Тренинг №1 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.7

Тренинг №1 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.7
docx
04.03.2020
Тренинг №1 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями
Тренинг 1 по профориентации УО.docx

Александр Владимирович Салов

ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»

 

 

Тренинг 1 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями

 

Правила группы

Цель:  ввести подростков в курс тренинговых занятий по основам профессионального выбора.

Время проведения: 40 минут.

Задачи: 

1.                 Познакомить подростков с правилами проведения тренингов.

2.                 Продемонстрировать необходимость общения в социальном обществе. 

Методы: самопрозентация, мозговой штурм, игровое проектирование, групповая дискуссия.

Ход   занятия

Вступление. Друзья! Сегодня у нас особая встреча, я вас приглашаю на занятия, посвященные вашему выбору жизненного и трудового пути в будущем. Сейчас у нас будет первое занятие из девяти.  Для начала я предлагаю вам упражнение «Мой цвет».

Упражнение «Мой цвет».

Задача: оценка эмоционального состояния подростков.

Инструкция: я предлагаю вам набор из 7 карточек разных цветов. Выберите, пожалуйста, цвет, который вам больше всего нравится в настоящий момент.

Результат: ведущий тренинга заносит результат выбора в «Дневник эмоционального состояния участников тренинга» (приложение 1).

Как вариант: ребенку предлагался набор из 7 карандашей, которым он должен был отметиться в специально заведенном «Журнале контроля посещаемости» каким-либо знаком напротив своей фамилии).

Игра «Знакомство». Сначала нам надо познакомиться. Многие из вас знают друг друга. Но я предлагаю вам по-новому посмотреть друг на друга – с точки зрения значения его имени.

Задача: узнать новое и интересное об участниках тренингов.

Инструкция: каждого из вас я попрошу рассказать о том, что обозначает его имя. Может быть, вас в честь кого-то назвали (бабушек или дедушек, уважаемых святых или известных людей).

Обсуждение: что вам понравилось больше: рассказывать о себе или слушать других и узнавать о них новое?

Обобщение: несмотря на то, что вы уже давно знакомы, сегодня вы узнали друг о друге много интересного.

Я хочу подарить вам ручки и блокноты, в которых вы будите записывать интересную информацию, выполнять некоторые задания.

Чтобы лучше слышать и понимать друг друга мы настраиваемся на доверительное общение, уважение к каждому участнику группы, готовность помочь и поддержать его при возникновении затруднения.

Игра «Наши правила». Давайте придумаем свои правила для наших занятий, соблюдение которых сделает их максимально полезными и интересными для каждого.

Задача: совместно с детьми выработать правила поведения на тренинговых занятиях.

Инструкция: каждый из нас скажет, какое условие необходимо ему, чтобы чувствовать себя комфортно на занятиях. Например, мне, как ведущему, хотелось бы, чтобы вы не опаздывали и выполняли предложенные задания. А еще было бы здорово, если бы нас ничего не отвлекало от занятий – давайте будем отключать свои мобильные телефоны на это время.

Обсуждение: ответы детей (каждый ответ записывается на доске).

Обобщение: таким образом, чтобы наши занятия были комфортны и приносили пользу и радость, нужно:

·        на занятия приходить вовремя

·        называть друг друга только по имени,

·        не перебивать,

·        не торопить,

·        не критиковать,

·        не смеяться над ответами других ребят,

·        думать о чувствах других людей, когда высказываешь свою точку зрения,

·        обязательно выполнять задания,

·        отключать мобильные телефоны,

·        начинать и завершать занятие игрой «Мой цвет»,

·        заканчивать занятие хорошим пожеланием.

Игра «Круг общения». Сегодня мы сидим не за партами, а по кругу, чтобы видеть каждого, чтобы каждый из нас был равноправным участником общения. Как вы думаете, важно ли уметь правильно общаться, выстраивать свои взаимоотношения с другими людьми?

Задача: дать возможность детям понять необходимость общения с другими людьми.

Инструкция: откройте свои «Книги …» и на первой странице нарисуйте кружок, в котором напишите «Я». На доске написаны группы людей, которые нас окружают ежедневно. Можете дополнить этот список. Вокруг своего «Я» разместите эти надписи по значимости – ближе к себе – самых важных людей, дальше от себя – менее важных.

Родители

Друзья

Учителя в школе

Соседи

Знакомые

Бабушки, дедушки

Другие родственники

Учителя дополнительного образования

Одноклассники

Друзья родителей

 

Скажите, мы одинаково или по-разному общаемся с этими людьми? От чего зависит стиль нашего общения? Что дает нам общение с родственниками, друзьями, учителями, посторонними людьми?

Обсуждение: общение – для каждого человека это:

·        обмен информацией – возможность узнать что-то новое,

·        выражение себя, своих мыслей,

·        получение оценки своих действий,

·        совместное творчество (можно делать что-то вместе),

·        достижение взаимопонимания.

Обобщение: каждый из нас является членом общества, без других людей мы не смогли бы существовать. Общаясь на наших занятиях, мы попробуем достичь взаимопонимания, обменяться мнениями по поводу важных жизненных вопросов. Возможно, ваше мнение не совпадет с моим или других участников тренинга – тем лучше, это поможет нам всесторонне взглянуть на ту или иную проблему. Не бойтесь и не стесняйтесь высказывать свою точку зрения. Общение с другими людьми помогает нам познать себя, утвердиться или, наоборот, усомниться в своих суждениях. Поэтому основой наших тренингов, направленных на подготовку к трудовой деятельности, будет общение.

Игра «Один на острове» (как вариант).

Задача: дать возможность почувствовать необходимость социального общения.

Инструкция: Давайте представим, что каждый из нас вдруг оказался на огромном безлюдном острове. Никого нет, нет зданий, нет людей, кругом тишина… Что вы чувствуете? Что будете делать? (ответы детей). А теперь вернемся в наш город. Как радостно снова увидеть знакомые и незнакомые лица людей!

Обсуждение:

1.     Хотелось бы остаться одному на острове?

2.     Можем ли мы существовать без других людей?

3.     Имеет ли смысл наша жизнь вне общества?

Обобщение: каждому человеку нужны другие люди, наше общество называется социальным, потому что самое главное в нем – человек.

Игра «Пазлы» (как вариант).

Задача: дать детям возможность понять уникальность и нужность каждого человека.

Оборудование: пазлы из 24 картинок.

Инструкция: Кто из вас любит собирать пазлы? Давайте попробуем все вместе собрать картинку и пазлов.

Обсуждение:

1. Есть ли в коробке одинаковые пазлы?

2. А если один пазл потеряется, получится ли целостная, красивая картина?

Обобщение: так же, как пазлы, мы, люди, уникальны и неповторимы, у каждого свое предназначение в обществе. Каждый из нас не похож на другого, и это здорово – человек индивидуален! Чтобы была красивая картина пазлам нужно уметь находить свое место среди других пазлов, никому не мешая. Мы также должны уметь взаимодействовать друг с другом. На следующем занятии мы попробуем разобрать в правилах успешного общения. Это поможет вам в жизни и сделает наши тренинги приятными и полезными для каждого.

Домашнее задание. Я попрошу вас немного подумать над словом «комплимент»: что оно обозначает, кому мы можем делать комплименты, как их нужно делать. На следующем занятии мы потренируемся в мастерстве безупречных комплиментов.

Подведение итогов. Наше занятие подходит к концу. Я попрошу каждого из вас сказать, что ему сегодня больше всего понравилось на занятии, а что – не очень. Что сегодня вы узнали нового, интересного, полезного.

Упражнение «Мой цвет». Перед вашим уходом я снова предлагаю вам набор  карточек из 7 цветов.

Задача: оценка эмоционального состояния подростков.

Инструкция: Выберите, пожалуйста, цвет, который вам больше всего нравится в настоящий момент.

Результат: ведущий тренинга заносит результат выбора в «Дневник эмоционального состояния участников тренинга».

Прощание. Нашим исключительным способом завершения занятия и прощания я предлагаю такой: стоя в кругу и, держась за руки, один из нас говорит пожелание остальным. Например: «Удачи на всю неделю!». Каждый из нас это пожелание говорит соседу слева (по кругу). На следующем занятии, по очереди, кто-то другой будет «ответственным» за пожелание.


 

Приложение 1

Методика эмоционально-цветовой аналогии – упражнение «Мой цвет»

Упражнение позволяет выявить текущее эмоциональное состояние наблюдаемых, отследить эффективность используемых психолого-педагогических приемов проведения тренингов.

красный

бурный восторг, активность

оранжевый

радость

желтый

тихая радость, благодушие

зеленый

спокойствие, уравновешенность

синий

грусть

фиолетовый

печаль, тревога

черный

негатив, недовольство

 

* Как вариант проведения теста – можно подготовить карандаши соответствующих цветов и предложить ребенку выбрать один из них.

 

Анкета для детей.

Уважаемый друг!

Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов.

1. Кем работают твои родители? папа  _____ мама ____

2. Что тебе нравится в профессии родителей _________

3. Что тебе не нравится в профессии родителей ____________

4. Ты бы  хотел работать по профессии родителей ______

5. Кем бы ты хотел работать _______

6. Что может ограничить выбор этой профессии у тебя:

 состояние здоровья, уровень образования, проблема трудоустройства, другое ____

7. Куда ты хотел бы пойти после школы:

·        учиться (куда) ____

·        работать (кем)  ______

·        никуда (почему) ______

8. Что больше всего повлияет на выбор твоей будущей профессии (подчеркни)    

·        совет отца,  матери, родственников (кого) _____,

·        совет одноклассника,

·        учителя (какого) _____,

·        рекомендации классного руководителя, 

·        собственное увлечение, хобби,

·        пример или совет знакомых,

·        самостоятельный выбор _____

9. Ты уже пробовал работать ___,

кем ________

10. Будущая работа для тебя – это:

·        возможность получения зарплаты;

·        получение удовольствия от работы (так как она нужна людям, ты способен ее сделать хорошо);

·        на работе можно общаться с другими людьми, приобрести новых друзей;

·        так надо – каждый человек должен работать;

·        я не хочу работать;

·        не пойду работать – буду жить на пособие по инвалидности;

·        другое ____________

Спасибо!

 

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Укажите, пожалуйста, класс ______ и пол Вашего ребенка мальчик/девочка.

Ответьте на вопросы.

1.   Назовите Вашу профессию (кем Вы работаете) ______

2.   Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в будущем стал ______

3. Какие Вы видите причины, ограничивающие выбор этой профессии у Вашего ребенка ______

4. Обсуждаете ли Вы дома будущую профессию Вашего ребенка ____  да/нет

5. Вы знаете, кем хочет стать Ваш ребенок _____

6. Куда после окончания школы пойдет Ваш ребенок ____

7. Ваш ребенок уже пробовал работать _ да/нет

8. Что он делал, чтобы заработать деньги ____

 

Анкета для родителей  «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» (http://www.vashpsixolog.ru)

 Инструкция. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка.

Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».

1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.

2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках. 

3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).

4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.

5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.

6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь). 

7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.

8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.

9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.

10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.

11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).

12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.

13. Мне кажется, что заставлять сына не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.

14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.

15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.

16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.


Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается 1 баллом.

Ключ:

«да» - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;

«нет» - 3, 5, 6, 8, 12, 13, 15.

 Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:
12 – 16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;

8 – 11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;

4 – 7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;

0 – 3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.


 

Скачано с www.znanio.ru

Александр Владимирович Салов

Александр Владимирович Салов

Как вариант: ребенку предлагался набор из 7 карандашей, которым он должен был отметиться в специально заведенном «Журнале контроля посещаемости» каким-либо знаком напротив своей фамилии)

Как вариант: ребенку предлагался набор из 7 карандашей, которым он должен был отметиться в специально заведенном «Журнале контроля посещаемости» каким-либо знаком напротив своей фамилии)

Обобщение: таким образом, чтобы наши занятия были комфортны и приносили пользу и радость, нужно: · на занятия приходить вовремя · называть друг друга только по…

Обобщение: таким образом, чтобы наши занятия были комфортны и приносили пользу и радость, нужно: · на занятия приходить вовремя · называть друг друга только по…

Скажите, мы одинаково или по-разному общаемся с этими людьми?

Скажите, мы одинаково или по-разному общаемся с этими людьми?

Имеет ли смысл наша жизнь вне общества?

Имеет ли смысл наша жизнь вне общества?

Упражнение «Мой цвет». Перед вашим уходом я снова предлагаю вам набор карточек из 7 цветов

Упражнение «Мой цвет». Перед вашим уходом я снова предлагаю вам набор карточек из 7 цветов

Приложение 1 Методика эмоционально-цветовой аналогии – упражнение «Мой цвет»

Приложение 1 Методика эмоционально-цветовой аналогии – упражнение «Мой цвет»

Что больше всего повлияет на выбор твоей будущей профессии (п одчеркни ) · совет отца, матери, родственников (кого) _____, · совет одноклассника, · учителя (какого)…

Что больше всего повлияет на выбор твоей будущей профессии (п одчеркни ) · совет отца, матери, родственников (кого) _____, · совет одноклассника, · учителя (какого)…

Назовите Вашу профессию (кем Вы работаете) ______ 2

Назовите Вашу профессию (кем Вы работаете) ______ 2

Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни

Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни

Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у

Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020