Александр Владимирович Салов
ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»
Тренинг 5 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями
Наши помощники в будущей профессии
Цель: выработать у участников тренинга мотивацию на обдуманный профессиональный выбор.
Время проведения: 40 минут.
Задачи:
1. Установить наиболее распространенные причины выбора профессии у людей.
2. Познакомить подростков с факторами успешного профессионального выбора.
Методы: групповая дискуссия, сбор информации (тренинг коммуникативных навыков).
Вступление. Друзья! Давайте вспомним, зачем мы с вами собираемся на занятия? Главное, что мы хотим получить на тренингах, – познать себя, свои возможности, особенности, стремления, чтобы каждый правильно мог сделать свой профессиональный выбор. Для этого хорошо бы провести анализ имеющегося опыта наших близких и знакомых по этому вопросу.
Упражнение «Мой цвет».
Игра «Совещание журналистов». Обсуждение собранной информации по вопросу причин выбора профессии у людей.
Задача: выяснить, какие причины способствуют выбору профессии у людей.
Инструкция: в конце прошлого занятия мы решили стать журналистами и собрать важную информацию о том, что определило профессиональный выбор наших знакомых. Попрошу сдать ваши журналистские отчеты. На доске мы составим список причин и отметим, сколько человек из опрошенных указали эту причину.
Обсуждение:
1. Какие причины лидируют?
2. Какие причины вам нравятся, и вы поступили бы также? Почему?
3. Какие причины назвали люди, которые не очень любят свою работу?
Обобщение: мы видим разные ответы наших опрошенных. Некоторые из них нам нравятся больше – «с детства мечтал работать именно здесь», «эта работа – семейная традиция», «мне нравится помогать людям», «я люблю и умею делать эту работу». Есть причины, за которыми видно, что человек не обдумывал серьезно свой профессиональный путь: «родители посоветовали, а я не очень хотел», «пошел за компанию», «больше некуда было идти». Давайте учиться на чужих ошибках. Сегодня мы попробуем построить дом нашего будущего, а кирпичиками будут составляющие успешного выбора профессии.
Игра «Строим дом» (как вариант).
Задача: понять составляющие успешного профессионального выбора.
Инструкция: каждому из вас я предложу по кирпичику, на которых написаны некоторые слагаемые успешного выбора трудового пути. Подумайте, нужен ли этот кирпичик в нашем доме. Каждый кирпичик мы обсудим и решим, что с ним делать.
Обсуждение: давайте их обсудим по схеме: «этот кирпичик нам нужен потому что…, если его не будет, то…».
Информированность о современном рынке труда – возможность выбора востребованной профессии в нашем регионе.
Информированность о возможности получения начального профессионального образования.
Самоопределение – знание своих возможностей в освоении определенного вида профессии.
Ограничения – что может ограничить профессиональный выбор.
Решительность – способность принимать обдуманные решения.
Умение планировать – определение действий, необходимых для достижения профессионального успеха.
Целеустремленность – умение наметить жизненную цель, желание и способность идти по намеченному пути, преодолевая трудности.
Дальновидность – выбор запасного пути профессиональной деятельности.
Участие родителей – обеспечение материальной и эмоциональной поддержки.
Участие друзей – возможность обсуждения с ровесниками получение дальнейшего образования, обмен мнением и опытом.
Обобщение: у нас получился высокий дом, каждый кирпичик нам пригодился, значит, эти качества нам необходимы для успешного профессионального выбора.
Домашнее задание. Заполнить предложенную анкету – «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова (приложение 2).
Задача: выявить у подростков склонности к 5 сферам профессиональной деятельности.
Инструкция: представим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, чтобы вы предпочли? В 20 парах самостоятельно выберите один из двух ответов, который больше вам подходит. Отметьте его «галочкой». Я попрошу вас принести заполненные анкеты за 1 день до следующего занятия.
Подведение итогов.
Упражнение «Мой цвет».
Прощание.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова
Предназначен для выявления склонности к пяти основным сферам профессиональной деятельности.
Инструкция: в 20 парах самостоятельно выберите один из двух ответов, который больше вам подходит. Отметьте его «галочкой».
1а. Ухаживать за животными |
1б. Обслуживать машины, приборы (следить регулировать) |
2а. Помогать больным |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для компьютеров |
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток |
3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу) |
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать статьи в газетах |
5б. Обсуждать книги, спектакли, концерты |
6а. Выращивать молодняк (животных какой либо породы) |
6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
7б. Управлять каким либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, тепловозом. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
9б. Искать и исправлять ошибки в тексте, таблице, рисунках |
10а. Лечить животных |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (одежду, дома, продукты питания) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать за работой артистов |
13б. Наблюдать изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах |
15а. Писать статьи в газеты |
15б. Составлять точные описание – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий |
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовывать походы сверстников или младших детей в театры, музеи, экскурсии, туристические походы |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
19б. Заниматься черчением, копированием чертежей, карт |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
20б. Работать на компьютере |
Бланк ответов
Человек – природа |
Человек – техника |
Человек – человек |
Человек – знаковая система |
Человек – художественный образ |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4б |
4б |
5а |
5б |
6а |
|
6б |
|
7а |
|
7б |
8а |
|
8б |
|
9а |
|
9б |
|
10а |
|
|
10б |
|
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16б |
|
16б |
|
17а |
|
17б |
18а |
|
18б |
|
19а |
|
19б |
|
20а |
|
|
20б |
|
Обработка результатов: нужно подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5 столбцов. Приоритетным видом деятельности для подростка является тот, который получил максимальное количество знаков «+».
Первую группу составляют профессии типа человек – природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как овощевод, садовник, цветовод, пчеловод, доярка.
Основой второго типа являются отношения человек – техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: токарь, слесарь-инструментальщик, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, маляр, штукатур, печник, плотник, столяр, швея, отделочник изделий из древесины, сборщик изделий из древесины, облицовщик-плиточник.
Третью группу образуют профессии типа человек – человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности – парикмахер, дворник, обувщик, кухонный работник, портной.
Четвертую группу составляют профессии человек – знаковая система. Объектами являются условные знаки, цифры, коды, таблицы. В этой области работают (брошюровщик, переплетчик).
Человек – художественный образ – основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся такие специальности, как выжигальщик по дереву, изготовитель художественных изделий из бересты, изготовитель художественных изделий из дерева, резчик по дереву и бересте, художник росписи по дереву.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.