Тренинговое занятие «Искусство общения»
Оценка 5

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +2
10 кл—11 кл +1
21.02.2018
Тренинговое занятие «Искусство общения»
Тренинговое занятие «Искусство общения» Цель тренинга: развитие компетентности в общении, тренировка навыков использования вербальных и невербальных средств коммуникации. Задачи: • создать доверительную атмосферу в среде подростков; • развивать умение анализировать поступки и желания, дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, агрессивности в поведении людей; • развивать творческое мышление учащихся. План тренинга 1. Упражнение - активатор «Да, нет не говорим» 2. Приветствие. Вступительная беседа. 3. Упражнение «Автобус» 4.Упражнение «Вижу разницу» 5.Упражнение «Спусти пар» 6. Упражнение «Испорченный телефон» 7.Упражнение "Воздушный шар" 8.Рефлексия.
Тренинговое занятие «Искусство общения».docx
Тренинговое занятие «Искусство общения» Цель тренинга: развитие компетентности в общении, тренировка навыков использования вербальных и невербальных средств коммуникации. Задачи:  • создать доверительную атмосферу в среде подростков;  • развивать умение анализировать поступки и желания, дифференцировать проявления уверенности,  неуверенности, агрессивности в поведении людей;  • развивать творческое мышление учащихся.  План тренинга 1. Упражнение  ­ активатор «Да, нет не говорим» 2. Приветствие. Вступительная беседа. 3. Упражнение «Автобус» 4.Упражнение «Вижу разницу» 5.Упражнение «Спусти пар» 6. Упражнение «Испорченный телефон» 7.Упражнение "Воздушный шар"  8.Рефлексия. Упражнение «Да ­ нет не говорим»  Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения,  приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. К коммуникативным умениям относятся: • Описание поведения, т.е. сообщение о наблюдаемом без оценивания и без приписывания мотивов. • Коммуникация чувств – ясное сообщение о своем внутреннем состоянии. Чувства выражаются  телодвижениями, действиями, словами. • Активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения. • Эмпатия – адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.          Помимо описанных коммуникативных умений, вам в дальнейшей работе будут необходимы  навыки делового общения, такие, как: • Установление контакта; • Ориентация в проблеме; • Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов; • Навыки принятия решений, нахождения компромисса. Установление контакта.          Для того чтобы установился хороший контакт, важно расположить собеседника к себе, вызвать  его доверие, интерес к себе. Для этого у нас есть невербальные и вербальные средства.          Невербальные – улыбка, контакт глаз, организация пространства общения (дистанция)…          Вербальные – комплименты, «ритуальные» фразы (какая хорошая погода). Ход занятия: 1. Оргмомент. Физминутка. 2. 3. Эпиграф   Вступительное слово.  Давайте понимать друг друга с полуслова,  чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.  Б.Ш.Окуджава Классный руководитель: «Единственная настоящая роскошь в мире – это роскошь человеческого  общения» ­ так писал Антуан де Сент­Экзюпери. Человек существует и развивается в обществе, в  окружающей его группе людей, в соответствии с её требованиями изменяет свои мысли и поведение,  переживает какие­либо чувства под влиянием взаимодействия с другими участниками группы. Однако всё это происходит благодаря тому, что обмениваясь информацией и переживаниями с другими  людьми, лучше узнавая их, каждый из нас так или иначе участвует в общении. Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Только в общении с другими людьми  происходит развитие личности. Можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты».  Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные  контакты в семье, школе, на улице. Ребята, скажите, с чего начинается общение? Возможно, с умения человека приветствовать другого так, чтобы тому захотелось общаться с ним. Эпиграфом к занятию я выбрала отрывок из стихотворения Булата Окуджава «Давайте  понимать друг друга с полуслова, чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова». Лучше его никто не  скажет цель нашего мероприятия. Для того чтобы всем было комфортно работать в группе, необходимо принять некоторые правила (на доске). Нужно: ­ Смотреть на того, к кому ты обращаешься. ­ Выражать свое мнение, начинать речь словом «я»: я считаю, я чувствую, я думаю. ­ Внимательно слушать, когда говорят другие. ­ Уважать чужое мнение. ­ Говорить искренне. ­ Шутить и улыбаться. ­ Говорить по одному. Нельзя: ­ Угрожать, драться, обзываться, передразнивать, гримасничать. ­ Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или о его проступках за пределами группы). ­ Шуметь, когда кто­то говорить. ­ Врать. ­ «Ставить» другим оценки, давать определения и критиковать. ­ Перебивать. Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения,  приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.  Упражнение «АВТОБУС»          Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга.  Ситуация: вы едете в автобусе, вдруг видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не  видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком­то определенном месте и в определенное  время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора.          После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они  поняли друг друга. Описание поведения          «Описание поведения» означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других  людей без оценивания. Это умение наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.  Например: «Лена, ты неряха» ­ это оскорбление, оценка.                     «Лена, ты не убрала свою постель» ­ описание поведения. Упражнение «ВИЖУ  РАЗНИЦУ»          Один доброволец какое­то время побудет за дверью. Остальные участники тренинга делятся на  две группы по какому­то выбранному признаку. Признак должен быть зрительно виден (например, цвет  верхней одежды). Две образовавшиеся группы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть  обозначенными в пространстве. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку  группа разделилась на две части. Коммуникация чувств          Чувства чаще всего передаются косвенным образом, через невербальное поведение. Поэтому  требуется доверие человека. Активное слушание          Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит.  Слушание помогает понять, насколько у вас с вашим собеседником сходны мнения, интересы, цели.  Часто люди стремятся переговорить других, а не выслушать  и понять другого. Такая позиция мешает  им договориться.  Упражнение «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН» Первый вариант игры.               Участвует 5 человек, остальные – наблюдатели. Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для  передачи информации. Первому участнику зачитывается текст: «Когда космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, он оторвался от корабля и стал  возвращаться, и ничего не мог поделать, так как в космическом пространстве ему не от чего было  оттолкнуться. Потом, он все­таки поймал трос, но тут столкнулся с новой проблемой: его скафандр в открытом космосе раздулся, и он не смог протиснуться обратно в корабль. Насилу он это сделал».          После этого ведущий вызывает второго участника в аудиторию, а первого просит передать ту  информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего  сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшиеся участники тренинга  регистрируют, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе  участников.   Второй вариант игры. Из зала выбираете пять человек, четыре из них выходят из комнаты. Пятому даёте текст: „ У отца было  3 сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе“. Он должен  без слов показать этот текст четвёртому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Потом,  начиная c самого последнего человека, вы расспрашиваете, о чём был текст истории. Упражнение «Воздушный шар» Инструкция: "Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте  себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения  научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена  успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550  км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось  отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться.  Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле  воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень  предметов и вещей, которые остались в корзине шара: № Наименование Кол­во 1 Канат 2 Аптечка с медикаментами 3 Компас гидравлический 50м 5 кг 6 кг 4 Консервы мясные и рыбные 20кг 5 Секстант для определения местонахождения по звездам 5 кг 6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг 7 Конфеты разные 20 кг 8 Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)   9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 10 Палатка 10­местная 11 Баллон с кислородом 12 Комплект географических карт 13 Канистра с питьевой водой 14 Транзисторный радиоприемник 15 Лодка резиновая надувная 8 кг 20кг 50кг 25 кг 20л 3 кг 25 кг Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре  корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой  последовательности выбрасывать за борт. Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала  примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и  вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер,  соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект  карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.". При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться,  нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите  индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения,  руководствуясь следующими правилами: 1) высказать свое мнение может любой член экипажа; 2) количество высказываний одного человека не ограничивается; 3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения; 4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна  искать иной выход; 5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей. Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во  многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно  проголосует за то, чтобы выкинуть какой­то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить  падение шара.  Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь.  Помните об этом!"  Рекомендации ведущему. Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в  которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей  состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его  должны найти сами учащиеся. Во время работы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и не  отвечает на вопросы участников, а только следит за выполнением правил, особенно за голосованием. Время на игру: 20 – 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в  обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 – 18 минут, если она сразу очень  активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %­ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической  ситуации. Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что экипаж  разбился, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более  глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к  общему мнению. Классный руководитель: Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как вести себя в  разных ситуациях, как поступить, чтобы не было конфликтов. Давайте проверим, конфликтная ли вы  личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты. Анкета 1. 1. 2. 3. 2. 1. 2. 3. 3. 1. 2. 4. 1. 2. 5. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция: не принимаю участия кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя» Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых? нет только если имею для этого веские основания критикую всегда и по любому поводу Часто ли вы спорите с друзьями? только в шутку и то если это люди не обидчивые споры ­ это моя стихия Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто­то лезет вперед? возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже делаю замечание На улице или в транспорте вам наступили на ногу… 1) с возмущением посмотрю на обидчика 2) сухо без эмоций сделаю замечание 3) выскажусь, не стесняясь в выражениях 6.  Кто­то в семье купил вещь, которая вам не нравится. 1) промолчу 2) ограничусь коротким, но тактичным комментарием 3) выскажу все, что я об этом думаю Ключ 1­й вариант ответа­ 4 очка, 2­2 очка, 3­ 0 очков. Идет подсчет баллов класс разбивается на  три психологических типа. Ведущий дает такую информацию.  22­32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим  девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, и если обстоятельства  потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица. 12­20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только  если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое  мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей.  До 10 очков. Споры и конфликты ­ это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же  услышите замечание в свой адрес ­ можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не  будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает  людей. Поэтому у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер. Классный руководитель: Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много  возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов ­ умение делать комплементы Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.  Вызываются 2 человека. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплементы.  Кто выиграет? Классный руководитель: Умение высказывать свое расположение собеседнику – это еще не все.  Молодому человеку еще надо вести диалог, т.е поддерживать беседу, не отвлекаться от основной темы. Итак, следующий конкурс называется «Культурная беседа». Два человека садятся друг против друга.  Письменно на бумаге в течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например,  я хочу знать, какой последний фильм посмотрел мой собеседник, и какое мнение у него сложилось об  этом фильме. Социальный педагог формулирует для ребят задачу: предлагает построить беседу таким образом,  чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, е заодно  решить и свои задачи (время диалога 4 минуты). Классный руководитель: В речи человека умеющего культурно общаться обязательно должны быть  слова вежливости. Вежливость ­ неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой  этикет». Играют 2 человека. Назовите слова приветствия? (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!  Приветствую вас! Привет! Салют!) 1. Выскажите просьбу: (Вы можете мне сказать? Не могли бы вы мне?.. Скажите пожалуйста..  Разрешите попросить вас.. Не могли бы вы? Будьте добры!) 2. Какими словами лучше всего начать знакомство?( Разрешите представить вам… Разрешите  познакомить вас.. Познакомьтесь.. Как вас зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться…) 3. Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам сои извинения.. позвольте мне  извиниться… не могу не принести вам свои глубокие извинения… простите за…) 4. Есть ли у тебя несколько слов утешения и ободрения в запасе? (Не огорчайтесь… Нет повода  для беспокойства… нет ничего плохого в том, что… Все будет хорошо… Успокойтесь…) 5. Есть ли у тебя запас слов благодарности? (Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить  вас.. Заранее благодарен… Признателен вам… Примите мою благодарность.) 6. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь  увидеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады видеть вас! Приятно  было познакомиться!) Классный руководитель: при общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из  которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать. Люба (обижена): Вчера ты, Сергей, шел мне на встречу инее поздоровался. Это невежливо. Сергей (удивлен): А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела вот бы и поздоровалась. Классный руководитель: Кто прав? (Кто лучше воспитан, тот здоровается первым) Анжела: Вовсе необязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я  не хочу здоровья ей желать. Что же мне притворяться? Классный руководитель: Права ли Анжела? Классный руководитель: Тебя обозвали. Твоя реакция? 1. Не придам значения. 2. Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова) 3. Отблагодарю тем же (обзову) 4. Пожалуюсь старшим. Классный руководитель: Какими же качествами характера должен обладать человек, который  достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Создадим коллективный портрет,  предварительно разобьемся на 3 группы и посовещаемся. (В это время у доски 1 человек разбирает на две стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества.)  Положительные качества: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость,  вежливость, честность, великодушие, гостеприимство, деликатность, добросердечность,  жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, скромность.  Отрицательные качества: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость,  раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, жадность, ехидность,  лицемерие. Классный руководитель: А теперь я предлагаю всем самое серьезное задание. В течение 5 минут 3  группы пишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять  опыт всего человечества. Кто­то вспомнит заповеди из Библии, а кто­то советы  психологов… Законы, о которых идет речь, можно обобщить и записать, например, так. 1. Самый главный человек на свете ­ это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите  положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания. 2. Ищите то, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу. 3. Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника. 4.Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений 5. Не спорьте по мелочам 6. Не спорьте с тем с кем спорить бесполезно. 7. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина. 8.Избегайте категоричности, особенно в возражениях. 9. Ищите возможность согласиться и не возразить. 10.Стремитесь не к победе, а к истине и миру. Классный руководитель: В заключение хочу дать вам еще несколько рецептов поведения. 1.Невежливо во время разговора отводить кого­нибудь в сторону, чтобы говорить с ним наедине;  невежливо подслушивать, о чем говорить двое в стороне, ­ в таких случаях следует просто отойти  от них подальше. 2. Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто­то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить фразу. 3.В обществе и за столом не демонстрируйте равнодушие, хотя лучше молчать, чем говорить  слишком много. 4. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые, резкие  слова часто возвращаются бумерангом и бьют самого говорящего. Я думаю, что после сегодняшнего тренинга мы еще раз задумаемся о нашем отношении к близким  людям. Рефлексия. Участники отвечают на вопросы: 1. Что нового для себя узнали во время тренинга. 2. Какие полученные навыки можно использовать в своей педагогической деятельности. 3. Что нового педагоги хотели бы услышать от психолога на следующем тренинге.

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»

Тренинговое занятие «Искусство общения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018