Тренинг родительской эффективности, направлен на то, чтобы стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение в семейном кругу их значимости. Вызвать понимание уникальности семьи среди других союзов, чувство гордости от принадлежности к ней. Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.Тренинг родительской эффективности, направлен на то, чтобы стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение в семейном кругу их значимости. Вызвать понимание уникальности семьи среди других союзов, чувство гордости от принадлежности к ней. Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.
«Тренинг родительской эффективности»
«Тренинг семейных отношений».
М. Кипнис. 2005 г. (часть 1).
Лекции Т. Рохместровой (СГПУ)
Тема:
Задачи:
1. Стимулировать размышление о семейных ценностях и обсуждение в семейном
кругу их значимости.
2. Вызвать понимание уникальности семьи среди других союзов, чувство гордости от
принадлежности к ней.
3. Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.
Оборудование: лист ватмана, фломастеры, мяч, карточки с названиями
эмоциональных состояний, прищепки, гуашь, кисточки, бумага, штапик, тетрадные
листы.
Содержание.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Приветствие участников тренинга.
Принятие правил, по которым будет работать группа, которые нельзя нарушать в
процессе всего занятия.
Для этого понадобятся – ватман и маркер.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
Стоя в кругу, ведущий передает мяч по кругу участникам по очереди:
- Назовите свое имя и как хотите, чтобы вас называли в группе.
- Семейное положение, профессия, несколько слов о своем ребенке.
- Пожелания себе как родителю.
- Чего ожидаете от этого занятия?
УПРАЖНЕНИЕ 3.
Сейчас поиграем в ассоциации. Я подойду к каждому из вас и начну фразу, а вы
постараетесь ее закончить. Отвечать надо быстро, первое, что пришло в голову:
- Это было давно, но я…
- Мой идеал мужчины…
- Мне в моей жизни встречались…
- Была ситуация, когда я…
- Моя любовь к детям…- Как здоров, что в моей жизни есть…
- Ребенок дал для меня…
Какие чувства вызвало это упражнение? Участники делятся впечатлениями.
УПРАЖНЕНИЕ 4.
В центре на стуле колода карт с названиями определенных эмоциональных
состояний. Участникам необходимо продемонстрировать эти эмоции без слов с
помощью пантомимы. Если карта отгадана, то она идет в отбой, если – нет, игрок
забирает ее себе.
Выигрывает тот, у кого меньше всего карт.
УПРАЖНЕНИЕ 5.
В круг приглашаются две пары. Всем остальным завязывают глаза платком. Парам
развешивают прищепки по четыре штуки. Включается музыка – участники должны
как можно быстрее собрать максимальное количество прищепок пока звучит музыка.
После выполнения упражнения, впечатления участников – в какой роли было
комфортнее.
УПРАЖНЕНИЕ 6. Релаксация.
- Капните капельку краски на бумагу и «выдуйте» рисунок с помощью трубочки.
- Смочите лист бумаги водой и нарисуйте что хотите, следуя своим эмоциям.
Листы в круг, участники проговаривают – на что похоже, свои ощущения в ходе
выполнения задания.
УПРАЖНЕНИЕ 7.
На полу штапик, участники выстраиваются вдоль него.
- Я произношу вопрос и тот, кто отвечает на него утвердительно – переступает черту.
Думать - несколько секунд.
- Боитесь ли вы одиночества?
- Считаете ли вы свою семейную жизнь – удавшейся?
- Бываете ли вы часто задеты поведением своего мужа (жены)?
- Вам хочется иметь много детей?
- Вам кажется, что ваши близкие не ценят ваших усилий в полной мере?
- Вы непростительно много времени отдаете работе в ущерб общению с детьми?
- Вы окружены заботой и лаской?
- Вы любите свой дом?
- Вы человек эмоциональный, а потому с вами нелегко в семье?
- Вы считаете, что молчание – золото?
УПРАЖНЕНИЕ 8.Сидя в кругу, участники называют свое имя и рассказывают о том, чему бы он мог
научить своего ребенка, в чем он чувствует себя специалистом, что он умеет делать
мастерски (семья, дом, воспитание).
УПРАЖНЕНИЕ 9.
- Запишите в столбик 4 буквы: ЛДРП.
- К каждой букве напишите цифры от 1 до 4.
- К каждой группе (буква и цифра) прибавьте название какого-то животного, птицы,
насекомого.
- Теперь по 3 качества, которые на ваш взгляд их характеризуют.
РАСШИФРОВКА:
- Л – это любовь
- Д – это дружба
- Р – это работа
- П – это постель
- Цифры говорят, на каком месте в вашей жизни они находятся, а животные, птицы,
насекомые с написанными вами качествами – это то, как вы представляете себя в
соответствующих жизненных процессах.
УПРАЖНЕНИЕ 10.
Стоя в кругу, держимся за руки.
- Какое впечатление от работы?
- Какие чувства возникают сейчас?
- Всем спасибо, до свидания!
Направления работы с родителями детей
- воспитанников
В начале жизненного пути рядом с ребенком находятся самые главные люди в его
жизни — родители.
В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи
(родителей) за воспитание детей.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает и детский сад. Теперь
его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше но знал и которые
составляют иную общность, чем его семья. Малыш растет и развивается в стенах
детского сада, готовится к поступлению в школу. Задача взрослых (родителей и
педагогов) объединить свои усилия и обеспечить детям защиту, эмоциональный
комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных
детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют
низкую педагогическую и психологическую культуру.Одним из основных направлений работы психологической службы нашего ДОУ
является психолого-педагогическое просвещение родителей детей-
дошкольников.
Наша программа осуществляется в системе психолого-педагогического
сопровождения в следующих видах и формах: групповое и
индивидуальноеконсультирование родителей; проведение родительских собраний
и клубов; наглядная агитация для родителей в каждой возрастной группе;
проведениетренингов для родителей.
Таким образом, программа основана на необходимости вовлечения родителей в
воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованном участии в этом
сцелью наиболее полноценного развития их собственных детей.
Задачи работы по данной программе таковы:
- научить родителей устанавливать доброжелательные, доверительные
отношения с ребенком;
- проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях
детей – дошкольников.
- оказать помощь в вопросах воспитания и развития детей, в подготовке к
школьному обучению.
- дать навыки эффективного общения с ребенком.