Тренинг для педагогов на сплочение коллектива
Оценка 4.6

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
психологическая работа
09.08.2021
Тренинг для педагогов на сплочение коллектива
Тренинг для педагогов на сплочение коллектива.doc

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива.

Для успешной работы необходима хорошая организация пространства:

• Достаточно простое и хорошо проветриваемое помещение

• Наличие стульев по числу участников

Материалы и оборудование:

• Ручки, кисточки, веревочки

• Пособие в виде отдельных листочков

• Клей ПВА, фотографии участников, ватман

• Проектор, компьютер.

Ход тренинга:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Команда ДОУ»

Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

• Повысить сплоченность коллектива;

• Повысить взаимопонимание между педагогами;

• Повысить самооценку педагогов;

• Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

 

ТЕПЕРЬ поговорим с Вами о сплоченности коллектива, как вы думаете, что же такое сплоченность коллектива?

Ответы педагогов.

Сплоченность коллектива - это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов.

Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший психологический климат в коллективе.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

А сейчас давайте выполним упражнение "Знакомство"

Каждый член коллектива, по очереди называет свои Ф. И. О. и положительное личностное качество, и деловое качество (деловые: проф. мастерство, инициативность, пунктуальность, организованность, осведомленность, преданность работе, личностные: интеллигентность, трудолюбие, скромность, отзывчивость, аккуратность и др.)

А теперь мы с вами поиграем в игру «Молекулы»

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.

Релаксационная пауза. Прослушивание или просмотр любой успокаивающей музыки либо видео.

А теперь мы с вами еще поиграем игра "Гусеница"

Цель: игра учит доверию

Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите шар или мяч. Дотрагиваться руками до мяча строго воспрещается! Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Упражнение "Цепь".

Цель: учиться совместно выполнять задания.

Предварительно подготовить ватман и фотографии всех членов коллектива, участников тренинга, клей ПВА и кисточки.

Сейчас мы с вами построимся в ряд, вытянем вперед правую руку. Ведущий связывает правые руки участников и просит всем вместе подойти к столу, на котором лежат ватман и фотографии всей участников тренинга. Затем просит участников выбрать любые фотографии и приклеить их к листу ватмана.

Обсуждение задания.

 

В заключении тренинга ведущий просит на небольших листочках написать пожелания своему коллективу.

 

Рефлексия тренинга. Участникам раздаются бумажные листочки, ведущий просит изобразить на них свое настроение после проведенного тренинга.

Коллектив –это дружба,

Коллектив – это сила,

Коллектив – это кто-то всегда «заводила»

Коллектив – когда вместе всегда и везде.

Хоть на рифе, хоть в космосе, хоть на воде.

По окончании тренинга звучит музыка и под нее ведущий раздает медали "Лучший коллектив"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг «Просто поверь в себя»

Введение: 
Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

Цель: способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание.

Необходимое время: 1 ч 40 м.

Необходимые материалы: музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный), цветные мелки, карандаши, фломастеры, бумага А4.

Разогрев

Упражнение «Стирка» [3]

Цель: развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Время: 5 м.

Материалы: музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный).

Процедура:

1.     Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.

2.     Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.

3.     Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.

4.     Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.

5.     Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.

6.     Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.

7.     Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.

Основная деятельность

Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель: помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Время: 10 м.     Материалы: не требуются.

Процедура: Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы:

1.     Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?

2.     Почему, как вы думаете?

3.     Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

4.     Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

5. Упражнение «Рисунок Я» [2]

Цель: расширить представление о себе, самопознание.

Время: 30 м.            Материалы: карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура: Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция участникам: «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает в случайном порядке. Ведущий предлагает каждому участнику по очереди выбрать из стопки рисунок и демонстрируя его группе, просит участника поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать. Чей-то комментарий ограничивается одним словом, кто-то делится более подробными догадками. Это не самое важное. Главное – способствовать тому, что бы высказались все, включая и авторов рисунков. Автору предлагается высказаться, что называется, для маскировки.

Вопросы:

1.     Поделись впечатлениями, какой человек мог нарисовать данный рисунок.

2.     Какими качествами обладает этот человек?

3.     Это уверенный в себе человек или наоборот?

4.     Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?

5.     Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

Упражнение «Дополнительное рисование» [4]

Цель: выявить склонность к неуверенности.

Время: 30 м.

Материалы: цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура: Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дифици места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Вопросы:

1.     Дополнили ли вы рисунок?

2.     Если нет то почему?

3.     Это именно то что вы хотели бы добавить?

4.     Если нет то почему?

5.     Что именно Вы изобразили?

Упражнение «Я – звезда» [1]

Цель: отработка навыков уверенного поведения.

Время: 20 м.   Материалы: не требуются.

Процедура: Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

1.     Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?

2.     Что схожего между Вами и выбранной звездой?

3.     Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?

4.     Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?

5.     Где было легче, показывать или отгадывать?

Завершение

Упражнение «Пожелания по кругу»

Цель: поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Время: 5 м.     Материалы: не требуются.

Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.

Вопросы ко всему тренингу:

1.     Изменилось ли ваше представление о себе?

2.     Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?

3.     Что нового вы узнали о себе?

4.     Какие выводы вы сделали для себя?

Источники:

  1. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 105 с.
  2. Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – С. 80. 11 с.
  3. Психомоторика: практикум. Навчальний посібник. – К.: Р59 Главник, 2006. – 144с. – (серія «Психол. Інструментарій»). 55-56 с.
  4. Яценко Т.С., Кміт Я.М.,Олексіенко Б.М. Активне соціально-психологічне навчання: теорія, процес, практика: Навчальній посібник. – Хмельницький: Видавництво НАПВУ, 2002. -792 с. 52 с.

Психологического тренинга «Эмоциональное благополучие педагога»

 

Цель: Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов.

 

Ход:

1.      Вступление:

- В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.

Статистические данные:

Ø  в России 80-95% педагогов - женщины.

Ø  27% - не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок.

Ø   29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате.

Ø   еще 16 - 20% используют помощь родителей.

Ø  хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.

Ø   85% педагогов испытывают нервные срывы.

Ø  90% опрошенных недовольны своей работой, каждая 4-ая призналась, что могла бы работать лучше.

Вот такая картина вырисовывается.

 

2. Понятие «Эмоциональное благополучие».

- Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего необходимо разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям -можно определить эмоциональное благополучие?»

Упражнение «Незаконченное предложение»: «Эмоционально-благополучный человек - это...»

- В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это -

Ø  уверенность в себе;

Ø  получение удовольствия от жизни;

Ø  удовлетворенность жизнью и работой;

Ø  хорошее настроение;

Ø  здоровье;

Ø  работоспособность.

 

3.      Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:

- Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)?

            Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли

- В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:

Ø  Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (детьми, коллегами, родителями, администрацией).

Ø  Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).

Ø  Результативность (успешность) педагогической деятельности.

Ø  Учебная нагрузка.

Ø  Способность противостоять стрессу.

Ø  Умение решать конфликтные ситуации.

 

 

 

 

4.       «Синдром сгорания» - что это такое?:

- Одно из наиболее ярких проявлений эмоционального неблагополучия, которое характерно для педагогов - эмоциональное сгорание или «синдром сгорания». Он проявляется в следующих признаках:                                                                                                                                                                                                                                                                        

Ø  Истощенность, усталость;

Ø  Психосоматические заболевания;

Ø  Бессонница;                                                                                                                                                                                                                                                     Отрицательное отношение к ученикам и работе;

Ø  Пренебрежение исполнением своих обязанностей;

Ø  Высокий уровень'пассивности;

Ø  Низкая самооценка;

Ø  Высокий уровень агрессивности;

Ø  Постоянное чувство вины;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Неудовлетворенность работой.

Представьте - мы с таким «наборчиком» приходим к детям. Стоит задуматься, а ни в этом ли кроются наши проблемы и неудачи в педагогической деятельности?

Проективная методика «8 квадратов»: Педагогам предлагается диагностическая методика, результаты которой отражают актуальное состояние личности, эмоционально-поведенческие особенности.

 

5.      Влияние эмоций на педагогическую деятельность.

- Понятие «эмоциональное благополучие» характеризует, прежде всего, сферу наших чувств и эмоций. Поэтому, говоря об эмоциональном благополучии, мы не можем не затронуть тему.

Эмоциональный педагог - эффективный педагог - это, прежде всего, человек, который:

Ø  умеет выражать свои чувства,

Ø  обладает навыками саморегуляции,

Ø  понимает себя и свое эмоциональное состояние,

Ø  понимает чувства и эмоции детей.

Равнодушный к чувствам и переживаниям воспитатель сталкивается с большими трудностями во взаимодействии с детьми и родителями. Напротив, чем опытнее и мудрее педагог, тем больше внимания он уделит эмоциональной обстановке в группе в целом и каждого ребенка в отдельности.

Спектр эмоций:

- Если говорить об эмоциях и чувствах, то мне хотелось бы спросить вас, какие эмоции вы знаете? (педагоги высказываются).

Существует 6 основных, базовых эмоций: радость, грусть, злость, страх, обида, удивление.

Все ли эмоции нужны? Когда, в каких ситуациях, эмоции бывают полезны, а когда вредны? (высказывания педагогов)

Запрет на выражение эмоций.

Упражнение «Перекрывание чувств»: «Все ли свои чувства человек показывает другим людям? Почему мы иногда скрываем свои чувства? В нашей культуре существует запрет на выражение некоторых эмоций: «настоящие мужчины не плачут», «хорошие девочки не дерутся», «сор из избы не выносят» и т.д. А ведь каждое чувство нам нужно, мы это уже выяснили. Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства?» Приглашается доброволец, которому символически (с помощью косынок) блокируют все каналы выхода эмоций наружу: рот - чтобы не кричал и не ругался; глаза - чтобы не выражали злости, не плакали; уши - чтобы не слышали лишнего; руки - чтобы не дрались; ноги - чтобы не убегали. «Что может такой человек?» Обсуждение позволяет понять, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности. В качестве иллюстрации можно провести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарит, и самому себе. Таким образом и человек, копит, копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим, и себе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Влияние эмоций на педагогическую деятельность.

- Как разные эмоции влияют на педагогическую деятельность (проведение занятий, взаимодействие с воспитанниками и родителями, мотивация, работоспособность)? Педагоги, перекидывая игрушку друг другу , отвечают на вопрос.

Вывод: Эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно. Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. Возникает угроза психическому здоровью.

Способы саморегуляции.

- Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?» Записываются способы саморегуляции («мозговой штурм»).

Психотехники:

- У каждого из вас, как мы выяснили, существуют свои способы снятия эмоционального напряжения. Мы хотим вам предложить несколько психологических методов, способов саморегуляции собственного эмоционального состояния, которые помогут вам справиться со своими негативными эмоциями или предупредить их возникновение. Существует множество психотехнических упражнений, которые занимают от 2 до 15 минут и помогают снять усталость, обрести состояние внутренней стабильности, свободу и уверенность в себе.

1). Техники самовнушения: На наши эмоции оказывают большое влияние наши мысли, то, как мы оцениваем, воспринимаем ситуацию, программируем себя, настраиваем на что-то.

Упражнение «Формулы»:

«У вас может не быть возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические игры. В этом случае рекомендуется использовать техники самовнушения. Сейчас я предложу вам несколько формул (небольших предложений), которые могут быть произнесены «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.

Формула уверенности в себе: «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все могу и ничего не боюсь» (последняя фраза может быть повторена несколько раз).

Формула любви к работе: «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни».

Формула восстановления работоспособности: «Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу энергично, внимательно и с вдохновением. Я полон сил и энергии».

Такие формулы самовнушения могут быть взяты готовыми или составлены самостоятельно. Давайте сейчас самостоятельно попробуем привести собственные примеры подобных формул.

-Для того, чтобы эти формулы были эффективны, помните о следующих правилах:.

Ø  Формула должна иметь короткий текст.

Ø  Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7 раз).

Ø  Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами.

2). Телесно-ориентированные техники: Вы испытываете те или иные эмоции. Как вы узнаете, что за эмоцию вы испытываете? Что происходит с вами, когда вы испытываете то или иное чувство?

Ø  Замирает дыхание (трудно дышать);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Ø  Напрягаются плечи;

Ø  Напряжение в шее (гортани) - голос прерывается;

Ø  Поднимаются брови, хмурятся; опускаются уголки губ, сжимаем губы.

Т.е. любая эмоция проявляется на телесном уровне! Наверняка вам встречались люди,

одного взгляда на которых было достаточно, чтобы понять, что этот человек относится ко всему с пренебрежением, другой - часто злится, третий - испытывает чувство стыда. Те эмоции, которые мы переживаем, накладывают на нас отпечаток. То напряжение, которое возникает при эмоциях, накапливается и приводит к формированию мышечных зажимов, «мышечной брони». Существуют 7 кругов мышечных зажимов: лоб, глаза, рот, шея, плечи и грудь, живот, бедра. Самое страшное в мышечных зажимах то, что они практически не осознаются, т.к. человек привыкает к напряжению постепенно. В результате - человек не свободен, не раскрепощен, зажат                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Способы снятия зажимов (отреагирования эмоций):

Ø  Дыхание: глубокое дыхание способствует снятию напряжения, саморегуляции. Упражнение «Вдох-выдох на счет».

Ø  Напряжение-расслабление мышц.

Ø  Массаж в кругу.

Ø  Снятие лицевых зажимов - корчить рожицы, смотреть по сторонам

Ø  Снятие напряжения в шее - «Мы - молодцы!», покричать в лесу, песни.

3). Медитации-визуализации:

Это релаксационные упражнения на расслабление. Для восстановления энергии можно просто закрыть глаза и представить себя окружённым неким ореолом любимого цвета или даже окрашенным в этот цвет. Можно также вообразить себе какие-то приятные звуки или обстановку. Скажем, на берегу моря, где шумит прибой, тёплый ветер треплет волосы.

 

6.      Способы борьбы со стрессом:

Ø  Учитесь планировать. Дезорганизация может привести к стрессу. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой, как дамоклов меч. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

Ø  Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Ø  Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для Вас.

Ø  Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к фрустрации и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет Вам принять их.

Ø  Избегайте ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создаёт напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным. Регулярно делайте физические упражнения. Проверьтесь у врача, прежде чем начать заниматься по какой-либо системе. Лучше следовать той программе, которая доставляет Вам удовольствие, чем той, которая является для Вас тяжёлой и неприятной.

Ø  Учитесь методам расслабления. Медитация, йога, аутогенная тренировка и релаксация могут быть изучены как с помощью специалистов, так и самостоятельно.

Ø  Рассказывайте  о  своих  неприятностях.  Найдите друга,   священника,  психолога,  с которыми Вы можете быть откровенны. Выражение    сдерживаемого напряжения полному— сочувствия слушающему очень полезно.

Ø  Будьте оптимистом. Учитесь находить положительные моменты даже в неприятных событиях. Больше думайте о чём-либо хорошем.

Ø  Учитесь радоваться жизни. Не откладывайте счастье «на потом». Концентрируйте своё внимание и чувства на том, что вы делаете, получая удовольствие от самой работы, а не от того, что она Вам даст в будущем. Находите и отмечайте для себя приятные жизненные мелочи (красивый закат, внимание супруга, вежливое слово и т.д.).

 

7.      Итоговое упражнение «Внутренний луч» (с использование релаксационной музыки): «Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, выдох. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри лицо, шею, плечи, руки, ладони, кончики пальцев теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, брови, «охлаждаются» глаза, ослабляется напряжение в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и детьми».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Методика «8 квадратов»

Педагогам предлагается дорисовать фигуры, находящиеся в таблице «8 квадратов»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ИНТЕРПРИТАЦИЯ рисунков:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

1.  Интроверсия - экстроверсия:

Если точка замкнута - интроверсия;                                                                                                                                    

Цветочек - состояние кризиса;

Солнышко - экстраверсия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2.  Наличие комплекса неполноценности:

Если галочка замкнута - наличие комплекса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

3.  Потенциальные возможности интеллектуального роста:

Если есть перемычки - есть задержка;

Ступеньки - рост.

4.   Способы решения проблем:

Квадратик в окружении - необходима помощь других;

Шахматы-самостоятельность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

5.  Агрессивность:

Если линии соединены - выражена агрессивность;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Шестиконечная звезда — агрессия.

6.   Удовлетворенность семейным положением:

Устойчивая фигура - удовлетворенность;

Треугольник - неудовлетворенность;  

Транспорт - желание изменить ситуацию.

7.  Деликатность - конфликтность:

Ежик - конфликтность;

Если торчат иголки наружу - конфликтность;

Если иголки нарисованы вовнутрь - деликатность.

8.  Механизмы, помогающие выходить из критических ситуаций:

Пища - пищевые нарушения;

Муравейник - родственные связи;

 Природные явления - одиночество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Гореть» - не выгорая»

Цель: способствовать профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

1)​ создание условий для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения;

2)​ содействие в сплочении педагогического коллектива;

3)​ освоение педагогами техники саморегуляции эмоционального состояния, релаксации;

4)​ накопление педагогами ресурсных состояний.

Продолжительность: 1,5часа

Количество участников: 10 – 12 педагогов, склонных к эмоциональному выгоранию (по результатам диагностики).

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки.

Примечание: данное занятие проводится после семинара для педагогов на тему «Синдром эмоционального выгорания: причины, симптомы, последствия».

Ход занятия

1.​ Вводная часть

Цель: организация рабочей атмосферы в группе.

Время: 10 минут

​ ·Сообщение темы занятия.

​ ·Аргументация актуальности занятия.

Все слышали о людях,

у которых от беспокойства начинает болеть голова,

отсюда распространенные выражения типа

«Эта работа – сплошная головная боль!»

Э.Берн (работа с эпиграфом)

Психолог: «Не многие профессии могут сравниться с профессией учителя по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежеминутно испыты​вает ее носитель. Дети требуют больших эмоциональных, душевных, физических затрат, после которых обязательно нужно восстанавливаться. Это, к сожалению, не всегда получается у педагогов.

В газете «Школьный психолог» опубликованы материалы исследований Н. А. Аминова о том, что через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает «эмоциональное сгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все учителя, что проявляется в их несдержанности, грубости, эмоциональной черствости.

Учитель, работающий в таких условиях из года в год, с вы​сокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей в дальнейшем к профес​сиональной деформации личности.

Как же сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителя?»

​ ·Постановка цели занятия.

​ ·Подготовка бэйджев (желаемая форма имени).

​ ·Принятие правил работы в группе (активность; искренность; Я-высказывания; конфиденциальность; безоценочность; активное слушание; правило «здесь и сейчас»).

Упражнение на приветствие «Разными частями тела»

Цель: снятие эмоционального напряжения, сближение участников группы.

Время: 3 минуты

Участникам предлагается поприветствовать друг друга разными частями тела. По команде ведущего они начинают передвигаться по аудитории в хаотичном порядке. Когда слышат произнесение какой-либо части тела, то должны как можно быстрее соприкоснуться ею с максимальным количеством участников. Последовательность частей тела: локти, спины, колени, плечи, ладони, тело (через объятие).

2.​ Основная часть

Упражнение «Я – профессионал»

Цель: осознание педагогами собственных профессиональных качеств, накопление ими ресурсных состояний.

Время: 20 минут

Участникам предлагается представить по 5 своих профессиональных качеств на любую букву своего имени.

После представления педагогом своих качеств, участники группы в дополнение называют те профессиональные качества, которые, по их мнению, проявляются у коллеги в педагогической деятельности.

Рефлексия.

Что чувствуете после выполнения данного упражнения? Выразите свое состояние, одним словом.

Психолог: «В каждом из вас есть свое богатство, в виде ваших профессиональных качеств, которые наверняка помогут вам справиться со всеми трудностями, решить все поставленные задачи и быть педагогом – Мастером».

Упражнение «Мудрец из храма» (техника визуализации)

Цель: способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения, восполнению энергетического ресурса.

Время: 25 минут

Упражнение сопровождается релаксационной фоновой музыкой и чтением психологом текста вслух.

Займите удобную для вас позу, сидя на стуле. Закройте глаза. Постарайтесь расслабиться. Сделайте глубокий вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Представьте себя стоящим на поляне в летнем лесу. Густая трава поднимается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.

Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней не часто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм - место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведет к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы поднимаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма - полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах - старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, старинных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, - большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.

Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ. Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата - запомните ее...

Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами...

Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... Делаете глубокий вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. А теперь вновь переноситесь сюда, в эту комнату... На счет три медленно откроете глаза: раз, два, три. Вы можете потянуться, немного подвигаться.

Рефлексия.

- Какие ощущения и чувства, вызвало у вас данное упражнение?

- Был ли момент, когда хотелось перестать выполнять упражнение?

- О чем заставило задуматься данное упражнение?

- Насколько получилось погрузиться в состояние и расслабиться?

Психолог: «Помните, для восстановления своих сил, энергии, эмоциональной сферы в повседневной жизни, после какой-либо напряженной работы, каждому нужно уметь расслабляться, отдыхать. Опираясь на простые приемы релаксации, аутотренинга, можно будет предупредить развитие выгорания».

Упражнение – разминка « Найти свою группу »

Цель: снятие физического напряжения, сплочение группы.

Время: 3 минуты

Участники хаотично передвигаются по аудитории. По команде ведущего, в течение 10 секунд они должны найти свою группу, по объединяющему всех членов группы признаку: по длине волос, по цвету глаз, по росту, по гороскопу, по любимому занятию в свободное время, по настроению, по теплоте ладоней.

Психолог: «Всего за три минуты, вы нашли немалое количество объединяющих вас признаков и смогли узнать что-то новое друг о друге. Если бы мы продолжили упражнение, я уверена, что список ваших сходств продолжился бы».

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: осознание педагогами личностного и профессионального ресурса.

Время: 15 минут

Каждый из участников заканчивает определенные фразы (время на обдумывание).

​ ·Я могу гордиться собой в профессиональной деятельности, потому что …

​ ·Не хочу хвастаться, но в своей работе я …

​ ·Лучше всего в работе с детьми у меня получается …

​ ·Главным своим достижением считаю …

Психолог: «Спасибо за то, что вы еще раз заглянули в себя и поведали нам о своих достоинствах. Выполнение данного упражнения еще раз продемонстрировало то, что в нашем коллективе работают высококвалифицированные специалисты».

 

3.​ Заключительная часть

Цель: подведение итогов занятия.

Время: 15 минут

Обратная связь по занятию

- С какими чувствами уходите с занятия?

- Что было самым полезным для вас на занятии?

- Было ли то, что вызвало отрицательные переживания?

- Ваши пожелания на будущие тренинговые занятия.

Обратная связь от психолога.

«Помните от психологического здоровья и благополучия эмоциональной сферы педагога, зависит процесс и результат его деятельности, а самое главное – здоровье и благополучие детей».

По окончании занятия педагогам раздаются информационные буклеты «Психологические заметки» по теме «Синдром эмоционального выгорания», в которых представлены рекомендации по профилактике и снижению СЭВ.

Библиографический список

1.​ Аникина Е., Трофименко Е. Тренинг педагогического общения // Школьный психолог. – 2008. - № 7. – С.24-27.

2.​ Ступницкая М., Ступницкая К. Учительский стресс // Школьный психолог. – 2006. - № 4. – С.24-27.


Тренинг для педагогов на сплочение коллектива

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива

Упражнение "Цепь". Цель: учиться совместно выполнять задания

Упражнение "Цепь". Цель: учиться совместно выполнять задания

Тренинг «Просто поверь в себя»

Тренинг «Просто поверь в себя»

Процедура : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга

Процедура : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга

Рисунок выполняется на одном альбомном листе т

Рисунок выполняется на одном альбомном листе т

Психологического тренинга «Эмоциональное благополучие педагога»

Психологического тренинга «Эмоциональное благополучие педагога»

Синдром сгорания» - что это такое?: -

Синдром сгорания» - что это такое?: -

Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом

Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом

Способы борьбы со стрессом: Ø

Способы борьбы со стрессом: Ø

Приложение Методика «8 квадратов»

Приложение Методика «8 квадратов»

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Гореть» - не выгорая»

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Гореть» - не выгорая»

Учитель, работающий в таких условиях из года в год, с вы​сокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей в дальнейшем к профес​сиональной деформации…

Учитель, работающий в таких условиях из года в год, с вы​сокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдром эмоционального выгорания», приводящей в дальнейшем к профес​сиональной деформации…

Вы направляетесь к этому зданию

Вы направляетесь к этому зданию

Время: 15 минут Каждый из участников заканчивает определенные фразы (время на обдумывание)

Время: 15 минут Каждый из участников заканчивает определенные фразы (время на обдумывание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2021