Тренинг на сплочение 10 класс

  • docx
  • 06.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тренинг 10 класс.docx

10 класс. Тренинг развития групповой сплочённости.

Цель тренинга: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата класса.

Задачи:

1.     Создание благоприятного психологического климата;

2.     Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;

3.     Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;

4.     Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

Возраст: 16-17 лет.

Количество участников: 25.

Инструментарий: цветная бумага, фломастеры, карандаши, шляпа, бумажки (для жребия), мягкая игрушка, ватман с правилами

Ход занятия.

Приветствие:

Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы.

Правила работы в группе.

Время: 2 минуты.

Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.

Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте

Предлагаем сесть детям в готовый круг со стульями. В дальнейшем обсуждаем правила тренинга.

Перед началом тренинга предлагаем установить правила нашего с вами поведения, которые вы можете принять или же отказаться от них.

Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)

1.     Слушать друг друга.

2.     Не перебивать говорящего.

3.     Уважать мнение друг друга.

4.     Я –высказывание.

5.     Безоценочность суждений.

6.     Активность.

7.     Правило «СТОП».

8.     Конфедециональность.

«Снежный ком» (Игра)

Цель: развитее общительности, налаживание общения в коллективе, создание веселой и непринуждённой обстановки.

Описание: По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавших перед ним.

А сейчас мы вам предлагаем заглянуть под свой стул, там вы увидите цветную пометку, благодаря которым вы поделитесь на три группы зеленый, синий и красные. Предлагаем детям взять стулья с собой.

Рефлексия: Было ли вам сложно запомнить имена?

  Было ли приятно когда ваше имя запомнили?

 «Кто это?» разминка

Цель: проявление креативности и положительных эмоций.

Время: 15 минут.

Необходимо нужно будет раздать листочки, карандаши. На счет раз, два и три (3 раза) передают по кругу свои рисунки. Проговариваем, что время засекли (5 минут) и рисовать нужно быстро.

Описание: поможет взбодриться и приготовиться к следующему упражнению . Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову — человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа.

Комментарий к упражнению: люди, которые находятся рядом с вами могут приносить что-то интересное и яркое в вашу жизнь

Переход: Сейчас мы с вами встаем со своих мест, взяв свои стульчики, и садимся  в один большой круг.

Упражнение «Доверие к классу».

Цель: анализ коллектива на комфортность каждого из участников.

Описание:

Психолог:  встанем в круг, закроем глаза и покажем на пальцах количество баллов доверия к классу (максимум 5, минимум 1), затем по команде откроем глаза.

Теперь давайте обменяемся своими мыслями:  почему  большинству

не комфортно находится в классном коллективе ? Как мы можем это с Вами преодолеть ? (общаться вне класса, найти общие интересы). Высказываются все желающие.

Комментарий к упражнению: на сегодняшний день у вас в классе большинство из вас показали (например) максимум, это означает то,что ваш коллектив уже сформирован. Ваш класс только сформировался и поэтому все трудности по поводу общения и взаимодействий можно решать со временем.

Сейчас мы с вами проведем упражнение,которое вам  скорее всего известно. Но при этом нужно помнить, о правилах безопасности и уважение личного пространства другого человека.

 Меняются местами те, кто…

- сегодня проснулся в 7 утра

- у кого есть домашний питомец

- кто любит оливки

 Упражнение «Ты мне нравишься».

Цель: развитие доверительных отношений между подростками.

Материалы: мягкая игрушка

Психолог: В начале упражнения напомнить о уважении другого человека.

Сейчас мы с вами будем стараться сказать друг другу приятные слова, комплименты, которые, конечно, все любят получать. И делать это мы будем так: передаем игрушку и тому, кто ее поймал, говорим следующее: « Мне нравится в тебе то, что у тебя  … или Мне понравилось, как ты…». Начнем. Можно говорить приятные слова, комплименты, хвалить за что-либо или благодарить. И обязательно запоминайте те слова, которые услышите в свой адрес.

Рефлексия: с подростками необходимо обсудить то, какой они видят смысл в упражнении, что такое комплимент, зачем он нужен, за что мы может говорить приятные слова классу и какой в этом смысл, почему каждый человек достоин приятных слов и любви.

Сложно ли вам было говорить комплименты?

И приятно ли было вам получить комплимент?

Комплименты говорить не сложно, а другому человеку приятно. Говорите комплименты чаще.

Предлагаем сесть на свои места по кругу.

«Интервью»

Цель: проанализировать психологические особенности участников группы через интервьюирование ими друг друга.

Описание: Напомнить правило «Пас»

Вопросы задаем с у соседа слева ( На каком уровне твоя подготовка к экзаменам? Выбрал(а) ли институт или техникум? Принцип цепочки. Каждому предлагается возможность задать вопрос любому однокласснику, ответивший должен продолжить интервью.

Сейчас у вас была возможность узнать друг о друге интересующие вопросы.

Рефлексия: После проведенного интервью можем сделать вывод о том, что каждый из вас уникален и интересен.

«Импульс»

Итак для этого вам нужно встать и взяться за руки, закрыть глаза и передавать импульс, который должен будет вернуться.

Цель: Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

Описание: Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона».

Рефлексия: Ваш класс это единый механизм и если все детали этого коллектива работают слажено, то и результат может предвосходить все ожидания.

Предлагаем всем сесть в кругу на свои стульчики.

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. 

Описание: « Это знакомое вам упражнение, но выполняли вы это задание в другом составе.

Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

·          На что было направлено данное упражнение?

  • Если не получилось, то почему?

«Я беру с собой в поход» (Игра на внимание)

Цель: научиться слушать собеседника и правильно доносить информацию.

Описание: участники садятся в круг, в середине круга находится ведущий, который и произносит фразу «Я беру с собой в поход» любому выбранному участнику. После чего передает право продолжить фразу участнику  и только тот из учеников, чей ответ будет верен «отправится в поход» с ведущим.

Обсуждение:

·          Что вы поняли по итогу игры?

·          У кого не получилось пойти в поход? И как думаете почему?

Проективный рисунок «Наша группа»

Цель: установка на взаимопонимание.

Описание: каждый рисует своего соседа справа, но при этом иметь рамки дозволенного. После окончания предложить подарить рисунок своему соседу.

Рефлексия: Далее происходит обсуждение нарисованного: «Какое настроение у (имя); «Как вы поняли, что за человек (имя)»; «За что вы рады знакомству с (имя)»; «За что благодарны (имя)»;

Поднять класс и построить их в 2 коллоны по журналу.

«Коридор доверия»

Участники становятся в две колонны напротив друг друга,задача каждого показать колличество пальцев от 1-3 (пальцами). 1- подмигивание, 2-рукопожатие, 3- обьятие. Показывают одновременно и выполняют наименьшее число. Чтобы не нарушать личное пространство каждого.

Рефлексия: Не имеет занчения то, сколько пальцев тебе показали, главное, что это все виды коммуникации, здесь нет хорошего и плохого.  

Класс встает в круг и берутся за руки.

«Путаница» классическая.

Правило упражнения: вы должны соблюдать правила личного пространства и не нарушать их границы.

Цель: сплочение, выработка бережного отношения друг к другу, снятие возбуждения.

Перед началом игры рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого члена группы. Каждый участник берет за руки двух других, желательно находящихся не рядом. Перед распутыванием дети должны простоять по счету до 5, 3 раза.  Задача - не разнимая рук, распутаться в новый круг

Рефлексия: сплочение, выработка бережного отношения друг к другу, снятие возбуждения.

Пригласить к тарелочкам с конфетами и разбиться на 3 группы.

«Изменение сказки по жанрам»

Учащиеся делятся по группам благодаря жребию выбираются жанры. По группам идет обсуждение и репетиция сказки. Затем выступление. Две оставшиеся команды угадывают жанр.

Три поросенка, золотая рыбка, репка, колобок, красная шапочка, золушка.

Жанры: комедия, мюзикл, мелодрама.

Рефлексия: Понравилась ли вам ваша совместная работа в командах

Домики. Жители. Землетрясение.

Цель: развить чувство такта, уважения окружающих тебе людей,

Описание: Участники делятся на 1, 2, 3. Первые и вторые номера образуют пары «Домики». Третьи номера поселяются в эти домики как «жители». Должен остаться один свободный игрок – «бездомный», который и будет водящим. Он произносит одно из трех слов на выбор: Домики. Жители. Землетрясение. В первом случае домики меняют себе жителей, во втором – жители ищут себе новый дом. В третьи варианты пары разбиваются, должны создаваться новые домики и заселяться новыми жителями. Во всех случаях таких перемещений бездомный стремится занять какое-либо место, чтобы перестать быть водящим.

Упражнение «Групповое размышление»

Описание упражнения

При помощи перечисления времён года делимся на 4  группы:

1-й предлагается  записать  причины и поступки, за которые человек начинает уважать сам себя.

2-й предлагается записать причины и поступки, за которые группа уважает человека.

3-й  предлагается  записать  причины и поступки, за которые человек перестаёт уважать сам себя.

4-й предлагается записать причины и поступки, за которые группа перестаёт уважать человека.

Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное.

Ведущий: Что такое самоуважение? (Все желающие могут высказаться). Самоуважение это чувство собственного достоинства.

Согласно определениям, высокое самоуважение означает то, что человек высоко оценивает себя, убежден в своих способностях, чувствует себя компетентным и могущественным в контроле над собственным образом жизни. Ослабленное же самоуважение означает беспомощность, бессилие и депрессию. Низкое самоуважение сопровождается чувством сомнения относительно собственной ценности.

Итак, давайте сделаем выводы о важности и влиянии самоуважения на развитие личности:

Семья и школа играют важную роль в развитии самоуважения учащихся.

Самоуважение и личные достижения могут быть или причиной друг друга, или влияют друг на друга.

Люди с высоким самоуважением реже замечены в саморазрушительном поведении, включая плохое обращение с детьми, алкоголизм, злоупотребление наркотиками, насилие и преступления.

Высокое самоуважение не может быть дано человеку другим извне.

Такие чувства, как  унижение других,  маскируют низкую самоценность. И это важно понимать, если возникнет подобное желание.

Психологический смысл упражнения

Осознание участниками связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

Лутошкин

Описание: Предлагаем вам выбрать какой по вашему мнению ваш класс:

Песок, глина, маяк и алые паруса

Музыка, голосование

 

Процедура "Спасибо за приятное занятие"

- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Орг. конец: Спасибо вам большое, что поучастовали в данном занятии, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Рефлексия: Класс сидит в кругу и передает игрушку, детям предлагают сказать: -спасибо любому из класса, в том числе ведущим

- свои ощущения

- пожелания классу.