Тренинг- форма организации тьюторского сопровождения.
Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта.
Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги мы применяем с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, мы обязательно соблюдаем гибкость и вариативность.
В своей работе мы применяем следующие формы тьюторского сопровождения.
· Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
· Групповая тьюторская консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации.
· Тренинг. Именно его мы вам и продемонстрируем.
В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
«Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящую в условиях моделирования различных игровых ситуаций…» А.П. Ситников
То, что бросается в глаза сразу даже самому неопытному участнику группы, - родственная связь между многими тренинговыми процедурами и детскими играми. Их объединяет не только форма ( инструкции ведущего, правила, соревновательный характер, непредсказуемость итога, приоритет процесса над результатом и т.д.), но и – что важнее – глубинный духовный смысл ТВОРЧЕСКОГО ПРОЖИВАНИЯ, порождающего новый опыт.
Философы
и писатели уже столетия назад преклонялись перед изумительной тайной игры!
Нельзя не вспомнить часто цитируемое высказывание Фридриха Шиллера «…
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он
бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет»
Общие цели тренингов:
Цель игр в тренинге состоит не в том, чтобы изменить человека, «скорректировав» его в сторону большего соответствия некоему социальному стандарту, а, напротив, в том, чтобы помочь ему утвердить своё Я, чувство собственной ценности, предложить «испытательный полигон» для работы с самим собой.
Основные тренинговые методы:
Пример: Тренинг: «Дерево целей»
Метод тренинга: групповая дискуссия
Цель: Задуматься каждому зачем учиться. Сформулировать для себя цель на учебный год и задачи, решение которых приведёт к достижению цели.
Пример: Тренинг на взаимодействие. «Строим башню»
Игровой метод:
Цель: Умение работать в команде. Добиваться поставленной задачи.
Проходит в полном молчании. Класс делится на группы. Цель каждой группы построить башню У каждого члена команды своя карточка с заданием.
Инструкции для карточек
- Башня должна состоять из 20 блоков.
Башня должна иметь высоту в 10 уровней.
- Башня должна быть построена только из белых, красных и желтых «кирпичиков».
- Башня должна быть построена только из синих и желтых «кирпичиков».
- Шестой уровень башни должен отличаться по цвету от остальных.
Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно Общаться можно только жестами. Обсуждение итогов игры (Видео)
Предлагаем вам принять участие в тренинге «Давайте познакомимся»
Спасибо
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.