Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» р.п. Красные Баки
РМО воспитателей по физическому развитию детей и приобщению к здоровому образу жизни.
Тренинг:
«Физическое и психологическое здоровье педагога»
Подготовила: Цыганова Наталья Владимировна,
воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко»
р.п. Красные Баки
2019 год
Тренинг по теме: «Физическое и психологическое здоровье педагога»
Цель: снятие
эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи:
• познакомить с быстрыми и эффективными способами снятия внутреннего
напряжения.
• создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой.
Каждый человек в течение всей жизни, стремиться к чему-либо… к успеху, признанию, материальному благополучию, стремится к реализации целей, желаний, стремится к любви, счастью, стремиться к власти и ко многому другому.
Но чтобы деятельность человека была успешной, нужной, продуктивной, необходимо вкладывать в работу не только умственные и физические способности. Необходимо, так же отдавать работе эмоции, чувства и здоровье.
Стремясь к совершенству в работе, в жизни, в делах и отношениях, мы порой забываем о своем здоровье.
Есть выражение "Сначала мы тратим свое здоровье, чтобы заработать деньги, потом мы тратим заработанные деньги, чтобы вернуть здоровье".
Современная статистика такова: воспитатели дошкольных учреждений как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями физического и психологического здоровья. Это от части еще и потому, что у не всегда есть возможность вовремя обратиться к хорошему специалисту (нет временного или денежного ресурса). Невысокий социальный статус, который отражается в уровне заработной платы, высокая моральная ответственность, большие эмоциональные затраты накладывает свой отпечаток и на психологическое состояние.
Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур (внимание, память, мышление, воображение, самооценка и др), необходимых для текущей жизнедеятельности.
Давайте отвлечемся от общих фраз и понятий. Я предлагаю вам выполнить небольшое задание.
Задание для групп: необходимо составить обобщенный портрет психологически здорового человека. Вы 4-5 раз продолжаете предложение :
Психологически здоровый человек — это...
(Теперь назовем, что у вас получилось.)
Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир.
Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций.
Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Обладает чувством юмора, может посмеяться над собой.
Психологически здоровый человек защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными невзгодами.
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессовых, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.
В повседневной жизни очень многие события могут стать стрессорами (то есть то, что может вызвать стресс):
· перегрузки
· однообразие
· беспомощность (неопределенность ситуации)
· сверхурочные и неудобные часы работы
· ответственность за людей
· низкий социальный статус
· недостаток авторитета
· неудовлетворенность профессиональным ростом
· негативные или холодные отношения в коллективе,
· неадекватная самооценка (завышенная или заниженная)
· эмоциональная неустойчивость
· неудовлетворение потребностей
Практика показывает, что воспитателю в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является специальная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, которые направлены на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.
Такие умения и навыки могут вырабатываться на специальных тренингах, курсах и конечно в самостоятельной работе педагога над собой.
Что можно предпринять в качестве «скорой помощи»? (чтобы выйти из ситуации):
Если почувствовали, что эмоции зашкаливают, можно:
· Выйти и ополоснуть руки холодной водой, умыть лицо.
· Медленно сосчитать предметы, эмоционально окрашенные нейтрально, например, листья на цветке, буквы на странице и т. д.
· Если позволяют обстоятельства, разорвать несколько листов бумаги или газет на мелкие кусочки, что-нибудь разбить (тарелку, чашку).
Все эти приемы, особенно последние помогают снять напряжение, высвобождают адреналин, то есть дают выход негативной энергии, а в конечном счете действуют успокаивающе
Переходим т слов к делу. Я подобрала для вас несколько упражнений, которые помогут снять напряжение и почувствовать прилив сил и бодрость.
Способы, связанные с управлением дыханием.
• Управление
дыханием.
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и
сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1—2—3—4 делайте медленно глубокий
вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); на
следующие четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет
1—2—3--4--5—6; снова задержка перед следующим вдохом на счет 1—2—3—4. Уже через
3—5 минут такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало заметно спокойней
и уравновешенней.
• Техника дыхания
«Пушинка»
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10—15 см висит пушинка.
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
• Техника дыхания
«Шарик».
Закройте глаза и представьте легкий пинг-понговый шарик. Вдох — и шарик
медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох — и шарик
также медленно опускается вниз. Вдох — шарик медленно поднимается вверх, выдох
— мягко опускается вниз.
Способы, связанные с управлением
тонусом мышц, движением.
• Упражнение на расслабление
различных групп мышц.
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; дышите глубоко и
медленно; пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки
до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места
наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи,
живот); постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц),
делайте это на вдохе; прочувствуйте это напряжение; резко сбросьте напряжение —
производите это на выдохе; сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной
мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не
удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого
самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы).
Упражнение «Руки».
Идет занятие. Дети рисуют и очень увлечены. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдите по классу.
Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.
Упражнение «Голова».
Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнения 1: Расхождение рук
Вытяните руки перед собой. А теперь представьте что две руки- это одно полярные полюса магнита, и они отталкиваются друг от друга. Или просто вообразите как руки расходятся. Получается, вы не двигаете руками механически, но они понемногу расходятся сами, усилием Вашей воли. В первый раз сложно будет определить, иллюзия это движение или нет. Это ощущение ни на что не похоже, и в первый раз немного обескураживает. Попробуйте пару раз, не торопитесь, не ждите немедленного результата.
Упражнение 2: Схождение рук
Вытяните руки перед собой, затем обычным механическим способом разведите их по сторонам (руки должны находиться так же на уровне плеч). Теперь представьте как руки "притягиваются" друг к другу. Повторяйте, пока получаете от этого удовольствие.
Упражнение 3: Качалка.
Поворачивание туловища в стороны. Руки как веревочки свободно двигаются за туловищем. Каждый качается в своем ритме. Главное почувствовать приятное ощущение от движений.
Упражнение 4. «Обхват себя руками» - постукивание по лопаткам (плечам) расслабленными руками.
Кроме того, в таком состоянии человеческий мозг очень восприимчив к самовнушению. Это как раз и лежит в основе гипноза: человека вводят в транс и дают ему установку. Теперь Вы можете задать установки своему организму самостоятельно!
Заключительная часть.
Обратная связь:
– Самым полезным для меня было…
– Мне понравилось…
– Я хотела бы изменить…
Благодарю всех за
работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.