Цель: снижение уровня тревоги перед трудностями адаптации к школе.
Разогрев. Из анкет, которые родители заполняли во время приема детей в школу, ведущий заранее выписывает данные о любимых занятиях будущих учеников. Тренинг начинается с проведения соответствующей «переклички» — ведущий зачитывает характеристики детей и спрашивает: «Есть ли здесь родители мальчика, который...».
Варианты характеристик могут быть такими:
· Мальчик, у которого живут собака, кот и кролик. Он помогает по хозяйству, любит решать примеры по математике и играть в ролевые игры.
· Девочка, которая любит рисовать, играть с братом, строить.
· . Девочка, у которой есть попугай, хомяк и две черепахи. Ей нравится помогать маме по хозяйству. Она любит сказки: «Синяя пиши». «Пеппи Длинный чулок», «Красавица и чудовище».
· . Мальчик, который любит кататься на горных лыжах, плавать, рисовать, лепить. Л играет он чаще всего в развивающие или подвижные игры.
• Девочка, которая с удовольствием ходит в театры, на концерты. Играть тоже любит в театр. У нее есть кот.
Информационный блок 1
Родители могут существенно повлиять на процесс адаптации детей к школе, поскольку они находятся в очень близкой эмоциональной связи со своими детьми. Если начнут тревожиться и волноваться, то могут помешать ребенку. Если же будут знать «сигналы» неблагополучия и способы помощи ребенку, то, оставаясь спокойными, помогут ему.
Что важно для ребенка впервые дни в школе? Суметь познакомиться с другими детьми.
Задание 1.1. Знакомство из роли взрослых. Предлагается с родительской позиции назвать свое имя и как можно больше качеств, которые начинаются на первую букву имени.
Задание 1.2. Знакомство из роли детей. Предлагается представить себя ребенком и познакомиться с соседом справа. Затем обсуждаются способы, которые дети используют для знакомства друг с другом, их эффективность, возможность обучения им ребят.
Информационный блок 2
Детям в классе важно не только познакомиться, но и установить дружеские отношения. Они делают это по-разному: предлагают игры, включаются в уже предложенные, привлекают внимание «шутовством», драками или какими-то другими способами.
Задание 2.1. Родителям предлагают из роли ребенка «нарисовать» портреты сверстника, с которым хочется дружить, и ребенка, с которым не возникает желания общаться. Затем их просят подумать, к какому портрету ближе их собственный ребенок и как приблизить его к желаемому образу.
Задание 2.2. Вспомнить игру, интересную шестилетним детям, и провести ее с группой. Подумать, как к началу учебного года научить детей нескольким играм. Ведущему нужно иметь запасные варианты на случай, если родители не смогут предложить свои.
Информационный блок 3
В школе ребенку важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Однако здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие его учителя являются носителями конкретной ценностной основы, которая определяет направления их воспитательной деятельности. Ребенку будет комфортно, если ценностная основа педагога будет близка к принятой в семье. Но учитель один, а семей, отдающих ребенка в этот класс, много. Поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие положения для всего класса, добиваться их реализации и в школе и дома.
Задание 3.1. Нужно подумать и сказать, какие качества родители хотят воспитать у своего ребенка в первую очередь. Каждое качество записывается на отдельном листе бумаги. Затем родители обсуждают их и ранжируют по степени значимости. Качества могут быть такими:
уважение к себе;
уважение к окружающим; доброта;
честность;
дружелюбие;
ответственность;
отзывчивость;
любознательность;
порядочность;
мужественность;
воля;
самодостаточность;
самостоятельность;
трудолюбие; ;
старательность;
уверенность в себе;
понимание окружающих.
Информационный блок 4
Когда ребенок ведет себя так, как нравится взрослым, когда он радует их, его, как правило, хвалят и закрепляют положительные проявления. Важно, чтобы педагоги и родители придерживались одной воспитательной линии, иначе в ситуации неопределенности у ребенка возникнет ощущение небезопасности: непонятно, почему одни значимые взрослые меня за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают?
Задание 4.1. Родители в парах обсуждают, за что они будут хвалить и ругать ребенка. Выбирают по 3 самых значимых, на их взгляд, качества или варианта поведения. Записывают на листах бумаги и предъявляют группе.
Информационный блок 5
Для успешной адаптации к школе важно, чтобы родители сумели «отпустить» ребенка, а это возможно, только если они будут полностью доверять школе и учителю. Задание 5.1. Роди гели обсуждают и коллективно составляют «портрет» учителя (называют его качества), которому бы они спокойно доверили своего ребенка.
Информационный блок 6
Важная задача — научить ребенка правильно вести себя в конфликтных ситуациях, потому что в детской среде они обязательно случаются. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы, и они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Мы полагаем, что полное их отсутствие приведет к изнеженности детей и, как следствие, к формированию у них неуверенности в себе.
Задание 6.1. Родители делятся на пары и из детской позиции пытаются конструктивно разрешить конфликтные ситуации, предложенные ведущим, затем они разыгрывают свои варианты перед собравшимися Информационный блок 7
Родителям необходимо не только научить ребенка правильно действовать при возникновении конфликта, но и самим грамотно реагировать на его сообщение о случившемся конфликте. Главное здесь — не обещание наказать обидчика или обвинение самого ребенка в произошедшем, а оказание поддержки, что помогло бы ему разрешить конфликт самостоятельно.
Задание 7.1. Каждый участник получает жалобу ребенка на случившийся конфликт и демонстрирует группе свою реакцию.
Задание 7.2. Участники становится в два круга — внешний и внутренний — лицом друг к другу, образуя пары. Им необходимо различными способами в течение нескольких минут оказывать поддержку друг другу По сигналу ведущего члены внутреннего круга сдвигаются по часовой стрелке и таким образом образуют новую пару. Движение идет до тех пор, пока все участники не провзаимодействуют.
Заключительное задание. Участникам предлагается поделиться своими чувствами и мыслями по поводу тренинга.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.