тренинговые занятия

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тренинг.docx

Задания для умения видеть проблемы.

1.      «Посмотри на мир чужими глазами».

    Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, утром же пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

   Предложим детям продолжить рассказ. Но сделать это надо  несколькими способами. Например, представив, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями.

Как ты отнесешься к появлению первого снега? Представь себя водителем грузовика, едущего по дороге, или лётчиком, отправляющимся в полет, мэром города, вороной, сидящей на дереве, зайчиком или лисичкой в лесу. Таким образом, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

 2.  «Составь рассказ от имени другого персонажа».

   - Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным, человеком определённой профессии. Опишите один день вашей воображаемой жизни.

3.  « Составьте рассказ, используя данную концовку»

   Учитель читает концовку рассказа и предлагает рассказать о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так.

   «…Нам так и не удалось выехать на дачу». «…Маленький котёнок  сидел на дереве и громко мяукал»

4.  «Сколько значений у предмета».

   Детям предлагается хорошо знакомый предмет. Это может быть кирпич, газета, мел, карандаш, картонная коробка. Задание - найти как можно больше  вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

5.  «Назовите как можно больше признаков предмета». Называется какой-либо предмет (стол, дом, самолёт, книга, кувшин и др.). Задача детей – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

6.   Наблюдение как способ выявления проблем.

Увидеть проблему можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. «Почему светит солнце?» Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Создание изображений учит ребёнка наблюдать за живыми и неживыми объектами. Поэтому детское рисование с натуры применимо в рамках занятий по развитию исследовательских способностей ребёнка.

   Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать предложение рассмотреть знакомые предметы, например, осенние листья. Дети могут охарактеризовать их форму, цвета.

7.  «Тема одна - сюжетов много».

   Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень». Раскрывая её, можно нарисовать деревья с пожелтевшей листвой; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу, и многое другое. Это задание развивает способность по-разному смотреть на одно и то же явление или событие.

 

Задания для развития способностей выдвигать гипотезы.

1.  «Давайте вместе подумаем»

-Как птицы узнают дорогу на юг?

- Почему течёт вода?

2.  Упражнение на обстоятельства.

-При каких условиях каждый из этих предметов будет полезен? А два или более?

письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, мобильный телефон, чайник, реактивный самолёт, букет ромашек, охотничья собака.

3.   «Найди возможную причину события».

Звонят колокола;

Трава во дворе пожелтела;

Друзья поссорились.

Назови два- три самых фантастических, неправдоподобных объяснения этих событий.

4.  Упражнения на обстоятельства.

- При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

письменный стол;

нефтяное месторождение;

игрушечный кораблик;

апельсин;

мобильный телефон;

проект постройки дома;

чайник;

реактивный самолёт;

букет ромашек;

     охотничья собака.

- Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов.

- При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

5.             «Что случилось?»

Педагог предлагает детям ситуации и просит сформулировать возможные причины и последствия описанных в них событий. Примеры ситуаций:

ü                    «Мише не разрешили смотреть телевизор».

ü                         «Катя поссорилась с подругами».

ü                         «Мама не стала ругать Васю за то, что он уронил чашку» и т.д..

6.     «Если бы…»

Педагог предлагает детям подумать над ситуациями и ответить, что произошло бы, если бы

? родители уменьшились до размера мышки;

? бабушка превратилась в ребёнка;

? кровать стала крошечной и т.д.

Поощряются все идеи детей, выделяются наиболее интересные и оригинальные.

Интересные задания для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используют в ряде школ для одаренных детей за рубежом. Например: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на земле?»

Проводя упражнения на развитие умения выдвигать гипотезы педагогу нужно объяснить детям, что, делая предположения, обычно используются следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...

 

Упражнения для развития умения задавать вопросы:

1.      «Найди загаданное слово».

   Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?»

2.      «Задай как можно больше вопросов филину (ворону, дельфину и др.), изображенному на рисунке»

   Как ты думаешь, какие вопросы тебе задал бы он?

3.      « Вопросы машине времени».

   Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего.

4.      «Да-нетка» или Универсальная игра для всех.

   Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет». Один из детей загадывает слово, сообщает всем только смысловую область. Например, это «животное» или «литературный герой» или «предмет мебели». Участники по очереди задают вопросы, например: «Это млекопитающее?»; «У него есть хвост?»; или «Это герой сказки?»; «Это взрослый человек?» Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». Нельзя сразу задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это мышь?» или «Это диван?».

 

5.     «Угадай, о чем спросили»

Одному участнику дается карточка с вопросом. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов:

Какой окрас обычно имеют лисы?

Почему наш город называется Хабаровск?

Что такое лифт?

Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?

Почему зайцы зимой меняют окрас?

Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

Какое у тебя любимое время года?

Почему зимой идет снег?

Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли при ответе вопрос и давали развернутый ответ.

Упражнения на развитие умений давать определения понятиям:

1.      Описание.

Описать объект – значит, ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?

 Опиши волнистого попугайчика. Сравни своё описание с описанием А. Брэма.

2.      Характеристика.

Этот приём предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета.

 Попробуй дать характеристики героям любимых сказок или мультфильмов.

3.      Сравнение.

Подбери сравнение для таких объектов: лампа, слон, дерево, книга.

4.      Загадки как определения понятиям.

 Важным средством развития давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки.

Сперва блеск,

за блеском треск,

за треском плеск.
(Молния, гром, дождь)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки.

(Горох)

Сочини юмористическую  загадку о животном.

5.     «Отгадай»

Педагог загадывает предмет, даёт его словесное описание, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передаётся детям. Игра проводится три-четыре раза. По ходу игры педагог следит за тем, чтобы дети давали как можно больше характеристик предмету. Возможны разные варианты этого задания: для малышей воспитатель может выставить несколько предметов и загадывать один из них; более сложные варианты – загадать один из предметов, находящихся в этой комнате, или предмет, которого здесь нет.

6.     «Трудные слова»

Педагог делит детей на две-три подгруппы. Затем каждой подгруппе дает задание придумать по три «трудных слова». Слова должны быть такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому из детей, кроме них, неизвестно. Потом одна подгруппа предлагает другим ответить, что означают задуманные ими слова. На обдумывание можно дать 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает один балл. В роли арбитра выступает педагог.

7.     «Отгадывание кроссвордов»

Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий. На это занятие мы также привыкли смотреть как на простую забаву. А между тем в кроссвордах мы сталкиваемся с самыми разными определениями различных предметов, явлений, событий. Особенно ценно, что эти определения мы не можем рассматривать в каком-то контексте, они предстают перед нами сами по себе. И нам приходится не только мыслить логически, но и активизировать собственные знания.

 

Какими понятиями должны овладевать дети

Педагогу, помогающему детям учиться определять понятия, следует помнить несколько правил определения:

1)    определение должно быть соразмерным. Объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия;

2)    определение не должно содержать «порочного» круга. Нельзя определять понятие через само себя или определять его через такое другое понятие, которое само, в свою очередь, определяется через него, — то есть когда понятия определяются друг через друга («жизнь есть жизнь»);

3)    определение должно быть ясным и четким. Это означает, что смысл и объем понятий, входящих в определение, должны быть ясными и определенными;

4)    определения понятий должны быть свободны от двусмысленности, недопустима подмена определений метафорами и сравнениями.

 

Задания на развитие умений классифицировать:

1.    «Четвертый лишний».

Четыре карточки содержат изображения, яблока, груши, банана, помидора. Что лишнее?

2.    «Продолжи ряды».

Например: полезные ископаемые-… , деревья-… , животные-…

3.    «Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое».

4.    Геометрические фигуры для классифицирования

5.   Спросим у детей, не вызывает ли у них возражений эта классификация? Пусть они аргументируют свой ответ.

6.   Можно, например, предложить поделить множество книг на книги в твердом переплете, с иллюстрациями, о животных, на английском языке и религиозные.

Кроме собственно умения классифицировать такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности. Конечно, педагог должен понимать, что такого рода задания дети смогут выполнять лишь тогда, когда приобретут достаточно хороший навык деления по определенному основанию

Выполняя перечисленные здесь упражнения, дети приходят к пониманию правил классификации:

          члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);

          деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;

          деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления;

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности.

1.     «Рассматривание»

Педагог ставит перед детьми какую-нибудь вещь. Это может быть яркая интересная игрушка, предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет воспринимается и запоминается легче. Дети внимательно и спокойно рассматривают его. Затем педагог убирает предмет и просит детей вспомнить и назвать все его детали, после чего предмет вновь предъявляется детям и проводится коллективное обсуждение того, что назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.

Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

2.     «Кто пропал?»

Педагог выставляет перед детьми несколько предметов (игрушек) и просит запомнить их. Затем детям предлагается закрыть глаза, а в это время ведущий убирает один или несколько предметов (игрушек). Дети должны назвать недостающие предметы.

Другой блок заданий для развития внимания и наблюдательности — парные картинки, содержащие различия. Заданий подобного рода сейчас много в детских книжках, журналах и газетах. Их можно использовать в данных целях.

 

3.     «Парные картинки, содержащие различия»

4.      «Найди два одинаковых квадрата»

5.     «Какие предметы изображены на рисунке»?

6.     «Найди ошибки художника»

7.     «Найди силуэт изображённого предмета»

8.     «На какие геометрические фигуры похожи деревья?»

9.     «Рассмотри рисунок и обрати внимание на изображённые ладони»

10. «Изображения предметов с разных точек зрения»

Развитие умений и навыков экспериментирования.

1.   Мысленный эксперимент. Английский психолог, специалист в области обучения одаренных малышей Джоан Фримен предлагает решить в ходе мысленных экспериментов следующую задачу:

ü Что будет, если все станут выше ростом?

ü Что можно сделать из куска бумаги?

ü На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?

ü Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?

2.   Эксперименты с реальными объектами. Самые интересные эксперименты — это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Т.А.Егорова для работы с малышами предлагает эксперимент «Где что лежит».

Педагог кладёт одну книгу на полку с игрушками, другую — в уголок книги. Двум детям предлагает найти эти книги. После того как дети нашли книги, педагог спрашивает, какую книгу быстрее найти (ту, которая находится в уголке книги, т. к. она там должна лежать). Затем делается вывод, что вещи должны лежать на своём месте.

3.   Эксперимент «Определяем плавучесть предметов».

Детям предлагается собрать несколько разных предметов, например: деревянный брусок, чайная ложка, игрушечная металлическая тарелочка, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый мячик и др.

Когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить.

После того как первый опыт закончен, эксперимент продолжается. Необходимо изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? А что произойдет, если мы соединим плавающий и неплавающий предметы? Они будут пла­вать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?

4.   Эксперимент «Как вода исчезает?»

Приведем пример другого эксперимента с водой — исследование процесса «исчезновения» воды. Детям известно, что вода может впитываться, а может испаряться. Попробуем изучить экспериментально эти ее свойства.

Возьмем разные предметы, например: губку, газету, кусочек ткани (полотенце), полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Теперь аккуратно, ложкой будем понемногу поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? Перечислим. Теперь из тех, что впитывают, что лучше впитывает: губка, газета, ткань или дерево? Если воду плеснуть на часть каждого из этих предметов, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода?

Продолжим эксперимент по «исчезновению» воды. Нальем воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыту. Границу, до которой налита вода, мы чем-нибудь отметим, например фломастером. Оставим воду на один день и посмотрим — что же произошло? Какая-то часть воды исчезла, испарилась. Отметим новую границу и вновь через день проверим уровень воды. Вода неуклонно испаряется. Она не могла вытечь, она не могла впитаться. Она испарилась и улетела в воздух в виде маленьких частиц.

5.   Эксперименты с лучом света.

Для этого эксперимента понадобится настольная лампа или фонарик. Попробуем определить, как разные предметы пропускают свет. Приготовим листы бумаги (чертежная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др.), полиэтилен разной плотности, кусочки различной ткани.

Перед проведением опыта попробуем гипотетически предположить, пропускает ли тот или иной предмет свет. Затем начинаем наш эксперимент и опытным путем находим те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают.

Много интересных опытов можно провести с магнитом и металлами, с отражением, с домашними животными. Это лишь несколько примеров экспериментов, доступных детям. В настоящее время издается много книг с описанием подобных методик. Их вполне можно использовать для развития у ребенка интереса к экспериментированию и навыков проведения экспериментов.

6.     Эксперименты с магнитом и металлами. Все ли металлы притягивает  магнит. Давайте попробуем провести эксперимент, что бы узнать это. В ходе проведения опыта выяснится, что магнит хорошее притягивает стальные предметы и совсем не притягивает  предметы из алюминия и меди. Очень важно по итогам эксперимента сделать выводы.

7.     Эксперименты по смешиванию красок. Красный, синий и желтый цвета называют основными. Все остальные цвета получаются при смешивании. Давайте путём эксперимента, смешивая краски, выясним, как можно получить: зеленый, фиолетовый, оранжевый.

8.      Эксперименты с домашними животными. Давайте проведем эксперименты, чтобы определить, как наши домашние питомцы (волнистые попугайчик и кошки, собаки и д.р.) относятся к музыке, громким звукам, резким жестам. Любят ли они петь и при каких условиях охотно поют самостоятельно. Можно проверить экспериментально, насколько способен обучаться наш щенок, котенок или попугайчик.

 

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения.

1.  Задание «Проверить правильность утверждений».

Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь имеет ствол и ветви.

Следовательно, тополь - дерево.

Американцы говорят на английском языке.Джером говорит на английском языке. Следовательно, он – американец.

   Важным средством и результатом мышления является умозаключение.

Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов  и явлений, которые  скрыты от непосредственного наблюдения.

2.   Задание «Скажите, на что похожи».

Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться следующим упражнением. Объясните, на что похожи:

 узоры на ковре,                                                    

 старые автомобили,

 облака,                                                                       

 новые кроссовки. 

 очертания деревьев за окном,

3.  Задание «Назовите  как можно больше предметов».

Какие предметы одновременно являются твёрдыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лёд, пластик, янтарь, кристалл и др.)?

   Усложним задание – назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твёрдыми.

 

4.  «Проверьте правильность утверждений».

Все мои одноклассники любят мороженое.

Паша – мой одноклассник.

Следовательно, он любит мороженое.

     (утверждение верное)

Все тигры – полосатые.

Барсик – полосатый.

Следовательно, Барсик – тигр..

     (утверждение неверное, ведь не только тигры бывают полосатыми.)

Все японцы – черноволосые.

Катя — черноволосая.

Следовательно, она – японка.

     (утверждение неверное, ведь не только японцы бывают черноволосыми.)

Все металлы проводят электричество.

Медь — металл.

Следовательно, медь проводит электричество.

    (утверждение верное)

Когда идет дождь, крыши домов мокрые.

Крыши домов мокрые.

Следовательно, идет дождь.

     (утверждение неверное)

Все ученики 1а класса — отличники.

Коля Иванов — отличник.

Следовательно, Коля Иванов — ученик 1а класса.

     (утверждение неверное)

Все граждане России имеют право на труд.

Петров — гражданин России.

Следовательно, Петров имеет право на труд.

    (утверждение верное)

Настоящие мужчины играют в хоккей.

Я играю в хоккей.

Следовательно, я настоящий мужчина.

     (утверждение неверное)

Развитие дивергентного и конвергентного мышления

   Дивергентным в психологии называют альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача- это задача, имеющая много правильных ответов. Именно этот вид мышления квалифицируется как творческий. Он связан с воображением, и служит средством порождения большого количества разнообразных оригинальных идей.

   Конвергентное мышление логическое, последовательное, однонаправленное. Оно активизируется в задачах, имеющих единственный правильный ответ.

   У детей необходимо развивать оба вида мышления.

 

1.    Задание «Рассказ на заданную тему»

   Ученик выходит к доске и объявляет тему игры. Например «Зима». Каждый из играющих называет один предмет, связанный с этой темой, например: снег, лёд, мороз, метель, лыжи, коньки, санки, горка, каток, снеговик и др. Ученик записывает все слова на доске, а затем составляет из них короткий рассказ.

   Пример рассказов:

   «Вот и пришла зима! Выпал снег. Ударил сильный мороз. Реки сковало льдом. Но мы не боимся ни мороза, ни метели. Каждый день катаемся с горки на санках и на лыжах, ходим на каток кататься на коньках. Вчера мы лепили снеговиков».

2.    Задание «Поиск причин событий» Необходимо установить причины возникновения ситуаций.

   Компьютер работал круглые сутки.

   В этом году перелётные птицы прилетели раньше обычного.

   Утром на улице звучала музыка.

3.   Задание «Подберите слова» Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода («весны и зимы», «утра и вечера» и др.). Примеры ответов:

   тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, живой;

   холод – айсберг, утро, расставание, полярный.

Немного изменим задание, и оно усложнится – назови характерные черты животных, предметов, явлений и др.

   Тигр – полосатый, большой, хищный, отважный.

   Дом - …

   Солнце - …

   День - …

4.    Задание «Сочиняем сказку». На карточках нарисованы сказочные персонажи и написаны их имена. Карточек должно быть много. Женские персонажи: Алёнушка, царевна Несмеяна, Баба-Яга, Золушка, Спящая красавица, Мальвина, Русалочка, Шапокляк, Лиса-Патрикеевна и др. Мужские персонажи: Иван-царевич, Буратино, Бармалей, Пьеро, Незнайка, Кощей Бессмертный, Царь и др.

   1-й вариант игры. Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и каждая подгруппа наугад вытягивает пять карточек. Их задача – через 15-20 минут рассказать сказку, в которой действовали бы доставшиеся им персонажи.

   2-й вариант игры. Каждый участник вытягивает карточку с изображением героя. Затем кто-то из участников предлагает зачин сказки. Он произносит несколько фраз и дальше этот сюжет от имени уже своего персонажа продолжает другой участник, затем третий и далее.

5.   Задание «Сочини рассказ по схеме». Особенно интересны в плане развития умений обрабатывать полученные в собственных исследованиях материалы, задания, где сочетается несочетаемое, например – алгоритм и творчество. Предлагается сочинить рассказ, используя заданную последовательность.

 Вот простой алгоритм для построения собственного рассказа: «факт (что произошло) – причины – повод – сопутствующие события – аналогии и сравнения – последствия». О чём бы ни шла речь, автор-рассказчик непременно должен фиксировать все моменты в этой последовательности. Дети с хорошо развитой речью и мышлением вполне успешны в этой работе.

6.     Упражнения, направленные на поиск предметов, имеющих общие признаки и поэтому способных считаться аналогичными, несколько сложнее:

1. Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.).

2.     Усложним задание: назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми.

3.     Аналогичное задание: назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный и т.п.

7.      «Как люди смотрят на мир».

Основная задача педагога — помочь детям в ходе собственных коллективных рассуждений сделать вывод.

Педагог предлагает группе такую задачу: на листе бумаги (или мелом на доске) нарисованы несложные композиции из геометрических фигур или линий, не изображающие ничего конкретного; детям нужно рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?»

Педагог фиксирует ответы по принципу — чем больше вариантов решений, тем лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

 

 

 

Тренинговые занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

 

 

 

г. Муром

2014 г.