Литература 6кл. 14.12.17г
Тема: Трехсложные размеры стиха
Цели урока: продолжить формирование понятия о стихотворных размерах, повторить известные сведения о стихотворной речи, двусложных размерах стиха; дать понятие о трехсложных размерах; развивать интерес учащихся к стихотворной речи; создавать условия для формирования вдумчивого чтения художественных произведений .
УУД:
Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.
Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.
Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.
Ход урока
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить. А.С.Пушкин
1.Орг. момент
2. Проверка д/з
- Опрос учащихся
3. Изучение новой темы
1) Вступительное слово учителя:
Говорить о стихах всегда трудно. Люди накопили немало приемов, помогающих достичь взаимопонимания, описать поэтическое произв.. Одно из таких полезных орудий в руках исследователя – набор стихотворных размеров (метр), которые позволяют охарактеризовать поэтический ритм
Да, тема урока – « Стихотворные размеры». В любом сочинении-анализе поэтического текста требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма – то есть ритм, звучание, музыка стих-я, которая, собственно, само стихотворение и образует. Но самое главное – не просто определить размер, а сказать в своем сочинении (анализе) о том, ЧТО этот размер вносит в стихотворение.Чтобы легко определить размер, прежде всего нужно вспомнить, что такое СТОПА?
Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение. Знакомы вам и двусл. размеры стиха?Ямб и хорей
2) Статья учебника «Трехсложные размеры стиха»
Ритм – важнейший атрибут стихотворения. Ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку. Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение. Познакомимся теперь с трехсложными размерами стиха. Назовите трехсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест) Рассмотрим эти размеры на примерах из стихотв. М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова
-Дактиль – трехсложный размер стиха с ударением на первый слог стопы
1) прочитаем стихотворную строфу выразительно; 2) проскандируйте ее; 3) дайте ее ритмический рисунок;
4)заполните строфу ключевыми словами; 5) укажите размер стиха.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Дактиль – в переводе с греческого – «палец». Правда, похоже: три фаланги, как три слога, первый, как ноготь, отмечен ударением: / __ __ Ключевое слово ДАШЕНЬКА
Амфибрахий трехсложный размер стиха , ударный слог находится между неударными – «окруженный» АЛЕША
В песчаных песках аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной
Журча, пробивался волною холодной…
Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на последний слог стопы – «отраженный», то есть противоположный дактилю : __ __ / Ключевое слово АЛЕКСЕЙ
4.Закрепление знаний учащихся о стихотворных размерах. Самостоятельная работа
1) опред. стихотв размер произв. М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» (амфибрахий).
2)определите стихотворный размер стихотв. М.Ю.Лермонтова «Парус». ( четырехстопный ямб)
5. Рефлексия
- Зачем нужно различать размеры стиха? Самое главное – это мысли и чувства художника слова, выразить которые помогают стихотворные размеры
- С какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока? (ритм, стихотворные размеры)
6. Домашнее задание:определите стих-й размер баллады М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»(4 – стопный амфибрахий)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.