Трехсложные размеры стиха

  • docx
  • 01.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала трехсложные разм.6кл.docx

                             Литература     6кл.                  14.12.17г

 

Тема:  Трехсложные   размеры стиха

Цели  урока: продолжить формирование понятия о стихотворных размерах, повторить известные сведения о стихотворной речи, двусложных размерах стиха; дать понятие о трехсложных размерах; развивать интерес учащихся к стихотворной речи; создавать условия для формирования вдумчивого чтения  художественных произведений  .

УУД:

Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.

Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.                                                

                                               Ход  урока

                                                                                               Высокой страсти не имея

                                                                                               Для звуков жизни не щадить,

                                                                                               Не мог он ямба от хорея,

                                                                                               Как мы ни бились, отличить.   А.С.Пушкин 

1.Орг. момент

2. Проверка д/з

- Опрос учащихся

3. Изучение новой темы

1) Вступительное слово учителя:

            Говорить о стихах всегда трудно. Люди накопили  немало приемов, помогающих достичь взаимопонимания, описать поэтическое произв.. Одно из таких полезных орудий в руках исследователя – набор стихотворных размеров (метр), которые позволяют охарактеризовать поэтический ритм

Да, тема урока – « Стихотворные размеры». В любом сочинении-анализе поэтического текста требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма – то есть ритм, звучание, музыка стих-я, которая, собственно, само стихотворение и образует. Но самое главное –  не просто определить размер, а сказать в своем сочинении (анализе) о том, ЧТО этот размер вносит в стихотворение.Чтобы легко определить размер,  прежде всего нужно вспомнить, что такое СТОПА?

Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение. Знакомы вам и двусл. размеры стиха?Ямб и хорей

2) Статья учебника  «Трехсложные размеры стиха»

Ритм – важнейший атрибут стихотворения. Ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку. Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение. Познакомимся  теперь с трехсложными размерами стиха. Назовите трехсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест)  Рассмотрим эти размеры на примерах из стихотв. М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова

-Дактиль – трехсложный размер стиха с ударением на первый слог стопы

1) прочитаем стихотворную строфу выразительно;   2) проскандируйте ее;   3) дайте ее ритмический рисунок;

4)заполните строфу ключевыми словами;     5) укажите размер стиха.

                                    Тучки небесные, вечные странники!

                                    Степью лазурною, цепью жемчужною

                                    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

                                    С милого севера в сторону южную.  

Дактиль – в переводе с греческого – «палец». Правда, похоже: три фаланги, как три слога, первый, как ноготь, отмечен ударением:  /  __  __  Ключевое слово ДАШЕНЬКА

Амфибрахий трехсложный размер стиха , ударный слог находится между неударными – «окруженный» АЛЕША

                                    В песчаных песках аравийской земли

                                    Три гордые пальмы высоко росли.

                                    Родник между ними из почвы бесплодной

                                    Журча, пробивался волною холодной…

Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на последний слог стопы – «отраженный», то есть противоположный дактилю : __  __  /  Ключевое слово АЛЕКСЕЙ

4.Закрепление знаний учащихся о стихотворных размерах. Самостоятельная работа   

 1) опред. стихотв размер произв. М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» (амфибрахий).

2)определите стихотворный размер стихотв. М.Ю.Лермонтова «Парус».   ( четырехстопный ямб)

5. Рефлексия

- Зачем нужно различать размеры стиха? Самое главное – это мысли и чувства художника слова, выразить которые помогают стихотворные размеры    

- С какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока? (ритм, стихотворные размеры)

6. Домашнее задание:определите стих-й размер баллады М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»(4 – стопный амфибрахий)