в меру. Показ постепенно, только в соответствующий момент урока. Сочетание с другими видами наглядности.

5.Согласованность с содержанием материала проводимого урока.

6.Наблюдение  организовано таким образом, что все учащиеся  хорошо видят демонстрируемый вид наглядности.  Для демонстрации предметов маленьких размеров необходимо использовать проекции или увеличение.

Во-вторых, согласно методическим рекомендациям[4], при использовании средств условно-графической наглядности для более эффективного результата необходимо  научить учеников правильно работать с ними. Они должны уметь определять форму представления информации (таблица, диаграмма, график, кластер или иной вид), видеть за формой признаки группировки данных, уметь читать легенду, проводить анализ. Для этого, учителю необходимо проговорить, какое именно средство применяется на уроке (если используется впервые), соотношения каких величин графически изображены, названия осей, масштаб обозначений на осях X и Y; цветовые обозначения различных величин, подписи к ним (для графиков и диаграмм). Важно также указать ученикам, что при работе с графиками, таблицами, диаграммами  для  перевода информации  в процентных выражениях, в доли, и наоборот,  нужно помнить, что половина    каждый второй, или 50%; треть  каждый третий, или 33%; четверть каждый четвёртый, или 25%. При соблюдении этих рекомендаций ученики будут эффективно работать со средствами условно–графической наглядности.

Немаловажное значение занимают основные требования к  оформлению средств условно-графической наглядности, так как от них зависит, насколько эффективно сформируется наглядное представление о том, или ином обществоведческом предмете, процессе, явлении. Так, при построении таблиц необходимо следующее[5]:

1.Обозначить заголовок (название), из которого становится известно, какой круг вопросов излагается или иллюстрируется таблицей.

2.Названия строк и граф должны быть краткими и лаконичными, представлять собой законченное целое.

3.Знать, что в таблице выделяется 2 взаимосвязанных элемента – подлежащее и сказуемое, от которых зависит целосообразность построения по вертикали и горизонтали. Подлежащее – это те объекты, которые характеризуются материалом, признаками. Его элементы последовательно располагаются в тематическом заголовке, боковике, головке таблицы. Сказуемое – это те признаки, которыми характеризуется подлежащее, и как правило, расположены с троках таблицы.

4.Для правильного построения таблицы необходимо  разграничивать подлежащее и сказуемое. Подлежащее при этом точно должно отвечать названию таблицы. Правильно составленное подлежащее, как и вся таблица в целом, легко читается по вертикали и по горизонтали. Сказуемое, состоящее из нескольких показателей, группы признаков, если оно также правильно построено, должно легко читаться по вертикали. Построение таблиц по горизонтали целесообразно в тех случаях, когда в таблице большое число объектов в подлежащем, а число показателей сказуемого незначительное или, когда сказуемое дает наиболее полную характеристику подлежащего.

5.Выявить, не является ли таблица сложной (высокий объем представленной информации, широкий формат) и возможно ли в этом случае ее разделить на несколько простых.

6.Проверить взаимосвязь всех элементов: граф, строк, подлежащего и сказуемого, их заголовков. Количество выбранных ячеек таблицы должно соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста.

7.Таблица не должна содержать большое количество комментирующих слов.  8.Для повышения эффективности использования таблицы необходимо совмещать ее и с другими графическими средствами.

9.Можно дополнять таблицу и таким элементом оформления, как рисунок.

При построении схем и диаграмм[6] учителю важно соблюдать следующие требования:

1. Обозначить заголовок (название).

2.Количество выбранных составных частей схемы, диаграммы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру изучаемого материала. Использование небольшого числа совокупностей.

3. Отсутствие  перегруженности комментариями.

4. Изображение схемы должно быть четким.

5.Цветовая гамма должна быть разнообразной, не раздражать глаза учеников.

6.Можно использовать разнообразный набор шрифтов и средства обрамления.

Дидактический кроссворд также должен соответствовать определенным требованиям построения[7]:

1.Составьте словарь понятий и определений по изучаемой теме. Составление условий (толкований) кроссворда. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

2.При составлении кроссворда каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения. Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в каждую ячейку, В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию. Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки.

3.Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям). Слова-вопросы начинаются со слов: «по горизонтали» и «по вертикали»

4.Слова-ответы должны быть существитедьными в именительном падеже и единственном числе. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

5.Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны. Рисунок кроссворда должен быть четким. Сетка кроссворда должна быть пустой только с цифрами позиций слов-ответов.

Для быстрого и качественного создания кроссворда можно воспользоваться MS Word, с соблюдение определенных правил[8]: 1.Создание сетки графическим методом, при этом все элементы должны  быть сгруппированы или  табличным методом, при этом границы ненужных ячеек стираются.   Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками.                                                            Задания к кроссворду должны быть грамотно сформулированы.

4. Кроссворд на странице должен быть наглядно оформлен и правильно расположен.

Возможно и создание кроссворда в MS Excel, при соблюдении следующих требований[9]:

1.Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.

2.Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.

3.Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная цифра, то ячейка заливается определенным цветом).

4. Задания к кроссворду должны быть грамотно сформулированы.

5. Кроссворд на рабочем листе должен быть наглядно оформлен и правильно расположен.

Обратимся к правилам использования ментальных карт: учителю необходимо объяснить ученикам, что представляет собой такой вид карты, для какой цели он применяется и как важно строго следовать правилам построения интеллект – карт (их можно также переработать в памятку и раздать ученикам). Они следующие[10]:

1.Лист для построения карты должен быть не менее размера А4, расположить его следует горизонтально. Использовать разные цвета для основных ветвей (можно опираться на символику цвета).

2.Обобщать сложные понятия и сводить их  к формулировке, доступной пониманию  автора.

3.Составлять ассоциативный ряд.  Делать надписи печатными буквами, четко, красочно, ярко.

4.Изменять размер букв, толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

5.Обозначать одинаковым символом повторяющиеся элементы, разросшиеся ветви заключать в контуры.

6. Использовать  как можно больше рисунков, схем, символов.

7.Подчеркивать связи между различными ветвями при помощи замкнутых контуров и стрелок.

8.Организовывать пространство листа правильно: без больших пустых пространств и чрезмерного загромождения деталями.

9.Экспериментировать с формой, цветом  элементов рисунка,  начертанием букв, стрелок, значков  и т.д.).

10.Вырабатывать  свой собственный стиль в рисовании ментальных карт.

Графики также требуют соблюдения требований к построению и оформлению для того чтобы полностью выполнить свою функциональную роль на уроке обществознания[11].  Необходимо иметь в виду, что график призван заменить цифры, и поэтому нецелесообразно его  использование на уроке, если он перегружен цифровыми данными. Наиболее распространенным и удобным способом графического изображения абсолютных или относительных показателей динамики считается линейная разновидность графиков. Она представляет собой линию, отражающую совокупность точек, расположенных на плоскости в местах пересечения значений независимого (факторного) и зависимого (результативного) признаков. При построении важно соблюдение: на оси абсцисс (ОХ) размещается шкала независимой переменной, а на оси ординат (ОУ) – шкала зависимой переменной величины. Если в динамике некоторые периоды или моменты времени оказались пропущены, то такой график требует доработки и не следует его применять на уроке. Также важно, чтобы график содержал четкий и лаконичный заголовок, используемые цвета не раздражали глаза обучающихся.

При создании аппликации и коллажей учителю важно знать следующие правила[12]:

1.Использование нетоксичных материалов.

2. Соответствие аппликации или коллажа теме урока и его целям, задачам. Обратить особое внимание на расположение  составляющих, важно,  чтобы они сочетались друг с другом.

3. Для оформления  можно использовать всевозможные варианты дизайна: декоративные рамки, клипарт и многое другое, но без излишнего декора, чтобы не отвлекать учеников от материала. 

4.Автономность (каждая аппликация  должна быть самостоятельной, у коллажа – самостоятельны структурные элементы).

Также при использовании коллажа или аппликации на уроках обществознания необходимо заранее об этом проинформировать учеников. Объяснить, что представляет собой коллаж, аппликация, цель ее использования. При окончании (создании) необходимо провести дискуссию, обсуждению по коллажу.

Кластер должен соответствовать следующим требованиям построения[13]: оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале. В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Опорные конспекты  должны соответствовать правилам в зависимости от  выбранного используемого средства условно-графической наглядности, которые указаны выше. Также важно, не перегружать конспект материалом, комментариями, необходимо указывать основные составляющие части.

Таким образом, при соблюдении приведенных выше требований, каждое из средств условно-графической наглядности сможет выполнить свою функциональную роль.

Важное место занимают и правила конструирования  заданий с использованием средств условно-графической наглядности. Учителю также важно следовать им, учитывать, что каждое средство имеет свои особенности, разделяет на несколько видов.  Так, к примеру, рассмотрим задания для диаграмм. Важно знать, что «если диаграмма характеризует явления экономического раз­вития и содержит однородные данные, то задания необходимо направить на анализ и группировку данных, установление последствий процесса» [14](Приложение 18). «При использовании диаграмм, содержащих разнородные сведения в дина­мике развития, задания необходимо направить на сопоставление данных, прослеживание динамики и установление тенденций развития»[15] (Приложение 19). Или, например, при использовании на уроке схемы  учителю в зависимости от ее вида нужно лаконично разработать задания. К примеру, возьмем поисковую. Соответственно, необходимо учесть, что она должна содержать в себе основные моменты материала и пропуски (или указания в них знака «?»), которые требуется заполнить (Приложение 20). 

Таким образом, мы рассмотрели ряд  разнообразных требований к использованию средств условно-графической наглядности. При соблюдении которых, каждое средство может полностью выполнить свою функциональную роль.

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]Выделены с опорой на работу: Чариев Т. Эффективные методы  обучения истории // Молодой учёный. 2017. № 15. С. 654-656.

[2]Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. - М.: Юрайт,2016.-274с.; О задачах методики обучения обществознанию. Магафуров Т.Ф.Уфа.2016.-67с.

 11Тюкавина А. В. Современные формы условно-графической наглядности: методика конструирования, создания и использования // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1204.

 

 

[4] Обществознание. ОГЭ и ЕГЭ: задания с графиками, диаграммами и таблицами. 9–11 классы : учебное пособие / О. А. Чернышева. — Изд. 3-е, перераб. — Ростов н/Д : Легион, 2016. С.5

[5]Выделены с опорой на методический труд: Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. —М.: Юрайт,2016.—274с.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10]С опорой на методическую работу:  Использование ментальных карт на уроках истории [Электронный ресурс] URLhttps://infourok.ru/ispolzovanie-mentalnih-kart-na-urokah-istorii-2544329.html

[11]Выделены с опорой на методический труд: Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. - М.: Юрайт,2016.-274с.

[12]С опорой на методические рекомендации для создания коллажей и аппликаций. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/vypolnenie_applikacii_v_tehnike_kollazh-177904.htm

 

[13]Выделены с опорой на методический труд: Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для академического бакалавриата/ Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. - М.: Юрайт,2016.-274с.

[14]Интерактивные задания по обществознанию. [Электронный ресурс] URL: https://historyr.jimdofree.com /обществознание/интерактивные-задания/

[15]Там же.

Требования, предъявляемые к использованию средств условно – графической наглядности

Требования, предъявляемые к использованию средств условно – графической наглядности

Соответствие изучаемой теме урока

Соответствие изучаемой теме урока

Немаловажное значение занимают основные требования к оформлению средств условно-графической наглядности, так как от них зависит, насколько эффективно сформируется наглядное представление о том, или ином обществоведческом…

Немаловажное значение занимают основные требования к оформлению средств условно-графической наглядности, так как от них зависит, насколько эффективно сформируется наглядное представление о том, или ином обществоведческом…

Проверить взаимосвязь всех элементов: граф, строк, подлежащего и сказуемого, их заголовков

Проверить взаимосвязь всех элементов: граф, строк, подлежащего и сказуемого, их заголовков

При составлении кроссворда каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом

При составлении кроссворда каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом

Для быстрого и качественного создания кроссворда можно воспользоваться

Для быстрого и качественного создания кроссворда можно воспользоваться

Лист для построения карты должен быть не менее размера

Лист для построения карты должен быть не менее размера

При построении важно соблюдение: на оси абсцисс (ОХ) размещается шкала независимой переменной, а на оси ординат (ОУ) – шкала зависимой переменной величины

При построении важно соблюдение: на оси абсцисс (ОХ) размещается шкала независимой переменной, а на оси ординат (ОУ) – шкала зависимой переменной величины

Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы

Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы

Так, к примеру, рассмотрим задания для диаграмм

Так, к примеру, рассмотрим задания для диаграмм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2021