Тренинг "Толерантность - мудрость души"
Оценка 5

Тренинг "Толерантность - мудрость души"

Оценка 5
doc
25.01.2020
Тренинг "Толерантность - мудрость души"
тренинг толерантность.doc

Тренинг "Толерантность - мудрость души"

Цель тренинга:

1.Знакомство с понятием “толерантность”, “толерантная личность”.

2.Создание условий для приобретения опыта толерантного общения.

Задача:

-создание комфортного психологического климата в группе;

-способствовать уч-ся в самопознании и приобретении опыта позитивного общения;

-способствовать уч-ся в приобретении опыта совместной деятельности.

Планируемый результат: Приобретение опыта толерантного общения. Интериоризация понятий “толерантность”, “толерантная личность”.

Место проведения: классная комната

Время проведения'. 45-50 минут.

Контингент: учащиеся 6-х классов

Реквизит:

-ватман, мяч

-фломастеры, ножницы, клей

-материалы для работы по созданию колажжа,

-бумага потребительского формата.

Ход тренинга

1.Введение в тренинг: объявление темы , регламента работы

2.Приветствие и пожелание

3.Знакомство с законами тренинга

1.Обсуждение законов тренинга:

1.Закон «00»- приходят вовремя к началу тренинга

2.Закон микрофона- говорит тот кому предоставлено слово

3.Закон активности -имеете право не участвовать в каком либо упражнении

4.Закон «Я высказывание»-излогать свою точку зрения от первого лица

5.Закон тактичного и доброжелательного отношения ко всем членам группы

6.Закон имени- называть своё имя перед каждым высказыванием

7.Закон вежливости-называть желаемыми для них именами

8.Закон здесь и сейчас-все что происходит на тренинге не переносить на другие реалии жизни

9.Закон конфиденциальности-все остается здесь

10.Закон предложения только своего участия (всегда предлагать в участники работы только себя)

Обсуждение и подписание закона тренинга.

2.Адаптация.

Ребята, давайте начнем наше занятие с того, что поприветствуем друг друга. Я предлагаю вам упражнение, которое так и называется "Поздороваемся". Итак, начнем с того, что вы все молча, начнете движение по классу, а по моему сигналу нужно будет поздороваться с тем, с кем вы окажетесь рядом. Я буду вам говорить, каким способом следует "поздороваться". Итак, начинаем движение... здороваемся взглядом... здороваемся кивком головы... здороваемся жестом... здороваемся легким хлопком по плечу... здороваемся возгласом "Эй!"... здороваемся улыбкой... Закончили упражнение.

Давайте обсудим ваши ощущения. Какой способ приветствия был для вас самым привычным? Затруднительным? Приятным? Неприятным? Какой способ приветствия можно назвать универсальным - подходящим для людей разного пола, возраста и социального статуса?

Подведем итоги нашей беседы. Во-первых, все мы разные и каждый выбирает наиболее удобный для него способ приветствия, при этом стоит помнить, что этот способ может быть "неприятен" для других. Во-вторых, решаясь с кем-либо поздороваться, человек оценивает сложившуюся ситуацию: кто перед ним (знакомый или незнакомый, сверстник или взрослый), в каком он настроении. В-третьих, как правило, наиболее универсальным и безопасным способом приветствия является улыбка.

Упражнение хороший комплимент

Очень часто улыбка сопровождает "приятные слова", высказанные нами в адрес другого человека, или комплименты. Эти знаки внимания требуют определенных навыков общения и душевных сил, однако всегда наполняют позитивной жизненной энергией как того человека, кому они адресованы, так и самого автора комплимента.

Давайте попробуем попрактиковаться в умении дарить и принимать комплименты. Я предлагаю всем разделиться на пары. Один в паре оказывает искренний знак внимания, стоящему напротив, то есть говорит ему что-либо приятное, начиная свой комплимент со слов "Мне в тебе нравится такое качество как...". Второй человек в паре, выслушав комплимент, отвечает: "Спасибо, мне самому это нравится, но кроме того, я еще и ..." (называет то, что он сам в себе ценит, что, по его мнению, заслуживает знаков внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность, черты характера и т.п. Затем участники пары меняются ролями.

Выполнив упражнение, участники обсуждают его по схеме: Какие чувства они испытали, когда оказывали знаки внимания? Что было приятнее дарить или принимать? Изменилось ли настроение после упражнения?

Итог упражнения. Мы отличаемся внешностью, интересами, увлечениями, желаниями.

От каждого из нас самих зависит, чем мы наполним свою жизнь и жизнь наших близких - любовью или злобой. Выискивая в себе и в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление совершать добрые поступки. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, вовремя поддерживая его, мы помогаем ему стать лучше, добрее, терпимее, толерантнее.

Толерантность - это не просто чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявит благородства и сочувствия,

Только тогда сам всё это поймёшь.

Толерантным быть -это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

В дружбе и согласии жить должны Русские и украинцы, башкиры и татары Ответим друг другу чувством высоким- И хрупкий мир мы сможем сохранить.

П. Александров

О чем это стихотворение? (выслушать ответы воспитанников)

Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

А чтобы они все могли дружить друг с другом, какими они должны быть? (доброжелательными, , справедливыми, терпеливыми, т.е. толерантными)

3.Что такое толерантность?

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения, нежели ты сам.

-В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.

-tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

-tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность; -терпимость (русский) - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

16 ноября 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО было провозглашено, что 16 ноября ежегодно международное сообщество будет отмечать День, посвящённый толерантности.

Толерантность - это терпимое отношение к разным людям. Толерантный человек спокойно старается понять, чем остальные отличаются от него, старается найти в этих различиях много полезного и интересного. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Стихи для ребят Всех народов и стран:

Для абиссинцев и англичан,

Для испанских детей И для русских, шведских,

Турецких, немецких,

Французских Негров, чья родина - Африки берег;

Для краснокожих обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов, что в стужу и снег Лезут в мешок меховой На ночлег

Из тропических стран,

Где на деревьях Не счесть обезьян;

Для ребятишек Одетых и голых - Тех, что живут В городах и селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад - с Востоком,

А дети - друг с другом!

4.Игра- ассоциация «Толерантность»

Взять мячик или любой другой круглый предмет и перекидывая мяч от одного участника к другому, называйте ассоциации к слову «толерантность». Поправляйте участников, если это необходимо.

5.Самопознание. Самовыражение. Толерантность к себе и другим.

Цель: Отработка способов толерантного поведения. Сближение участников групп. Задачи:     Создание условий для самораскрытия и рефлексии участников

продемонстрировать способы толерантного общения; продемонстрировать возможность участникам осознать свои способности к толерантному общению.

Упражнение «Пять добрых слов»

Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек (произвольно). Каждый на листе бумаги обводит свою руку и на ладони пишет имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество его обладателя (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Ведущий собирает рисунки и зачитывает качества. Все члены группы должны угадать адресата. В конце упражнения листы с ладошками забирают, как памятку “на черный день”, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.

Упражнение «Толерантная личность»

Ведущий напоминает о понятии “Толерантность” и организует дискуссию на тему: “Черты толерантной и нетолерантной личности”. Список черт обсуждается и фиксируется на бумаге. Образуются 2 колонки: колонка “А” - черты толерантной личности, “В” - нето­лерантной.

Упражнение «Волшебная лавка»

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Участник может приобрести одну или несколько “вещей” из колонки “А”, которых у него нет, например, “терпения”, “чувства юмора”, “чуткости” и т.д. Продавец выясняет, сколько ему нужно того или иного качества, зачем и т.д. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, покупатель может заплатить “чувством юмора”, которого у него с избытком Упражнение «Взгляд со стороны»

Каждый из участников группы от лица любой своей вещи рассказывает о себе, т.е. “вещь о своем хозяине”. Например, “Я Танина пуговица, я знаю ее довольно давно и могу рассказать о ней...”. Ведущий поясняет, что умение раскрыться - важнейшее качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Закрытость препятствует построению искренних отношений.

Сплочение участников группы.

Цель: Развитие умения совместной деятельности.

Задача: Оптимизация взаимодействия участников группы.

6. Минутка релаксации

Психолог предлагает сесть удобнее, опереться на спинку стула.

"Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и просто слушаете музыку: другой человек есть радость для тебя... Окружающий мир есть радость для тебя... Теперь откройте глаза и посмотрите вокруг. Каждый из вас - радость для другого... Берегите себя и берегите других.

Упражнение “Сочини сказку”.

Участники поочередно говорят 1-2 предложения, которые являются логическим продолжением предыдущих, получается рассказ или сказка. Участники должны усмотреть замысел автора сказки, т.е. участника, начавшего повествование. В жизни часто бывают такие ситуации, когда самая обыкновенная улыбка, одобрительный жест, приятное слово в силах изменить все к лучшему.

Упражнение «Черты толерантной личности»

На 4 ватманах скреплённых между собой обводится контур фигуры человека (это может быть один из участников , который лёг на ватман). Группе предлагается внутри контура написать маркером черты толерантной личности, а за контуром человека - черты не толерантной(интолерантной) личности.

Психолог предлагает обобщить представления ребят о толерантности, выполнив коллаж на тему "Толерантность - это...". (При необходимости психолог кратко знакомит учащихся с особенностями работы в технике коллаж. " Коллаж - техника работы, при которой составляется некоторая картина из различных элементов: ключевые слова, яркие образы-картинки, символы, цветовые пятна. Для составления коллажа Тебе необходимо: 1) подобрать из журналов и газет подходящие картинки, слова, символы (элементы должны рассказать другим людям о твоих мыслях по заданной теме); 2) вырезать и приклеить в произвольном порядке эти элементы на листе. Эту работу ты можешь выполнить индивидуально или в микрогруппе из 2-3 человек. По ходу работы старайся следить за соблюдением временных рамок: рассчитай свои силы на все этапы создания коллажа, при необходимости раздели обязанности в микро группе".)

После выполнения работы ученики знакомятся с коллажами друг друга, ищут сходство между картинами, объясняя, что общего в них, и выдвигают тезисы, которые отражали бы сущность понятия «Толерантность»: культура мира, терпение, доверие, рука помощи, дружба народов, терпимость к различиям, доброжелательность, принятие других такими, какие они есть.

7.Стихотворение «Толерантность»

1.Что ж такое толерантность?

Может к бабушке любовь?

2.А быть может это то, что маме Я на день рождения принес?

3.Понял я, что это - уважение К мнению не только своему.

4.Видеть боль чужую Я, по-моему, уже могу.

5.Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6.Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7.Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8.Если нужно, то готов Ты всегда прийти на помощь

9.Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

10.Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11.Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12.Оставайся им всегда и Будь еще галантен.

13.Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14.Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15.Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.  Все вместе (хором):

 8.Завершение.

"Градусник настроения"

Спасибо всем за работу, за то, что вы есть такие какие есть! Спасибо!"

На видном месте размещается заранее подготовленный плакат с рисунком градусника настроения с тремя цветовыми шкалами.

По окончанию занятия учащимся предлагается отметить своё настроение на градуснике: синий цвет шкалы - ухожу с плохим настроением, зелёный цвет шкалы - с хорошим настроением, красный цвет шкалы - с отличным настроением.


Скачано с www.znanio.ru

Тренинг "Толерантность - мудрость души"

Тренинг "Толерантность - мудрость души"

Эй!"... здороваемся улыбкой...

Эй!"... здороваемся улыбкой...

Твердо в этом мы убеждены: В дружбе и согласии жить должны

Твердо в этом мы убеждены: В дружбе и согласии жить должны

Пусть соберется в один хоровод

Пусть соберется в один хоровод

Цель: Развитие умения совместной деятельности

Цель: Развитие умения совместной деятельности

Товарища в беде не брошу, Злобу в класс я не пущу

Товарища в беде не брошу, Злобу в класс я не пущу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020