Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
9 кл
04.04.2017
Психологическая подготовка девятиклассников к прохождению государственной итоговой аттестации имеет особую актуальность. Выпускники нуждаются в психологическом настрое на продуктивную подготовку к экзаменам и развитии умения справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче ОГЭ. Экзамен является стрессовой ситуацией. Данное занятие является частью программы по психологической подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Программа даёт возможность более эффективно подготовиться к экзаменам и справиться с волнением, нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ, содействует личностному развитию, реализации творческого потенциала, выработке позитивного самоотношения и настроя на успешную сдачу экзаменов. На данном занятии девятиклассники получат представления о различных эффективных способах снятия нервно-психического напряжения, способах волевой мобилизации, приемах эффективной организации работы.
Я готов к экзаменам.docx
Тренинговое занятие для учащихся 9х классов
по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»
Пояснительная записка
Психологическая подготовка девятиклассников
к прохождению государственной итоговой
аттестации имеет особую актуальность. Выпускники нуждаются в психологическом настрое на
продуктивную подготовку к экзаменам и развитии умения справляться с психологическими трудностями
при подготовке и сдаче ОГЭ. Экзамен является стрессовой ситуацией. Данное занятие является частью
программы по психологической подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.
Программа даёт возможность более эффективно подготовиться к экзаменам и справиться с волнением,
нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ, содействует личностному развитию,
реализации творческого потенциала, выработке позитивного самоотношения и настроя на успешную сдачу
экзаменов. На данном занятии девятиклассники получат представления о различных эффективных
способах снятия нервнопсихического напряжения, способах волевой мобилизации, приемах эффективной
организации работы.
Цель: отработка навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в
своих силах при сдаче экзаменов.
Задачи:
1. Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического
напряжения.
2. Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего
самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.
Техники, используемые во время занятий: мозговой штурм, групповая работа, ролевое моделирование,
минилекция, упражнения энергизаторы.
Психолог: Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо актуализировать основные
правила группы. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какието для своей группы.
Вы имеете возможность предложить свои правила..
1. Правило «здесь и теперь»: главным сейчас является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый
из участников испытывает в данный момент. На занятии можно пользоваться только той информацией,
которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт общения не
обсуждается и не может предъявляться на занятии в качестве аргументов.
2. Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех которые его бы
успокоили, оправдали ли, наоборот обидели.
3. Правило «Я высказывания»: в группе важным является то, что каждый участник говорит любую
фразу только от своего имени, т.к. только говоря что либо от своего имени, можно говорить искренно о
своих мыслях и чувствах.
4. Правила запрета на диагнозы и оценку: оценка поступка есть ограничение личностной свободы. 5. Принцип личной ответственности: все, что происходит или произойдет с данным человеком в
процессе групповой работы это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его
ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ни
сделал участник это его выбор, за который он несет ответственность.
6. Принцип личного вклада: чем больше участник проявляет собственную активность, чем больше он
участвует в групповой работе, тем больше обратных связей он получит, следовательно, тем больше у него
возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы,
предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.
7. Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на занятии, как вел себя тот или иной
член группы, какие проблемы решал неприемлемо с точки зрения этики.
8. Принцип круга: во время работы каждый участник должен видеть каждого. Говорить на занятии можно
только так, чтобы говорящего видел каждый из участников. Кроме того, каждый участник должен
находиться в относительно равном положении относительно каждого участника.
9. Принцип инициативы участников: на занятиях обсуждается любая тема, исходя их внутреннего
запроса присутствующих, но только в рамках заданной темы.
1. Упражнение «Сходства и отличия»
Цель: знакомство, позитивный настрой на работу.
Материал: большое блюдо с конфетами разной формы и разного сорта.
Психолог: Перед вами – блюдо с самыми разными конфетами. Сейчас каждый из вас по очереди возьмет
одну конфету, которая чемто похожа на него. Когда все возьмут по конфете, мы с вами начнем
«знакомиться». Вы по очереди называете свое имя и личное качество, которым вы похожи на выбранную
вами конфету.
Точно так же и люди отличаются друг от друга своими неповторимыми личностными качествами.
Обсуждение. Легко ли было выделить качество, которым вы похожи с выбранной конфетой? Какое
у вас сейчас настроение? Какие возникли мысли?
2. Упражнение «Ассоциации»
Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу предстоящих
экзаменов; способствовать выходу негативных мыслей.
Психолог: Я предлагаю вам написать на листочках две ассоциации со словом «Экзамен».
Постарайтесь не задумываться, пишите первое, что приходит в голову.
Все записи перемешиваются и затем зачитываются вслух.
Обсуждение. Какие были интересные наблюдения в процессе упражнения? Что вы чувствуете?
Психолог: Выполнение этих упражнений помогло нам осознать, что экзамен – это неизбежность и выявить
3 основные трудности, с которыми сталкиваются при подготовке и сдаче экзаменов: 1я трудность
когнитивная, 2я – личностная, 3я –процессуальная
МИНИИНФОРМАЦИЯ:
Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе
экзамена, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Успешность в выполнении заданий обеспечивают
хорошая переключаемость внимания и оперативная память, мышление. Личностные трудности – обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его
субъективными реакциями и состояниями. Каждый из нас к ситуации экзамена относится по разному, она
так же усложняется еще и тем, что обычно сдавая экзамен человек тревожится, беспокоится, переживает.
Сильное волнение мешает сосредоточиться, снижает внимательность, Но это состояние вполне поддается
сознательному регулированию.
Существуют простые психологические способы, чтобы справиться с тревогой в ситуации экзамена.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Процессуальные трудности – это трудности, связанные с процессом заполнения бланков. Для
преодоления когнитивных трудностей предлагаю выполнить несколько упражнений
Упражнение «Словосочетание»
Психолог: Запишите, пожта, на листочках аббревиат ру ОГЭ. Постарайтесь придумать словосочетание
из трех слов, начинающиеся с данных букв, соблюдая порядок.
Обсуждение: Стало ли данное сочетание ОГЭ повеселее.
уу
Упражнение "ЭКСПЕРИМЕНТ"
Психолог: На карточке написан, на первый взгляд, хаотичный набор букв. Вам необходимо за 30 секунд
прочитать 4 последовательных предложения.
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАК
ТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНОКаВБеЗОПаСНО
емЕсТОНаКОнецПОСЛЫШАЛСя Топ ОтБегУщиХ ног.
Психолог: Сразу ли вы справились с заданием? Уложились ли вы по времени? От чего зависело
выполнение задания? Те, кому удалось сосредоточиться, переключиться с одного вида деятельности на
другой, были более успешны.
К экзамену вам придется запоминать множество текстового материала. Попробуем с помощью
следующего упражнения поработать над своей памятью.
УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕМОДАН НА ПАМЯТЬ»
Инструкция. Каждому из вас предстоит повторить фразу: «Бабушка укладывала чемодан и положила
туда……..» при этом вы называете предмет, который положил предыдущий участник и добавляете в
чемодан чтото свое.
(Участники выполняют упражнение)
Психолог: Может у когото из вас есть свои приемы запоминания, приемы для развития памяти,
которыми вы пользуетесь, поделитесь с нами.
Кто из вас знает и пользуется методом повторения (основные принципы) И.А.Корсакова?
1 день – 2 повторения
2 день – 1 повторение
3 день – без повторений
4 день – 1 повторение 5 день – без повторений
6 день – без повторений
7 день – 1 повторение
Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее
восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 1520 минут, затем через 89 часов. И еще раз
через 24 часа.
Психолог: Мы знаем, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое и
управляет левой половиной тела. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое,
логическое и управляет правой половиной тела.
А эффективная умственная работа складывается из деятельности двух полушарий мозга. Развитие
межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
С помощью специально подобранных упражнений мы можем активизировать работу правого и левого
полушарий.
1. Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим
пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к
указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Вперёд в сторону назад. Вначале работает правая рука и левая нога. Вместе с инструкцией
выполняем следующие движения: правая рука и левая нога двигаются вперёд, в сторону, назад; потом
наоборот: работает левая рука и правая нога.
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните
пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу
левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций.
Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Упражнение «ТЕКСТ С ПОДТЕКСТОМ». Работа в парах
Психолог: Для выполнения этого упражнения вам необходимо на предложенных листочках в течении 3х
минут пройти написанный текст. Задания выполняется строго индивидуально, вы не можете совещаться с
кемто, давать советы. По истечению 3х минут мы обсудим его.
1. До того, как чтонибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. В левом верхнем углу нарисуйте 5 маленьких квадратов.
5. В каждом квадрате поставьте крестик.
6. Напишите свое имя в верхней части листа.
7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас, его нет,
напишите номер 100.
8. Громко назовите номер, который вы написали, так, чтобы всем стало слышно.
9. Обведите этот номер.
10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11. Обведите этот знак треугольником.
12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1. 13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении под номером 4.
14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручкой три маленькие дырочки.
15. Громко крикните: «Я почти закончил».
16. Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.
Психолог: В чем, на ваш взгляд, смысл упражнения? (очень важно при сдаче экзаменов читать инструкцию
полностью и четко ее выполнять).
Дискуссияобсуждение притчи «Бабочка»
Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как
через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто
оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё, что
могла, и ни на что другое у неё не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас
вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек
продолжал наблюдать, думая, что вотвот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать.
Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои не
расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не
понимал, что усилия, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимы бабочке, чтобы жидкость из тела
перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту
оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с
трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
Я просил сил, а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил мудрости, а Бог дал
мне проблемы для разрешения. Я просил богатства, а Бог дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать. Я
просил возможности летать, а Бог дал мне препятствия, чтобы их преодолевал. Я просил любви, а Бог дал
мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. Я просил благ, а Бог дал мне возможности. Я ничего
не получил из того, о чём просил, но я получил всё, что было мне нужно!!!
Обсуждение. О чем эта притча? Какие мысли возникли у вас после прослушивания притчи? А у вас
всё есть для того, чтобы сдать экзамены?
Упражнение «Фруктовый салат». Деление на группы
Упражнение «10 слов» (работа в командах)
Цель: создание позитивного настроя на сдачу ЕГЭ; снятие тревожности.
Психолог: Суть его состоит в следующем: вы по очереди говорите по одному, любому, слову. Всего
нужно назвать 9 слов, которые нужно будет записать на листах бумаги, лежащих у вас на столах. Десятое
слово называет психолог: ЕГЭ.
Задача участников – написать рассказ с этими словами, не меняя порядок слов, чтобы в рассказе был
смысл. Рассказ должен быть позитивный!
Рефлексия. О чем сегодняшнее занятие заставило вас призадуматься? Попытались ли вы глубже
взглянуть внутрь себя? Произошли ли какие либо изменения с вами в ходе тренинга. Если да, то какие,
если нет, то почему? Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии,
удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания. Чтобы вы хотели пожелать себе? И в завершение нашего занятия предлагаю высказаться, продолжив предложение: «Хочу пожелать
себе.....»
Думайте только о хорошем, и у вас все получится!
Взяться за руки и сказать «Удачи на ЕГЭ».
Список литературы
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось89. 2003. – 224 с.
2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
3. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. –
М.: Генезис, 2009 – 184 с. – (Психолог в школе).
4. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
5. Готовимся к ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха» Е.Ю.
Шрагина, педагогпсихолог Центра психологомедикосоциального сопровождения «Радинец», СВАО,
г.Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rcoi68.ru/files/reg/2012/oido100.pdf.
6. Готовимся к ЕГЭ. Тренинг для старшеклассников. Т. Липская, аспирант, О. Кузьменкова, кандидат
психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии ОГПУ, Оренбург. Журнал
Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" №9/2008 [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800911.
7. Официальный Информационный портал Единого государственного Экзамена [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://ege.edu.ru/.
8. Программа психологопедагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому
государственному экзамену «Путь к успеху» Н. Стебнева, Н. Королева журнал Школьный психолог"
издательского дома "Первое сентября" № 29/2003. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200302904.
Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»
Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»
Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»
Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»
Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»
Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.