Тренинг 5 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.6

Тренинг 5 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.6
docx
04.03.2020
Тренинг 5 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями
Тренинг 5 по профориентации УО.docx

Александр Владимирович Салов

ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»

 

 

Тренинг 5 по профориентации детей с интеллектуальными нарушениями

 

Наши  помощники в будущей профессии

Цель:  выработать у участников тренинга мотивацию на обдуманный профессиональный выбор.

Время проведения: 40 минут.

Задачи: 

1. Установить наиболее распространенные причины выбора профессии у людей.

2. Познакомить подростков  с факторами успешного профессионального выбора.

Методы: групповая дискуссия, сбор информации (тренинг коммуникативных навыков).

Ход   занятия

Вступление. Друзья! Давайте вспомним, зачем мы с вами собираемся на занятия? Главное, что мы хотим получить на тренингах, – познать себя, свои возможности, особенности, стремления, чтобы каждый правильно мог сделать свой профессиональный выбор. Для этого хорошо бы провести анализ имеющегося опыта наших близких и знакомых по этому вопросу.

Упражнение «Мой цвет».

Игра «Совещание журналистов». Обсуждение собранной информации по вопросу причин выбора профессии у людей.

Задача: выяснить, какие причины способствуют выбору профессии у людей.

Инструкция: в конце прошлого занятия мы решили стать журналистами и собрать важную информацию о том, что определило профессиональный выбор наших знакомых. Попрошу сдать ваши журналистские отчеты. На доске мы составим список причин и отметим, сколько человек из опрошенных указали эту причину.

Обсуждение:

1. Какие причины лидируют?

2. Какие причины вам нравятся, и вы поступили бы также? Почему?

3. Какие причины назвали люди, которые не очень любят свою работу?

Обобщение: мы видим разные ответы наших опрошенных. Некоторые из них нам нравятся больше – «с детства мечтал работать именно здесь», «эта работа – семейная традиция», «мне нравится помогать людям», «я люблю и умею делать эту работу». Есть причины, за которыми видно, что человек не обдумывал серьезно свой профессиональный путь: «родители посоветовали, а я не очень хотел», «пошел за компанию», «больше некуда было идти». Давайте учиться на чужих ошибках. Сегодня мы попробуем построить дом нашего будущего, а кирпичиками будут составляющие успешного выбора профессии.

Игра «Строим дом» (как вариант).

Задача: понять составляющие успешного профессионального выбора.

Инструкция: каждому из вас я предложу по кирпичику, на которых написаны некоторые слагаемые успешного выбора трудового пути. Подумайте, нужен ли этот кирпичик в нашем доме. Каждый кирпичик мы обсудим и решим, что с ним делать.

Обсуждение: давайте их обсудим по схеме: «этот кирпичик нам нужен потому что…, если его не будет, то…».

Информированность о современном рынке труда – возможность выбора востребованной профессии в нашем регионе.

Информированность о возможности получения начального профессионального образования.

Самоопределение – знание своих возможностей в освоении определенного вида профессии.

Ограничения – что может ограничить профессиональный выбор.

Решительность – способность принимать обдуманные решения.

Умение планировать – определение действий, необходимых для достижения профессионального успеха.

Целеустремленность – умение наметить жизненную цель, желание и способность идти по намеченному пути, преодолевая трудности.

Дальновидность – выбор запасного пути профессиональной деятельности.

Участие родителей – обеспечение материальной и эмоциональной поддержки.

Участие друзей – возможность обсуждения с ровесниками получение дальнейшего образования, обмен мнением и опытом.

         Обобщение: у нас получился высокий дом, каждый кирпичик нам пригодился, значит, эти качества нам необходимы для успешного профессионального выбора.

Домашнее задание. Заполнить предложенную анкету «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова (приложение 2).

Задача: выявить у подростков склонности к 5 сферам профессиональной деятельности.

Инструкция: представим, что после соответствующего обучения вы  сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, чтобы вы предпочли? В 20 парах самостоятельно выберите один из двух ответов, который больше вам подходит. Отметьте его «галочкой». Я попрошу вас принести заполненные анкеты за 1 день до следующего занятия.

Подведение итогов.

Упражнение «Мой цвет».

Прощание.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова

      Предназначен для выявления склонности к пяти основным сферам профессиональной деятельности.

Инструкция: в 20 парах самостоятельно выберите один из двух ответов, который больше вам подходит. Отметьте его «галочкой».

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы (следить регулировать)

2а. Помогать больным

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для компьютеров

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу)

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать статьи в газетах

5б. Обсуждать книги, спектакли, концерты

6а. Выращивать молодняк (животных какой либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, тепловозом.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия  (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в тексте, таблице, рисунках

10а. Лечить животных

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (одежду, дома, продукты питания)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать за работой артистов

13б. Наблюдать изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах

15а. Писать статьи в газеты

15б. Составлять точные описание – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а.  Организовывать походы сверстников или младших детей в театры, музеи, экскурсии, туристические походы

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19б. Заниматься черчением, копированием чертежей, карт

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б. Работать на компьютере

 

 

Бланк ответов

Человек – природа

Человек – техника

Человек – человек

Человек – знаковая система

Человек – художественный образ

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16б

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

 

Обработка результатов: нужно подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5 столбцов. Приоритетным видом деятельности для подростка является тот, который получил максимальное количество знаков «+».

Первую группу составляют профессии типа человек – природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как овощевод, садовник, цветовод, пчеловод, доярка.  

Основой второго типа являются отношения человек – техника, объектом  труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: токарь, слесарь-инструментальщик, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, маляр, штукатур, печник, плотник, столяр, швея, отделочник изделий из древесины, сборщик изделий из древесины, облицовщик-плиточник.

Третью группу образуют профессии типа человек – человек, где  объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности – парикмахер, дворник, обувщик, кухонный работник, портной.

Четвертую группу составляют профессии человек – знаковая система. Объектами являются условные знаки, цифры, коды, таблицы. В этой области работают (брошюровщик, переплетчик).

Человек – художественный образ – основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся такие специальности, как выжигальщик по дереву, изготовитель художественных изделий из бересты, изготовитель художественных изделий из дерева, резчик по дереву и бересте, художник росписи по дереву.


 

Александр Владимирович Салов

Александр Владимирович Салов

Инструкция: в конце прошлого занятия мы решили стать журналистами и собрать важную информацию о том, что определило профессиональный выбор наших знакомых

Инструкция: в конце прошлого занятия мы решили стать журналистами и собрать важную информацию о том, что определило профессиональный выбор наших знакомых

Самоопределение – знание своих возможностей в освоении определенного вида профессии

Самоопределение – знание своих возможностей в освоении определенного вида профессии

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Писать статьи в газеты 15б

Писать статьи в газеты 15б

Сюда входят такие профессии, как овощевод, садовник, цветовод, пчеловод, доярка

Сюда входят такие профессии, как овощевод, садовник, цветовод, пчеловод, доярка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020