Тренинг профилактики эмоционального выгорания.
Цели тренинга:
• способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,
• снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Количество человек: 8–10.
Продолжительность: 1–1,5 часа.
Материалы: набор метафорических ассоциативных карт : «Огонь, мерцающий в сосуде…» Ушакова Т., «Источник силы. Многообразие ресурсов» А.Ю.Гращенкова.
Ход тренинга:
Вводная часть
Приветствие
Принятие правил тренинга
Прикрепить список к магнитной доске, зачитать и обсудить с участниками. Основные правила тренинга:
1. Единая форма обращения – «ты», что психологически уравнивает всех членов группы.
2. Принцип «здесь и теперь» – говорим о том, что волнует в настоящий момент, и обсуждаем то, что происходит с членами группы.
3. Принимать себя и других такими, какие они есть.
4. Быть искренним. 5. Недопустимость непосредственных оценок.
6. Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.
7. Активное участие в происходящем.
8. Уважение говорящего.
9. Правило «Стоп».
10. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
11. Общение по принципу «здесь и сейчас».
Теоретическая часть
«Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил» (В.А.Сухомлинский).
Профессия воспитателя относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «сгорания».
Причины возникновения СЭВ у педагогов :
- отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
- несоответствие результатов затраченным силам;
- ограниченность времени для реализации поставленных целей;
- неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
- большие нагрузки;
- ответственность перед начальством, родителями;
- отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями и т.д.
В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.
Практическая часть
Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Участники группы сидят на стульях в кругу, после оглашения задания, необходимо найти себе пару и поменяться местами.
Ведущий:
«Поменяйтесь местами те, кто работает в должности более 10 лет»;
«Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»;
«Поменяйтесь местами те, кто одет в платьях»;
«Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет»;
«Поменяйтесь местами те, у кого стаж в должности менее 5 лет»;
«Поменяйтесь местами те, кого зовут Светлана»;
«Поменяйтесь местами те, любит свою работу»;
«Поменяйтесь местами те, кто всю жизнь работает в одном учреждении»;
«Поменяйтесь местами те, кто первый раз участвует в тренинге».
Основная часть
МАК-инструмент работы психолога, в основе лежат проекция, метафора, возможность подняться сверху над ситуацией. Зависит не сколько от карты, сколько от человека, который эту карту берет.
Сосуд, наполненный или опустошенный, — распространенная метафора человека и его состояния — духовного, эмоционального, интеллектуального. «Я чувствую себя наполненным», «это событие меня опустошило», «это последняя капля», «чаша переполнена», «во мне все кипит», — фразы, которые мы часто произносим и слышим при описании эмоционального состояния человека.
Человека очень часто сравнивают с сосудом. Выберите тот сосуд, который похож на вас (набор метафорических ассоциативных карт : «Огонь, мерцающий в сосуде…» ) Расскажите об этом сосуде (какое горлышко, из какого материала сосуд?)
Этот сосуд не пустой, он чем-то наполнен. Выберите наполнение для сосуда (Ваше обычное состояние). Расскажите о нем.
А теперь выберите карту похожую на ваши чувства и состояния на работе.
В группе обсуждаем чем похожи состояния.
Большое спасибо вам за то, что вы так искренне делились сокровенными переживаниями, теперь я попрошу вас вслепую вытянуть еще по одной карте из «Источник силы. Многообразие ресурсов». С каким ресурсом мы выйдем из этой работы, что поможет вам выйти из этого состояния.
Обсуждение в группе.
Притча о колодце.
Осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: “Как же его оттуда вытащить?”
Тогда хозяин ослика рассудил так: “Осел мой — старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно- почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения”.
Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.
Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху — и выпрыгнул из колодца!
…В жизни вам будет встречаться много всяких неприятностей и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.
Каждая из возникающих проблем — это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца.
Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:
1. Освободи свое сердце от ненависти — прости.
2. Освободи свое сердце от волнений — большинство из них не сбываются.
3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
4. Отдавай больше.
5. Ожидай меньше.
Рефлексия.
Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.