ТРЕБОВАНИЯ РЕФОРМЫ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ ТРУДА ПЕДАГОГОВ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы подчинена идее оптимизации системы народного образования. В до¬кументах реформы сформулирован и главный критерий оптимиза¬ции. В качестве такового выступает совершенствование процессов всестороннего развития личности учащегося, его трудового, нрав¬ственного и общественно-политического воспитания. На совершенствование и перестройку системы образования в свете реформы направлена деятельность научно-исследователь¬ских институтов АПН СССР и всех отраслевых НИИ министерств и практических работников. Главные усилия направлены на госу¬дарственное материально-техническое, информационное (новые учебные планы, программы, учебники) и коммуникационное (новые средства, формы, методы учебно-воспитательной работы, методи¬ческие рекомендации и пособия) обеспечение педагогических систем.
Иконка файла материала ТРЕБОВАНИЯ РЕФОРМЫ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ ТРУДА ПЕДАГОГОВ.doc
ТРЕБОВАНИЯ РЕФОРМЫ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ ТРУДА ПЕДАГОГОВ Реформа общеобразовательной и профессиональной школы подчинена идее  оптимизации системы народного образования. В документах реформы сформулирован и  главный критерий оптимизации. В качестве такового выступает совершенствование  процессов всестороннего развития личности учащегося, его трудового, нравственного и  общественно­политического воспитания. На совершенствование и перестройку системы образования в свете реформы  направлена деятельность научно­исследовательских институтов АПН СССР и всех  отраслевых НИИ министерств и практических работников. Главные усилия направлены  на государственное материально­техническое, информационное (новые учебные планы,  программы, учебники) и коммуникационное (новые средства, формы, методы учебно­ воспитательной работы, методические рекомендации и пособия) обеспечение  педагогических систем. Однако основные идеи реформы заставляют искать резервы совершенствования  системы образования не только в создании лучших условий осуществления учебно­ воспитательного процесса (что является очень важным), но и в улучшении деятельности  самих руководителей ПС и преподавателей как субъектов организации творческого  учебно­воспитательного процесса, осуществляемого в условиях новых государственных  требований.   Именно на стимулирование педагогического мастерства и творчества преподавателей  направлен целый ряд государственных мероприятий, предусмотренных реформой: — введение денежной надбавки за высокие показатели в учебно­воспитательной  работе по данным аттестации, которая будет проводиться через каждые пять лет; — присуждение почетных званий «Народный учитель», «Заслуженный учитель» с  повышением заработной платы; — введение оплаты за выполнение должностных обязанностей по руководству  различными подразделениями учебного заведения; — увеличение оплаты за ученую степень кандидата и доктора наук; — засчитывание стажа педагогической работы при переходе в высшую школу; — материальное поощрение целых педагогических коллективов за успехи в  педагогическом труде. Все эти внешние стимулы делают особенно острой проблему совершенствования  деятельности каждого педагогического коллектива, формирования у каждого педагога  потребности в развитии своих способностей, направленности, мастерства и тем самым в повышении продуктивности собственного труда. Способов решения данной проблемы (формирование у педагогов потребности в  самосовершенствовании в условиях реформы), очевидно, может быть множество. Одним  из важнейших является изучение педагогическим коллективом и отдельным педагогом, в  него входящим, результативности собственного труда. При этом главными показателями результативности коллективного труда педагогов  являются вхождение выпускников школ в последующие педагогические системы, а  профтехучилищ—в общественное производство (профессионализм, мастерство,  общественно­политическая активность, ответственность, устойчивость). Частными  признаками результативности отдельного педагога — умение учащихся применять  знания и навыки, полученные на предыдущих стадиях обучения, в последующих;  например знаний по физике — в курсе общетехнических дисциплин, знаний из  общетехнических дисциплин — в спецтехнологии, всего комплекса полученных в учи­ лище знаний, навыков, умений — в самостоятельной производственной деятельности.Сложность такого объекта, как коллективная педагогическая деятельность, факторы, содействующие или препятствующие се результативности (по показателям вхождения  выпускников в общественное производство), требуют разработки новой методологии  исследования. До сих пор, как правило, объектом изучения было минимальное число  факторов безотносительно к функционированию педагогической системы в целом.  Отсюда и выводы, как правило, носили локальный характер, не удовлетворяющий  практиков. Большой объект, например факторы продуктивности коллектива  профтехучилища, требует комплексности, участия множества специалистов,  соответствующих тем направлениям и специальностям, которые представлены в  педагогической системе, то есть методологии и методов исследования, адекватных само­ му объекту. Если иметь в виду, что фактором успешности функционирования каждой  последующей педагогической системы является качество работы предыдущей, то  объектом комплексного исследования должен стать весь «педагогический маршрут»  продвижения учащегося к общественному производству, например от детского сада,  начальной, средней, профессионально­технической, высшей школы до общественного  производства. В «маршруте» срабатывает такое количество факторов, что их выявление, систематизация, установление закономерных тенденций без использования современной  вычислительной техники невозможно. Но и на уровне отдельной педагогической системы (средняя школа или  профтехучилище) тоже «срабатывает» огромное количество факторов, учесть которые  очень трудно. Дело в том, что педагогический процесс в современных учебно­ воспитательных учреждениях является одновременно коллективным, групповым и ин­ дивидуальным. Уровень способностей и мастерства руководителя является фактором,  содействующим или препятствующим результативной деятельности преподавателя. В  свою очередь, уровень способностей и мастерства преподавателя оказывает влияние на  успешность деятельности учащихся. Конечно, внимание, прилежание, трудолюбие,  способности самого учащегося, с одной стороны, и ценностные ориентации учебной  группы, в которой он учится, с другой стороны, также оказывают влияние на  коллективные, групповые и индивидуальные результаты. Учитывая, что способности есть субъективная форма отражения и созидания  объективной реальности, мы вынуждены были обратиться к моделированию  педагогических систем, задающих свои требования руководителям, педагогам и  учащимся. Под педагогическими системами (ПС) мы понимаем взаимосвязь структурных и  функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования, обучения  подрастающих поколений и взрослых людей. Взаимосвязь следующих пяти структурных компонентов характеризует факт наличия  педагогической системы. К ним относятся: 1.  Цели,   воспитательные   или   образовательные,   данной   ПС,   во   имя   достижения которых она создается (к каким видам деятельности, за какой период времени и кого она должна подготовить) . 2.  Учебная информация, ради усвоения которой создается система (какие отрасли науки, техники, искусства, спорта, и в каких объемах в ней будут представлены). 3.  Средства педагогической коммуникации (средства, формы и методы реализации искомой цели). 4. Учащиеся (уровень их предшествующей подготовки, пол, возраст, контингент,  ролевые функции в обществе и общественном производстве, которыми они должны  овладеть за время пребывания в ПС). Педагоги (носители целей ПС, учебной информации, средств педагогическойкоммуникации, знаний психологии учащихся), призванные за отведенное на их учебный  предмет время и за все время пребывания учащихся (цикл обучения, воспитания)  реализовать цели ПС. Функциональные компоненты характеризуют связи структурных компонентов в  динамике, подчиненной достижению педагогической системой искомых результатов в  виде формирования личности учащегося как субъекта познания, общения и труда,  способного к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию. Функциональных компонентов тоже пять. К ним относятся гностический,  проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский. Гностический компонент ПС включает функции: а) изучения современного состояния  в обществе (стране и мире) тех отраслей науки, техники, искусства, которые  представлены в данной ПС, чтобы оставаться на уровне мировых достижений в  информационном обеспечении ПС; б) изучения современного состояния технологии  организации учебно­воспитательного процесса, чтобы не отставать в коммуникационном  обеспечении ПС; в) изучения современного состояния психологии участников учебно­ воспитательного процесса (руководителей, педагогов, учащихся), чтобы не отставать в  мотивационном обеспечении ПС.                 Проектировочный компонент ПС включает функции: а) перспективного планирования  и информационного обеспечения учебно­воспитательного процесса на весь цикл  реализации целей ПС (от зачисления до выпуска учащихся); б) планирования  коммуникационного обеспечения ПС, то есть того, как должны изменяться средства,  формы, методы педагогического воздействия от вхождения учащихся в данную ПС до  выхода из нее; в) перспективного планирования психологического обеспечения ПС в виде основных событий, праздников, традиций, подъемов и разрядок, которые создают  эмоциональный ритм, ток, обеспечивающий достижение искомых результатов. Конструктивный компонент включает функции: а) информационного обеспечения  отдельного педагогического мероприятия, должного произойти в четко обозначенный  отрезок времени (урок, сбор, игра, консультация, практикум, собрание и т. д.); б) комму­ никационного обеспечения (с помощью каких средств, формы, методов его провести); в)  психологического обеспечения — как получить искомый психологический эффект. Коммуникативный компонент включает функции: а) структурирования групп и  коллективов для включения их в учебно­воспитательный процесс; б) регламентации  взаимоотношений между педагогами и учащимися; в) установления норм поведения в  данной ПС. Организаторский компонент включает функции: а) организация деятельности  и поведения педагогов как главных носителей традиций и требований ПС на весь период  ее функционирования; б) организация учебно­познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности  учащихся; в) обучение самоорганизации, саморегуляции, самоконтролю учащихся. Названные структурные и функциональные компоненты свойственны как любой ПС в  целом (школа, профтехучилище, вуз), так и их подсистемам (класс, курс, группа или  учебный предмет, лекция, урок), предъявляющим свои требования всем тем, кто в них  вступает. Каждый отдельный педагог, вступающий в роли профессионала в ПС, должен  понять, принять и реализовать требования ПС наилучшим образом, то есть за отведенное  на учебно­воспитательный процесс время, в условиях системы профессиональных  требований к нему и учащимся у всех или подавляющего большинства учащихся  сформировать искомые качества, позволяющие им успешно входить в новые ПС или  общественное производство. В соответствии с главными идеями реформы и последними документами партии по  вопросам идеологической работы может быть выделен базовый критерий оценки  результативности системы народного образования, а именно сформированность вличности выпускников как общеобразовательных, так и профессионально­технических  школ таких качеств, которые позволяли бы им легко включаться в общественное  производство. В базовый критерий, как это следует из всех партийных документов,  входят и показатели, характеризующие идейно­политическую и общественную зрелость  выпускников, их нравственную устойчивость и профессиональную компетентность. Этот базовый для всей системы народного образования критерий сформулирован по  признакам, которым должен отвечать конечный педагогический результат, то есть по  показателям вхождения выпускников в общественное производство. Он предполагает  достаточно высокий уровень сформированности качеств, обеспечивающих повышение  производительности труда, изобретательства и творчества в условиях общественного  производства. Только оптимизация системы народного образования в соответствии с дан­ ным критерием может оправдать материальные затраты, вкладываемые государством в  реформу. Базовый критерий позволяет сформулировать основные критерии оценки  эффективности отдельных педагогических систем всего «педагогического маршрута» —  из детства в самостоятельную профессиональную деятельность. Все они — в показателях  вхождения учащихся в новые педагогические системы: в средние классы по окончании  начальных, в ПТУ после окончания неполной средней школы, в общественное  производство после окончания ПТУ или средней школы. Сохранение общего «стержня»  во всей системе критериев позволяет рассмотреть воздействия внутри педагогической системы, в том  числе каждую из учебных дисциплин, в качестве факторов формирования личности  профессионала. Из сказанного ясно, что конечный результат в педагогическом труде зависит от  педагогических коллективов, в которые попадает учащийся. Но сам коллектив  определяется личностями, которые его составляют, и, прежде всего уровнем  сформированности педагогических способностей, одаренности, талантливости тех  индивидуальностей, из которых состоит коллектив.