Тренинг формирования родительской компетентности
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги.
Это - активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании.
Тренинги, будучи формой психологической работы, определяют своим содержанием кредо, которого придерживается ведущий. Выделяют, например:
1) тренинг как своеобразную форму дрессуры, при которой манипулятивными приёмами, при помощи положительного подкрепления формируются нужные модели поведения, а при помощи отрицательного подкрепления стираются вредные, ненужные;
2) тренинг как тренировку, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
3) тренинг как форму активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников, самостоятельного поиска ими способов решения проблем.
Какой из видов наиболее подходит для формирования родительской компетентности? Конечно, четвёртый. В нём степень манипулятивности воздействия ведущего на участников является минимальной, т.к. он не навязывает свою позицию и взгляды, а направляет свои усилия на то, чтобы участники поняли, что происходит с ними, внутри них.
В родительских тренингах должны по возможности участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастёт, и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий.
Сплочённость, открытость и доверительность в группе наступают быстрее, если группа закрыта, поэтому участникам лучше расположиться по кругу.
Наиболее удачные кандидаты - те, у кого низка психологическая защита, высока способность к научению, а уровень интеллекта не ниже среднего. Желательно ограничить участие лиц, которые под воздействием критики обычно демонстрируют излишнюю тревожность или агрессию, лиц с низкой самооценкой, психически незрелых, не чувствительных к другим и не способных к самоконтролю.
Перед началом тренинга участникам необходимо принять правила:
-не ставьте себя выше или ниже других;
-не говорите слишком долго и слишком часто, не перебивайте;
-слушайте очень внимательно задания;
-не перебивайте, не исправляйте и не судите говорящего;
-признавайте свои ошибки и старайтесь исправлять их;
-не высмеивайте и не унижайте других и себя;
-будьте изобретательны и используйте творческий подход;
-старайтесь активно участвовать во всех предлагаемых упражнениях, ситуациях, играх;
-учитесь доверять своему внутреннему чувству тогда, когда нужно действовать.
В развитии тренинга выделяется несколько обязательных фаз (хотя структура может быть подвижной).
а) Разогрев. Она предполагает использование системы психотехник, позволяющих решать задачи, начиная от психологического размораживания до ввода в атмосферу обсуждаемой проблемы.
б) Вторая фаза - действенно-ролевое рассмотрение проблемы. Цель состоит в том, чтобы побудить человека увидеть другие перспективы и научиться ценить различия, существующие между людьми. Этого он достигает, проигрывая полярные роли и осознавая различия точек зрения.
в) Рефлексия. Это фаза интеграции, когда участники делятся чувствами и переживаниями, анализируют свою позицию с точки зрения эффективности, пользы.
1. Фаза разогрева
№1.Упражнение-игра «Ливень»
Ведущий находится в кругу, он делает определённые движения, и все повторяют по кругу эти движения, так как он поворачивается к каждому лицом, и только после этого игрок начинает выполнять данное движение. Он выполняет его до тех пор, пока ведущий не повернётся по кругу к этому игроку и не покажет ему новое движение. Таким образом, одно движение выполняется по нарастающей, а предыдущее - по убывающей, так как всё меньше участников выполняют предыдущее. И всё больше - новое движение.
Виды движений:
1круг-потирание ладоней;
2круг-щёлканье пальцами;
3круг-топот ногами;
4круг-потирание ладоней.
Смысл игры в том, что она расслабляет, расковывает, помогает снять напряжение от предыдущей деятельности, активизирует внимание, стимулирует наблюдательность.
№2.Упражнение-игра «Смена мест»
Игра проводится в кругу. Ведущий, находящийся в центре круга, произносит фразу: «Поменяются местами те, кто …». Участникам в соответствии с указанными признаками надо быстро встать и поменяться местами.
Виды признаков: у кого сейчас хорошее настроение, кто родился летом, у кого есть дочь, кто является брюнетом, кто воспитывает сыновей, кто любит свою работу.
Смысл игры в том, что она способствует развитию внимательности и быстроты реакции каждого участника, выработке скоординированности действий коллектива, отличной разрядке напряжённости.
№3.Упражнение «Имена прилагательные»
Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Оно должно начинаться с той же буквы, что и имя самого участника. Первый участник называет своё имя в сочетании с именем прилагательным (например, Весёлая Валентина). Второй участник вначале называет первого участника, затем своё имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя, и так – вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем – себя.
Смысл упражнения в том, что каждый участник, называя себя позитивно, обозначая свои хорошие качества, уже попадает в атмосферу положительных эмоций и помогает сам её создавать.
2. Фаза активных действий
№1.Упражнение - мозговая атака «Качества ребёнка»
Каждый участник называет качество, которое привлекают его в детях (естественно, позитивное). На плакате или на доске фиксируются все качества по порядку их называния. Затем, когда список составлен, все участники выбирают по 2 наиболее значимых, с их точки зрения, отмечая свои выборы знаком плюс. Качество, набравшее наибольшее количество предпочтений, считается наиболее уважаемым в детях, но не всегда легко формируемым.
Смысл упражнения в том, что каждый член группы может сравнить свои выборы с общегрупповыми предпочтениями и, осмыслив ситуацию, осуществить коррекцию собственного поведения.
№2.Упражнение «Ассоциации»
Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Если кто-то из участников не согласен с концовкой фразы, он хлопает в ладоши. Сначала рассматривается фраза: « В детстве можно…», а затем фраза: «В детстве нельзя…».
№3.Упражнение «Горю помоги»
В круг поочерёдно выходят участники, которые должны сыграть роль плачущего ребёнка. Ведущий считает:1-2-3-слезам и горю помоги! Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами.
№4.Упражнение «Проблема»
Каждый участник записывает на листке бумаги краткую формулировку проблемы, которая волнует его в настоящее время в ребёнке. Ведущий собирает листки с записанными проблемами (особенность - листки должны быть одинакового цвета и размера), перемешивает их и даёт участникам выбрать для себя листок. Предварительно каждый участник на видном месте ставит любой символ с тем, чтобы листок затем не попал ему самому.
Таким образом, моя проблема становится на короткое время проблемой моего соседа, а чья-то проблема, в свою очередь, становится моей. Задача каждого участника - прочитать и постараться прочувствовать проблему другого, как свою, рассказать жизненную ситуацию, в которой эта проблема могла проявиться, попросить совета у друзей. Условие: когда другой участник представляет вашу проблему, вы не имеете права вмешиваться, пытаться лучше объяснить, подсказать, сформулировать, растолковать, подталкивать к своему пониманию этой проблемы. Вы только должны слушать и, в свою очередь, помогать другим советами.
Смысл упражнения в том, что главное в жизни - не решение проблем как таковых, а попытка понять, почувствовать чужую проблему, как свою, и понять состояние другого человека в конкретный момент. Уникальность в том, что обладатель проблемы имеет возможность увидеть со стороны, как выглядит эта проблема в восприятии другого человека, насколько эта проблема важна, услышать советы и рекомендации. Упражнение помогает человеку в переоценке своих взглядов, в выборе более верных путей решения и выработке новых стратегий.
№5.Упражнение «Анализ ситуаций»
Участники тренинга, разбившись на группы по 3-4 человека, анализируют описанную ситуацию и предлагают правильную стратегию поведения родителей. Примеры ситуаций:
а) Одна мама рассказывает другой: « Мы своего и ругаем, и наказываем, и бьём, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт - начинаем проверять задания, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит - опять двойка».
б) Родители постоянно ставили мальчика за провинности в угол. Однажды, будучи ещё только в 4-ом классе, он сказал отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами жить больше не буду».
в) Родители долго думали, что подарить дочери в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-то другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»
г) В семье родился маленький ребёнок. Старший резко изменился: стал плаксивым, стал чаще проявлять агрессию. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, брат сказал: « Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.
д) В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если результаты были плохими, то дети должны были выполнять трудовую повинность по дому.
3. Фаза рефлексии
№1.Техника «Выращивание растения»
Техника основана на творческой визуализации. Участников просят вспомнить своего ребёнка и попробовать сравнить его с каким-нибудь растением. Затем им предлагают сесть поудобнее, расслабиться, сосредоточиться на своих телесных ощущениях и представить себя садовником. Далее все участники закрывают глаза и фантазируют примерно в следующем направлении.
«Представьте, что вы держите в руках семечко растения. Что это за растение? Каким, вы предполагаете, оно будет? Это декоративное растение или плодовое? Оно может расти само по себе или нуждается в особом уходе?
Вы собираетесь посадить его в почву. Что это за почва? Насколько она хороша для вашего растения? Хватает ли в ней питательных веществ? Насколько она рыхлая и влажная? Вы опускаете зёрнышко в землю, поливаете и начинаете наблюдать за его ростом. Проходит некоторое время, и растение показывается из земли. Оно ещё совсем маленькое и уязвимое. Рассмотрите его получше. Это растение, которое вы посадили, или из семечка неожиданно выросло что-то другое? Как оно себя чувствует? Что его окружает? Растёт ли оно на клумбе, в парке, или, может быть, в чистом поле, или на обочине дороги, где ходят люди, ездят машины… Как обстоят дела с вредителями и сорняками? Не заглушают ли они ваше растение, справляется ли оно само с вредителями, или вам приходится помогать ему? По мере того как оно развивается, какие изменения с ним происходят и как вы к этому относитесь? Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на него? Какой будет его жизнь в этом окружении? Удовлетворены ли вы результатами своего труда?»
После фантазирования на эту тему участники делятся своими впечатлениями, озвучивают наиболее важные открытия по поводу стратегии воспитания своего ребёнка.
Приведём примеры: родительница поняла, что вместо посаженной ею яблоньки из семечка выросла лиана, для неё это стало отрезвляющим открытием, поскольку лиане всегда нужен кто-то, чтобы повиснуть; другая родительница с удивлением для себя поняла, что её ребёнок, как и растение из её фантазии, растёт в оранжерейных условиях, и это делает его совершенно неприспособленным к условиям жизни в реальном мире, где случаются заморозки, засухи, ураганы, у ребёнка в результате этого не накапливается опыт выживания и адаптации к переменам; другая мама остановилась на том, что пока её растение слабо и не закалено в борьбе с вредителями и стихией, она хотела бы организовать для него что-то вроде парка: частную школу, где ребёнку обеспечено сочетание относительной свободы и защиты от вредителей одновременно.
№2.Упражнение «Пожелание»
Участники группы садятся друг за другом и пишут друг другу пожелание, водя пальцем по спине. Пожелание должно быть ориентировано на взаимоотношения с ребёнком. Каждый член группы должен, не задавая вопросов, догадаться, какое слово написал сидящий сзади за ним человек.
№3. Упражнение «Спасибо, что ты рядом!»
Поочерёдно, стоя в кругу, участники берут за руку справа стоящего и говорят фразу: «Спасибо, что ты рядом!». Ведущий заканчивает словами: «Друзья, спасибо, что все вы рядом!»
На этом, после эмоциональных отзывов и ритуала прощания, тренинг заканчивается.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.