Тренинг для подростков 15 -16 лет "Умей сказать - нет!"
Оценка 4.6

Тренинг для подростков 15 -16 лет "Умей сказать - нет!"

Оценка 4.6
Документация +11
doc
21.04.2020
Тренинг для подростков 15 -16 лет "Умей сказать - нет!"
Тренинг - игра Умей сказать НЕТ.doc

Тренинговое занятие

«Спасибо, но нет!»

Цели: выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.

I.              Приветствие ведущего. Тест «Круг, треугольник, квадрат».  (5- 7 минут)

Подросткам  предлагается выбрать фигуру, нарисованную на листочках (круг, треугольник, квадрат). Рассаживаются за столы в соответствии с выбранной фигурой. Диагностика по выбору фигуры. Ведущий зачитывает характеристику обучающихся в соответствии с выбранной фигурой.

КВАДРАТ:
Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, в упорстве, позволяющее добиваться завершения работы,- вот чем знамениты истинные Квадраты.
Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.
Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий

ТРЕУГОЛЬНИК: 
Эта форма символизирует лидерство.
Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. 
Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и как правило, достигают их.
Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.
Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

КРУГ: 
Самая доброжелательная из пяти фигур.
Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. 
Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. 
Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. 
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым. 
Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

 

II.  Игра-активатор, направленная на сплочение группы.  (3-5 минут) 

(Работа в группах)

Ведущий предлагает детям упражнение, направленное на сплочение группы «Круг, треугольник, квадрат».

- Каждой группе предлагается шнур. Каждый член группы руками держится за шнур. Закрыв глаза, из шнура предлагается сделать КРУГ. Открыв глаза, участники занятия смотрят, что получилось. Задание усложняется, с закрытыми глазами предлагается сделать КВАДРАТ. Следующее задание – сделайте ТРЕУГОЛЬНИК.

Рефлексия: - Что понравилось / не понравилось в этом упражнении? Что почувствовали? Какие испытывали трудности?

 

III.            Игра "Полет в будущее"  (15 минут)

Ход игры:

1.     Группе объявляется название игры, зачитывается общая инструкция:

"Представьте, что мы все попали в будущее на машине времени. Перед выходом из корабля компьютер предупреждает нас об опасности: "В обществе, в котором вы оказались, существует угроза жизни". Далее компьютер ломается, успев выдать три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:

 

- выжить;

- определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, возвратившись,   предупредить человечество о грозящей беде".

 

Ведущий: Что бы нам проще было решить поставленные перед нами задачи, мы предоставим слово:

Вохминой Галине Николаевне (тема «Химические зависимости и их вред»). (5мин.)

 

2. Вопросы для обсуждения:

1.Что означают слова "соблазн", "вредные привычки", "зависимость"?

2. Все ли они одинаково опасны?

3. Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость?

4. Какие бывают зависимости?

 

На доске фиксируется список зависимостей: Когда выступает Галина Павловна и Наталья Петровна

·        Химические зависимости:

алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение и т.д.

·        Эмоциональные зависимости

-убегание от неприятной реальности, чтобы не испытывать потом чувства вины, бессилия, презрения к себе):

· постоянно включенный телевизор,

· стремление к риску, азарт,

· откладывать все на потом,

· компьютерные игры,

· постоянное желание разговаривать по телефону,

· постоянное желание спать и т.д.

 

5. Что в них общее, а что отличное?

6. Какую ответственность влечет та или иная зависимость? 

 

Слово предоставляется Педагогу – организатору Отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних К…..   И.  В. . (5мин.)

 

3. Причины употребления ПАВ (работа в группах). (5 мин)

Вопросы группам: (напечатаны  на карточках)

Назовите:

1 группа: Причины курения. Причины употребления алкоголя.

2 группа: Причины употребления наркотических средств.

Обсуждение в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы.

(вывешивается плакат с написанными причинами )

 

Причины: употребления ПАВ; курения; употребления алкоголя; употребления наркотических средств


·         Необходимость расслабиться

·         Собрать мысли

·         Снять эмоциональное напряжение

·         «за компанию»

·         Широкая реклама сигарет через средства массовой информации.

·         Медицинские

·         Стрессовые ситуации

·         Социальные обычаи

·         Интерес к возникающим при этом ощущениям

·         Желание походить на старших

·         Чувства неудобства отказа в компании

 

·         Желание быть таким как все

·         Надежда получить облегчение в горе, от обиды

·         Показать свою независимость, взрослость

·         Интерес к возникающим ощущениям

·         Как дань моде

·         От скуки

·         Облегчить общение

·         Как средство поднятия настроения

·         Возможность уйти от проблем

·         Из чувства обиды на близких людей.

 


Ведущий: "Теперь, когда мы выяснили, чего нам следует опасаться, мы покидаем корабль".

IV.             Игра «В открытом будущем»  (20 минут)

Ход игры:

1.      Группа делится на 2 команды. (треугольники и круги в одну команду, а треугольники в другую)

Инструкция командам:

·        «Вот мы и за бортом корабля, теперь нам на практике предстоит узнать, способны ли мы противостоять опасности. Каждая команда в течение 5 минут придумает как можно обыграть предложенную вам ситуацию, когда с помощью дружеского расположения или группового давления постарается соблазнить одного или всех членов другой команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план противостояния может составить команда, а выступать - кто-то один). Затем команды меняются местами. Можете опираться на шпаргалки, которые мы вам раздали». (Раздаются листы с и  вывешивается плакат с подсказками)

Способы отказа от

Предложенной сигареты       Употребления алкоголя         Отказа от приема наркотических средств (это плакат написан)

 

Ø Ситуация 1: Алина пошла в магазин за продуктами.  Во дворе встретила своих друзей и подруг, которые курили. Они предлагают ей  покурить, Алина раньше уже пробовала, но ей не понравилось. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей трусливой или смешной, но с другой стороны, не хочется и курить.

Задача первой команде:  Выбрать того, кто изобразит девушку Алину.  Она должна будет ОТКАЗАТЬСЯ от  курения;

Задача второй команде: Изобразить компанию Алининых  друзей и УГОВОРИТЬ подругу покурить с ними.

 

Ø Ситуация 2: Вася  – новенький и пока никого не знает в классе. Сегодня в школе дискотека, к нему подходит один из популярных юношей  в классе – Игорь, предлагает дружить и присоединиться к их тусовке, рассказывая, как они «оторвутся» на дискотеке, имея коктейль  «Ягуар». Вася  хочет отказаться от алкоголя, но боится потерять престижную компанию.

Задача первой команде:  Изобразить Игоря  и УГОВОРИТЬ новенького Васю выпить с ними алкогольный коктейль .

Задача второй команде: Выбрать того, кто изобразит юношу Васю.  Он  должен будет ОТКАЗАТЬСЯ от  алкоголя;

 

2. Вопросы для обсуждения:

- Как себя чувствовали в той и другой роли?

- Когда распознали соблазн?

- Какие трудности испытывали при противостоянии?

- Что помогло успешно справиться с ситуацией?

-Легко ли было подбирать достойные отказы?

-Какие отказы были самыми эффективными? Почему?

-Как себя чувствовали в роли уговаривающего и отказывающегося? Кем быть легче? Какие ещё формы отказа существуют?

 

Ведущий: "Мы нашли способы противостояния соблазнам. Теперь мы можем  помочь людям, передав наши знания им!!!  У нас есть "Книга больших идей" с перечнем тех способов, которые помогли нам". (Раздаем  буклет, по два на каждую группу. Один - воспитателям, другой в общее пользование)

 

3. "Наша книга идей": (5 минут)

Ведущий: Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя "хорошим", только если  уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие. Обратите внимание на содержание буклета! Там есть примеры и способы действенного отказа, о которых мы с вами сегодня говорили.

·      Умей сказать "НЕТ!" "Спасибо, что обратились ко мне, к сожалению, я не смогу сделать это".

·      Сделайте перерыв и скажите: "Я подумаю об этом и завтра скажу тебе решение".

·      Используйте перерыв эффективно:

·      а) выясни, как в подобной ситуации поступали другие (позвони друзьям);

·      б) попроси помощи у уважаемого человека, в службе "Телефон доверия", у специалиста (психолога);

·      в) составь план дальнейшего действия.

·      г) собрав информацию, будь настойчив в своих желаниях. Говори прямо: "Нет, спасибо, я не хочу сигарету (вина, наркотик). Я хочу...".

·      Отказывай так, чтобы окружающие почувствовали вашу решительность и вашу веру в достижение успеха в любой ситуации.

·      Поощрите себя за одержанную победу!

Ведущий: "Справившись с опасными ситуациями в будущем, мы переносимся в настоящее, чтобы предупредить людей о том, что с ними может произойти, если они не будут улучшать свое настоящее".

 

4. Упражнение “Лицо” (фото на память). (3-5 минут).

Ведущий: Я  приглашаю всех участников сделать общую фотографию “на память” с улыбающимися лицами. Смысл этой зарисовки в том, чтобы каждый участник ушел с чувством, что он сохранил свою индивидуальность, несмотря на то, что работал в команде, выполняя определенные инструкции.

Оценивание занятия "голосованием". На нарисованную лесенку с фразами- утверждениями, ребята клеят стикеры (именно на ту фразу, которая больше всего к нему подходит в этот момент)(1 минута).

 

 

 


                                                          

Игра «Полет в будущее» мне совсем не понравилась

 
                                                                                                                        

                                                                                                                     

                                                                                                                             

                                                                                                                         

Материальное обеспечение: Карточки с фигурами по количеству участников, два шнура по метру, плакат с причинами, плакат (шпаргалка) со способами отказа,  стикеры, карточки с ситуациями, карточки с вопросами, плакат для обратной связи.

 

Приложение № 1.

 

Причины употребления ПАВ.

Причины курения

Причины употребления алкоголя

 

Мотивы употребления наркотических средств

 

·         Необходимость расслабиться

·         Собрать мысли

·         Снять эмоциональное напряжение

·         «за компанию»

·         Широкая реклама сигарет через средства массовой информации.

·         Медицинские

·         Стрессовые ситуации

·         Социальные обычаи

·         Интерес к возникающим при этом ощущениям

·         Желание походить на старших

·         Чувства неудобства отказа в компании

·         Желание быть таким как все

·         Надежда получить облегчение в горе, от обиды

·         Показать свою независимость, взрослость

·         Интерес к возникающим ощущениям

·         Как дань моде

·         От скуки

·         Облегчить общение

·         Как средство поднятия настроения

·         Возможность уйти от проблем

·         Из чувства обиды на близких людей.

Приложение № 2

Способы отказа от

Предложенной сигареты       Употребления алкоголя         Отказа от приема наркотических средств

·         Я не курю

·         Я больше в этом не нуждаюсь

·         Я не собираюсь отравлять свой организм

·         Эта дрянь не для меня

·         Нет, спасибо, это сейчас не модно

·         Я спокойно обхожусь без этого

·         Я занимаюсь спортом, а курение и спорт несовместимы

·         Нет, я пробовал, и мне это не понравилось

·         у меня и так хватает неприятностей с родителями

·         Это мне ничего не дает.

·         Я не знаю, какими свойствами обладает алкоголь

·         Я не хочу неприятностей

·         У меня на это аллергическая реакция

·         Я не уверен, что в результате буду чувствовать себя хорошо

·         У меня и так хватает неприятностей с родителями

·         Что я получу в результате

·         Нет, я пробовал, и мне это не понравилось

·         Я занимаюсь спортом, а алкоголь и спорт несовместимы

1.     Отвечать «нет», несмотря ни на что, что будет свидетельствовать о твердости характера.

·         «Нет, я не хочу неприятностей»

·         «Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция»

·         «Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями»

2.     Обходить стороной место и людей, где могут предложить наркотики.

3.     Сменить тему, т.е. заговорить о чем то другом.

4.     Сказать, что не хотите

·         «Мне не хочется умереть молодым»

·         Нет, спасибо препаратов не хочу»

·         «Я не собираюсь загрязнять организм»

5.     Испугать, сказать, что они могут заболеть гепатитом, СПИДом.

·         «От этого можно заразиться СПИДом»

·         «Ты можешь заболеть гепатитом»

Найти в компании человека, который поддержит твою позицию

Приложение № 3.

Задание команде:

Обсудите в команде и назовите, пожалуйста,  причины курения и употребления  алкоголя.

 

 

 

 

 

Задание команде:

Обсудите в команде и назовите, пожалуйста,  причины употребления наркотических средств.


Тренинговое занятие «Спасибо, но нет!»

Тренинговое занятие «Спасибо, но нет!»

I. Игра "Полет в будущее" (15 минут)

I. Игра "Полет в будущее" (15 минут)

Обсуждение в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы

Обсуждение в группах 5 минут, затем один из участников группы высказывает мнение группы

Ситуация 2: Вася – новенький и пока никого не знает в классе

Ситуация 2: Вася – новенький и пока никого не знает в классе

Упражнение “Лицо” (фото на память)

Упражнение “Лицо” (фото на память)

Чувства неудобства отказа в компании ·

Чувства неудобства отказа в компании ·

Сменить тему, т.е. заговорить о чем то другом

Сменить тему, т.е. заговорить о чем то другом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020