В ТРЕНИНГЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОСОЗНАННОСТИ, говорится о том что осознание своей индивидуальности в педагогической дея¬тельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников;поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно ориентированной модели общения.В ТРЕНИНГЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОСОЗНАННОСТИ, говорится о том что осознание своей индивидуальности в педагогической дея¬тельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников;поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно ориентированной модели общения.
ТРЕНИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОСОЗНАННОСТИ
Рабочая программа формирования у педагогов личностно ориентированной
позиции по отношению к детям
Д а н н а я т р е н и н г о в а я п р о г р а м м а я в л я е т с я ч а с т ь ю к о м п л е к с
н о й р а б о т ы п о п е р е с т р о й к е в о с п и т а т е л ь н о о б р а з о в а т е л ь н о г о
п р о ц е с с а п о т и п у л и ч н о с т н о о р и е н т и р о в а н н о й м о д е л и в з а и м о
д е й с т в и я с д е т ь м и . О н а н е п р е д н а з н а ч е н а д л я о т р а б о т к и к о н
к р е т н ы х н а в ы к о в и у м е н и й п е д а г о г о в п о у с т а н о в л е н и ю
э ф ф е к т и в н ы х к о н т а к т о в с в о с п и т а н н и к а м и , е е н а з н а ч е н и е
н а ч а т ь р а б о т у п о п р е о д о л е н и ю в н у т р е н н и х к о м м у н и к а т и в н ы х
с т е р е о т и п о в ,
а к т у а л и з и р о в а т ь и з м е н е н и е п е д а г о г и ч е с к о й
п о з и ц и и с с у б ъ е к т о б ъ е к т н ы х н а с у б ъ е к г с у б ъ е к т н ы е
о т н о ш е н и я с д е т ь м и .
З а д а ч и :
о с о з н а н и е с в о е й и н д и в и д у а л ь н о с т и в п е д а г о г и ч е с к о й д е я
О б р а щ е н и е с в о е г о с о з н а н и я к с о б с т в е н н ы м
т е л ь н о с т и .
п е р е ж и в а н и я м и к ч у в с т в а м в о с п и т а н н и к о в ;
п о и с к р е з е р в о в д л я б о л е е э ф ф е к т и в н о й р а б о т ы , в ы д е л е н и е
п р и ч и н в о з м о ж н ы х и л и и с т и н н ы х п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
п р о б л е м ;
в ы р а б о т к а в н у т р е н н е й п о з и ц и и п о о т н о ш е н и ю к в о с п и т а н
н и к а м и к п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и в ц е л о м , о р и е н т и
р у ю щ е й
л и ч н о с т н ы х
в з а и м о о т н о ш е н и й с д е т ь м и , а т а к ж е с о з д а ю щ е й п р е д п о с ы л к и
д л я о в л а д е н и я с п е ц и ф и ч е с к и м и с п о с о б а м и п о с т р о е н и я
л и ч н о с т н о о р и е н т и р о в а н н о й м о д е л и о б щ е н и я .
п о с т р о е н и е
п е д а г о г о в
М а т е р и а л и о б о р у д о в а н и е :
м а г н и т о ф о н , з а п и с и л е г к о й , с п о к о й н о й и ж е л а т е л ь н о э к з о
н а п р и м е р ,
м у з ы к а л ь н ы й и н с т р у м е н т ,
н а
т и ч е с к о й м у з ы к и ,
ф о р т е п и а н о ;
м о л ь б е р т , у д о б н ы й д л я к р е п л е н и я б у м а г и р а з м е р о м А 1 ;
л и с т ы б у м а г и р а з м е р о м А 1 д л я з а п и с е й « п а м я т и г р у п п ы » ;
м а р к е р ы 2 3 ц в е т о в д л я в е д е н и я « п а м я т и г р у п п ы » ;
с к р е п к и , к н о п к и , б у л а в к и в д о с т а т о ч н о м к о л и ч е с т в е ;
с р е д с т в а с о з д а н и я и з о б р а ж е н и я : ф л о м а с т е р ы , к а р а н д а ш и ,
к р а с к и , ц в е т н а я б у м а г а , к и с т о ч к и , с к о т ч , н о ж н и ц ы , л и н е й к и ,
с т а р ы е ж у р н а л ы с к а р т и н к а м и ( к о т о р ы е н е ж а л к о и з р е з а т ь ) и
д р . ;
б у м а г а ф о р м а т а А 4 ;
к а р т о ч к и с н а з в а н и я м и ж и в о т н ы х ( о б е з ь я н а , к р о к о д и л ,
в е р б л ю д , б е г е м о т ) ;
и з о б р а ж е н и я д в о й н ы х п я т и к о н е ч н ы х з в ё з д ;
к а р т о ч к и с и з о б р а ж е н и е м б у к в ;
б л а н к и « О б р а т н а я с в я з ь » ( н а к а ж д о г о у ч а с т н и к а п л ю с т р и
з а п а с н ы е ) ;
к а р м а н н о е з е р к а л о , н а с т о л ь н о е з е р к а л о .
О р г а н и з а ц и я т р е н и н г а .
П р о г р а м м а р а с с ч и т а н а н а 6 ч а с о в 3 д н я п о 2 ч а с а . Ж е л а
ч т о б у д е т
т е л ь н о п р о в о д и т ь р а б о т у т р и д н я п о д р я д ,с п о с о б с т в о в а т ь д о с т а т о ч н о
с о д е р ж а н и е п р о г р а м м ы .
п о л н о м у п о г р у ж е н и ю в
1 –й день. Знакомство
Задачи:
создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы
группы;
сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и
установок, подчеркивания своих индивидуальных черт как личности и как
профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную
деятельность и на формирование личностных качеств воспитанников;
начать освоение активной позиции самопознания и развития способности
производить значимые изменения в своем отношении к профессии;
способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
Х о д з а н я т и я
Представление ведущего. Сообщение о целях планируемой работы.
1. Приветствие «Смысл моего имени».
М а т е р и а л : все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные
2. Правила работы в группе.
После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и
выносит на обсуждение п р а в и л а в з а и м о д е й с т в и я между участниками группы.
1) Доверительный стиль общения (одно из его отличий называние друг друга на
«ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
2) Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует
участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
95
3) Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм,
помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и
уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я
думаю...»).
4) Искренность в общении (говорить только то, что действительно переживается,
или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других
участников).
5) Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы
группы, что способствует раскрытию участников).
листочки бумаги, фломастеры, булавки и т. д.).
Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем
участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым
именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его на
зывали в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имяобраз.
Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а
потом рассказать историю его происхождения.
Г л а в н а я и д е я э т о г о у п р а ж н е н и я дать возможность при первом
знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.6) Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно
подчеркивать положительные качества выступившего).
7) Недопустимость непосредственных оценок человека.
3. Игра «Поменяйтесь местами...».
Для того чтобы выполнить последующее упражнение, необходимо разбиться на
группы. Это можно сделать с помощью игры «Поменяйтесь местами».
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг
о друге дополнительную информацию.Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место,
предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть
на гитаре и т. п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются.
Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности
участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и
многого другого.
Н а п р и м е р , поменяются местами те, кто:
работает всю жизнь в одном учреждении;
работает в настоящее время по новой программе;
любит свою работу;
работает педагогом уже больше 10 лет;
мечтал быть педагогом с детства и т. д.
После подвижного упражнения можно спросить желающих, вопервых, кто, что о
ком запомнил, а вовторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем
запомнили. Таким образом, участники меняются местами, а затем четверо сидящих
рядом становятся членами одной малой группы.
4 . У п р а ж н е н и е « Л и ч н о с т ь п е д а г о г а » (в малых группах п о 4
человека) (57 минут).
Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. Результатом
обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению группы, являются
неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказыва
ются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти. Спорные
качества, формулировки, определения выносятся для обсуждения всей группой. В
память включаются уже исправленные качества, принимаемые всеми участниками.
П р и м е р н ы е к а ч е с т в а :
• гибкость;
• стремление к самоактуализации;
• доброжелательность, умение брать ответственность на себя;
• коммуникабельность;
• направленность на личность другого человека;
• принятие себя;
• уважение чужого мнения;
• организаторские способности;
• умение видеть на несколько шагов вперед;
• креативность;
• эмпатийность.
П е р в а я м и к р о г р у п п а дает свой портрет идеального педагога, и все
называемые качества фиксируются на доске.
Для в т о р о й м и к р о г р у п п ы работа усложняется за счет особенностей
представления своего портрета оно проходит в виде ответов на в о п р о с ы :
• С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
• Что вы сами предлагаете добавить?
• Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?
Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа
95
имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту.
Т р е т ь е й м и к р о г р у п п е предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже
оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные
вопросы.
И т о г о м групповой дискуссии является список качеств идеального педагога,удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо
ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии
качеств личности
5.Игра «Ладони колени».
Сидя в кругу, положите ладони на колени соседей: правую на левое колено
соседа слева, левую на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от
колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на сле
дующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка).
Когда устоится ритм хлопков, можно усложнить упражнение два хлопка по
одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, то есть теперь
играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением
движения хлопков.
Следующее упражнение проходит в образованных подгруппах.
6.Упражнение «Мои сильные стороны» (в малых группах по 3 человека).
Общее время работы микрогрупп 15 минут.
Каждому участнику предлагается рассказать остальным о чертах личности,
которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве
примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников. После небольшой
подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо
нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной форме
(исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут
уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не
высказывать свое мнение.
На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет
лучших черт с указанием на то, какие, благодаря им, качества личности детей они
могут воспитать, будучи напарниками.
В о п р о с ы для обсуждения:
• Какие чувства вызвало задание?
• Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон?
• Что мешало свободно говорить о своих достоинствах?
• Не заметши ли вы за собой желания говорить о своих достоинствах,
отталкиваясь от отсутствия конкретных недостатков?
• Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные
стороны в общем портрете?
• Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание
конкретных сторон личности детей?
И д е я , выносимая на обсуждение:
Нужно стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту
контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах детей.
Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед
воспитанниками, то есть таким, каким ты являешься на самом деле. Но
для этого каждому педагогу необходимо развивать в себе такие качества,
которые, предоставляя неотъемлемые черты его личности, будут
положительно влиять на формирование определенных черт личности де
95т7.Упражнение «Объявление».
В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах
(репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т.
д.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое,
чего не может предложить другой специалист.
Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа
может задавать любые вопросы по содержа
нию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться
услугами данного специалиста.
8.Домашнее задание.
Создать рисунокавтопортрет. Особенностью этого автопортрета будет
необходимость подчеркнуть в нем свои профессиональные грани.
Для рисования можно использовать любые изобразительные средства.
9.Упражнение «Подарок».
Первый день тренинга заканчивается упражнением «Подарок».
Каждый участник дарит своему соседу справа «подарок», то есть сообщает ему о
том, чтобы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности.
Упражнение проходит по кругу.
10. «Обратная связь».
11. Завершение дня.
Ведущий просит на следующее занятие принести карманное зеркальце.
2й день. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ
ОБЩЕНИЯ
Задачи:
продолжить самораскрытие и самоанализ, создавать условия для проявления
профессиональной и личностной индивидуальности;
способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в
профессиональной деятельности качеств личности членов группы;
1. начать активное овладение личностно ориентированной позицией по
отношению к воспитанникам на основе практического усвоения понятий
«понимание, приятие и признание личности ребенка».Приветствие.
Члены группы могут, свободно перемещаясь, подойти к другому человеку,
поздороваться любым способом и сказать ему чтонибудь приятное.
2. Упражнение «Мое педагогическое кредо».
М а т е р и а л и о б о р у д о в а н и е : средства изображения и вся окружающая
обстановка.
Необходимо сформулировать девиз, создать образсимвол, эмблему своей
профессиональной деятельности, а затем представить ее группе. Это может быть
рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т. д.
Участники могут воспользоваться любыми имеющимися изобразительными
музыкальными
материалами и прочими вспомогательными средствами,
инструментами.
В р е м я подготовки 10 минут.
В о п р о с ы для обсуждения:
• Почему вы выбрали именно эти средства для символизации своего
95
кредо?
• Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом?• Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить?
Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку
Х о д з а н я т и я
7• ?Удовлетворены ли вы созданным символом?
• Считаете ли вы, что он действительно отражает ваше кредо?
3. Упражнение «Движение по кругу».
Каждому участнику предлагается придумать какоенибудь несложное движение.
По команде все начинают выполнять задуманное, одновременно запоминая движение
своего соседа слева, чтобы по хлопку начать выполнять его. После следующего
хлопка движения меняются таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока
движения не вернутся к своим хозяевам, обойдя весь круг.
С э т о г о м о м е н т а г р у п п а п е р е х о д и т к о с в о е н и ю с о д е р ж а н и я
п о н я т и я «личностно ориентированная модель общения взрослого с ребёнком» ( п о
А . В . П е т р о в с к о м у ) .
Ц е л и : обеспечить ребёнку чувства защищённости, доверия к миру, радости
существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис
личностной культуры); развивать его индивидуальность.
С п о с о б ы о б щ е н и я : понимание, принятие и признание личности ребёнка,
основанные на способности взрослого к де центрации.
П о н и м а н и е
умение видеть ребёнка «изнутри». Смотреть на мир
одновременно с двух точек зрения своей собственной и ребёнка, видеть
побудительные мотивы, движущие детьми.
П р и н я т и е безусловно положительное отношение к ребёнку, к его
индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет,
признание уникальности.
П р и з н а н и е это, прежде всего, право голоса ребёнка в решении тех или иных
Т а к т и к а о б щ е н и я : сотрудничество; создание и использование ситуаций,
требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
динамика стилей общения.
Л и ч н о с т н а я п о з и ц и я п е д а г о г а : исходить из интересов ребёнка и
проблем.
перспектив его дальнейшего развития.
М е т о д и ч е с к и е р е к о м е н д а ц и и ведущему по формированию у педагогов
знаний и представлений о личностно ориентированной модели общения:
• Без внутренней готовности к построению новых отношений с детьми даже
владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного
единства взрослого и ребенка.
• В первую очередь необходимо уделять внимание анализу и формированию
позиции педагога, реализующейся через понимание, принятие и признание личности
воспитанников. Этапность работы должна быть такова: от формирования
личностной позиции педагогов по отношению к детям через присвоение личностно
ориентированных способов общения к овладению адекватной тактикой общения с
детьми.
• Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на
интересы ребенка, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как
равноправных партнеров в условиях сотрудничества невозможно без
переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа,
самопознания и самоопределения личности в целом. Это большая длительная работа.
Содержание предлагаемых ниже игр и упражнений поможет осознать и
прочувствовать смысл понимания, принятия и признания личности ребенка, то есть
позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога.
Дав определение всем трем способам общения, после каждого упражнения надо
предложить педагогам самим определить, какой способ общения оно
иллюстрировало.
954.Упражнение «Звезда».
М а т е р и а л ы : небольшое карманное зеркало, изображения звёзд.
Подготовить основу изображение двойной пятиконечной звезды размером
примерно 5 * 5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между
внешней и внутренней звездами. Это изображение хорошо иллюстрирует
возможности ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих
возможностей.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я :
• Ваши ощущения в процессе выполнения задания?
• Ваши мысли по этому поводу?
И д е и , выносимые на обсуждение:
11 От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в
вздохи,
Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются
Это является нормальным
восклицания,
выражением эмоций, помогает выполнить задание.
комментарии.
От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с
естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.
Иллюстрируемый с п о с о б о б щ е н и я : ПОНИМАНИЕ.
5. Упражнение «Подкрепление».
Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного
отношения к ребенку.
состоянии.
Процедура такова. Двое желающих участников выходят за дверь. Оставшимся
дается инструкция задумать предмет (из имеющихся в помещении) и место, на
которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упраж
нения заключается в двух моментах.
Вопервых, ни сам предмет, ни его новое место не называется напрямую, а ответы
уточнения носят расплывчатый, завуалированный характер.
Вовторых, группе участников определяется задание: первому игроку давать
отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики,
негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной
вербальной информацией), а второму положительное (используя слова поддержки,
радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных
поступков, восхищения, комплементов и т. д.).
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный
группой предмет и переместить его на другое место. Процедура совершается по
очереди каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального
подкрепления
95.По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором
возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным
участникам.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я :
• Как вы чувствуете себя в своей роли?
• Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
• Как вы чувствуете себя сейчас?
• Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
И д е и , выносимые на обсуждение:
Ш Безусловно, положительное отношение, принятие ребенка рождает
доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая
поддержка это способ выражения принятия. С выданным за несколько
минут шквалом отрицательных подкреплений первый игрок справился, так
как понимал, что это игра. Ребенку такое количество негативных оценок
выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном
заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других
ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким
образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как
к неудачнику.
Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство
педагога проявиться не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в
том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно
необходимы ребенку.
Иллюстрируемый с п о с о б о б щ е н и я : ПРИНЯТИЕ.
6.Упражнение «Часы».
Это упражнение на поддержание работоспособности.
Участники (не менее 12 человек) сидят в кругу. Между всеми играющими
последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое
время. Тот, чья цифра соответствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в
ладоши; тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом». Если часы
показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например, 12
часов ровно или 13 часов 15 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в
ладоши, а потом говорит «бом.
7. Упражнение «Самопознание».
М а т е р и а л : карточки с написанными на них буквами, составляющими слово
«самопознание».
Между участниками распределяются буквы,
составляющие слово
«самопознание». Из них группе игроков придется составлять новые слова.
В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов
можно составить из общего набора букв. После выслушивания мнений группе
игроков можно задать вопрос:
Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался только на то,
сколько можешь сам составить, или учитывал, что могут появиться варианты от
других членов группы?
Далее группа игроков строит все возможные слова из букв людей, составляя их в
1 0
Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными
ряд.
представлениями и групповыми возможностями.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я :
• Все ли участвовали в составлении слов?
• Как было организовано составление слов?
• Были ли «выпадающие»?• Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали?
• В какой форме проходило составление слов («затаскивание»,
перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т. д.)?
(Для упражнения можно использовать и другое слово при условии, что
количество букв в нем будет соответствовать числу играющих и некоторые
из них будут повторяться.)
И д е и , выносимые на обсуждение:
И Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение
каждого человека. Легко заметить, выделить активного, инициативного
ребенка, сложно спокойного, пассивного, робкого.
Иллюстрируемый с п о с о б о б щ е н и я : ПРИЗНАНИЕ.
9. Проектное рисование «Я педагог» (анализ домашнего задания).
Ведущий предъявляет рисунки по очереди, без указания авторства, а группа
участников их анализирует. В обсуждении принимают участие все члены группы,
свободно высказывая свое мнение.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я :
• Что вы можете сказать о профессиональных особенностях
• Что вы можете сказать о личностных особенностях изображенного
изображенного человека?
человека?
• Какими достоинствами обладает изображенный человек
(профессиональными, личностными)?
• Что бы вы пожелали изменить в себе изображенному человеку
(профессиональные качества, личностные качества)?
После обсуждения исполнитель рисунка имеет право признаться в своём
авторстве, если у него возникло такое желание.
Автор анализируемого рисунка может зафиксировать высказанные в ходе
обсуждения мысли, так как они помогут выполнить домашнее задание этого дня.
По окончании обсуждения впечатления не анализируются, каждый берет из
обсуждения то, что ему показалось важным.
11.
Необходимо
Домашнее задание «Мои перспективы».
цели профессионального
самосовершенствования, которые участники хотели бы достичь в ближайшее время.
При этом надо продумать конкретные шаги, предполагающие их достижение.
сформулировать
основные
12.
День завершается высказыванием мнения о своем соседе слева, которое отражало
Упражнение «Что помогает тебе в работе».
бы его сильные стороны как личности и как профессионала.
Высказывание можно начать с фразы: «Тебе как профессиональному педагогу очень
помогает в работе то, что ты...»
.13. «Обратная связь».
14.Завершение дня.
Ведущий напоминает дату, время последующей встречи.
1 13й день. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
З а д а ч и :
закрепить стиль активного овладения личностно ориентированной позицией в
подойти к идее практического использования результатов самоанализа в целях
общении с детьми;
самосовершенствования;
создать условия для получения участниками обратной связи от группы и
формулирования индивидуальных результатов работы.
1. Приветствие.
По кругу приветствовать остальных участников любым способом, которым можно
поприветствовать ребенка.
Х о д з а н я т и я
2. Упражнение «Молекулы».
Упражнение на создание работоспособности и разделения игроков на четыре
подгруппы.
Все участники атомы. Они двигаются по типу броуновского движения, иногда
объединяясь в молекулы. Темп, направление движения, количество атомов в
молекулах и места соединений задает ведущий. Например: «Молекулы, по три
локтями!» все должны разбиться на группы по три человека и прижаться друг к
другу локтями.
Скорость движения указывается цифрой: «Плюс 20, плюс 45, плюс 80», что
значит в данном случае, что скорость растет, хотя она может замедляться. Скорость
«минус 50» означает, что надо двигаться спиной вперед.
В конце выполнения упражнения надо образовать четыре подгруппы (молекулы).
3Анализ домашнего задания «Мои перспективы».
Осуществляется в микрогруппах по 3 человека. У каждого есть возможность
высказаться по поводу своих планов профессионального совершенствования. При
этом можно спрашивать совета у других участников микрогруппы, выслушивать их
мнение. На обсуждение отводится 20 минут.
После этого в общем кругу анализируются результаты подгрупп, выделяются
сложности, с которыми можно столкнуться при планировании.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я :
• Что проще прогнозировать: далекую перспективу или близкую?
• Каким образом в вашей группе решали проблему каждого участника?
• Какую стратегию обсуждения вы выбрали?
И д е и , выносимые на обсуждение:
Ш Любое изменение ведет нас по дороге самосовершенствования.
Информация, которую мы получаем о себе, должна быть использована в
целях саморазвития. Возможно, проблема, которая стоит перед вами, уже
стояла перед кемнибудь другим и была им решена надо уметь
пользоваться чужим опытом. Не заняв определенного места в
образовательном учреждении, невозможно влиять на воспитательно
образовательный процесс в целом.
4. Упражнение «Взгляды».
Все закрывают глаза. По команде ведущего, открыв глаза, надо одними глазами
установить контакт с кемнибудь из группы. Если это не получилось с первого раза
попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг
перед другом тех, кто имеет контакт глаз, но таким образом, чтобы получились две
шеренги, это две команды для следующего упражнения (упражнение также
показывает степень развития личных контактов в группе).
1 25. Упражнение «Композиция».
Группа участников делится на две команды. Обеим командам дается задание: на
альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур двух
треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника.
Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в
чужую команду, смотрит рисунок и уже своей команде начинает объяснять, как
изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом
это же делает второй капитан.
По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с
«подлинниками» и найти отличия. Первое слово для высказывания своих
впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я :
• С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание
• Хотелось ли вам затем чтото сказать подругому, другими словами,
рисунка?
более подробно?
• Чем отличаются рисунки?
успеху.
Как вы считаете, в чем причина случившихся отличий
?
И д е и , выносимые на обсуждение:
НО Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый.
Наше старание не обязательно приводит к тому, чего мы ожидаем.
Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам,
Если ребенок не понял это не значит, что он низкого развития,
возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.
Иллюстрируемый с п о с о б о б щ е н и я : ПОНИМАНИЕ.
7. Упражнение «Зеркало».
М а т е р и а л : зеркало размером примерно 15 * 20 см.
По кругу передается зеркало. Задача каждого игрока посмотреться в зеркало и
попытаться воспринять себя отстранен но, как будто видишь не свое отражение, а
лицо незнакомца, которое привлекло внимание.
Сосредоточенно изучите этого человека и попытайтесь ответить на
представленные вопросы.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я :
• Что привлекательного вы видите в этом человеке?
• За что его можно любить?
• Что вызывает уважение, а может быть, восхищение?
1 3Когда зеркало обойдет весь круг, обсудить ту внутреннюю работу, которую
многим пришлось совершить.
И д е и , выносимые на обсуждение:
Сложно увидеть хорошее в себе, но, научившись это делать, полюбив себя,
значительно проще увидеть нечто особенное в другом человеке.
Приняв себя таким, какой ты есть, можно научить других такому же к
Иллюстрируемый с п о с о б о б щ е н и я : ПРИЯТИЕ.
8. Упражнение «Руки».
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой
себе отношению.
ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно
начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких
действий ведущим не производится.
И д е и , выносимые на обсуждение:
В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то
есть агрессия рождает агрессию.
Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это
почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
Иллюстрируемый с п о с о б о б щ е н и я : ПРИЯТИЕ.
9.Упражнение «Дискуссия».
М а т е р и а л :
«воспитатель» (несколько), «психолог», «непринимаемый».
карточки с обозначенными в них ролями «методист»,
Группа игроков делится пополам. Одна половина образует внутренний круг, это
участники дискуссии. Другая внешний. Это наблюдатели, которым также
предстоит держать над головами членов дискуссии таблички, определяющие их
должностной статус в учреждении: «методист», «воспитатели», «психолог».
Только на одной табличке имеется надпись, указывающая не должность, а
положение этого работника в коллективе «непринимаемый».
Таблички раздаются таким образом, чтобы их содержание было видно всем,
кроме участника, к которому она относится. Задается тема дискуссии, например,
подготовка педагогического совета по определенному вопросу.
Продолжительность дискуссия 5 минут.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я :
Активным участникам:
• В какой момент вы поняли, что выпадаете из дискуссии?
• С чем вы это связали, как объяснили?
• Какие чувства у вас возникли в этой связи?
• Это позволило мобилизоваться, собраться или, наоборот, расстроило,
Пассивным участникам:
• Какие ассоциации вызвала табличка «непринимаемый»?
• Как вы стали себя вести по отношению к этому человеку?
• Были ли у вас сомнения по поводу содержания вашей таблички (не
1 4
опустились руки?
определяет ли она особенности отношения к вам со стороны коллектива)?
• Каково самочувствие человека, точку зрения которого не признают, не
учитывают, к которому не относятся с должным уважением и
вниманием?
И д е и , выносимые на обсуждение:
Действие групповых стереотипов: если у человека есть определенный
«ярлык», то отношение к нему строится уже в прямой зависимости отнего; при этом никто не обязан поддерживать стереотипы каждый
свободен делать свой выбор, независимый от общепринятого.
Отношение к любому человеку (и конечно, к маленькому) должно
строиться на основе принятия его личности, уважения к нему; если в
ребенке чтото не нравится, осознать, что всегда в нем есть чтото,
являющееся его достоинством, ценным и значимым для взаимодействия с
другими.
Иллюстрируемый с п о с о б о б щ е н и я : ПРИЗНАНИЕ.
10.Упражнение «Стой спокойно».
Играющие образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед
кемнибудь, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому он обратился, должен стоять
спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева правую, сосед справа
левую. Кто ошибется, выходит из круга.
Упражнение «Последняя встреча».
11.
Все ли все успели сказать друг другу?
Может быть, ктото забыл поделиться с группой участников своими
переживаниями?
Итоги моего участия в тренинге.
Может быть, есть участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать?
12.
Что вынес для себя из участия в тренинговой группе ?
13.
«Обратная связь»
Материал подобран педагогомпсихологом – Бондарь Е.М.
Материал скачан их интернет
1 5а