Реформа общеобразовательной и профессиональной школы подчинена идее оптимизации системы народного образования. В до¬кументах реформы сформулирован и главный критерий оптимиза¬ции. В качестве такового выступает совершенствование процессов всестороннего развития личности учащегося, его трудового, нрав¬ственного и общественно-политического воспитания.
На совершенствование и перестройку системы образования в свете реформы направлена деятельность научно-исследователь¬ских институтов АПН СССР и всех отраслевых НИИ министерств и практических работников. Главные усилия направлены на госу¬дарственное материально-техническое, информационное (новые учебные планы, программы, учебники) и коммуникационное (новые средства, формы, методы учебно-воспитательной работы, методи¬ческие рекомендации и пособия) обеспечение педагогических систем.
ТРЕБОВАНИЯ РЕФОРМЫ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ ТРУДА
ПЕДАГОГОВ
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы подчинена идее
оптимизации системы народного образования. В документах реформы сформулирован и
главный критерий оптимизации. В качестве такового выступает совершенствование
процессов всестороннего развития личности учащегося, его трудового, нравственного и
общественнополитического воспитания.
На совершенствование и перестройку системы образования в свете реформы
направлена деятельность научноисследовательских институтов АПН СССР и всех
отраслевых НИИ министерств и практических работников. Главные усилия направлены
на государственное материальнотехническое, информационное (новые учебные планы,
программы, учебники) и коммуникационное (новые средства, формы, методы учебно
воспитательной работы, методические рекомендации и пособия) обеспечение
педагогических систем.
Однако основные идеи реформы заставляют искать резервы совершенствования
системы образования не только в создании лучших условий осуществления учебно
воспитательного процесса (что является очень важным), но и в улучшении деятельности
самих руководителей ПС и преподавателей как субъектов организации творческого
учебновоспитательного процесса, осуществляемого в условиях новых государственных
требований.
Именно на стимулирование педагогического мастерства и творчества преподавателей
направлен целый ряд государственных мероприятий, предусмотренных реформой:
— введение денежной надбавки за высокие показатели в учебновоспитательной
работе по данным аттестации, которая будет проводиться через каждые пять лет;
— присуждение почетных званий «Народный учитель», «Заслуженный учитель» с
повышением заработной платы;
— введение оплаты за выполнение должностных обязанностей по руководству
различными подразделениями учебного заведения;
— увеличение оплаты за ученую степень кандидата и доктора наук;
— засчитывание стажа педагогической работы при переходе в высшую школу;
— материальное поощрение целых педагогических коллективов за успехи в
педагогическом труде.
Все эти внешние стимулы делают особенно острой проблему совершенствования
деятельности каждого педагогического коллектива, формирования у каждого педагога
потребности в развитии своих способностей, направленности, мастерства и тем самым в
повышении продуктивности собственного труда.
Способов решения данной проблемы (формирование у педагогов потребности в
самосовершенствовании в условиях реформы), очевидно, может быть множество. Одним
из важнейших является изучение педагогическим коллективом и отдельным педагогом, в
него входящим, результативности собственного труда.
При этом главными показателями результативности коллективного труда педагогов
являются вхождение выпускников школ в последующие педагогические системы, а
профтехучилищ—в общественное производство (профессионализм, мастерство,
общественнополитическая активность, ответственность, устойчивость). Частными
признаками результативности отдельного педагога — умение учащихся применять
знания и навыки, полученные на предыдущих стадиях обучения, в последующих;
например знаний по физике — в курсе общетехнических дисциплин, знаний из
общетехнических дисциплин — в спецтехнологии, всего комплекса полученных в учи
лище знаний, навыков, умений — в самостоятельной производственной деятельности.Сложность такого объекта, как коллективная педагогическая деятельность, факторы,
содействующие или препятствующие се результативности (по показателям вхождения
выпускников в общественное производство), требуют разработки новой методологии
исследования. До сих пор, как правило, объектом изучения было минимальное число
факторов безотносительно к функционированию педагогической системы в целом.
Отсюда и выводы, как правило, носили локальный характер, не удовлетворяющий
практиков. Большой объект, например факторы продуктивности коллектива
профтехучилища, требует комплексности, участия множества специалистов,
соответствующих тем направлениям и специальностям, которые представлены в
педагогической системе, то есть методологии и методов исследования, адекватных само
му объекту.
Если иметь в виду, что фактором успешности функционирования каждой
последующей педагогической системы является качество работы предыдущей, то
объектом комплексного исследования должен стать весь «педагогический маршрут»
продвижения учащегося к общественному производству, например от детского сада,
начальной, средней, профессиональнотехнической, высшей школы до общественного
производства. В «маршруте» срабатывает такое количество факторов, что их выявление,
систематизация, установление закономерных тенденций без использования современной
вычислительной техники невозможно.
Но и на уровне отдельной педагогической системы (средняя школа или
профтехучилище) тоже «срабатывает» огромное количество факторов, учесть которые
очень трудно. Дело в том, что педагогический процесс в современных учебно
воспитательных учреждениях является одновременно коллективным, групповым и ин
дивидуальным. Уровень способностей и мастерства руководителя является фактором,
содействующим или препятствующим результативной деятельности преподавателя. В
свою очередь, уровень способностей и мастерства преподавателя оказывает влияние на
успешность деятельности учащихся. Конечно, внимание, прилежание, трудолюбие,
способности самого учащегося, с одной стороны, и ценностные ориентации учебной
группы, в которой он учится, с другой стороны, также оказывают влияние на
коллективные, групповые и индивидуальные результаты.
Учитывая, что способности есть субъективная форма отражения и созидания
объективной реальности, мы вынуждены были обратиться к моделированию
педагогических систем, задающих свои требования руководителям, педагогам и
учащимся.
Под педагогическими системами (ПС) мы понимаем взаимосвязь структурных и
функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования, обучения
подрастающих поколений и взрослых людей.
Взаимосвязь следующих пяти структурных компонентов характеризует факт наличия
педагогической системы. К ним относятся:
1. Цели, воспитательные или образовательные, данной ПС, во имя достижения
которых она создается (к каким видам деятельности, за какой период времени и кого она
должна подготовить) .
2. Учебная информация, ради усвоения которой создается система (какие отрасли
науки, техники, искусства, спорта, и в каких объемах в ней будут представлены).
3. Средства педагогической коммуникации (средства, формы и методы реализации
искомой цели).
4. Учащиеся (уровень их предшествующей подготовки, пол, возраст, контингент,
ролевые функции в обществе и общественном производстве, которыми они должны
овладеть за время пребывания в ПС).
Педагоги (носители целей ПС, учебной информации, средств педагогическойкоммуникации, знаний психологии учащихся), призванные за отведенное на их учебный
предмет время и за все время пребывания учащихся (цикл обучения, воспитания)
реализовать цели ПС.
Функциональные компоненты характеризуют связи структурных компонентов в
динамике, подчиненной достижению педагогической системой искомых результатов в
виде формирования личности учащегося как субъекта познания, общения и труда,
способного к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.
Функциональных компонентов тоже пять. К ним относятся гностический,
проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.
Гностический компонент ПС включает функции: а) изучения современного состояния
в обществе (стране и мире) тех отраслей науки, техники, искусства, которые
представлены в данной ПС, чтобы оставаться на уровне мировых достижений в
информационном обеспечении ПС; б) изучения современного состояния технологии
организации учебновоспитательного процесса, чтобы не отставать в коммуникационном
обеспечении ПС; в) изучения современного состояния психологии участников учебно
воспитательного процесса (руководителей, педагогов, учащихся), чтобы не отставать в
мотивационном обеспечении ПС.
Проектировочный компонент ПС включает функции: а) перспективного планирования
и информационного обеспечения учебновоспитательного процесса на весь цикл
реализации целей ПС (от зачисления до выпуска учащихся); б) планирования
коммуникационного обеспечения ПС, то есть того, как должны изменяться средства,
формы, методы педагогического воздействия от вхождения учащихся в данную ПС до
выхода из нее; в) перспективного планирования психологического обеспечения ПС в виде
основных событий, праздников, традиций, подъемов и разрядок, которые создают
эмоциональный ритм, ток, обеспечивающий достижение искомых результатов.
Конструктивный компонент включает функции: а) информационного обеспечения
отдельного педагогического мероприятия, должного произойти в четко обозначенный
отрезок времени (урок, сбор, игра, консультация, практикум, собрание и т. д.); б) комму
никационного обеспечения (с помощью каких средств, формы, методов его провести); в)
психологического обеспечения — как получить искомый психологический эффект.
Коммуникативный компонент включает функции: а) структурирования групп и
коллективов для включения их в учебновоспитательный процесс; б) регламентации
взаимоотношений между педагогами и учащимися; в) установления норм поведения в
данной ПС. Организаторский компонент включает функции: а) организация деятельности
и поведения педагогов как главных носителей традиций и требований ПС на весь период
ее функционирования;
б) организация учебнопознавательной, трудовой и коммуникативной деятельности
учащихся; в) обучение самоорганизации, саморегуляции, самоконтролю учащихся.
Названные структурные и функциональные компоненты свойственны как любой ПС в
целом (школа, профтехучилище, вуз), так и их подсистемам (класс, курс, группа или
учебный предмет, лекция, урок), предъявляющим свои требования всем тем, кто в них
вступает. Каждый отдельный педагог, вступающий в роли профессионала в ПС, должен
понять, принять и реализовать требования ПС наилучшим образом, то есть за отведенное
на учебновоспитательный процесс время, в условиях системы профессиональных
требований к нему и учащимся у всех или подавляющего большинства учащихся
сформировать искомые качества, позволяющие им успешно входить в новые ПС или
общественное производство.
В соответствии с главными идеями реформы и последними документами партии по
вопросам идеологической работы может быть выделен базовый критерий оценки
результативности системы народного образования, а именно сформированность вличности выпускников как общеобразовательных, так и профессиональнотехнических
школ таких качеств, которые позволяли бы им легко включаться в общественное
производство. В базовый критерий, как это следует из всех партийных документов,
входят и показатели, характеризующие идейнополитическую и общественную зрелость
выпускников, их нравственную устойчивость и профессиональную компетентность.
Этот базовый для всей системы народного образования критерий сформулирован по
признакам, которым должен отвечать конечный педагогический результат, то есть по
показателям вхождения выпускников в общественное производство. Он предполагает
достаточно высокий уровень сформированности качеств, обеспечивающих повышение
производительности труда, изобретательства и творчества в условиях общественного
производства. Только оптимизация системы народного образования в соответствии с дан
ным критерием может оправдать материальные затраты, вкладываемые государством в
реформу.
Базовый критерий позволяет сформулировать основные критерии оценки
эффективности отдельных педагогических систем всего «педагогического маршрута» —
из детства в самостоятельную профессиональную деятельность. Все они — в показателях
вхождения учащихся в новые педагогические системы: в средние классы по окончании
начальных, в ПТУ после окончания неполной средней школы, в общественное
производство после окончания ПТУ или средней школы. Сохранение общего «стержня»
во всей системе
критериев позволяет рассмотреть воздействия внутри педагогической системы, в том
числе каждую из учебных дисциплин, в качестве факторов формирования личности
профессионала.
Из сказанного ясно, что конечный результат в педагогическом труде зависит от
педагогических коллективов, в которые попадает учащийся. Но сам коллектив
определяется личностями, которые его составляют, и, прежде всего уровнем
сформированности педагогических способностей, одаренности, талантливости тех
индивидуальностей, из которых состоит коллектив.