Тренинг-консультация для родителей будущих воспитанников учреждения

  • Мероприятия
  • docx
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тренинг-консультация для родителей будущих воспитанников учреждения направлен на ознакомление родителей с особенностями и закономерностями протекания адаптационного периода у детей с 1 года до 3 лет в условиях детского сада, содействие формированию эффективной родительской позиции в период адаптации. Создание условий для благополучного включения ребенка в новую социальную среду.Тренинг-консультация для родителей будущих воспитанников учреждения направлен на ознакомление родителей с особенностями и закономерностями протекания адаптационного периода у детей с 1 года до 3 лет в условиях детского сада, содействие формированию эффективной родительской позиции в период адаптации. Создание условий для благополучного включения ребенка в новую социальную среду.
Иконка файла материала семинар для педагогов Роль игры.docx
АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ (тренинг­консультация для родителей будущих воспитанников учреждения) Цели:  • Ознакомление родителей с особенностями и закономерностями протекания  адаптационного периода у детей с 1 года до 3 лет в условиях детского сада.  • Содействие формированию эффективной родительской позиции в период  адаптации.  • Создание условий для благополучного включения ребенка в новую социальную  среду.  Задачи:  1. Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения.  2. Предупредить возможность тревожного состояния матери.  3. Продумать алгоритм совместных действий педагогов и родителей в период  первых дней посещения ребенка детского сада.  4. Познакомить родителей и детей с детским садом и педагогами.  Предполагаемый результат.  1. Снижение эмоционального напряжения и тревожности родителей по поводу  перспективы пребывания ребенка в группе раннего возраста.  2. Повышение компетентности родителей в организации общения с ребенком в  период адаптации.  3. Благоприятный прогноз готовности детей к посещению детского сада.  I Организационный момент  Представление;  Оформление бейджиков;  Игры, направленные на сближение: молекулы, мяч +имя.  II Основной этап  1. Теоретические основы адаптации  Адаптационный период (т.е. период привыкания) – серьёзное испытание для  малышей. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие  между возможностями малыша и требованиями среды. Вызванные адаптацией  стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Этот  период не проходит бесследно даже при его благоприятном окончании, а оставляет  след в нервно­психическом развитии ребёнка.  Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде: a) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды,  приспосабливая её к себе, и таким образом приспосабливается сам;  b) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все  требования и обстоятельства среды;c) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не  хочет или не может приспосабливаться к ним.  Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным –  избегающий.  В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было  выделено три фазы адаптационного процесса.  1. Острая фаза­сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом  состоянии и психическом статусе, что приводит снижению веса, более частым  респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в  речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.  2. Подострая фаза­ характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все  сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне  замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними  возрастными нормами; фаза длится 3­5 месяцев.  3. Фаза компенсации­ характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к  концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.  При этом различают три степени тяжести прохождения острой фазы  адаптационного периода: работа с табличками на магнитной доске)  легкая адаптация­поведение ребёнка нормализуется в течение 10­15 дней;  ребёнок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в  коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения учреждения;  адаптация средней тяжести­ изменения в поведении нормализуются в  течение месяца, ребёнок на короткое время теряет в весе; может наступить  однократное заболевание длительностью 5­7 дней, есть признаки психического  стресса;  тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребёнок часто болеет, теряет  уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое  истощение организма.  На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что нашим детям  в период привыкания необходима совместная целенаправленная организация жизни малыша в дошкольном учреждении, которая привела бы к наиболее  адекватному, безболезненному приспособлению ребёнка к новым условиям,  позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.  ?родителям: от чего зависит длительность периода адаптации? (выслушать  ответы родителей группыи перейти к слайду)  Длительность периода адаптации зависит:• от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;  • от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;  • от состояния здоровья;  • от резкого контраста м/у обстановкой, условиями домашними и условиями  учреждения (режим питания, сна)  • от разницы в методах воспитания…  2. Упражнение «Теннисные мячи»  Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала  посещения детского сада.  Посмотрите на шарики в моей корзинке ­ это трудности, с которыми сталкивается  ребёнок, пришедший в детский сад. Я отдаю эти «трудности» нашим детям  (выбираются желающие из числа родителей»  • ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного  времени»;  • незнакомая обстановка;  • незнакомы взрослые, дети;  • недостаточно развитые навыки самообслуживания;  • индивидуальные особенности, особенности здоровья;  • новый режим дня.  ? родителям: Удобно ли вам держать в руках столько шариков?  Что вам хочется с ними сделать?  Друзья, давайте вместе назовём те изменения, которые происходят в поведении и  настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду (работа по карточкам с  адаптационными группами).  Отрицательные эмоции­ неизбежные спутники психического состояния малыша  при адаптации к детскому саду. Ребёнок напоминает собой пришельца: то сидит как окаменевший, не отвечает на вопросы, не идёт на контакт, то вдруг начинает бегать  по группе. Он вырывается из рук воспитателей и нянь, постоянно подбегает к  дверям, дожидаясь прихода родителей.  Слёзы – малыш часто плачет­от временного хныканья до постоянного, почти  непрекращающегося плача. А иногда можем наблюдать плачь за компанию с  другими детьми.  Страх­ ребёнок многого боится (перечислено выше), а особенно того, что мама не  придёт за ним. Эти страхи служат источником стресса, спусковым механизмом  стрессовых реакций.  Гнев, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные  конфликты между детьми. Нужно понимать, что в это тяжёлое для себя время  ребёнок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без  поводов. Поэтому разумнее будет их игнорировать, разбирая проблемные ситуации  в спокойные моменты.Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем  социальным навыкам: самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять  нужду в специально отведённом для этого месте,­ напрочь забывает о своих  возможностях. И кормят его теперь с ложечки, и штанишки меняют.  Речевое развитие не только тормозится, но и временно деградирует. Вдруг  выясняется, что ребёнок помнит только глаголы и междометия…  Познавательная активность и обучаемость новым знаниям затормаживается:  лишь ненадолго малыша воспитатели могут завлечь чем­то новым, но интерес  быстро проходит.  Что уж говорить о коммуникабельности! Даже если ребёнок ранее легко сходился  со сверстниками, сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в  группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не умеющих себя вести детей.  Только когда он станет привыкать к своему новому кругу общения – налаживать  новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдёт на убыль. Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома, в саду во время  адаптации сбивчив, порой ребёнок не ложится спать вообще. Аппетит тоже  оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.  3. Способы уменьшить стресс ребёнка.  Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять  на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать  к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать  дома для ребёнка режим дня, соответствующий режиму ДОУ.  В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов.  Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2­3 недель  (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желание малыша,  можно оставить его на целый день в ДОУ.  Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том,  как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать  внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители таким  короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к  дошкольному учреждению.  Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить­ вероятно ему не хватает  прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.  Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед  сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.  В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все  виды деятельности, которым малыш уже обучился.  Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается  идти в детский сад. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много  интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они  помогут успокоить малыша.Материал подготовлен педагогом­психологом – Бондарь Е.М.