Выступление на педагогическом совете "Требования к современному уроку". В статье приводятся требования ФГОС к методике преподавания, даны этапы конструирования урока, представлены основные типы уроков, представлена характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС ( в сравнении с традиционной деятельностью учителя).
vystuplenie_.docx
Требования к современному уроку
Все государственные нормативные документы в области образования
указывают на то, что принципиальным отличием современного подхода к
проведению урока является ориентация результатов освоения основных
образовательных программ на ФГОС.
Под результатами в новых
образовательных стандартах понимаются не только предметные знания, но и
умение применять эти знания в практической деятельности. Как написано в
Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», « учащиеся
должны приобрести навыки, позволяющие им успешно адаптироваться к
динамично меняющемуся миру».
Современный урок это прежде всего урок, на котором учитель умело
использует все возможности для развития личности ученика, её
активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения
знаний, для формирования её нравственных основ. Конаржевский Ю.А.
Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают
современным требованиям к образованию.
Требования ФГОС к методике преподавания
1.Компетентностный подход – комплексный характер (УУД) неразрывность
знаний, умений. Навыков, понимания, ценностного восприятия, отношения и
применения на практике.
2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание
направленности своей деятельности ( целеполагание, рефлексия, оценка).
3. Метапредметность, межпредметные связи в образовании интеграционный
подход.
4.Связь обучающей и воспитательной направленности образования.
5.Акцент на активную деятельность и результативность
( личностные, предметные и метапредметные результаты обучения). 6. Расширение информационного поля и поиск информации в разных
источниках.
7.Дискуссион и открытый характер преподавания (переход от однозначных
оценок к обсуждению, аргументированию, выбору собственной позиции).
8.Связь с повседневной жизнью (анализ ситуации).
9.Проектная деятельность и практическая направленность образования.
10. Повышение мотивации к образованию (проблемный подход, интерес).
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к
современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1. Определение темы учебного материала.
2. Определение дидактической цели темы.
3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления
новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний,
умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и
коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4. Продумывание структуры урока.
5. Обеспеченность урока.
6. Отбор содержания учебного материала.
7. Выбор методов обучения.
8. Выбор форм организации педагогической деятельности
9. Оценка знаний, умений и навыков.
10. Рефлексия урока.
В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие
учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен
стать живым участником образовательного процесса.
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок
может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся
состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало
того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не
каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых
стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя урок
к
с
и
задачами,
современному
воспитательными
детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что
ведут
сами.
Также необходимо акцентировать внимание и на дидактические
требования
уроку четкое формулирование
образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с
развивающими
учетом:
• требований к результатам освоения основной образовательной программы;
требований к структуре основной образовательной программы;
•
•
требований к условиям реализации основной образовательной
программы.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью
изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование,
консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку
умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение
единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью
определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Современный урок должен содержать чтото, что вызовет удивление, то, что
ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как интересный
факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих
учащихся.
Таким образом,
• Современный урок направлен на формирование и развитие УУД,
• На достижение личностных результатов;
• Урок строится в рамках системно деятельностного подхода;
• Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную
задачу; • Проектировать пути их реализации;
• Контролировать и оценивать свои достижения.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет
изменений
Подготовка к
уроку
Традиционная
деятельность учителя
Учитель пользуется жестко
структурированным
конспектом урока
При подготовке к уроку
учитель использует учебник
и методические
рекомендации
Основные этапы
урока
Главная цель
учителя на уроке
Объяснение и закрепление
уч. материала. Большое
количество времени
занимает речь учителя
Успеть выполнить все, что
запланировано
Формулировки: решите,
спишите, сравните, найдите,
выпишите, выполните и т. д.
Преимущественно
фронтальная
Формулирование
заданий для
обучающихся
(определение
деятельн. детей)
Форма урока
Нестандартное
ведение уроков
Взаимодействие
с родителями
обучающихся
Происходит в виде лекций,
родители не включены в
образовательный процесс
Деятельность учителя, работающего по
ФГОС
Учитель пользуется сценарным планом
урока, предоставляющим ему свободу в
выборе форм, способов и приемов
обучения
При подготовке к уроку учитель
использует учебник и методические
рекомендации, интернетресурсы,
материалы коллег. Обменивается
конспектами с коллегами
Самостоятельная деятельность
обучающихся (более половины времени
урока)
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулировки: проанализируйте,
докажите (объясните), сравните, выразите
символом, создайте схему или модель,
продолжите, обобщите (сделайте вывод),
выберите решение или способ решения,
исследуйте, оцените, измените,
придумайте и т. д.
Преимущественно групповая и/или
индивидуальная
Учитель ведет урок в параллельном
классе, урок ведут два педагога
(совместно с учителями информатики,
психологами и логопедами), урок
проходит с поддержкой тьютора или в
присутствии родителей обучающихся
Информированность родителей
обучающихся. Они имеют возможность
участвовать в образовательном процессе.
Общение учителя с родителями
школьников может осуществляться при
помощи Интернета Образовательная
среда
Создается учителем.
Выставки работ
обучающихся
Результаты
обучения
Предметные результаты
Нет портфолио
обучающегося
Основная оценка – оценка
учителя
Важны положительные
оценки учеников по итогам
контрольных работ
Создается обучающимися (дети
изготавливают учебный материал,
проводят презентации). Зонирование
классов, холлов
Не только предметные результаты, но и
личностные, метапредметные
Создание портфолио
Ориентир на самооценку обучающегося,
формирование адекватной самооценки
Учет динамики результатов обучения
детей относительно самих себя. Оценка
промежуточных результатов обучения
Список литературы:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). М.: Поосвещение,2010.191с. (Стандарты второго
поколения)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М.:
Просвещение, 2010. 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов
школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
Требования к современному уроку
Требования к современному уроку
Требования к современному уроку
Требования к современному уроку
Требования к современному уроку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.