Тренинговое занятие: «Мы одно целое»
Цели и задачи тренинга
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
1. формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
2. развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
3. осознание себя командой;
4. формирование благоприятного психологического климата в коллективе.
Место проведения и оснащение тренинга
Занятие проводится аудитории вмещающей 25 человек с достаточным местом для активных действий. Продолжительность занятия – 1час 30 минут
Оснащенность занятия и наглядность:
1. стулья по количеству участников тренинга + 2 для ведущего и его помощника;
2. ручки и бумага по количеству участников;
3. ватман;
4. цветные маркеры.
План тренинга
№ |
Занятие |
Задача |
Время выполнения |
|
1 |
Вступительная часть |
Знакомство участников друг с другом. |
5 мин |
|
Принятие правил тренинга |
||||
Выполнение упражнения на знакомство «Знакомство с клубком» |
10 мин |
|||
2 |
Основная часть |
Выполнение упражнения «Давай построим» |
10 мин |
|
Выполнение упражнения «Шкатулка» |
10 мин |
|||
Обсуждение |
5 мин |
|||
Выполнение упражнения «Витязь на распутье» |
15 мин |
|||
Обсуждение |
5 мин |
|||
Выполнение упражнения «Австралийский дождь» |
10 мин |
|||
Обсуждение |
5 мин |
|||
3 |
Заключительная часть |
Выполнение упражнения «Наши Цветы» |
10 мин |
|
Обсуждение |
10 мин |
|||
4 |
Подведение итогов |
5 мин |
||
Задание №1 Вступительная часть
Упражнение № 1 «Знакомство с клубком»
Цель: облегчение запоминания имен, если участники тренинга абсолютно не
знакомы друг с другом.
Инструкция: Все участники встают в круг, тренер представляется, называет свое имя и свое качество на первую букву имени и бросает клубок одному из участников, удерживая конец веревки. Участник, получивший клубок, представляется, называет качество на первую букву своего имени и, удерживая веревку в руках, бросает клубок другому. Эта процедура повторяется до тех пор, пока все участники не представятся. В итоге все люди в кругу оказываются соединенными между собой веревочной «паутиной».
На упражнение отводится 10 минут
Рекомендации ведущему. Мы и познакомились, но мне бы очень хотелось узнать, как вы сейчас себя чувствуете, какое у вас настроение, что вы ожидаете от тренинга, чтобы вы хотели почерпнуть от данного тренинга.
Ведущий обязательно говорит о своем состоянии и обобщает ожидания участников.
Как и в других областях деятельности, в тренингах существуют свои правила:
Правила приняты, можно и приступить к упражнениям, но для начала будет не плохо установить контакт, для того предлагаю следующее упражнение.
Задание №2 Основная часть
Упражнение № 2 «Давайте построим…»
Цель: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.
Инструкция: Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники буду уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры, например, треугольник, букву А, птичий косяк.
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Что понравилось вам в упражнении?
На упражнение отводится 10 минут.
Упражнение№3 «Шкатулка»
Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.
Инструкция: после того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки – зеркало)
Анализ упражнения:
1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?
Психолог: итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.
На упражнение отводится 10 минут.
Упражнение № 4 «Витязь на распутье»
Цель: отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать.
Инструкция: Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме
одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец
видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня
потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пойдешь — женатым будешь».
В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует
пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать
налево, вторая — направо, а третья — прямо. У каждого направления есть свои
преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех
приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или
объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно
показать именно их направление в максимально выгодном свете.
Группам дается 5 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.
На упражнение отводится 10 минут
Упражнение № 5 «Австралийский дождь»
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Время проведения: 5 мин.
Инструкция: Участники встают в круг. Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
§ В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
§ Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
§ Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
§ Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
§ А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
§ Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
§ Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
§ Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
§ Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
§ Солнце! (Руки вверх).
Анализ упражнения:
1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?
2. Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
3. Ваши впечатления по проведенному упражнению?
На упражнение отводится 10 минут
Задание № 3 Заключительная часть
Упражнение № 1 «Наши цветы»
Цель упражнения: рефлексия, обмен эмоциями, полученными в
процессе тренинга, чувство единства.
Ход упражнения: На листе ватмана нужно нарисовать три кружка одинакового размера (в дальнейшем к этим кружкам, по краю каждого, будут приклеиваться разноцветные лепестки, и в завершении получится 3 цветка). Каждому участнику раздается по три разноцветных лепестка.
В центре первого кружка пишется «Что я узнал(а) о своих членах команды», и каждый из участников на одном из трех лепестков пишет общее впечатление, например, «Я узнал, что мои все в моей команде очень веселые»; «Я узнала, что они могут поддержать меня» и т.д. Затем каждый из участников приклеивает свой лепесток по краю кружка, чтобы получился цветок.
Далее, в центре второго кружка пишется «Желаю всем…», и каждый из участников на своем лепестке пишет пожелания своим членам команды, затем так же каждый приклеивает свой лепесток ко второму кружку.
В центре третьего кружка можно написать «Будет здорово, если мы…»,
каждый из участников продолжает эту фразу на оставшемся третьем
лепестке, и затем каждый лепесток также приклеивается к третьему кружку.
На упражнение отводится 20 минут.
Мы очень рады, что с таким замечательным настроением мы заканчиваем наше занятие. Эти эмоции должны остаться в нашей памяти надолго.
В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с учащимися. Он позволяет раскрыть каждого ученика, повысить уровень сплоченности в коллективе, получить способам решения проблемных ситуаций, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горбушина О.Г. Психологический тренинг. Секреты проведения.-СПб.:Питер, 2008.
2. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
3. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.
4. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс - Универс, 1993.
23
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.