«Основа основ – родительский дом»
Педагог-психолог МБДОУ №31 города Апатиты
Христюк Валентина Павловна.
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Вопрос взаимодействия и понимания друг друга , становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с многодетными семьями детей свидетельствует о трудностях установления визуального контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Подгрупповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь (и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.
Семья, дом, тёплый, уютный, радостный очаг для каждого человека
очень важны. Когда в нашем доме мир, человек чувствует себя здоровым и счастливым. И так происходит во всём мире!
Россия – наша Родина – многонациональная страна со своим богатым наследием. И у нас можно встретить и большие, и маленькие по составу семьи. Но часто наши бабушки и дедушки живут рядом с нами. Русская пословица гласит: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семья — источник любви и уважения. И это действительно самое большое сокровище!
Цель:
• профилактика и снижение психоэмоционального напряжения;
• создание благоприятной психологической атмосферы семьи и детского сада;
• повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Идея программы: сотрудничество
Тренинг проводится в 3 этапа
(первый – организационно-диагностический для родителей; второй совместно с детьми, третий этап заключительный – сотворчество).
По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями. Продолжительность одного этапа от 20 до 30 мин, последний этап 30 мин.
1. приветствие
2. разминка
3. общий круг
4. прощание
5. домашнее задание для взрослых и детей
Материал: Бланки на каждого родителя: «ВРР», «Цветик - восьмицветик», «Моя семья в образе мандал», домашнее задание № 1, косынка, 4 картины «Тип семейного воспитания», 4 пословицы, текст релаксации «Очищение от тревог»,, муз. отрывок.
1. Приветствие и знакомство участников: все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая... (мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».
Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня ... такая (отображают действия участника)».
2. Обсуждение: «Правила работы в группе»:
3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга»:
Условия и режим работы: следующие этапы с детьми, выполнение домашних заданий, пропуски нежелательны, последний день по продолжительности 30 мин.
На следующий день приглашение и домашнее задание.
4. Ожидания участников от работы.
В семье, собираясь все вместе, каждый может рассказать о том, как прошёл у него день, о своих тревогах, волнениях и радостных моментах. В семье, где царит любовь и уважение, обязательно с пониманием выслушают каждого – ведь каждый человек думает по – своему, как говорят, у него «свой внутренний
мир». Как вы думаете, что это означает? (Возможные варианты ответов).
Цель: передача позитивных чувств друг другу с помощью тактильного контакта.
Члены группы становятся в круг, берутся за руки и по инструкции психолога передают друг другу с помощью тактильного контакта свои положительные чувства; результат проверяется с помощью опроса.
Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они – дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.
Вопросы для анализа:
· Что вы испытывали, выполняя это задание?
· Легко ли было войти в круг?
Участники бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»
Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.
5.Ход игрового упражнения: Рисование «Домика из брусков»
Дети и взрослые строят домик из разноцветных брусков и садятся вокруг него.
Психолог раздаёт им бумагу для рисования и фломастеры и предлагает каждому нарисовать ту часть дома, которая видна ему лучше всего. Звучит аудиозапись спокойной музыки.
По окончании рисования проводится обсуждение работ, в ходе которого психолог обращает внимание на их сходство и различия.
Затем психолог говорит:
- Как же так получилось, что все мы рисовали один и тот же домик, а
рисунки у всех разные?...
- Если смотреть на один и тот же предмет с разных сторон или, как
говорят, с разных точек зрения, то и видно будет по-разному. Попробуйте посмотреть на домик с точки зрения другого человека. Педагог делит всех на пары, предлагает напарникам поменяться местами и нарисовать домик с позиции своего партнёра. Во время выполнения задания можно переговариваться друг с
другом, задавать вопросы:
- А как ты это видишь?
- А как ты считаешь? И т.д.
По окончании сравниваются работы, которые рисовали домик с одной позиции. Теперь вам понятно, что означает выражение «иметь свою точку зрения». В семье это очень важно, и во многом именно на этом основано уважение. А как вы думаете: важно уметь слушать своего ближнего? (Возможные варианты ответов). К чему может привести отсутствие этого умения? (Возможные варианты ответов)
Сегодня мы с вами убедились, что все мы – разные, но части одного целого. В семье необходимо для мира и счастья поворачиваться друг к другу своей хорошей стороной и своим хорошим настроением, умение выслушать ближнего. А если мы не хотим общаться и понимать друг друга – то возникают обиды и разочарования.
Давайте постараемся не расстраиваться и не разочаровывать друг друга.
6. Упражнение « Цветок»: «Я ромашка- полевая., мой ребенок- роза колючая» и т.д. Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
7. «Перебежки»:
8. Методика «Цветик – восьмицветик ». Ценность этого метода в том, что с его помощью легко обнаружить противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной отношений и бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика проблем в общении с окружающими поможет решить проблему детского невроза.
9. «Дети- цветы жизни».
Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели введу наши предки:
10. «Хорошо и плохо». Предлагается 4 картины – тип воспитания.
Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а другая «–».
Обсуждаем, с какими трудностями может столкнуться ребенок в детском саду.
10. Тест «Моя семья в виде круга» Обсуждение впечатления от каждого рисунка.
11. Упражнение «Руки»: Один из участников встает в круг, ему завязывают глаза, подают руку, он, основываясь на тактильные ощущения должен сказать какой родитель «мягкий или строгий...»
12.Релаксация «Очищение от тревог»
13.Обсуждение занятия
14. Прощание «Общий круг». Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь, а затем хором произнесите:
Мы славно потрудились,
Немало мы узнали,
Чуть – чуть добрее стали,
И дружно поиграли.
Молодцы! А теперь давайте поблагодарим друг друга и
скажем: «Спасибо, друг! (Стоя в кругу, все пожимают руки своих «соседей».) Спасибо, наш дружный тёплый круг!»
Список литературы и источников:
1. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб., 2002. –
416 с.
2. Саранская О.Н. Психологический тренинг для
дошкольников «Давайте дружить!». – М., 2008.
3. Беседы и сказки о семье— URL: http://www.dobrieskazki.ru/books1.htm.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.