Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»
Оценка 4.9

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
9 кл
04.04.2017
Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»
Психологическая подготовка девятиклассников к прохождению государственной итоговой аттестации имеет особую актуальность. Выпускники нуждаются в психологическом настрое на продуктивную подготовку к экзаменам и развитии умения справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче ОГЭ. Экзамен является стрессовой ситуацией. Данное занятие является частью программы по психологической подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Программа даёт возможность более эффективно подготовиться к экзаменам и справиться с волнением, нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ, содействует личностному развитию, реализации творческого потенциала, выработке позитивного самоотношения и настроя на успешную сдачу экзаменов. На данном занятии девятиклассники получат представления о различных эффективных способах снятия нервно-психического напряжения, способах волевой мобилизации, приемах эффективной организации работы.
Я готов к экзаменам.docx
Тренинговое занятие для учащихся 9­х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!» Пояснительная записка Психологическая   подготовка   девятиклассников     к   прохождению   государственной   итоговой аттестации     имеет   особую   актуальность.   Выпускники   нуждаются   в   психологическом   настрое   на продуктивную подготовку к экзаменам и развитии умения справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче ОГЭ. Экзамен является стрессовой ситуацией.  Данное занятие является частью программы   по   психологической   подготовки   обучающихся   к   государственной   итоговой   аттестации. Программа   даёт возможность более эффективно подготовиться к экзаменам и справиться с волнением, нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ, содействует личностному развитию, реализации творческого потенциала, выработке позитивного самоотношения и настроя на успешную сдачу экзаменов.   На   данном   занятии   девятиклассники   получат   представления   о     различных  эффективных способах снятия нервно­психического напряжения, способах волевой мобилизации, приемах эффективной организации работы.  Цель:  отработка навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.  Задачи: 1. Знакомство   выпускников   со   способами   релаксации   и   снятия   эмоционального   и   физического напряжения. 2. Обучение   учащихся   способам   волевой   мобилизации   и   способам   поддержания   рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам. Техники, используемые во время занятий: мозговой штурм, групповая работа, ролевое моделирование,  мини­лекция,  упражнения ­ энергизаторы.  Психолог:  Для   того,   чтобы   наша   работа   была   эффективной   необходимо   актуализировать   основные правила группы. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие­то для своей группы. Вы имеете возможность предложить свои правила.. 1. Правило «здесь и теперь»: главным сейчас является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент. На занятии можно пользоваться только той информацией, которую участник  предоставляет  о себе  сам  за  время  групповой  работы.  Прошлый  опыт  общения  не обсуждается и не может предъявляться на занятии в качестве аргументов.  2. Правило искренности:  говорить  следует только  о  реальных  чувствах,  а  не  о тех  которые  его  бы успокоили, оправдали ли, наоборот обидели.  3. Правило «Я­ высказывания»:  в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, т.к. только говоря что­ либо от своего имени, можно говорить искренно о своих мыслях и чувствах. 4. Правила запрета на диагнозы и оценку: оценка поступка есть ограничение личностной свободы. 5.   Принцип   личной   ответственности:  все,   что   происходит   или   произойдет   с   данным   человеком   в процессе групповой работы ­ это следствие его личной активности, поэтому находится полностью под его ответственностью. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ни сделал участник ­ это его выбор, за который он несет ответственность. 6. Принцип личного вклада:  чем больше участник проявляет собственную активность, чем больше он участвует в групповой работе, тем больше обратных связей он получит, следовательно, тем больше у него возможностей   для   личностного   роста.   Все   действия,   происходящие   во   время   групповой   работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми. 7. Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на занятии, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал ­ неприемлемо с точки зрения этики.  8. Принцип круга: во время работы каждый участник должен видеть каждого. Говорить на занятии можно только   так,   чтобы   говорящего   видел   каждый   из   участников.   Кроме   того,   каждый   участник   должен находиться в относительно равном положении относительно каждого участника. 9.   Принцип   инициативы  участников:   на   занятиях   обсуждается   любая   тема,   исходя   их   внутреннего запроса присутствующих, но только в рамках заданной темы. 1. Упражнение «Сходства и отличия» Цель: знакомство, позитивный настрой на работу.  Материал: большое блюдо с конфетами разной формы и разного сорта. Психолог: Перед вами – блюдо с самыми разными конфетами. Сейчас каждый из вас по очереди возьмет одну   конфету,   которая   чем­то   похожа   на   него.   Когда   все   возьмут   по   конфете,   мы   с   вами   начнем «знакомиться». Вы по очереди называете свое имя и личное качество, которым вы похожи на выбранную вами конфету.  Точно так же и люди отличаются друг от друга своими неповторимыми личностными качествами. Обсуждение. Легко ли было выделить качество, которым вы похожи с выбранной конфетой? Какое у вас сейчас настроение? Какие возникли мысли? 2. Упражнение «Ассоциации» Цель:   настрой   на   тему,   возможность   поделиться   своими   чувствами   по   поводу   предстоящих экзаменов; способствовать выходу негативных мыслей. Психолог:  Я   предлагаю   вам  написать   на   листочках   две   ассоциации   со   словом   «Экзамен». Постарайтесь не задумываться, пишите первое, что приходит в голову. Все записи перемешиваются и затем зачитываются вслух.  Обсуждение. Какие были интересные наблюдения в процессе упражнения? Что вы чувствуете? Психолог: Выполнение этих упражнений помогло нам осознать, что экзамен – это неизбежность и выявить 3  основные   трудности,   с  которыми   сталкиваются   при  подготовке   и  сдаче   экзаменов: 1­я трудность­ когнитивная, 2­я – личностная, 3­я –процессуальная   МИНИ­ИНФОРМАЦИЯ:   Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе экзамена, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Успешность в выполнении заданий обеспечивают хорошая переключаемость внимания и оперативная память, мышление. Личностные трудности  –  обусловлены   особенностями   восприятия  учеником   ситуации   экзамена,   его субъективными реакциями и состояниями. Каждый из нас к ситуации экзамена относится по­ разному, она так же усложняется еще и тем, что обычно сдавая экзамен человек тревожится, беспокоится, переживает.  Сильное волнение мешает сосредоточиться, снижает внимательность, Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию.  Существуют   простые   психологические   способы,   чтобы   справиться   с   тревогой   в   ситуации   экзамена. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.   Процессуальные   трудности   –  это   трудности,   связанные   с   процессом   заполнения   бланков.   Для преодоления когнитивных трудностей предлагаю выполнить несколько упражнений Упражнение «Словосочетание» Психолог: Запишите, пож­та, на листочках аббревиат ру  ОГЭ. Постарайтесь придумать  словосочетание из трех слов,  начинающиеся с данных букв, соблюдая порядок. Обсуждение: Стало ли данное сочетание ОГЭ повеселее.  уу Упражнение "ЭКСПЕРИМЕНТ"   Психолог: На  карточке написан, на первый взгляд, хаотичный набор букв. Вам необходимо за 30 секунд прочитать 4 последовательных предложения.    ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАК ТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНОКаВБеЗОПаСНО емЕсТОНаКОнецПОСЛЫШАЛСя Топ ОтБегУщиХ ног.    Психолог: Сразу ли вы справились с заданием? Уложились ли вы по времени? От чего зависело  выполнение задания? Те, кому удалось сосредоточиться, переключиться с одного вида деятельности на  другой, были более успешны.   К экзамену вам придется запоминать множество текстового материала. Попробуем с помощью  следующего упражнения поработать над своей памятью.    УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕМОДАН НА ПАМЯТЬ»   Инструкция.  Каждому из вас предстоит повторить фразу: «Бабушка укладывала чемодан и положила туда……..»  при   этом  вы   называете  предмет,  который  положил   предыдущий  участник  и   добавляете   в чемодан что­то свое.   (Участники выполняют упражнение)    Психолог:  Может   у   кого­то   из   вас   есть   свои   приемы   запоминания,   приемы   для   развития   памяти, которыми вы пользуетесь, поделитесь с нами.  Кто из вас знает и пользуется методом повторения (основные принципы) И.А.Корсакова?  1 день – 2 повторения  2 день – 1 повторение  3 день – без повторений  4 день – 1 повторение 5 день – без повторений  6 день – без повторений  7 день – 1 повторение   Если   вы   хотите   запомнить   информацию   только   на   несколько   дней,   то   после   непосредственного   ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15­20 минут, затем через 8­9 часов. И еще раз через 24 часа. Психолог:    Мы знаем, что    правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое и управляет левой половиной тела. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое и управляет правой половиной тела.   А   эффективная   умственная   работа   складывается   из   деятельности   двух   полушарий   мозга.   Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.  С помощью специально подобранных упражнений мы можем активизировать работу правого и левого полушарий.   1. Колечко.  Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем   последовательно   указательный,   средний   и   т.д.   Проба   выполняется   в   прямом   (от   мизинца   к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.     2.   Вперёд­   в   сторону­   назад.   Вначале   работает   правая   рука   и   левая   нога.   Вместе   с   инструкцией выполняем следующие движения: правая рука и левая нога двигаются вперёд, в сторону, назад; потом наоборот: работает левая рука и правая нога.    3.   Лезгинка.  Левую   руку   сложите   в   кулак,   большой   палец   отставьте   в   сторону,   кулак   разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.  Упражнение «ТЕКСТ С ПОДТЕКСТОМ».  Работа в парах Психолог: Для выполнения этого упражнения вам необходимо на предложенных листочках в течении 3­х минут пройти написанный текст. Задания выполняется строго индивидуально, вы не можете совещаться с кем­то, давать советы. По истечению 3­х минут мы обсудим его. 1. До того, как что­нибудь сделать, внимательно все прочитайте. 2. Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа. 3. Обведите ваше имя. 4. В левом верхнем углу нарисуйте 5 маленьких квадратов. 5. В каждом квадрате поставьте крестик. 6. Напишите свое имя в верхней части листа. 7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас, его нет, напишите номер 100.  8. Громко назовите номер, который вы написали, так, чтобы всем стало слышно.  9. Обведите этот номер. 10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа. 11. Обведите этот знак треугольником. 12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1. 13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении под номером 4. 14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручкой три маленькие дырочки. 15. Громко крикните: «Я почти закончил». 16. Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.  Психолог: В чем, на ваш взгляд, смысл упражнения? (очень важно при сдаче экзаменов читать инструкцию полностью и четко ее выполнять). Дискуссия­обсуждение притчи «Бабочка» Однажды проходящий по улице человек случайно увидел кокон бабочки. Он долго наблюдал, как через маленькую щель в коконе пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё, что могла, и ни на что другое у неё не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот­вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего   не   случилось!   Остаток   жизни   бабочка   волочила   по   земле   своё   слабое   тельце,   свои   не расправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал, что усилия, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимы бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.  Я просил сил, а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным. Я просил мудрости, а Бог дал мне проблемы для разрешения. Я просил богатства, а Бог дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать. Я просил возможности летать, а Бог дал мне препятствия, чтобы  их преодолевал. Я просил любви, а Бог дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах. Я просил благ, а Бог дал мне возможности. Я ничего не получил из того, о чём просил, но я получил всё, что было мне нужно!!! Обсуждение. О чем эта притча? Какие мысли возникли у вас после прослушивания притчи? А у вас всё есть для того, чтобы сдать экзамены?  Упражнение «Фруктовый салат».  Деление на группы Упражнение «10 слов» (работа в командах) Цель: создание позитивного настроя на сдачу ЕГЭ; снятие тревожности. Психолог:   Суть его состоит в следующем: вы по очереди говорите по одному, любому, слову. Всего нужно назвать 9 слов, которые нужно будет записать на листах бумаги, лежащих у вас на столах. Десятое слово называет психолог: ЕГЭ. Задача участников – написать рассказ с этими словами, не меняя порядок слов, чтобы в рассказе был смысл. Рассказ должен быть позитивный! Рефлексия.  О чем сегодняшнее занятие заставило вас   призадуматься? Попытались ли вы глубже взглянуть внутрь себя? Произошли ли какие либо изменения с вами в ходе тренинга. Если да, то какие, если   нет,   то   почему?   Выскажите,   пожалуйста,   ваше   мнение   о   тренинге,   о   своем   самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания. Чтобы вы хотели пожелать себе? И в завершение нашего занятия предлагаю высказаться, продолжив предложение: «Хочу пожелать себе.....» Думайте только о хорошем, и у вас все получится! Взяться за руки и сказать «Удачи на ЕГЭ». Список литературы 1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось­89. 2003. – 224 с. 2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с. 3. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009 – 184 с. – (Психолог в школе). 4. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с. 5.   Готовимся   к   ЕГЭ:   программа   тренинговых   занятий   для   старшеклассников   «Формула   успеха»   Е.Ю. Шрагина,   педагог­психолог   Центра   психолого­медико­социального   сопровождения   «Радинец»,   СВАО, г.Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rcoi68.ru/files/reg/2012/oido100.pdf. 6. Готовимся к ЕГЭ. Тренинг для старшеклассников. Т. Липская, аспирант, О. Кузьменкова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии ОГПУ, Оренбург. Журнал Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" №9/2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800911. 7. Официальный Информационный портал Единого государственного Экзамена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ege.edu.ru/. 8. Программа психолого­педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному   экзамену   «Путь   к   успеху»   Н.   Стебнева,   Н.   Королева   журнал   Школьный   психолог" издательского   дома   "Первое   сентября"   №   29/2003.   [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200302904.

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х классов по психологической подготовке к ОГЭ «Я готов к экзаменам!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017