Тренинговое занятие
«Спасибо, но нет!»
Цели: выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.
I. Приветствие ведущего. Тест «Круг, треугольник, квадрат». (5- 7 минут)
Подросткам предлагается выбрать фигуру, нарисованную на листочках (круг, треугольник, квадрат). Рассаживаются за столы в соответствии с выбранной фигурой. Диагностика по выбору фигуры. Ведущий зачитывает характеристику обучающихся в соответствии с выбранной фигурой.
КВАДРАТ:
Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, в
упорстве, позволяющее добиваться завершения работы,- вот чем знамениты истинные
Квадраты.
Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным
специалистом в своей области.
Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем
месте и происходить в свое время.
Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе
«сюрпризы» и изменения привычного хода событий
ТРЕУГОЛЬНИК:
Эта форма символизирует лидерство.
Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность
концентрироваться на главной цели.
Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные
цели, и как правило, достигают их.
Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству
значимость собственной работы и работы своих подчиненных.
Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник
личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
КРУГ:
Самая доброжелательная из пяти фигур.
Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью
сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого
человека.
Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную.
Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг
уступит первым.
Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
II. Игра-активатор, направленная на сплочение группы. (3-5 минут)
(Работа в группах)
Ведущий предлагает детям упражнение, направленное на сплочение группы «Круг, треугольник, квадрат».
- Каждой группе предлагается шнур. Каждый член группы руками держится за шнур. Закрыв глаза, из шнура предлагается сделать КРУГ. Открыв глаза, участники занятия смотрят, что получилось. Задание усложняется, с закрытыми глазами предлагается сделать КВАДРАТ. Следующее задание – сделайте ТРЕУГОЛЬНИК.
Рефлексия: - Что понравилось / не понравилось в этом упражнении? Что почувствовали? Какие испытывали трудности?
III. Игра "Полет в будущее" (15 минут)
Ход игры:
1. Группе объявляется название игры, зачитывается общая инструкция:
"Представьте, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: "В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни". Далее компьютер ломается, успев выдать три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:
- выжить;
- определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись, предупредить человечество о грозящей беде".
Ведущий: Что бы нам проще было решить поставленные перед нами задачи, мы предоставим слово:
Вохминой Галине Николаевне (тема «Химические зависимости и их вред»). (5мин.)
2. Вопросы для обсуждения:
1.Что означают слова "соблазн", "вредные привычки", "зависимость"?
2. Все ли они одинаково опасны?
3. Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость?
4. Какие бывают зависимости?
На доске фиксируется список зависимостей: Когда выступает Галина Павловна и Наталья Петровна
· Химические зависимости:
алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т.д.
· Эмоциональные зависимости
-убегание от неприятной реальности, чтобы не испытывать потом чувства вины, бессилия, презрения к себе):
· постоянно включенный телевизор,
· стремление к риску, азарт,
· откладывать все на потом,
· компьютерные игры,
· постоянное желание разговаривать по телефону,
· постоянное желание спать и т.д.
5. Что в них общее, а что отличное?
6. Какую ответственность влечет та или иная зависимость?
Слово предоставляется Педагогу – организатору Отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних К….. И. В. . (5мин.)
3. Причины употребления ПАВ (работа в группах). (5 мин)
Вопросы группам: (напечатаны на карточках)
Назовите:
1 группа: Причины курения. Причины употребления алкоголя.
2 группа: Причины употребления наркотических средств.
Обсуждение в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы.
(вывешивается плакат с написанными причинами )
Причины: употребления ПАВ; курения; употребления алкоголя; употребления наркотических средств
· Необходимость расслабиться
· Собрать мысли
· Снять эмоциональное напряжение
· «за компанию»
· Широкая реклама сигарет через средства массовой информации.
· Медицинские
· Стрессовые ситуации
· Социальные обычаи
· Интерес к возникающим при этом ощущениям
· Желание походить на старших
· Чувства неудобства отказа в компании
· Желание быть таким как все
· Надежда получить облегчение в горе, от обиды
· Показать свою независимость, взрослость
· Интерес к возникающим ощущениям
· Как дань моде
· От скуки
· Облегчить общение
· Как средство поднятия настроения
· Возможность уйти от проблем
· Из чувства обиды на близких людей.
Ведущий: "Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль".
IV. Игра «В открытом будущем» (20 минут)
Ход игры:
1. Группа делится на 2 команды. (треугольники и круги в одну команду, а треугольники в другую)
Инструкция командам:
· «Вот мы и за бортом корабля, теперь нам на практике предстоит узнать, способны ли мы противостоять опасности. Каждая команда в течение 5 минут придумает как можно обыграть предложенную вам ситуацию, когда с помощью дружеского расположения или группового давления постарается соблазнить одного или всех членов другой команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план противостояния может составить команда, а выступать - кто-то один). Затем команды меняются местами. Можете опираться на шпаргалки, которые мы вам раздали». (Раздаются листы с и вывешивается плакат с подсказками)
Способы отказа от
Предложенной сигареты Употребления алкоголя Отказа от приема наркотических средств (это плакат написан)
Ø Ситуация 1: Алина пошла в магазин за продуктами. Во дворе встретила своих друзей и подруг, которые курили. Они предлагают ей покурить, Алина раньше уже пробовала, но ей не понравилось. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей трусливой или смешной, но с другой стороны, не хочется и курить.
Задача первой команде: Выбрать того, кто изобразит девушку Алину. Она должна будет ОТКАЗАТЬСЯ от курения;
Задача второй команде: Изобразить компанию Алининых друзей и УГОВОРИТЬ подругу покурить с ними.
Ø Ситуация 2: Вася – новенький и пока никого не знает в классе. Сегодня в школе дискотека, к нему подходит один из популярных юношей в классе – Игорь, предлагает дружить и присоединиться к их тусовке, рассказывая, как они «оторвутся» на дискотеке, имея коктейль «Ягуар». Вася хочет отказаться от алкоголя, но боится потерять престижную компанию.
Задача первой команде: Изобразить Игоря и УГОВОРИТЬ новенького Васю выпить с ними алкогольный коктейль .
Задача второй команде: Выбрать того, кто изобразит юношу Васю. Он должен будет ОТКАЗАТЬСЯ от алкоголя;
2. Вопросы для обсуждения:
- Как себя чувствовали в той и другой роли?
- Когда распознали соблазн?
- Какие трудности испытывали при противостоянии?
- Что помогло успешно справиться с ситуацией?
-Легко ли было подбирать достойные отказы?
-Какие отказы были самыми эффективными? Почему?
-Как себя чувствовали в роли уговаривающего и отказывающегося? Кем быть легче? Какие ещё формы отказа существуют?
Ведущий: "Мы нашли способы противостояния соблазнам. Теперь мы можем помочь людям, передав наши знания им!!! У нас есть "Книга больших идей" с перечнем тех способов, которые помогли нам". (Раздаем буклет, по два на каждую группу. Один - воспитателям, другой в общее пользование)
3. "Наша книга идей": (5 минут)
Ведущий: Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя "хорошим", только если уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие. Обратите внимание на содержание буклета! Там есть примеры и способы действенного отказа, о которых мы с вами сегодня говорили.
· Умей сказать "НЕТ!" "Спасибо, что обратились ко мне, к сожалению, я не смогу сделать это".
· Сделайте перерыв и скажите: "Я подумаю об этом и завтра скажу тебе решение".
· Используйте перерыв эффективно:
· а) выясни, как в подобной ситуации поступали другие (позвони друзьям);
· б) попроси помощи у уважаемого человека, в службе "Телефон доверия", у специалиста (психолога);
· в) составь план дальнейшего действия.
· г) собрав информацию, будь настойчив в своих желаниях. Говори прямо: "Нет, спасибо, я не хочу сигарету (вина, наркотик). Я хочу...".
· Отказывай так, чтобы окружающие почувствовали вашу решительность и вашу веру в достижение успеха в любой ситуации.
· Поощрите себя за одержанную победу!
Ведущий: "Справившись с опасными ситуациями в будущем, мы переносимся в настоящее, чтобы предупредить людей о том, что с ними может произойти, если они не будут улучшать свое настоящее".
4. Упражнение “Лицо” (фото на память). (3-5 минут).
Ведущий: Я приглашаю всех участников сделать общую фотографию “на память” с улыбающимися лицами. Смысл этой зарисовки в том, чтобы каждый участник ушел с чувством, что он сохранил свою индивидуальность, несмотря на то, что работал в команде, выполняя определенные инструкции.
Оценивание занятия "голосованием". На нарисованную лесенку с фразами- утверждениями, ребята клеят стикеры (именно на ту фразу, которая больше всего к нему подходит в этот момент)(1 минута).
|
Материальное обеспечение: Карточки с фигурами по количеству участников, два шнура по метру, плакат с причинами, плакат (шпаргалка) со способами отказа, стикеры, карточки с ситуациями, карточки с вопросами, плакат для обратной связи.
Приложение № 1.
Причины употребления ПАВ.
Причины курения
Причины употребления алкоголя
Мотивы употребления наркотических средств
· Необходимость расслабиться
· Собрать мысли
· Снять эмоциональное напряжение
· «за компанию»
· Широкая реклама сигарет через средства массовой информации.
· Медицинские
· Стрессовые ситуации
· Социальные обычаи
· Интерес к возникающим при этом ощущениям
· Желание походить на старших
· Чувства неудобства отказа в компании
· Желание быть таким как все
· Надежда получить облегчение в горе, от обиды
· Показать свою независимость, взрослость
· Интерес к возникающим ощущениям
· Как дань моде
· От скуки
· Облегчить общение
· Как средство поднятия настроения
· Возможность уйти от проблем
· Из чувства обиды на близких людей.
Приложение № 2
Способы отказа от
Предложенной сигареты Употребления алкоголя Отказа от приема наркотических средств
· Я не курю
· Я больше в этом не нуждаюсь
· Я не собираюсь отравлять свой организм
· Эта дрянь не для меня
· Нет, спасибо, это сейчас не модно
· Я спокойно обхожусь без этого
· Я занимаюсь спортом, а курение и спорт несовместимы
· Нет, я пробовал, и мне это не понравилось
· у меня и так хватает неприятностей с родителями
· Это мне ничего не дает.
· Я не знаю, какими свойствами обладает алкоголь
· Я не хочу неприятностей
· У меня на это аллергическая реакция
· Я не уверен, что в результате буду чувствовать себя хорошо
· У меня и так хватает неприятностей с родителями
· Что я получу в результате
· Нет, я пробовал, и мне это не понравилось
· Я занимаюсь спортом, а алкоголь и спорт несовместимы
1. Отвечать «нет», несмотря ни на что, что будет свидетельствовать о твердости характера.
· «Нет, я не хочу неприятностей»
· «Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция»
· «Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями»
2. Обходить стороной место и людей, где могут предложить наркотики.
3. Сменить тему, т.е. заговорить о чем то другом.
4. Сказать, что не хотите
· «Мне не хочется умереть молодым»
· Нет, спасибо препаратов не хочу»
· «Я не собираюсь загрязнять организм»
5. Испугать, сказать, что они могут заболеть гепатитом, СПИДом.
· «От этого можно заразиться СПИДом»
· «Ты можешь заболеть гепатитом»
Найти в компании человека, который поддержит твою позицию
Приложение № 3.
Задание команде:
Обсудите в команде и назовите, пожалуйста, причины курения и употребления алкоголя.
Задание команде:
Обсудите в команде и назовите, пожалуйста, причины употребления наркотических средств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.